Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » СССР И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ.

СССР И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ.


18-08-2010, 14:57 | Открываем историю / Размышления о истории | разместил: Landgraf | комментариев: (6) | просмотров: (19 385)

(Что было позитивного в Советской системе?)

Сегодня существуют диаметрально противоположные взгляды на советский период. Для одних это период непрекращающегося зла и источник всех сегодняшних бед. Для других  это эпоха достижений и торжества социальной справедливости. Понятно, что объективную картину не отражает ни одна из этих точек зрения.

 

Чтобы дать оценку событиям, составившим эпоху в истории страны, необходимо сопоставить их с чем-то более незыблемым и неизменным, чем наша текущая жизнь. Подобным критерием могут быть те общечеловеческие, духовно-нравственные ценности, которые пытается вносить в свою жизнь каждое поколение, каждое общество. Успех таких попыток определяет ступень развития этого общества.

Как известно, история не имеет сослагательного наклонения, но иногда стоит подумать, как могла бы сложиться жизнь, сумей мы избежать тех роковых ошибок, которые впоследствии определяли развитие государства, человека, исторические судьбы страны.  По прошествии времени  мы получаем возможность более отстраненно смотреть на вещи, панорама событий приобретает более четкие и ясные контуры. Мы видим, что было сделано не так и как надо было поступить, чтобы найти пути развития, адекватные заданным целям.

В этой статье мы будем анализировать основные идеологические и социальные устои советского периода по схеме:

а) что было заявлено – б) что из этого получилось и в чем были ошибки – в) что надо было делать, чтобы их избежать.

 

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ:

1. Принцип Общего блага.

а) Советская идеология своим ведущим принципом избрала коллективное стремление к общему благу, в отличие от западной модели, в основе которой лежала конкуренция.

Об общем благе, т.е. о том, чтобы всем жилось хорошо, наиболее продвинутые умы человечества мечтали во все времена. Но реальные предпосылки для этого появились лишь в современную эпоху. Развитие технологий и повышение образованности человечества сейчас позволяет обеспечить каждому разумный прожиточный минимум и условия для развития его духовного и интеллектуального потенциала. Но все это возможно лишь в том случае, если общество сознательно поставит перед собой такую цель.

 

б) Что из этого получилось и в чем были ошибки.

Принцип общего блага выродился в так называемую «уравниловку». С одной стороны, любой гражданин имел прожиточный минимум. Не было бездомных, безработных, голодных. С другой стороны – реальная зарплата большинства населения не слишком превышала  этот жизненный минимум. Лодырь, пьяница и посредственность получали те же деньги, что и добросовестные работники, не говоря уже о людях, одаренных и творчески развитых. Рационализаторы и изобретатели получали символическую одноразовую премию или «Почетную грамоту». Оплата труда не отражала реальный вклад человека в общий труд. Интеллигенция, работники умственного труда, чаще всего получали намного меньше, чем рабочие.

Государство не ценило интеллигенцию. Утверждалось, что любой рабочий при желании может получить образование и стать работником умственного труда. В советский период бытовала поговорка: «Любая кухарка может управлять государством».

В то же время роль интеллигенции и творческих работников искусственно занижались. (Ведь СССР был государством рабочих и крестьян). Иерархия приоритетов была искажена. Статус работника умственного труда, его общественный авторитет были намного ниже, чем общественный статус и авторитет рабочего человека. Это выражалось в зарплате, в разнарядках по приему в КПСС, в выделении путевок и др. образом.

Пирамида заявляемых государством ценностей оказалась перевернутой. Интеллигенция, призванная быть ее вершиной, оказалась внизу, зачастую ей отводилась роль обслуги рабочего класса и его представителей – партийной номенклатуры. Такой принцип был заложен уже при самом формировании государства рабочих и крестьян.

Общее благо незаметно превратилось в благо номенклатурного слоя партии, который присвоил себе право олицетворять Советское государство. Благо реальных людей оказалось на втором плане. Произошла подмена – интересы общества и составляющих его людей, заменили интересами небольшой прослойки, которая как бы официально представляла все общество. Искреннюю самоотверженность лучшей части первых коммунистов более поздние «избранники народа» заменили стремлением к сытой жизни и всевозможным материальным благам. Партаппарат присвоил себе право олицетворять государство, лишив этого права остальную часть общества. Заявлялось, что народ сам выбирает лучших представителей в органы власти. В действительности кандидатуры не выдвигались народом, а «спускались сверху» и все организованно голосовали за них. Таким образом, номенклатурный слой воспроизводил себя, пополняя свои ряды такими же серыми, посредственными, безликими личностями. Их отличала повышенная агрессивность, цинизм, хамство по отношению к подчиненным и  сервильность к вышестоящим. Концентрация материальных благ и привилегий в руках партийной элиты создала прецедент – оказалось, что в стране всеобщего равенства некоторые могут быть «равнее».

Следующим шагом стало появление так называемой «торговой элиты». Представители профессий, связанные с распределением и торговлей дефицитными товарами, выделились в особую прослойку со своим стилем жизни, поведения и «понятиями» (представлениями о том, как следует жить).

Со временем такого рода «элиты» стали появляться во всех сферах, где присутствовал принцип распределения материальных и всех прочих благ.

Советская идеология утратила духовную основу. В результате остались правильные лозунги, которые любой бюрократ мог повернуть по своему усмотрению. Без духовного фундамента смысл этих лозунгов стал фикцией оторванной от жизни.

Изначальная ошибка идеологов Октябрьской революции состояла в том, что определяющую роль они отводили политическому, экономическому, социальному развитию. Одной из основных целей они ставили создание общества (и человека) нового типа. Но реализацию этой цели они видели в первую очередь в политических, экономических и социальных реформах, отводя духовно-нравственной сфере второстепенную (подчиненную, служебную, зависимую) роль. Таким образом, главный фактор развития человека был вынесен за скобки начавшихся преобразований. Предполагалось, что по мере роста общего благосостояния народа потребность в интеллектуальном, культурном и духовно-нравственном развитии будет расти сама.

