Цивилизация майя развивалась в тропических лесах на юге современной Мексики и в Гватемале. Возникнув в III веке н.э., она достигает расцвета в период с VII по IX век. Организация народа майя базировалась на независимых городах, поэтому майя иногда называют "греками Нового Света". Каждый город-государство контролировал какое-то количество деревень, население которых занималось сельским хозяйством, основной отраслью тогдашней экономики. Тикаль ( в современной Гватемале) с его 3000 зданий и населением от 20 до 40 тысяч человек был законченной моделью города-государства майя, настоящим культурным и религиозным центром, имевшим тесные торговые и политические связи с соседями.
Пирамиды Тикала раньше были выкрашены в красный цвет. Вверху находился маленький храм, а над ним - черепичный конёк, украшенный цветными изображениями. Центральную площадь любого города майя окружали скульптурные стелы с изображением царей и множеством надписей. Стелы располагались через равные промежутки, что позволяло разобраться с разными видами календарей и с последовательностью правящих династий.
Города Тикаль, Паленке (юг Мексики) и Копан (Гондурас), властвовавшие над другими, более мелкими городами, соперничали друг с другом, особенно в VIII веке, но ни один из них не смог распространить своё влияние на всю территорию, где проживали майя.
Тикаль - один из крупнейших городов майя
Цивилизация так называемого классического периода распалась в начале X века - вероятно, по экономическим причинам. Но культура майя частично выжила в период правления мексиканских захватчиков, которые обосновались на Юкатане: сначала это были тольтеки, занявшие Чичен-Ицу в X веке, затем ица, основатели города Майяпан (XIII век).
Город Чичен-Ица
Чичен-Ица представлял собой смесь культур майя и тольтеков, которые обосновались там в X веке под защитой Кукулькана: на языке майя это имя легендарного "Пернатого Змея". Ему была посвящена большая пирамида - "Кастильо" - в центре города. В столице майя-тольтекского царства находилась также самая большая из всех древних городов Центральной Америки площадка для игры в мяч.
Пирамида общественных классов, созданная мексиканским художником XX в. в стиле фресок майя, найденных в Бонампаке (Мексика), представляет иерархическую организацию древних городов-государств.
Пирамида общественных классов майя
На вершине пирамид в своём огромном царственном головном уборе из перьев находится Великое Солнце, Мах К'ина, наследный монарх, посредник между богами и людьми, который и сам почитался как бог, ответственный за правильный ход вещей в мире. Прямо под ним - высшие сановники, близкие к правящей династии. Второй общественный слой объединяет воинов (которых можно узнать по оружию и доспехами из настёганного хлопка), знать и жрецов. Объединённые в корпорации ремесленники и купцы, снабжающие их дорогими материалами, отличаются от простого люда (крестьян, подёнщиков, рабов), который образует основу пирамиды.
Сеноты - естественные колодцы, из которых города майя получали воду для бытовых нужд. В священном сеноте под названием "колодец Жертвоприношения" в Чичен-Ица обнаружены следы жертвоприношений и человеческие останки.
Вселенная майя
Произведения искусства и письменные свидетельства, в частности "Пополь Вух" (книга совета майя-киче) и сборник "Чалам Балам", составленный после испанского завоевания, говорят о том, что мир майя состоял из тринадцати высших уровней и девяти преисподних. Небо представлялось им выгнутым дугой туловищем огромной двуглавой змеи, а Земля - плоской поверхностью. В четырёх углах вселенной божества бакабы поддерживают спиной небо около четырёх священных деревьев сеиба. Через центр мира проходит пятое дерево сеиба, крону которого венчает солнце в виде птицы. Его корни уходят в преисподней мир, пристанище мёртвых и царство солнца в ночное время. Боги майя двойственны, в них сосуществует Добро и Зло, и проявляется то один их аспект, то другой. Цивилизацию майя создал Ицамана, бог Неба и Жрецов, изобретатель письменности. Особенной почитались бог Маиса по имени Юм-Кааш и бог Дождя Чак. Некоторые обряды требовали от верующего жертвенности, которая могла доходить до принесения в жертву собственной жизни.
Погребальная маска из пластин яшмы, найденная в Тикале. Зелёная яшма ассоциировалась с водой и тем самым - с плодородием и богатством. Ценность яшмы - в её символическом значении, но также и в её редкости.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/hi...