«…Я говорю с вами, испытывая глубокое уважение к непреходящему российскому наследию. Российские писатели помогли нам понять сложность человеческого опыта и постичь для себя вечные истины. Российские художники, композиторы и танцоры открыли нам новые грани прекрасного. Российские ученые научились бороться с болезнями, нашли новые границы прогресса и помогли нам отправиться в космос.
Этот вклад не заключен в границах России, как бы широки эти границы ни были. Наоборот, российское наследие коснулось каждого уголка мира и принадлежит всему человечеству. Это касается и моей страны, благословляемой российскими иммигрантами в течение десятилетий; российская культура обогатила нас, сотрудничество с Россией открыло новые возможности…»
Так говорил президент США Барак Обама, выступая перед слушателями Высшей школы экономики в Москве, 7 июля. Г-н Обама, разумеется, не мог себе позволить приводить конкретные примеры. А вот «Смена» решила это сделать.
Потому что это русские, уехав в Штаты, придумали телевидение, вертолет и самолет-амфибию. Потому что именно наши эмигранты подарили миру лекарство от туберкулеза и музыкальный инструмент терменвокс. Это они стали первооткрывателями астрофизики и космологии, нейролингвистики и сопротивления материалов. Это русские придумали множество бродвейских хитов, которые исполняли Луи Армстронг, Фрэнк Синатра, Билли Холидей. Французам стоит поблагодарить русских за то, что они придумали стандарты модельного бизнеса, немцам – за то, что наши архитекторы создают облик современной Германии, а японцам – за их экономическое чудо. Звучит невероятно? Мы тоже не верили, пока не узнали, что…
All that music
Дмитрий Темкин (1894 -1979) – американский композитор российского происхождения, который внес большой вклад в развитие жанра киномузыки.
В 1921 году Темкин эмигрировал в Берлин, а в 1924 году отправился на гастроли в Париж, откуда вскоре, по совету Федора Шаляпина, переехал в Соединенные Штаты. Там он стал известным композитором и дважды получал «Оскар» за свои саундтреки.
Сергей Рахманинов (1873-1943) – великий русский композитор, пианист и дирижер.
Родился на Новгородчине в музыкальной семье. В девять лет поступил на фортепианное отделение Санкт-Петербургской консерватории, продолжил образование в Московской консерватории, которую окончил с большой золотой медалью и первой оперой – «Алеко», по произведению А. С. Пушкина «Цыганы». Позже много работал и гастролировал, а в 1917 году эмигрировал в Европу. Через год перебрался в Нью-Йорк. Во время Второй мировой дал в США несколько концертов, сбор от которых переправил на Родину, чтобы помочь своему народу в борьбе с врагом.
Джордж Гершвин (1898-1937) – автор опер Porgy and Bess и Blue Monday (известной, как 135th Street), мюзикла Strike Up the Band, композиций «wRhapsody in Blue» и An American in Paris.
Он родился в семье эмигрантов из Белоруссии. Настоящее имя композитора – Янкель Гершовиц. Карьеру начал скромным аккомпаниатором. Но очень скоро стал известен на Бродвее. Cамой удачной стала постановка Of Thee I Sing, за которую Гершвин вместе со своим братом Айрой получили Пулитцеровскую премию. Эту награду тогда впервые присудили музыкальной постановке.
Игорь Стравинский (1882-1971) – великий композитор, дирижер и пианист XX века, родился в Ораниенбауме.
Учителем Игоря Стравинского был Римский-Корсаков. Именно под его руководством композитор написал «Фейерверк» для оркестра, после чего получил предложение поработать с Дягилевым. Так появились три балета, принесшие Стравинскому мировую известность – «Жарптица», «Петрушка» и «Весна священная». Во время Второй мировой войны Стравинский переехал в Америку. Именно там он создал свои Requiem Canticles для контральто и баса соло, хора и оркестра, которые считаются апофеозом творчества Стравинского.
Вернон Дюк (1903-1969) – автор знаменитых бродвейских хитов Autumn in New York, April in Paris, которые в разное время исполняли Луи Армстронг, Фрэнк Синатра, Билли Холидей и многие другие. Дюк вошел в Зал славы «Грэмми», стал популярным композитором в Америке и Франции.
Его настоящее имя – Владимир Дукельский, родом из Минской губернии. В 10 лет(!) Дукельский поступил в Киевскую консерваторию на курс знаменитого музыканта и дирижера Рейнгольда Глиэра. А в 1919 году его семья отправилась в эмиграцию. Первой работой Дюка стала рояльная партия для «Рапсодии в стиле блюз» Гершвина. Именно Гершвин посоветовал начинающему композитору взять более звучный для американской публики псевдоним. Но свои серьезные произведения автор подписывал «длинным вариантом» своего имени – Владимир Дукельский. В 1924 году Вернон Дюк уехал в Париж, где сотрудничал с Игорем Стравинским и Сергеем Дягилевым. В этот период Дюк сочинил основную часть балета «Зефир и Флора». В 1929 году он вернулся в Нью-Йорк, где позже воспел столицу Франции в знаменитом хите April in Paris, написанном для бродвейского мюзикла «Шагай чуть быстрее». Пожалуй, самый узнаваемый мюзикл Дюка – «Небесная хижина», один из первых классических негритянских мюзиклов, где все роли исполняли исключительно афроамериканцы.
Дукельский часто обращался к наследию русской культуры в своих классических произведениях. Он написал музыку к произведениям на слова Мандельштама, Ломоносова, Державина, Пушкина, Тютчева, Кузмина, Ахматовой, Блока и др. В 1958 году увидела свет опера «Барышня-крестьянка» по мотивам произведения А.С. Пушкина.