Тем не менее, искренний энтузиазм поколения революционеров родил такие высокие примеры самоотверженности и героизма, что на этих примерах было воспитано не одно поколение советских граждан. Великая Отечественная война также дала немало примеров истинного героизма. Народ объединяло чувство сплоченности, взаимопомощи, стремление восстановить свою страну. Но прошло не так много времени, страна встала из руин, благосостояние народа выросло, но героические образы для подражания оставались те же, что 30 и 40 лет назад. Идеологические лидеры страны не считали нужным (да и не были способны) мыслить адекватно времени. Образы положительного героя в литературе и кино стали терять свою жизненность, становились малоубедительными, т.к. уже не соответствовали требованиям времени. Ни идеологи страны, ни творческие работники (за редкими исключениями) не смогли уловить героизм мирного времени и создать убедительные образы, которым хотелось бы следовать. Не стало живых примеров рождающих высокий энтузиазм. Благосостояние народа выросло, но рост потребности в интеллектуальном, культурном и духовно-нравственном развитии дал сбой. В обществе стали преобладать потребительские ценности. Героизм, самоотверженность, служение общему благу все больше стали восприниматься как атрибуты прошлого, устаревшие для современного мира.

 

в) что надо было делать, чтобы этого избежать.

Структура общественных приоритетов должна была выглядеть следующим образом:

- Мнение наиболее образованной, творчески мыслящей, нравственно адекватной части общества должно было играть решающую роль при формировании главных направлений развития страны. Творческие, талантливые люди во всех областях должны были стать реальным богатством нации. Именно они должны были определять стратегию развития общества.

- Оплата труда должна была соответствовать реальному вкладу человека в общий труд. Умственный, творческий труд должен был оцениваться выше, чем физический. Профессии, связанные с духовным и физическим здоровьем человека (учителя, врачи, работники культуры), должны занимать особое место. Общественный статус и оплата труда этих работников должны соответствовать их роли, которая неизмеримо выше, чем сегодня принято считать.

- Партийная номенклатура со своими привилегиями тормозила развитие страны. Ее должны были заменить лучшие люди в своих областях – самые одаренные, талантливые, профессионально грамотные,  стратегически мыслящие и духовно состоявшиеся.

 

2. Соотношение личного и общественного.

В советское время по умолчанию считалось, что личное вторично по отношению к общественному.

Как известно, принцип общего блага автоматически предполагает заботу о том, чтобы всем было хорошо. Т.е. личное благополучие всецело зависит от благополучия всего общества.

Если сравнить общество с биологическим организмом, а личность с одной из его клеток, то становится понятно, что клетка организма не может существовать благополучно, если страдает весь организм. Если же она отделяет себя от организма, замыкается на себе, на собственном благополучии, то она неизбежно превращается в раковую клетку со всеми вытекающими последствиями. Из раковых клеток невозможно построить здоровый организм, если таких клеток станет много, человек погибнет.

б) что из этого получилось и в чем были ошибки.

Получился слишком сильный перекос в сторону общественного. При этом интересы общего блага были подменены интересами правящей бюрократии.

Значение личности было нивелировано, считалось, что незаменимых людей нет. «Производственные» обязанности ставились выше общечеловеческих. Зачастую преобладал принцип: «цель оправдывает средства». Оплата труда не соответствовала вложенному труду, но это считалось нормальным, ведь люди трудились не для личного обогащения, а для блага страны, партии, общества.

Тормозился процесс индивидуализации, неординарные личности не были востребованы. Инициировалось стадное общественное поведение. Сильный отпечаток на эти процессы наложили сталинские репрессии, когда были уничтожены наиболее неординарные, выдающиеся, творческие, незаурядные люди. Выжили в основном посредственности. Именно им мы обязаны жизненному кредо «Не высовываться», «Будь как все» и т.д., что наложило отпечаток на формирование мировоззрения последующих поколений.

в) что надо было делать, чтобы этого избежать.

Чтобы обеспечить будущее страны, надо было воссоздать творческую, талантливую, нравственно здоровую прослойку интеллигенции, уничтоженную в годы репрессий. Первым условием для этого должно служить уважение к человеческой личности. Общественные условия должны были способствовать формированию полноценных всесторонних индивидуальностей, из которых потом формируется не послушное стадо «рабочих и крестьян», а думающее, нравственно полноценное общество.

Благополучие личное и благополучие общественное не должны были конфликтовать и подавлять друг друга. Из антагонистических отношений, к которым они пришли, эти процессы, должны были вырасти во взаимодополняющие и взаимообогащающие друг друга.

 

3. Единение. Объединение. Коллективизм. 

Принцип общего блага также предполагает единство устремлений всех членов общества. Не разделение по национальному, классовому, имущественному и т.п. признаку, не конкуренция, а единство общих принципов жизни, основных ценностей, и объединение усилий для их достижения.

В ХХ столетии общество в своем развитии подошло к моменту, когда только благодаря коллективным усилиям можно было сделать скачок вперед. Объединение в одном направлении творческих энергий многих людей поможет открыть новые возможности, недоступные до этого. Индивидуальное развитие позволяет человеку достичь очень многого, но полное раскрытие его возможностей происходит в коллективе людей с созвучными интересами и устремлениями. СССР стал первой, но не очень успешной, попыткой такого добровольного объединения для лучшего развития.

б) что из этого получилось и в чем были ошибки.

Принцип коллективизма был извращен проведением насильственной коллективизации. Был нарушен основной принцип объединения – добровольность. В последствии понятие «коллективизм» стало ассоциироваться с заменой личного (мнения, имущества…) на общественное.

