102 года назад, в августе 1917 года, Казань едва не погибла из-за пожаров и взрывов на Пороховом заводе. Почему случилась катастрофа? Кто спас город? Чем это обернулось для России?
В 1874 году Всеволод Всеволодович Лукницкий был прикомандирован году на Казанский пороховой завод в чине штабс-капитана и в должности помощника штаб-офицера по искусственной (технологической) части. Через 11 лет он был назначен начальником предприятия – на этой должности Всеволод Всеволодович проработал 32 года. В 1913 году должен был уйти на пенсию, но "22 сентября последовало высочайшее соизволение на оставление его на службе до конца мая 1914 года, дабы дать ему возможность пронести пятидесятилетний юбилей состояния в офицерских чинах на действительной службе." Однако не удалось генералу уйти на пенсию и в 1914 году – началась Первая мировая война и менять руководство в столь сложный период было очень рискованным делом.
Ректор Казанского университета Н. П. Загоскин писал: "Казанский пороховой завод представляет собою обширную огороженную рощу, по которой разбросаны отдельные фабрики, мастерские и другие заводские здания. Занимаемое заводом место носит в народе наименование «городка» — и это, действительно, целый небольшой городок со своим особенным миром, своею собственной администрацией, интересами, злобами дня. К заводу примыкают две его слободки — «ближняя» и «дальняя»."
14 августа 1917 года был обычным рабочим днем. На заводе для нужд фронта трудилось 11600 человек, среди них было 2500 солдат. Во второй половине дня раздался мощный врыв и начался пожар, который затих только к вечеру 18 августа, но взрывы продолжались до 21 августа.
Пожар застал начальника завода за домашним обедом. Генерал-лейтенант Всеволод Лукницкий, которому в то время было 72 года, в спешке бросился на завод.
Он и его сотрудники успели включить дренчерную (от англ. drench — орошать) систему пожаротушения в одной из мастерских. А когда подбежали во второй мастерской, там прогремел взрыв. По дороге в госпиталь Лукницкий умер от потери крови.
Огонь перекинулся на нефтяные баки, стоящие на Казанке. Особенно страшен был взрыв склада с 5000 пудами пороха, происшедший после 7 часов вечера 14 августа. Практически все постройки завода были разрушены. Серьезно пострадали Мало-Игумнова и Адмиралтейская слободы. Жители Казани массово бежали из города - паника поддерживалась слухами о том, что если взорваться пороховые склады, то будет уничтожен весь город.
Однако большая часть взрывчатых веществ была затоплена водой из водохранилищ, что предотвратило более крупные взрывы. Лукницкому и его помощникам удалось главное - запустить дренажную систему, незадолго до этого построенную бельгийскими спе¬циа-листами, в результате чего большинство артскладов и часть цехов оказались под водой, это спасло не только Заречье, но и большую часть Казани.
Последствия пожара были ужасны. Пострадало 542 здания, из которых 156 подверглись полному разрушению, 193 сильно повреждены. Погибли 13 человек, всего же жертвами катастрофы стали 172 человека. Пожарами было уничтожено 12 000 пулемётов (всего в Первую мировую войну было произведено и доставлено на фронт около 30 000 пулемётов) и один миллион снарядов на складах. Из имеющихся порохов и зарядов 46 тыс. пудов сгорело, 32,4 тыс. пудов взорвались, сгорели все запасы нефти и мазута 1,8 млн пудов(29,5 тыс. тонн).
Главное военное предприятие Российской империи было остановлено, а русская армия осталась без оружия и боеприпасов. После случившейся в Казани трагедии воевать России стало попросту нечем.
Разобраться в причинах Казанской катастрофы должна была специальная следственная комиссия. Она пришла к выводу, что пожар был начат небрежным караульным, который бросил окурок около станции Пороховой.
Через месяц началось, так называемое "Корниловское выступление". Верховный главнокомандующим Русской Армией генерал от инфантерии Лев Георгиевич Корнилов предпринял попытку установления военной диктатуры с целью восстановления в России "твёрдой власти" и предотвращения с помощью военной силы прихода к власти большевиков. Обвинение в сотрудничестве революционеров с Германией было одним из причин мятежа, в том числе большивиков обвиняли в поджоге Казанского завода.
А во время советской власти официальное объяснение взрыва было основано не на небрежности, а на происках контрреволюционного движения. Они якобы разрушили завод, чтобы обвинить пролетариат в содействии Германии.
Большевистское правительство решило восстанавливать предприятие: шла Гражданская война, стране были нужны боеприпасы. Эти работы начались сразу после освобождения города от белочехов в сентябре 1918 года.
Кстати, спасителя Казани году Всеволода Всеволодовича Лукницкого похоронили с почестями возле Никольской церкви Пороховой слободы. После отпевания офицеры Порохового завода и офицеры Казанского гарнизона на руках пронесли Лукницкого через Адмиралтейскую дамбу, процессию сопровождали два военных оркестра и тысячи жителей города.
А в 1927 году церковь разрушили, могилу потеряли. Ходят слухи, что тело Лукницкого перезахоронили - в небольшой часовне, но документальных подтверждений этого нет. Кирпич от разрушенного Храма пошёл на строительство жилого дома, под которым, возможно, и осталась могила генерала.
В августе 2005 г. в Казани прошло торжественное открытие бюста генералу от артиллерии начальнику Казанского порохового завода Всеволоду Всеволодовичу Лукницкому.
Вот, как-то так...
Виолетта Крымская
Статья подготовлена по материалам из открытых источников
Рейтинг публикации:
|