Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Как обидели Россию Иван Грозный, Петр Первый и Иосиф Сталин

Как обидели Россию Иван Грозный, Петр Первый и Иосиф Сталин


21-07-2010, 08:49 | Открываем историю / Размышления о истории | разместил: VP | комментариев: (2) | просмотров: (4 402)

Авторитарные правители проводили преобразования, унижая личность человека, а именно от его самочувствия зависит величие страны, считает академик Андрей Сахаров [обсуждение]

Лариса КАФТАН — 21.07.2010

ОБ ИВАНЕ ГРОЗНОМ

Когда мы говорим о Древней Руси, то с уважением, почтением и придыханием называем имена Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира (он вообще вне конкуренции), Ярослава Мудрого (он и был мудрый), Владимира Мономаха. Это действительно выдающиеся люди, которые строили, создавали Великую Русь, начальное наше государство, колыбель трех братских народов - русского, украинского и белорусского. Каждый из этих людей внес колоссальный вклад в развитие нашего государства, системы, которая была в то время встроена в европейскую цивилизацию.

Но потом начинаются проблемы, которые нас - с точки зрения нашего самосознания, патриотизма - тревожат. Если Иван III был великий государь, создавший Русское централизованное государство, то что касается Ивана Грозного, здесь возникает чисто личностная проблема как фактор развития страны. Одни говорят, что это был великий человек, который достоин чуть ли не того, чтобы быть причисленным к лику святых. Да, он впервые объявил себя русским царем и таким образом как бы поднял престиж государства, народа. Но, с другой стороны, это деспот, феодальный диктатор, который создал опричнину, ввел в систему террор против собственного народа, практически изничтожил лучших людей России того периода, всех своих соратников по Избранной раде: одних казнил, других сослал, третьи, как Курбские, от него бежали. Полководцы были уничтожены, герои взятия Казани, борьбы с крымцами Воротынский, Горбатый были в Москве казнены лютой казнью.

Что это за человек такой, Иван Грозный? Какое значение он имел в российской истории? Учитывая, что в основе истории человечества заложен прогресс личности человека, его стремления к духовному и материальному комфорту, улучшению качества жизни, мы не можем говорить об Иване Грозном иначе как о правителе, который на долгие годы отбросил Россию от мировых цивилизационных путей, несмотря на то что взял Казань, Астрахань и пытался овладеть Прибалтикой. При Грозном личность человека пала так низко, что не могла подняться в течение десятилетий, а может, и столетий после ужасной опричнины, которую он организовал в России. Смута, разорение страны, гибель большого количества населения, уничтожение и оттеснение интеллектуального цвета нации (так, первопечатник Иван Федоров бежал из России в Литву) - все это связано с личностью Грозного.

 

 

Не только народ испытывал на себе жестокость российских самодержцев, но и их собственные сыновья. Согласно легенде, Иван Грозный убил своего сына...
Не только народ испытывал на себе жестокость российских самодержцев, но и их собственные сыновья. Согласно легенде, Иван Грозный убил своего сына...

 

 

И, убив своего наследника, случайно, не случайно - другой вопрос, он подсек под корень династию - и Смута овладела страной в XVII веке. Вот пример, какое значение в истории имеет личностный фактор.

О ПЕТРЕ I

Романовы. Первые Романовы -спокойные, взвешенные, жесткие, прагматичные люди, которые по крупицам собирали государство. Михаил Федорович, Алексей Михайлович, позднее Софья в течение всего XVII века воссоздавали государство, которое под корень подрубил Иван Грозный.

Возьмем Петра I. Что он принес России - прогресс или регресс с точки зрения истории? Я думаю, если говорить о смысле нашей истории, о смысле прогресса, то к Петру I как к правителю очень много вопросов.

Конечно, прекрасно, что он построил Петербург по образу Амстердама (при этом уложив на стройке тысячи людей). Конечно, прекрасно, что он овладел выходом к Балтике. Однако при нем армия в России была такой, какая не снилось ни одной европейской стране, - более 300 тысяч человек. Огромное количество людей были оторваны от созидательной жизни. И по данным антропологов, рост человека за время петровского царствования и в последующих поколениях уменьшился на сантиметры. Это ужасно. Это стало результатом жуткого состояния империи, в которое вверг ее Петр своими реформами.