Самооценка личности искусственно занижалась. Ценность отдельного человека, в общественном сознании, была настолько низкой, что он не верил ни в свои силы, ни в то, что от него что-то действительно зависит. Роль «винтика» и маленького человека  инициировалась  и подпитывалась существовавшей в то время идеологией. В расчет принималось только мнение коллектива, а оно, как правило, заранее вырабатывалось производственным начальством или партийной бюрократией.

Понятия единения и коллективизма со временем стали чисто плакатными, никто уже не задумывался об их первоначальном смысле.

в) что надо было делать, чтобы этого избежать.

В первую очередь надо было устранить последствия психологических травм, нанесенных коллективизацией. Надо было очистить понятие коллективизма и единения. Ведь подлинный коллективизм не имеет ничего общего с обезличиванием и деперсонализацией индивида, равно как и с явлением корпоративности.

Самым коварным для советского общества стал период 60-х – 70-х годов, когда послевоенная нищета была преодолена, и практически все население страны было обеспечено разумным прожиточным минимумом. Идеология того времени предполагала, что удовлетворение базовых потребностей развяжет руки рабочему человеку, и он направит все силы на раскрытие своих способностей, своего внутреннего потенциала в коллективном труде на общее благо. Но, когда наступил этот момент, все пошло иначе. Качественного скачка не произошло. К тому времени понятия единства и коллективизма стали чисто плакатными понятиями. Уже не было общенациональных идей такой силы, которые могли увлечь весь народ. И как следствие стремления людей стали замыкаться на личных проблемах. Материальные потребности населения продолжали расти. Привлекал образ жизни партийных чиновников и разных торговых и подобных элит.

Чтобы страна получила новый импульс к развитию, надо было стимулировать возникновение объединений нового типа. Если в предшествующее время люди были вынуждены объединяться ради выживания и самозащиты, то в 60-е – 70-е годы ХХ века, когда вопрос прожиточного минимума был практически решен, возникли условия для объединения по другому принципу – вокруг общих идей, общих начинаний, на желании чем-то поделиться с другими.  На смену принципу выживания, ориентированному на элементарные нужды, мог прийти центробежный принцип, желание поделиться с другими всем тем лучшим, чем человек обладал сам – знаниями, идеями, мастерством... Человек, наконец, мог позволить себе выйти из тисков обеспечения собственных нужд и начать реализовывать себя в созвучных ему областях.

Если бы идеологами того времени такая задача была осознана, как единственно правильная, она имела бы вполне реальные шансы на свое осуществление.

 

4. Патриотизм.

Патриотизм советского человека не был абстрактным чувством, внушенным кем-то. Он обуславливался реальными взаимоотношениями человека и государства.

Вот хорошая цитата на эту тему:

«Роль государства. Человек, как часть государства».  Для советского человека – это было очень важное понятие. Вся собственность принадлежала государству, законы устанавливало и соблюдало государство, от него зависела жизнь каждого. Но нельзя сказать, что государство воспринималось, как нечто отдельное от человека, человек ощущал себя его частью. Беды и радости государства были его бедами и радостями, а в своих личных бедах и радостях он желал участия государства. Он ждал от государства наказания своих обидчиков, ждал улучшения своих бытовых условий, ждал поздравлений с юбилеем, государственных наград по случаю своих достижений. Мы рождались в государственном роддоме, росли в государственном детском саду, учились в государственной школе и институте, получали от государства квартиру, работали на государственном предприятии, получали государственную пенсию, нас хоронили на государственном кладбище. Все это называлось советская власть.

А на эмоциональном уровне эта связь человека с государством проявлялась в чувстве защищенности. Люди знали, что их не бросят в беде, что помогут, что за них кто-то отвечает. Никто не боялся потерять жилье или работу, умереть без медицинской помощи, от голода и холода, не боялся, что в случае его преждевременной смерти его дети и родители пропадут. И еще каждый чувствовал себя отчасти хозяином всего, что его окружало. Переживали по поводу неубранной картошки, по поводу того, что в колхозе все пьют, а коровы стоят недоенные, радовались, когда видели новые дома, когда узнавали об окончании строительства какого-нибудь объекта вроде огромной ГЭС.

Большинство народа действительно испытывало такие чувства: вышел на улицу и знаешь, что все это – твое, приехал в новый город – это твой город, вышел из палатки на реку – вся даль твоя, и ты везде свой, и до всего тебе есть дело. Или когда играет гимн в 6 утра, или когда наш спортсмен стоит на пьедестале и вверх идет наш красный флаг, или когда смотришь парад на Красной площади и печатают шаг войска, или когда смотришь фильм про историю своей страны – тяжелую трагическую, но героическую, но историю своих предков, от которой нельзя отрекаться».* 

б) что из этого получилось и в чем были ошибки.

Патриотическое чувство эксплуатировалось в тех ситуациях, когда необходимо было чем-то компенсировать отставание советской системы в тех или иных областях (военная промышленность, легкая промышленность, автомобилестроение, различие в уровне жизни советского и западного человека…)

Также к патриотическому чувству прибегали, если возникала необходимость чем-то обосновать те или иные бесплатные идеологизированные мероприятия, как-то субботники, сбор макулатуры и металлолома, участие в праздничных шествиях и т.д.

Несоответствие лозунгов и призывов, которые размещались в «красных уголках», парткомах, комитетах комсомола, профкомах, которые писались на транспарантах во время праздничных демонстраций, в различных СМИ, реальному положению вещей, привело к полной дискредитации как партийной, так и бюрократической элиты, к формализации тех идей, которые они пытались навязать народу.

в) что надо было делать, чтобы этого избежать.

Теоретически во главе государства и в идеологических структурах должны были находиться умные, думающие люди, истинные патриоты своей страны, которые смогли бы гибко согласовать в целом правильные идеи социализма с требованиями времени. Ведь жизнь шла вперед, менялось общество, менялось мышление и потребности народа, а на фасадах и в «красных уголках» красовались все те же плакаты, что в 50-е годы.

