Смута. 1919 год. 100 лет назад, 3 июля 1919 года, после захвата Крыма и Донбасса, Харькова и Царицына, Деникин поставил задачу взять Москву. 9 июля Центральный комитет компартии Ленина выдвинул лозунг: «Все на борьбу с Деникиным!» Красное командование предпринимает чрезвычайные меры по укреплению Южного фронта.
Парад после освобождения Харькова Добровольческой армией. В центре (третий слева) главнокомандующий ВСЮР А. И. Деникин, за ним по его левую руку начальник штаба ВСЮР И. Романовский
Наступление армии Деникина. Победы: Крым, Донбасс и Харьков
В июне 1919 года развилось стратегическое наступление Вооруженных сил Юга России под командованием Деникина. Добровольческая армия прорвала стык 13-й красной армии и 2-й Украинской армии и стала развивать наступление на Харьков. 3-й армейский корпус ВСЮР начал наступление с Ак-Монайских позиций в Крыму. 18 июня 1919 года в районе Коктебеля высадился десант под командованием Слащёва. 23 – 26 июня правительство Крымской социалистической советской республики эвакуировалось в Херсон. Белые заняли Крымский полуостров.
Добровольческая армия Май-Маевского быстро развивала наступление и отбросила разбитые части 13-й и 8-й красных армий за Северный Донец. Красное командование спешно пытается организовать оборону в Харькове и Екатеринославле. Туда стягивают резервы, самые крепкие коммунистические части, курсантов. Троцкий требовал поголовного вооружения и обещал удержать Харьков. Одновременно красное командование готовит фланговый контрудар, в районе Синельниково концентрируется ударная группа из частей бывшей 2-й Украинской армии, преобразованной в 14-ю армию под началом Ворошилова. Красные планируют фланговым ударом вывести из-под ударов белогвардейцев 8-ю и 9-ю красные армии, движением от Синельников в район Славянск – Юзовка (современный Донецк) остановить движение противника на Харьков. Затем одновременным контрнаступление 14-й армии и харьковской группировки вернуть Донецкий бассейн.
Однако этот план потерпел неудачу. Армия Ворошилова не успела завершить перегруппировку. 23 – 25 мая (5 – 7 июня) 1919 года корпус Шкуро разгромил части Махно под Гуляй-Полем. Затем белогвардейцы развили наступление на север, к Екатеринославу, в ряде боев разбили по частям не успевшую сосредоточиться 14-ю армию и стремительно выходили к Днепру. В это же время южнее группа генерала Виноградова успешно наступала на Бердянск и Мелитополь. А 3-й армейский корпус занимал Крым.
Успешно прикрыв, таким образом, левый фланг, Май-Маевский развил наступление 1-го армейского корпуса Кутепова и Терской дивизии Топоркова на Харьков. Не давая красным опомниться, белые стремительно продвигались вперёд. Терцы Топоркова 1 (14) июня взяли Купянск, к 11 (24) июня они охватили Харьков с севера и северо-запада, перерезав коммуникации харьковской группировки красных, громя подходившие подкрепления противника. Правый фланг корпуса Кутепова 10 (23) июня взял Белгород, перехватив сообщение Харькова с Курском. В ходе пятидневных боев харьковская группировка красных была разбита и 11 (24) июня белогвардейцы взяли Харьков.
Таким образом, Белая армия захватила Донбасс, Харьков, к концу июня 1919 года заняла весь Крымский полуостров, всё нижнее течение Днепра до Екатеринослава. 29 июня войска Шкуро взяли Екатеринослав. Правый фланг Южного фронта (13-я, 8-я, 9-я и 14-я армии) красных понёс тяжелейшее поражение. Красные отступали, тысячи солдат дезертировали. Боеспособность резко упала, целые части бежали без боя. Остатки 14-й красной армии и крымской группировки отошли за Днепр, 13-й армии – Полтаву.
Деникин в танковых частях своей армии, 1919 год
Чествование генерала Кутепова в Харькове в 1919 году на одном из парадов ВСЮР
Наступление Донской армии
В это же время в наступление перешла Донская армия генерала Сидорина. Конница Мамонтова, прорвав фронт на стыке красной 9-й армии, вышла в тыл 10-й армии. Донцы форсировали Дон выше устья Донца, за четверо суток прошли 200 вёрст, занимая правый берег Дона, громя красные тылы и поднимая станицы. 25 мая (7 июня) белоказаки были на Чире, а 6 (19) июня, перерезав железный путь Поворино – Царицын, и двинулась дальше, частью вверх по Медведице, часть в обхват Царицына.
Вторая группа Донской армии, переправившись у Калитвы, направилась по Хопру на Поворино. Третья группа белоказаков, форсировав Донец по обе стороны Юго-Восточной железной дороги, преследовала остатки 8-й красной армии на воронежском направлении. Отдельный конный отряд генерала Секретева направился на северо-восток в район восстания казаков Верхне-Донского округа.