За счет крепостного труда он строил мануфактуры, за счет рекрутов - армию. За счет великого напряжения сил создавал великую Россию. Но каково было состояние человека как такового - вот наш вопрос к Петру I. Дореволюционные историки были в этом смысле единодушны: Петр усилил давление на личность человека, унизил человеческую личность, унизил не только крестьян, работных людей, ремесленников, но и дворян, бояр, духовенство. Он уничтожил патриархию в России, поколебал основы православия. Многое из того, что в дальнейшем оказало отрицательное влияние на историю страны, и в частности усиление крепостного права, было связано с Петром.

Когда Петр I был в Европе, то не пожелал видеть, за счет чего Европа создавала ту культурную среду, к которой он стремился. Он старался насадить в России такие же культуру и быт, как в Голландии или Англии, но не понял, что в этих странах созданы условия для развития прав и свобод людей, выстроена политическая система в виде парламента, партий, которые давали простор энергии и личности человека. Петр этого не понимал и не хотел понимать. Когда его привели в английский парламент, он не стал входить, а в слуховое окно посмотрел и сказал: «Здесь мужики управляют государством».

Петр I был самодержец, абсолютный монарх. И только методами монархическими, имперскими проводил свои реформы. Это были реформы, которые осуществлялись методами Ивана Грозного. Но если Грозный не преуспел в окончательном истреблении своих политических противников, то Петр I это сделал очень жестко, вплоть до того, что послал на смерть своего сына. А ведь его сын Алексей стоял на совсем иных позициях - эволюционистских, реформирования страны, по типу осторожного, аккуратного, прагматичного Алексея Михайловича.

 

 

...сын Петра I царевич Алексей по приказу царя за измену был приговорен к смерти и скончался в тюрьме, не дождавшись исполнения приговора, возможно от пыток или был убит.
...сын Петра I царевич Алексей по приказу царя за измену был приговорен к смерти и скончался в тюрьме, не дождавшись исполнения приговора, возможно от пыток или был убит.

 

Отец Петра Алексей Михайлович говорил про свою страну, про свой народ, про движение по пути к прогрессу: «Мы пойдем путем средним, не уклоняясь ни вправо, ни влево». Такой была позиция Алексея Михайловича и Алексея, сына Петра I. И когда созрел заговор против Петра I во главе с его сыном Алексеем, Петр этот заговор разгромил, уничтожил заговорщиков, в том числе и Алексея. Но в число заговорщиков вошло такое количество бывших сторонников Петра, в том числе его ближайших соратников - князей Голицына, Долгорукого, что Петр ужаснулся. И многих не стал преследовать, потому что оказалось: большинство элиты выступало против его преобразований.

Когда Петр I умер, Россия вздохнула свободно, получив в конце концов отдых от дикого напряжения, в которое он ее вверг. Эта личность оказала огромное влияние, и позитивное, и негативное с точки зрения гуманистических ценностей, на ход всей российской истории.

О ЕКАТЕРИНЕ II

Когда говорим о личностном факторе уже XVIII - XIX веков, то должны вспомнить и Екатерину II, эту западную женщину, которая приехала в Россию, уже прочитав и Вольтера, и Дидро, и Монтескье, и других просветителей. Она имела определенные цивилизационные понятия о путях развития страны и поставила вопросы о будущем прогрессе России путем смягчения крепостного права, введения новых законов; она реформировала жизнь городов, совершенствовала управление, содействовала развитию образования, культуры. Правда, при этом организовала убийство своего супруга. Она многого боялась, потому что понимала, что имеет дело с огромным дворянством, которое было воспитано Петром I, Елизаветой и было предано самодержавию, видело в нем залог своего собственного благополучия. Екатерина боялась, что ее в конце концов убьют, как по ее же наущению убили ее супруга. И все же, я думаю, эти четкие личностные тенденции наложили гуманистический цивилизационный отпечаток на ход российской истории конца XVIII и начала XIX века. А ее внук Александр I с его подходами к реформам, с его привлечением к управлению страной реформатора Сперанского и другими проектами был не только внуком Екатерины II, но и ее духовным сыном. И в этом смысле эпоха Александра I была эпохой чрезвычайно знаменательной в личностном отношении для судеб России.

Огромное влияние на судьбы страны имел Александр II. Он не побоялся пойти наперекор дворянскому сословию и провел отмену крепостного права, правда, с опозданием, трудностями и собственными издержками. И погиб в конце концов от рук террориста, в то время как его критиковали и справа, и слева, и революционеры, и реакционеры.