Серьезную негативную роль в этом процессе сыграли сталинские чистки, которые истребили лучшую часть общества. Остались приспособленцы и посредственности, которые транслировали полную покорность системе и нежелание что-то менять в жизни общества. Страх потерять власть и как следствие, тотальный контроль за наиболее думающей частью общества – вот та психологическая атмосфера, на фоне которой принимались решения тогдашним «отцом народов» и на фоне которой  складывалась жизнь общества. Именно тогда был создан тот принцип государственного управления, который стал воспроизводить себя по однажды созданной схеме. После ухода Сталина принцип подбора руководящих кадров не претерпел каких-либо изменений и система продолжала воспроизводить себя, работая на собственное сохранение  в первоначальном виде. Те «кадры», которых система подбирала, не были заинтересованы в переменах. Механизм самовоспроизведения штамповал все новых и новых адептов старого мышления, в то время как жизнь неумолимо шла вперед.

В устах скомпрометировавшей себя партийной бюрократии справедливые идеи и лозунги воспринимались как насмешка и пародия над тем смыслом, который они содержали. Уже к 80-ым годам эти идеи и призывы стали восприниматься исключительно как идеологический инструмент партийной бюрократии для регулирования производственной, общественной и личной жизни.

5. СВОБОДА СОВЕСТИ

Совесть - внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение. (Словарь Ушакова)

Свобода совести - это свобода морально-этических воззрений человека т.е. выбор в оценке добра и зла, добродетели или подлости, хорошим или плохим поступком, честным или бесчестным поведением и т.д.

 

 "Свобода совести" и "свобода вероисповедания" не тождественны. ... Свобода вероисповедания предполагает свободу выбора той религии, которой человек хотел бы следовать. А свобода совести - это совершенно иное. В этическом плане - это право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, его независимость в моральной самооценке и самоконтроле своих поступков и мыслей. Со временем понятие свободы совести приобрело более узкий смысл - как право каждого человека самостоятельно решать вопрос о том, руководствоваться ли ему в оценке своих поступков и мыслей поучениями религии или нет. Иначе говоря, свобода совести стала выражать отношение человека к религии.

 

Свобода совести в СССР декларировалась как естественное право человека иметь любые убеждения. По сути, это право на собственное мнение.

б) что из этого получилось (в чем были ошибки).

В действительности убеждения и собственное мнение советского человека строго регулировались идеологическими установками. Бытовала даже шутка, что «убеждения человека могут меняться, но только с линией партии». Желаемый и декларируемый нравственный облик советских людей отражал «Моральный кодекс строителя коммунизма»:

Моральный кодекс строителя коммунизма

Утверждён XXII съездом КПСС

1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
8. Взаимное уважение в семье забота о воспитании детей.
9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

Отдельно надо сказать о свободе вероисповедания. В советском варианте она вылилась в свободу от церкви. Хотя официально ее не запрещалось посещать, тем не менее, замеченных в этом вызывали на беседы в комсомольские и партийные организации. Школьное воспитание прививало атеизм. А культ личности Сталина и его последующие преемники сделали все, чтобы самообожествить государственную власть и утвердить себя как высшую ценность. Это привело к фактической деморализации общества, когда классовые интересы ставились выше родственных, нравственных и общечеловеческих.

После революции с водой вылили и ребенка – духовную связь с Высшим. Духовно-нравственные приоритеты уступили место партийно-бюрократическим и производственным. Вместе с философскими пароходами, вместе с навешиванием ярлыков буржуазной и чуждой идеологии, вместе с атеистической пропагандой и многим другим, из жизни людей была исключена многообразная и богатейшая духовная сфера. Юргис Балтрушайтис так писал о том периоде: «Революция: она подожгла наш зачумленный дом с другой стороны, с другого конца иным пламенем; <…> погибла в огне вся прежняя плесень и затхлость жизни, равно как погибло и многое святое на время, а многое святое навсегда».

Свято место пусто не бывает. Оно заполнялось обожествлением первых лиц государства, трансформировалось в трудовой энтузиазм первых пятилеток, восстановление страны, освоение целины, стройки века… 

Ощущение духовной пустоты заполнялось алкоголем, поиском удовольствий, чрезмерным стремлением к материальному благополучию. Вместо духовного богатства, человек не переставая собирал материальные блага.

в) что надо было делать, чтобы этого избежать.

Если свобода совести – это право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, его независимость в моральной самооценке и самоконтроле своих поступков и мыслей, то становится ясным, что эти убеждения должны опираться на прочный духовно нравственный фундамент внутри человека. Если говорить о независимой моральной самооценке и самоконтроле своих поступков, то  они возникают в результате познания себя и мира, а также серьёзной работы над собой. Нельзя ожидать, чтобы все население одновременно развило в себе эти качества, большинству требуются правила, следование которым, позволяет избежать многих ошибок. Значит, Десять заповедей, «Моральный кодекс» и подобные своды правил необходимы и даже неизбежны. Без них единственным регулирующим документом становится Уголовный кодекс.

Есть, правда, и другой путь. Путь нравственного примера. Когда общественные деятели, занимающие ключевое положение в обществе не только провозглашают и декларируют нравственные аксиомы, но и следуют им в реальной жизни. Для людей такой человек становится эталоном, реальным примером для подражания. Если заявленные им ценности не формальный ритуал, не дань традиции, а следование своим глубоким личностным идеалам и принципам, то появляется шанс вызвать к жизни дремавшие в людях до этого позитивные начала, не раскрытые до этого в полной мере. В человеке, как известно, в различных пропорциях есть все – и хорошее и плохое. Все дело в том, что будет востребовано. В людях нельзя хирургически удалить их негативную природу. Она может быть лишь вытеснена расширением их позитивного пространства. Этот путь мог бы состояться в результате отбора на общественно значимые должности людей с высокими нравственными приоритетами, с безупречной репутацией и до конца преданных идее построения нового общества и нового человека.    