Таким образом, белые взяли вверх и на центральном участке фронта. В результате успешного прорыва Донской армии части 9-й и части 8-й красных армий были разгромлены. Белоказаки объединились с восставшими Верхне-Донского округа, которые в ходу ожесточенных и кровавых боев с превосходящими силами красных устояли и дождались помощи. Донская область снова была под контролем белоказачьего командования. Донская армия вышла на линию Балашов – Поворино – Лиски – Новый Оскол. В июне – июле 1919 года донцы вели бои на этом рубеже, особенно упорные на балашовском и воронежском направлениях.
Донская область снова стала мощным центром антибольшевистского движения. 16 (29) июня в Новочеркасске торжественно отпраздновали освобождение Донской земли от красных. Ранее разбитая, обескровленная и деморализованная Донская армия, которая в середине мая насчитывала всего 15 тыс. бойцов, воспряла духом и концу июня насчитывала уже 40 тыс. человек.
Командование Донской армии на соборной площади Новочеркасска (5 — командующий Донской армией генерал В. И. Сидорин), июль 1919 года
Штурм Царицына
Кавказская армия Врангеля также успешно наступала, развивая успех после побед на реках Маныч и Сал. 10-я красный армия, понеся тяжелое поражение, отступала. Красные прикрывались арьергардом – сохранившими боеспособность конными полками Думенко, разрушили единственную железную дорогу и мосты, сбивая темны движения противника. Однако Кавказская армия, продолжала марш по безлюдной степи, ведя бои с сильным противником. 20 мая (2 июня) белые овладели последним серьёзным препятствием перед Царицыном — позицией на реке Есауловский Аксай. В дальнейшем белое командование могло выждать, чтобы дождаться починки мостов, железных путей, чтобы могли подойти бронепоезда, подвезти танки, самолеты, подойти подкрепления, или используя фактор быстроты и внезапности, продолжать наступление и на плечах красных ворваться в Царицын. Врангель выбрал второй вариант и продолжил наступление.
1 (14) июня 1919 года войска Кавказской армии атаковали укрепления Царицына. Однако красное командование успело подготовить город к обороне. К Царицыну перебрасывали подкрепления, новые части из Астрахани и Восточного фронта (до 9 новых полков). Командующий 10-й армией Клюев (он заменил раненого Егорова) сумел хорошо организовать оборону города. Были подготовлены две оборонительные позиции, которые проходили по внешнему обводу окружной железной дороги и пригородам Царицына, на его окраинах. В качестве подвижных огневых групп были использованы семь бронепоездов. По данным белой разведки, царицынская группировка красных начитывала 21 тыс. человек (16 тыс. штыков и 5 тыс. сабель) при 119 орудиях. Их поддерживала Волжская военная флотилия.
Проволочные заграждения, сильный гарнизон, многочисленная артиллерия и большие запасы снарядов, делали царицынские позиции труднопреодолимыми. В результате двухдневный штурм 1 – 2 (14 – 15) июня закончился поражением Кавказской армии. Белогвардейцы натолкнулись на мощную оборону, не могли прорвать позиции красных без поддержки артиллерии бронепоездов, и понесли большие потери. 4 (17) Красная Армия перешла в контратаку и отбросили противника от города. Однако красные не имели сил, чтобы одержать решительную победу. Армия Врангеля отошла на несколько верст и закрепилась на реке Червленой, где и в течение полутора недель готовилась к новой атаке.
В это время силы Добровольческой армии заметно возросли. Мосты и железную дорогу восстановили, прибыло 5 бронепоездов, Первый танковый дивизион (его сняли с харьковского направления), броневики, авиация. На помощь Врангелю переброшена из Ростова вновь сформированная 7-я пехотная дивизия генерала Бредова (бывшая бригада Тимановского, вывезенная из Румынии). Переброску дополнительных сил удалось скрыть от противника. Поэтому новый мощный удар стал неожиданным для красных. 16 (29) июня 1919 года Кавказская армия снова начала штурм царицынских позиций. Танки, броневики и бронепоезда прорвали оборону красных. За ними в прорыв вошли пехота и конница. Первая позиция была взята. Однако красноармейцы упорно дрались на второй позиции, у самого города. Только 17 (30) июня войска группы Улагая пробились в город с юга, а запада Царицын обошли корпуса Покровского и Шатилова. Остатки разбитой 10-й красной армии отступили вверх по Волге, преследуемые кубанцами. О степени ожесточенности боя за Царицын говорит факт потерь белого командного состава: погибли 5 начальников дивизий, 2 командира бригад и 11 командиров полков.