Вот такими личностями были русские цари.

О СТАЛИНЕ

Знаменательных личностей в нашей истории ХХ века было немало. Большое влияние на наш исторический путь оказал Николай II со своими ближайшими соратниками-реформаторами Витте и Столыпиным. И такие советские лидеры, как Ленин, мозг и мотор Октябрьской революции. Но основная, знаковая фигура нашей истории ХХ века, определившая пути развития страны, - это, конечно, Иосиф Сталин. Начиная с 20-х годов он подверг ревизии многие из тех положений, которые продвигал в России Ленин.

Ленин после Гражданской войны понял, что теми левацкими, репрессивными методами, которые начисто зачеркивали прежние мировые цивилизационные рычаги, строить новую Россию невозможно. Поэтому он перешел к нэпу. Это была пусть небольшая, но возможность для частных собственников, и использование этого рычага привело к тому, что в стране прекратился голод, деревня стала кормить людей, ожила промышленность, заработал личный интерес.

 

 

Сын Сталина Яков в Великую Отечественную попал в плен. Когда Сталину предложили обменять сына на фельдмаршала Паулюса, Сталин ответил: «Я солдата на фельдмаршала не меняю». Яков погиб в концлагере.
Сын Сталина Яков в Великую Отечественную попал в плен. Когда Сталину предложили обменять сына на фельдмаршала Паулюса, Сталин ответил: «Я солдата на фельдмаршала не меняю». Яков погиб в концлагере.


Для Иосифа Сталина эти свободы были неприемлемы. Это был человек, для которого, как показывает наша историография, государственными образцами являлись Иван Грозный и Петр I. Но не в реформаторской части, когда молодым Иван Грозный провел ряд прогрессивных реформ или когда Петр I сделал какие-то благодетельные шаги в области контактов с Западом, перенимал некоторые полезные западные обычаи, а в той части, где Иван Грозный и Петр I железной рукой крушили своих противников, истинных и мнимых. И железной рукой достигали своих целей. Петр I беспощадно проводил свою индустриализацию, и такой же железной рукой проводил Сталин свою индустриализацию. Петр I прикрепил крестьян к заводам и фабрикам, а Сталин провел коллективизацию, которая разорила крестьянство, но дала индустриализации рабочие руки, которые бежали стремглав из деревни в город и формировали советский рабочий класс.

И только после смерти Сталина в 1953 году Россия, как после смерти Петра I, вздохнула и попыталась немного прийти в себя. Совсем немного, потому что вся система, созданная Сталиным, оказалась практически незыблемой до падения в конце 80-х - начале 90-х годов.

В России личностный фактор в условиях централизованного государства, в условиях огромных имперских пространств всегда имел большое влияние. Этим государством, как правильно писала Екатерина II, можно было управлять только централизованно, и только единодержавие способно было эту «махину» удерживать. Но это, возможно, было важно для XVIII века. Для ХХ века времена наступили другие. Но эта ментальность - что страну можно держать только силой, только централизованно, только единой монаршей волей - сохранялась у нас и в ХХ веке и частично дожила до сегодняшнего дня.

О ВЕЛИКОЙ РОССИИ

Сегодня мы часто и много говорим о великой России. На каждом шагу мы слышим: «Великая Россия, величие России». А что такое великая Россия? Как понимать понятие «величие России»? Одни считают важным, чтобы нас уважали и боялись, чтобы была огромная страна, сильная армия, сильная промышленность, блестящее образование, прорыв в космос и так далее.

Другие говорят, что это величие было, но состоялось оно в отсталой, нищей стране за счет людей.

Я думаю, что великая Россия - это прежде всего величие человека. Всякое великое государство велико прежде всего тем, насколько велик в нем человек. Личность человека, комфорт и качество его жизни. Если все это находится на уровне современной цивилизации, то это действительно великая страна.


Андрей Николаевич САХАРОВ


Если этого нет, если вместо всего этого вам дают противовес в виде определенного суррогата, пусть даже и очень значительного и очень важного, например в виде огромных пространств, в виде сильной армии, военно-промышленного комплекса, в виде страха и уважения, которые внушала наша страна, то у меня все это вызывает вопрос: для чего мы живем? Чтобы грозить другим, чтобы нас уважали только за силу и страх? Но я думаю, что это критерий очень сомнительный. Все-таки величие страны в ином: в величии нашего человека, в его цивилизационных достижениях, в организации комфортной и качественной жизни, достойной человека. И в этом смысле мы можем и должны соревноваться с Западом, а не противопоставлять Восток и Запад. Я глубоко уверен, что наш действительно великий народ путем преодоления исторических трудностей, выпавших на его долю, способен привести нашу страну к истинному величию; и оно заключается в величии личности отдельного человека и на этом основании всей страны в целом.