Поверх всего этого нужно было посвятить самое пристальное внимание духовно-нравственной сфере человека. Духовное чувство присуще каждому, именно оно лежит в основе самых героических и самоотверженных мыслей и поступков, таких качеств, как честность, совесть, бескомпромиссность.

 

6. От каждого по способностям, каждому по труду

От каждого по способностям, каждому по труду - принцип социализма, провозглашенный в Конституции СССР 1936 г. (После построения социализма предполагался переход к фазе коммунизма, где ведущим принципом будет «От каждого по способностям, каждому по потребностям»). Но труд был не только источником заработка, СССР позиционировался как государство человека труда.

Престижная работа. Такой в СССР считалась работа интересная, а интересными были научные сферы, некоторые виды работ, связанные с риском, с путешествиями, актерская профессия. Школьники хотели стать историками, филологами, физиками, журналистами, дипломатами, геологами, моряками, летчиками, стюардессами, актерами, врачами, педагогами. В общем, кто в чем видел интерес, туда и стремился. Считалось, что неинтересная работа – большое несчастье… Таким образом, для советского человека самостоятельной ценностью была интересная работа, профессионализм, хороший коллектив. Работа была важна сама по себе, а не только как средство для получения денег. Человек уважал себя за то, что он умеет делать, за то, что он умеет что-то делать лучше других, за то, что он приносит пользу обществу, а не за то, сколько он за это получает. Другие уважали его за то же самое. Жизнь в коллективе дополняла жизнь в семье.*

б) что из этого получилось (в чем были ошибки).

Если первая часть этого лозунга - «от каждого по способностям», в

той или иной мере выполнялось, то второй его части - «каждому по труду» так и не суждено было осуществиться. Расценки, ГОСТы, нормативы… когда-то кем-то принятые ограничивали, накладывали жесткие рамки  на оплату труда. Человек знал, что оплата его работы имеет строго очерченные границы, вне зависимости от реально вложенных сил, энергии, творческих усилий…  Критерием оценки оплаты труда, как правило была затрата физических сил. Таким образом, труд рабочего оплачивался в 2-3 раза выше, чем умственный труд.

Не последнюю роль в отношении людей к своему делу сыграла

бесхозяйственность, царившая на большинстве предприятий.

Этому способствовало назначение на руководящие должности партийной номенклатуры, слабо разбирающейся в производственных вопросах.

в) что надо было делать, чтобы этого избежать.

Нужно было поменять иерархию приоритетов, которая изначально была задана неверно. Статус работника интеллектуального труда должен быть выше статуса рабочего, что в том числе должно определяться и уровнем оплаты их труда.

Особое место должны были занять профессии, непосредственно связанные с человеком, с его умственным, психическим и физическим здоровьем – врачи, учителя, работники детских учреждений, социальных служб и т.д.  Одна из высших ступеней в этой иерархии должна быть отведена профессиям формирующим мировоззрение человека, расширяющим его сознание и творческие способности – писателям, художникам, деятелям театра и кино, всему, что формирует духовно-нравственную сферу человека …


7. Каждый человек имеет равные возможности.

Равенство заключалось в первую очередь в бесплатном общедоступном образовании. Каждый независимо от социального, имущественного, национального признака мог поступать в любое учебное заведение. Все зависело только от способностей, желаний и успехов в учебе. У людей всех возрастов были одинаковые возможности найти или поменять работу, т.к. ценились работники с большим трудовым и жизненным опытом. Молодые специалисты после окончания ВУЗа не должны были самостоятельно искать работу, они устраивались по распределению. После обязательных двух лет работы молодой человек мог поменять место работы, если его что-то не устраивало. Пожилые люди, матери с маленькими детьми и инвалиды также легко могли найти себе работу по возможностям. Право человека на труд, право на отдых, право на медицинское обслуживание, право на обеспечение в старости... не только заявлялись, но постоянно реализовывались в жизни.

б) что из этого получилось (в чем были ошибки)

В то время, когда в стране заявлялось о равных возможностях, в государстве уже существовала прослойка партийной номенклатуры, возможности которой были несравнимо шире. Это явилось примером, отправной точкой для последующего стихийного  образования привилегированных групп в самых различных сферах общества. Наиболее многочисленная находилась в сфере торговле, где умело пользовались существовавшим в то время дефицитом. Как следствие, фактическая шкала общественных ценностей, стала все больше расходиться с ценностями декларируемыми, а двойная мораль стала обычным делом.

Существовавшая в то время идеология была ориентирована на посредственность, которая без возражений принимала безграмотные, но идеологически выверенные указания партийной верхушки. Именно поэтому наиболее талантливые и думающие люди не были в почете. Но без таких людей не может обойтись ни одно государство, так как благодаря их независимой позиции, широте взглядов, выходу за рамки шаблонного, рутинного мышления, происходят открытия и прорывы в самых разных областях науки, культуры, искусства… Государство терпело этих людей, но всячески  ограничивало их рамками сугубо профессиональной деятельности, не допуская популяризации их политических и общечеловеческих взглядов.

Причина краха советской цивилизации - перерождение советской партхозноменклатуры. Она отказалась от сверхзадачи - построения коммунизма. Тем самым отказалась и от идеи справедливости. И, отказавшись от нее, стала жить ради личного материального потребления, и это стремление очень быстро развалило все сдерживающие рамки.

Люди живут ради сверхзадачи. Как только вы перестаете решать сверхзадачу, вы рассыпаетесь, не можете решить и самых простых задач.

Советские партократы ради личного потребления развалили нашу страну. А ведь человек элиты не должен жить ради материального потребления, потому что у него больше возможностей. Создатель современного Ирана, аятолла Хомейни, не имел своего дома и умер на съемной квартире, которая была выкуплена государством лишь для устройства посмертного музея. Вы можете представить что-либо подобное про нынешних реформаторов, как будто про которых звучит строка перестроечной песни: "Их дети сходят с ума оттого, что им нечего больше хотеть"?