Таким образом, армия Деникина одержала важную победу и на правом фланге. 10-я красная армия потерпела тяжелое поражение в битве за Царицын. Белые взяли Царицын, большое количество пленных, их трофеями стала артиллерия Царицынского укрепрайона, большие запасы поволжской базы Красной Армии. Белая армия перерезала Волжский путь и получила возможность развить наступление вверх по реке, на Саратов.
Только на одном направлении армия Деникина потерпела неудачу. Направленный с Северного Кавказа на Астрахань генералом Эрдели 5-тыс. отряд, который двигался двумя колоннами — от Святого Креста степью и от Кизляра берегом моря, свою задачу не выполнил. Это было связано с рядом факторов: неустойчивостью кавказских формирований, пустынностью театра и отсутствием развитых коммуникаций, невозможностью наладить нормальное снабжение и восстаниями в тылу (в Чечне и Дагестане). Кроме того, до конца июня британцы тормозили передачу Каспийской флотилии, и слабые белые военно-морские силы не могли поддержать наступление сухопутных сил, защитить приморский фланг от сильной красной Волжско-Каспийской флотилии.
В результате в середине июня белые войска были в 50 верстах от Астрахани, но затем их оттеснили. Наступление на Астрахань не удалось и после взятия Царицына. Сформированные на Кавказе части были ненадежны, и операция замерла.
Агитационная фотография бронепоезда Вооружённых сил Юга России "Единая Россия", царицынское направление. Изображение негативное
Московская директива
Таким образом, войска ВСЮР к концу июня – началу июля 1919 года, нанеся тяжелое поражение силам Южного фронта Красной Армии, вышли на линию Херсон – Екатеринослав – Белгород – Балашов – Царицын, и упирались своими флангами в Днепр и Волгу.
18 июня (1 июля) 1919 г. в Царицын прибыл Врангель. 20 июня (3 июля) в город прибыл главнокомандующий ВСЮ Деникин. Он огласил знаменитую «Московскую директиву», план стратегического наступления Белой армии с целью взять сердце России – Москву. Кавказская армия Врангеля должна была выйти на фронт Саратов – Балашов – Ртищев, сменить на этих направлениях донцов и развить наступление на Пензу, Арзамас и далее — на Нижний Новгород, Владимир и Москву. Также Врангель должен был выделить отряды для соединения с Уральской армией и для захвата нижней части Волги. Донская армия Сидорина должна была до смены её врангелевцами продолжать наступление на камышинском и балашовском направлениях. Остальные войска донцов должны были наступать на воронежском и елецком направлениях. Добровольческая армия Май-Маевского получила задачу наступать на Москву на курско-орловском направлении. Левый фланг Добровольческой армии должен был выйти на линию Днепра и Десны, захватить Киев. На приморском направлении войска генерала Добророльского (3-й армейский корпус) получили задачу выйти на Днепр от Александровска до устья, затем занять Херсон, Николаев и Одессу. Белый Черноморский флот должен был поддержать наступление сухопутных войск на приморском театре.
Таким образом, армия Деникина собиралась наступать на Москву кратчайшими направлениями – курским и воронежским, прикрываясь на левом фланге движением к Днепру, успехами в Малороссии. Морально белогвардейцы, после одержанных убедительных побед и развала Южного фронта красных, были на взлёте. Большинство белогвардейцев мечтали «идти на Москву», Большая часть белых командиров, включая командира Добровольческой армии Май-Маевского, начштаба ВСЮР Романовского и командира 1-го армейского корпуса Кутепова считали это решение единственно верным.
В конце июня – первой половине июля 1919 года войска ВСЮ одержали новые победы. Западный фланг Добровольческой армии, отбросив войска 13-й красной армии и конной группы Беленковича, захватил Полтаву. В низовьях Днепра корпус Добророльского при поддержке Черноморского флота и британского крейсера, занял Кинбурнскую косу и Очаков, закрепившись в нижней части Днепра. На восточном фланге армия Врангеля, вместе с правым флангом Донской армии, снова разбила 10-ю красную армию, которая пыталась перейти в контрнаступление и 15 (28) июля) взяла Камышин. Передовые части белых вышли на дальние подступы к Саратову.
Тем временем красное командование предпринимает чрезвычайные меры по восстановлению боеспособности Южного фронта. 9 июля советское политическое руководство провозгласило лозунг: «Все на борьбу с Деникиным!» На юг перебрасывают резервы, пополнения, части с других фронтов. Уже в июле 1919 года численность войск Южного фронта была доведена до 180 тыс. человек при 900 орудиях. Поэтому дальнейшее наступление деникинцев на север во второй половине июля – начале августа сильно замедлилось и было небольшим.