ОБ АВТОРЕ И ЛЕКЦИИ

Андрей Николаевич САХАРОВ, член-корреспондент Российской академии наук, профессор, директор Института российской истории РАН, прочел на телеканале «Культура» лекцию «Россия как часть мирового цивилизационного процесса». В лекции академик рассказал об особенностях России, ее тяжелейшей и интереснейшей истории и сравнил нашу страну с другими. С любезного разрешения телеканала «Культура» и самого Андрея Николаевича Сахарова публикуем выдержки из лекции.



Источник: kp.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится11



Комментарии (2) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #2 написал: AlexxxNik (27 сентября 2011 04:12)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 238
    Рейтинг поста:
    0

    рассказал, как накакал, до чего надоели эти штампы. что-бы токую кучу навалить мне хватило бы школьного образования, когда вопреки ген. секу брежневу преподы гнули линию:сталин- террор, и не надо было бы привлекать "члена" РАН. СТАЛИНУ надо памятники ставить уже за то, что он грохнул эту кровожадную тварь- Троцкого, иначе он наворотил бы дел, таких что этому "члену" не то, чтобы в РАН, даже деревенской школе места не нашлось


       
     


  2. » #1 написал: блюмкин (21 июля 2010 11:21)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 1386
    Рейтинг поста:
    0
     Но, с другой стороны, это деспот, феодальный диктатор, который создал опричнину, ввел в систему террор против собственного народа, практически изничтожил лучших людей России того периода, всех своих соратников по Избранной раде: одних казнил, других сослал, третьи, как Курбские, от него бежали. Полководцы были уничтожены, герои взятия Казани, борьбы с крымцами Воротынский, Горбатый были в Москве казнены лютой казнью.


    Кому до сих пор Грозный мешает?

     По подсчетам «советского» историка Р. Г. Скрынникова, жертвами «царского террора» стали три-четыре тысячи человек. С момента учреждения опричнины до смерти царя прошло тридцать лет. 100 казней в год, учитывая уголовных преступников. Судите сами, много это или мало. Притом что периодическое возникновение «широко разветвленных заговоров» не отрицает ни один уважающий себя историк. Чего стоит хотя бы политическая интрига, во главе которой стоял боярин Федоров. Заговорщики предполагали во время Ливонского похода 1568 окружить царские опричные полки, перебить их, а Грозного выдать польскому королю
    .

    http://www.hrono.ru/biograf/bio_i/ivan4ru_inst.php

    Однако в ту же историческую эпоху правители европейских стран - испанские короли Карл V и Филипп II, король Англии Генрих VIII и французский король Карл IX - самым жестоким образом казнили сотни тысяч людей. Так, например, только лишь в Нидерландах, находившихся под властью Карла V и Филиппа II, в эпоху, когда правил Иван Грозный (с 1547 по 1584), казненных или умерших под пытками было около 100 тысяч. 

    О нравах Европы можно судить по тому, что большая часть жертв сжигалась заживо на глазах огромной толпы (люди отправлялись смотреть казнь как театральное представление) и, как правило, в присутствии самих королей. 

    Ошибочно было бы списывать массовый террор XVI века на инквизицию. Например, в Англии инквизиции не было, а террор был не менее массовым. А в тех странах, где свирепствовала инквизиция, она представляла собой только лишь судебную инстанцию, тогда как приговор приводился в исполнение по воле королевской власти и ее средствами. 

    Еще один, в общем-то, довольно известный факт. Во время так называемой Варфоломеевской ночи (отметим, что в ней активно участвовал король Франции Карл IX) 23 августа 1572 года было зверски убито более 3 тысяч гугенотов (протестантов) только за то, что они осмелились выбрать несколько иной религиозный путь. Получается, что всего за одну ночь в самой цивилизованной европейской стране было уничтожено примерно столько же людей, сколько за все время террора Ивана Грозного. Добавим, что тогда во Франции в течение двух недель погибло около 30 тысяч протестантов.

     
    http://interesting.crazys.info/2008/03/08/print:page,1,mif_o_ioanne_groznom.html




       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map