 Когда элита начинает жить ради личного потребления, она превращается в могильщика своей страны... Люди могут быть лично честные, хорошие, но в совокупности становятся страшной разрушительной силой, уничтожившей нашу страну четверть века назад...

Стремление партхозноменклатуры потреблять, как на Западе, все и сломало. Люди не думали сложными категориями, думали категориями простыми.**

в) что надо было делать, чтобы этого избежать.

Возвращение должного статуса интеллектуальному (творческому, духовно-нравственному) труду устранило бы главную несправедливость в советской системе оплаты труда, позволило бы восстановить подлинную пирамиду общественных приоритетов.

Так как советский человек работал не на хозяина, а на государство, то государство было обязано разработать такую систему оплаты труда, которая учитывала реальный вклад каждого работника, его потенциал, и соответственно этому оплачивала его работу.

 Централизованная система управления не обладала необходимой гибкостью, многоступенчатая система управления препятствовала оперативному управлению. Была необходима эффективная и гибкая система обратных связей.

При сохранении базовых зарплат работники способные работать быстрее и эффективнее должны были иметь такую возможность, получая соответствующее вознаграждение. Это позволило бы лучшим работникам ощутить свою нужность, и стимулировало бы их товарищей.

 

8. Стремление к познанию мира

Принцип познания мира и окружающей действительности имел самодовлеющий, самостоятельный, независимый характер, не подчинялся меркантильным, практическим целям. Мотивом было глубоко внутреннее стремление к познанию, к расширению кругозора, расширению сознания, идущая изнутри тяга к знаниям.

Этот принцип очень подчеркивался идеологией государства. Он выстраивал мировосприятие человека в согласии с достаточно высокими мировоззренческими устремлениями. Люди интересовались достижениями науки, тайнами Вселенной, историей мира и своей страны, искренне жили интересами государства.

Очень поощрялось чтение. Люди стремились покупать книги, выписывать журналы. Это было единственное, о чем не стыдно было говорить, что хочется иметь этого много. Встречаясь друг с другом, люди обсуждали прочитанные книги. Каждый считал своим долгом быть в курсе.*

Были конечно разные прослойки общества с разными интересами, но к тем, кто делал акцент исключительно на материальных ценностях, относились презрительно.

б) что из этого получилось (в чем были ошибки)

Интерес к проблемам бытия, к познанию окружающего мира в последние десятилетия советского периода отошел на второй план, уступив место потребительским ценностям. О человеке все чаще стали судить по его одежде, материальному достатку и социальному положению, чем по его стремлениям и духовно-нравственным качествам. Именно в то время возникло выражение: «Если ты такой умный, то почему не богатый?» Процессы нравственного разложения, начавшиеся в свое время в партийной верхушке, к 70-80 годам охватили все общество.

Можно сказать, что В конце советского периода в СССР сформировались два клана недовольных. Творческая интеллигенция все настойчивее требовала снятия идеологического пресса,  чтобы возродить культурные и духовно-нравственные ценности и их приоритет в сознании народа. В это же время часть общества, ориентированная на потребительские ценности, была все больше недовольна ограничениями, не позволявшими «делать деньги» по западному образцу и свободно наслаждаться благами, которые они давали. Хотя интересы этих групп были противоположны, однако они совпали в одном – в недовольстве существующим строем. Такая ситуация стала одной из основных причин перестройки, наряду с экономической ситуацией и преступной безответственностью партийной номенклатуры. 

в) что надо было делать, чтобы этого избежать

Все зависело от «правящей верхушки», которая образовывалась из партхозноменклатуры. Изначально идеологическая элита была призвана устремлять людей к высоким целям, будить лучшее в человеке. Но они оказались неспособны на это. Более того, своим личным примером они призывали к обратным ценностям, становясь неким образцом для подражания. Разумеется, та система, в которой находились эти чиновники, была не способна родить что-то иное. Единственным спасением для страны на этом этапе могла бы стать полная замена всего партаппарата людьми, способными на собственном примере показать приоритет духовно-нравственных идеалов над потребительскими.

 

9. В своей исторической перспективе человек рассматривался, как гражданин мира, а затем и как космический человек. Это становится возможным, когда человек стремится к чистому познанию, безотносительно к выгоде от него.

Познание мира, не привязанное к личной выгоде, естественно предполагало постоянное расширение сферы познания. Казалось абсолютно понятным, что, изучив свой мир, человек выйдет за пределы планеты и устремится к познанию бесконечных тайн Вселенной. Космическая романтика пронизывала формирующееся мировоззрение молодого поколения.

В начале советского периода эти стремления выражались во всемирном распространении идей коммунизма. Но прорыв в космос и хрущевская оттепель, приоткрывшая свободу творчества, вылились в мощный мировоззренческий скачок, ощущение себя частью чего-то неизмеримо бОльшего. Появились книги, фильмы, произведения художников, песни и стихи, наполненные романтикой дальних странствий, освоения неизведанных уголков Земли, космических путешествий. В западных странах это проявилось как движение хиппи (детей цветов), появление рок-музыки, массового движения молодежи за мир, сохранение экологии планеты и т.д.

б) что из этого получилось (в чем были ошибки)

Волна творческого подъема продлилась недолго. Власти быстро поняли, что начавшиеся процессы выходят из под контроля и сделали все, чтобы максимально их ограничить. Официального запрета не было. Книги продолжали издавать, но уже очень маленькими тиражами. Авторская песня была загнана в подполье и распространялась в самиздате. Неугодные властям фильмы ложились на полки. Был очерчен невидимый круг «дозволенных» тем, вне которых все считалось ненужным и вредным.

в) что надо было делать, чтобы этого избежать

Можно считать, что таким образом лидеры страны упустили свой шанс. Если бы в руководстве государства оказались люди, способные подхватить эту волну народного подъема и повести людей к новым, более высоким целям, то развитие общества могло бы пойти совершенно иным путем.