Также стоит отметить, что армии ВСЮР имели сравнительно небольшую численность, малый мобилизационный потенциал, растянутые коммуникации и обширный фронт с большим количеством важных направлений, чтобы развить мощное стратегическое наступление на Москву. Войска ВСЮ наступали на трёх расходящихся направлениях. У армии Деникина не было сил, чтобы вести решительное наступление на каждом направлении. Трудно было найти войска, чтобы создать резерв главнокомандующего. Каждая переброска частей с одного направления на другое вызывала раздражение и обиды командующих отдельными армиями. Так, командующий войсками Северного Кавказа генерал Эрдели выражал недовольство направлением сильных кубанских частей на царицынское направление. Он опасался восстаний в Чечне и Дагестане, распада Терского войска, сложной была ситуация на границе с Грузией. Командующий Кавказской армией Врангель требовал переброски ударных соединений Добровольческой армии на его участок фронта. По его мнению, его армия, почти не встречая сопротивления, шла на Москву. В свою очередь генерал Май-Маевский отмечал, что в случае переброски части его войск в состав Кавказской армии ему придётся оставить Екатеринослав, или обнажить полтавское направление. Генерал Сидорин требовал передачи подкреплений в первую очередь Донской армии. Когда белые наступали на Волге командование Кавказской армии хотела направить 1-й Донской корпус на Камышин, а командование Донской армии – на Балашов и т. д. Поэтому довольно быстро первый энтузиазм белых потух, начались серьёзные проблемы и на передовой, и в тылу.
Народ приветствует Деникина после взятия Царицына. Июнь 1919 г. Источник: https://ru.wikipedia.org
Предложение Врангеля
В это время снова начался спор в командовании Белой армии по поводу стратегии, главного направления наступления. Ранее Врангель и начальник его штаба Юзефович уже предлагали направить главные усилия на восточный фланг ВСЮР, прорываться навстречу армии Колчака. Однако тогда их предложение было отвернуто главнокомандующим Деникиным и начальником его штаба Романовским.
Фактически штаб Врангеля вёл внутреннюю политическую борьбу с Деникиным. Врангель хотел показать превосходство своих стратегических и тактических планов, свалить вину за неудачи на штаб ВСЮР во главе с Романовским и лично на Деникина. В ряде телеграмм за май – август 1919 г. и письме от 28 июля барон Врангель бросил тяжелые обвинения Деникину. Эта интрига была поддержана британцами, политической оппозицией и после провала похода на Москву, Деникина смогли устранить с поста главнокомандующего.
Врангель и Юзефович предложили сформировать конную группу для наступления на кратчайших направлениях на Москву – курском и воронежском. Её должен был возглавить Врангель. Для этого предлагалось изъять из Кавказской армии 3,5 кавалерийских дивизии. Деникин опасаясь, что такое ослабление Кавказской армии приведёт к успешному контрнаступлению красных на Волге и падению Царицына, после чего противник снова будет угрожать коммуникациям ВСЮ на ростовском направлении, отклонил это предложение. Действительно, Красная Армия вскоре сконцентрирует на волжском направлении ударную группировку и в августе атакует Кавказскую армию и правый фланг Донской. Армии Врангеля придётся оставить Камышин и отойти к Царицыну.
Врангель обвинял верховное командование в ослаблении Кавказской армии (хотя сам предлагал изъять из неё коные дивизии для наступления на Москву), когда в состав Добровольческой армии передали 7-ю дивизию, 2-ю Терскую пластунскую бригаду и другие части. Взамен Врангелю передали несколько горских и инородческих полков с Кавказа. Командующий Кавказской армии обвинял Деникина в приостановке начатой им Астраханской операции, что позволяло использовать белую Каспийскую флотилию на Волге, нанести удар на Саратов и Самару, соединиться с Уральской казачьей армией, что вело к краху южного фланга Восточного фронта красных и поддерживало армию Колчака. Хотя сам Колчак намечал начало этой операции только после завершения Камышинской, с созданием фронта Балашов – Волга. Кроме того, Врангель жаловался на плохое снабжение войск, второстепенностью материального обеспечения Кавказской армии по сравнению с Добровольческой.
Таким образом, претензии Врангеля были связаны с его политическими амбициями. Его идеи были противоречивы: сначала он предлагал сосредоточить все силы на царицынском направлении (весной); затем забросить волжское направление и направить конницу Кавказской армии на харьковско-курское; потом жалуется, что его армия ослаблена тем, что Донской корпус Мамонтова перебросили на левый берег Волги. При этом войска Деникина уже не могли помочь армии Колчака, она была разбита уже в апреле – мае 1919 года и начала безостановочное отступление на Восток. А Уральская армия была изолирована, была в 300 верстах от врангелевцев и не имела задачи прорываться к Волге. В целом, если бы предложения Врангеля приняли, то Белую армию всё равно разбили, возможно, ещё быстрее, чем это произошло в реальности.
Источник карты: https://bigenc.ru