Только этот подъем энтузиазма и стремление к более глобальным целям могло противостоять начинавшемуся засилию потребительского отношения к жизни, которое впоследствии запустило механизм тотального разложения мышления народа.

Выше мы писали, что одну из основных своих задач первые руководители страны видели в создании общества (и человека) нового типа. Причем реализовывать эту цель они собирались через политические, экономические и социальные реформы, отводя духовно-нравственной сфере второстепенную роль, выводя, главный фактор развития человека за скобки начинавшихся преобразований.

Хрущевская оттепель давала возможность исправить эту ошибку. Политические, экономические и социальные основы общества были построены. Теперь перед народом можно было смело ставить творческие, духовно-нравственные, культурные задачи. Народный подъем того времени создал для этого все необходимые предпосылки. Но к этому моменту в руководстве страны уже никто не мог оценить эту возможность.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Революцию готовят гении, 
осуществляют фанатики, 
а плодами
пользуются проходимцы.
Отто фон Шенхаузен Бисмарк

 

Заявленные при создании советского государства идеологические принципы были не только верным, но и неоспоримым шагом вперед по сравнению с другими идеологическими системами, существовавшими на тот момент. Но реализация этих принципов бездарными исполнителями, воплощение их в жизнь недопустимыми средствами скомпрометировало и до неузнаваемости извратило первоначальный замысел основателей советского государства.

Одна из основных ошибок состояла в том, что был отброшен весь опыт, все лучшие накопления народа. Советская страна начинала практически с нуля. Она не сумела взять из предшествующего периода все ценное, отбросив вместе с отжившим и многое необходимое.

Свою роль сыграли перевернутые классовые приоритеты. Закрепление главенствующей роли класса рабочих и крестьян стало роковой ошибкой, которая привела к власти многих необразованных, грубых, деспотичных личностей. Только в подобной среде к власти мог придти Сталин. Он воплотил в себе грубый диктат и ненависть к интеллигенции, к ее идеалам и стремлениям, недоступным ему (как и подавляющей части малообразованных рабочих и крестьян). Таким образом, были уничтожены те единственные люди, которые могли понять суть принципов общего блага, заложенные при создании государства. Именно они могли бы правильно реализовать эти принципы в реальной жизни, не допустив тех ошибок, которые впоследствии развалили страну.

Это был грандиозный исторический эксперимент. Многое не удалось, многое не получилось. Но сама попытка достойна несомненного уважения.

Принцип Общего блага – это идеология будущего. Несмотря на первую неудачу, был получен бесценный опыт, который поможет в поиске исторически адекватных и более успешных моделей будущего. 


 

 Цитаты:

*  http://uborshizzza.livejournal.com/

**  http://www.newsland.ru/News/Detail/id/495249/


Источник: A PRIORI.

Рейтинг публикации:

Нравится5



Комментарии (6) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #6 написал: озорник (20 августа 2010 15:50)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Администраторы
    публикаций 1078
    комментариев 3880
    Рейтинг поста:
    0

    Статья хорошая. Описаны ситуации, аргументы, за, против и возможные решения. Автор хорошо подошел к проблематике вопроса.

    И все же позволю себе немного прокомментировать.

     

    Пирамида заявляемых государством ценностей оказалась перевернутой.

    В каком-то смысле – да, но…

     

    Нужно было поменять иерархию приоритетов, которая изначально была задана неверно. Статус работника интеллектуального труда должен быть выше статуса рабочего, что в том числе должно определяться и уровнем оплаты их труда.

    …не так однозначно (уровнем оплаты труда) ставить интеллигенцию во главе угла. Мое мнение оплата как умственного так и физического труда должна быть «=».

     

    И то, что…

    Творческие, талантливые люди во всех областях должны были стать реальным богатством нации. Именно они должны были определять стратегию развития общества.

    …да, но если перевернуть «пирамиду» и застолбить приоритеты материальными благами, то через определенное количество поколений ситуация с деградацией правящей верхушки повторится. Только это будут не «рабочие-бездари», а «дети-бездари» интеллектуально развитых.

    Патриотическое чувство эксплуатировалось в тех ситуациях, когда необходимо было чем-то компенсировать отставание советской системы в тех или иных областях (военная промышленность, легкая промышленность, автомобилестроение, различие в уровне жизни советского и западного человека…)

    В чем уровень жизни отставал? Даже если и отставал от западного уровня, то неужели тот уровень является догмой и примером для подражания?

    В действительности убеждения и собственное мнение советского человека строго регулировались идеологическими установками. Бытовала даже шутка, что «убеждения человека могут меняться, но только с линией партии».

    Сейчас на убеждения и собственное мнение рамок не накладывают, ничем не регулируется и мы перестали стремиться к материалистичной составляющей и  начали стремиться к нравственно-духовной? Нет все только усугубилось…

    Школьное воспитание прививало атеизм. После революции с водой вылили и ребенка – духовную связь с Высшим. Духовно-нравственные приоритеты уступили место партийно-бюрократическим и производственным.

    За духовно-нравственную жизнь детей должны отвечать не государственные университеты, а родители. В противном случаи теряется еще боле значимая связь не с Высшим а с родителями.

    Ощущение духовной пустоты заполнялось алкоголем, поиском удовольствий, чрезмерным стремлением к материальному благополучию. Вместо духовного богатства, человек не переставая собирал материальные блага.

    Ничего с тех пор не изменилось.

     

    В заключение хотелось бы добавить, что в тексте статьи нахватает раздела « г) ». То, как себя поведет система если последовать советам « в) ».

     

    Когда :

    …«интеллектуалам» предоставляется полная свобода действий + «поощрения» и приводя их в пример

    Именно они должны были определять стратегию развития общества.

     

     Портрет

    Давид Рене Джеймс де Ротшильд- банкир, финансист, "благотворитель"

     
    David Rockefeller – банкир, глобалист


    …церкви предоставляется власть

    Отдельно надо сказать о свободе вероисповедания. В советском варианте она вылилась в свободу от церкви.




     

     

    … дают волю индивидуализации, неординарным личностям

    Тормозился процесс индивидуализации, неординарные личности не были востребованы




         


    Подборка фото ужасная но зато личности неординарные... 

    Безусловно, система имела некоторые неточности, ошибки в управлении и прочие недоработки, но когда начинаешь проблемы той системы сопоставлять с проблемами современных реалий, то понимаешь – то еще цветочки. Да и не было и нет более совершенной системы когда- никто не боялся потерять жилье или работу, умереть без медицинской помощи, от голода и холода, не боялся, что в случае его преждевременной смерти его дети и родители пропадут.

    **
     Я не утверждаю, что система была совершенной и не требовала коррекции - отнюдь, необходимо было менять цели, задачи, способы, инфо. поле для дальнейшего развития системы. Но наивно полагать, что если бы главенствующую роль играла бы интеллигенция то через 30 лет сии интеллигенты не разделили судьбу "рабоче-крестьянской" системы.

     

     

     




     



       
     


  2. » #5 написал: VP (20 августа 2010 12:58)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Интеллигенция, призванная быть ее вершиной, оказалась внизу, зачастую ей отводилась роль обслуги рабочего класса


    вот эта тема - близка. аж до смеха.

    "картина маслом": экипаж Ту-16. 2 летчика, 2 штурмана, стрелок и радист. что в чьи обязанности входит - расписывать или понятно? ну, вкратце: пилоты - взлет/посадка, ну и если автопилот "умер" - пилотирование на "руках". командир - принятие решений. стрелок - он же КОУ (командир огневых установок) - стрельба - задняя установка, но, вплоть до всех 6 пушек (седьмая, если есть - ток командир, у него и коллиматор и кнопка, да и стреляет она - ток вперед себя), при дозаправке в воздухе - управляет оной (ибо - крыльевая), радист - дальняя радиосвязь + нижняя турель.  штурмана - один навигация+боевое применение, второй - навигация + тех поддержка первого+ верхняя турель (эта пара весь полет - как негры...).

    вот, ни когда бы не подумал...но - коснулось. была установка - экипаж дальника = не может быть беспартийным (минимум - комсомольцы, и то - не старшее 28 годков). и минимум - "передняя кабина" - все (на корму (прапора и срочники) - как то проще смотрели). итого - есть "задача" - погнали "вступать". летчики и коу = нормуль. а штурманам - сплошные "трабблы". когда стали трясти парторга - чё такое...ответ "убил". у нас в партию - рабочие - без очереди, а вот интеллигенцию - тормозят. оказалось, по "раскладу", летчики-стрелки-радисты = рабочие. штурмана - интеллигенты (ё-моё).

    вот так. по команде командира (рабочий класс) интеллигентно накрыть цель "грибком" (бомбами или ракетами)


       
     


  3. » #4 написал: decline (20 августа 2010 12:21)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Тут предлагается взять бразды правления Интелигенции, над остальнойчастью общества. Да, несомненно то что этот "сок нации" будет справедливо издавать правила которые не будут служит обогощению своего слоя а будут служить общему благу - да чуш какая то. Расслоение общества - это и есть признак неравенства и угнетения одного слоя другим, поддерживаемый в первую очередь государственным апаратом и властью. Размер оплаты труда не должны формировать политики и идеологические наставники, это известно к чему постоянно приводит. Стоит только дать трудягам самим формировать свои экономические отношения между собой на основе свободного договора,  и никакого расслоения на "Сок нации" и "Быдло" не будет.

       
     


  4. » #3 написал: simpson (18 августа 2010 17:56)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    не правильная интерпритация интеллигенции. у нас почему-то извращенно это определение. в правильном переводе Интеллигенция (лат. intelligentia, intellegentia — понимание, познавательная сила, знание), т.о. инт. может быть и трудяга и руководитель. и наоборот, свиньей может оказаться и человек занятый в творческой среде (что даже чаще). Вообще мыслю так: у меня хорошая оплата (я считаю, что хорошая. могу позволить себе построить дом в подмосковье около 200 м.кв. мне это для НОРМАЛЬНОЙ жизни достаточно) и я не считаю свою з-плату высокой, я считаю, что она нормальная для нормального развития меня и моей семьи, и  что у остальных она НИЗКАЯ и подтягивать нужно ее. зачастую простой труженник заслуживает оплаты выше, чем какой-нить латентный п-р в исскустве. Про работников умственного труда: у меня отец монтажник, т.ч. он по Вашему не думает что-ли? Нет, он проссматривает чертежи, предлгает изменения. рационализацию, а это разве не умственный труд? или мои подчиненные экономисты составляют горы отчетов, оформляют договора, делают большой объем рутинной работы, не пребующей в этот момент никаких умственных усилий. т.ч. такое деление на умственный и физический труд не совсем правильное.
    В качестве инормации для развития : Ленин говорил о том, что любая кухарка должна УЧИТЬСЯ управлять государством. А никак не о том, что она это МОЖЕТ. И еще много других замечаний по тексту (даже писать не хочется).

       
     


  5. » #2 написал: pavel909 (18 августа 2010 16:59)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Интеллигенция, призванная быть ее вершиной, оказалась внизу, зачастую ей отводилась роль обслуги рабочего класса

    Не все конечно, но многие, из тех ученых, конструкторов, инженеров за реальные достижения в промышленности, обороне очень неплохо вознаграждались даже по сегодняшним меркам. А за что вознаграждать номинальную интелллигенцию и ставить ее на вершину?

       
     


  6. » #1 написал: Octap6 (18 августа 2010 16:13)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0

    Не согласен с оценкой Сталина,невозможен был бы рывок страны, если бы он ненавидел интеллигенцию- настоящую интеллигенцию, которая работает головой и руками, а не языком.
    А построение нового общества лучше делать на базе коммунизма.


       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map