Владимир Горовиц (1903-1989) – один из величайших пианистов двадцатого века.
Родился в Киеве и учился у лучших преподавателей тогдашнего времени (например, у Сергея Тарновского). После окончания консерватории гастролировал с концертами по стране. В 1925 году, под предлогом продолжения обучения, уехал в Европу. Там он так подействовал на публику, что парижские жандармы вынуждены были успокаивать слушателей, в экстазе ломавших кресла. С 1940 г. Горовиц поселился в Америке. В 1943 году своими концертами он заработал для военных нужд США 10 миллионов долларов. Эта сумма до сих пор является рекордной для сбора от концертов классической музыки.
Терменвокс, вертолет, телевизор
Зельман Ваксман, (1888-1973) – микробиолог и биохимик.
Родился в украинском селе. Пережив смерть маленькой сестры, поклялся найти лекарство от туберкулеза. В Америку он отправился, поняв, что в Российской империи еврей получить хорошего образования не сможет. В США гений Ваксмана развернулся во всю мощь, благодаря чему был открыт стрептомицин: мощное средство для лечения многих инфекционных болезней и наступила эра антибиотиков. Кстати, именно Ваксман в 1941 г. предложил термин «антибиотики». Был удостоен Нобелевской премии.
Питирим Сорокин (1889-1968) – cоциолог, основатель теорий социальной стратификации и социальной мобильности.
Родился в Вологодской губернии, в крестьянской семье. Мальчику повезло – с помощью добрых людей он смог окончить школу, а потом петербургский университет. Его выслали за границу в 1922 году. В 1931 году Питирим основал социологический факультет в Гарвардском университете и руководил им до 1942 года, был президентом Американской социологической ассоциации.
Роман Якобсон (1896-1982) - был одним из крупнейших лингвистов XX в., основал фонологию, нейролингвистику и структурализм в языкознании и литературоведении.
Якобсон эмигрировал из России в 1921 году. Стал профессором славянских языков и литературы Гарвардского университета. Вместе с Н. Трубецким Якобсон создал новую отрасль лингвистики – фонологию. На основе его работ Клод Леви-Стросс построил свой французский структурализм. Якобсон увлекся психоанализом и стал родоначальником нейролингвистики.
Георгий (Джордж) Гамов (1904-1968) - физик и астрофизик.
Во всем мире он известен по таким крупным разработкам, как теория альфа-распада, расчет генетического кода, гипотеза «горячей» Вселенной. Одессит, закончивший физико-математический факультет Петроградского университета, часто выезжал за рубеж, где и остался в 1933 году. Гамов стал профессором Вашингтонского университета и родоначальником американской астрофизики и космологии.
Василий Леонтьев (1906-1998) - создатель теории межотраслевого анализа, метода «затраты-выпуск», позволяющего легко корректировать развитие любой отрасли.
Родился и вырос в Петрограде, окончил факультет общественных наук Петроградского Университета. Эмигрировал после запрета его статьи в журнале «Анналы». В Гарварде он создал фундаментальную таблицу межотраслевых связей и точный портрет экономики США сначала за 1919 г., а затем и за целое десятилетие. Стал руководителем Русского экономического подразделения стратегических служб США, в задачу которого входил анализ потенциальных возможностей советской экономики, а также выработка эффективных способов помощи союзникам в годы Второй мировой войны. И Леонтьев справился блестяще: поставки по ленд-лизу не только восполнили нехватку советской продукции, но и помогли перестроить экономику СССР. В 1973 году ученый был удостоен Нобелевской премии по экономике.
Владимир Зворыкин, (1888 -1982) - разработчик и изобретатель многих электрических систем, считается отцом американского телевидения. Именно он первым в мире запатентовал систему передачи телевизионного изображения на расстоянии.
Родился Владимир Кузьмич в Муроме, закончил Технологический институт в Петербурге. Продолжил образование в Париже под руководством известного физика П.Ланжевена. В 1919 году переехал в США. В 1923 году, работая в фирме «Вестингауз-электрик» в Питсбурге, подал свою первую заявку на электронный передатчик изображения с использованием электронно-лучевой трубки. Это было мировым достижением. Патент на передатчик Зворыкин получил лишь в конце 1938 года. Он же является изобретателем цветной телевизионной системы, электронно-лучевой трубки с мозаично- фоточувствительной структурой (иконоскоп); телевизионной системы. В 1936 году прямую передачу с Олимпийских игр в Берлине вели три камеры телевизионной системы Зворыкина. В период Второй мировой войны Зворыкин занимался разработкой бомбометания, управляемого по телевидению. Ему принадлежат 120 патентов и более 80 научных работ.
Игорь Сикорский (1889-1972) - конструктор.
Американцы первыми стали использовать винтокрылые машины для коротких перелетов. Это были вертолеты S-58 конструкции Игоря Сикорского. Еще на Родине он создал четырехмоторный гигант «Илья Муромец» с экипажем 10 человек и мощным вооружением. В 1918 году Сикорский покинул страну. На новой Родине, в США, ученому сначала пришлось подрабатывать частными уроками по математике и астрономии. Свое дело ему удалось открыть с помощью Сергея Рахманинова. Создание двухмоторного самолета-амфибии S-98 принесло Сикорскому успех. В 1931 году он запатентовал проект столь знакомой всем модели вертолета с двумя пропеллерами: большим на крыше и маленьким на хвосте. Сегодня компания, основанная Сикорским, занимается проектированием и производством вертолетов для коммерческих и военных нужд Нового света и других стран.
Лев Термен (1896-1993) - изобретатель.
Изучал физику и астрономию в Петербургском университете, одновременно обучаясь игре на виолончели в консерватории. Заведовал самой мощной в России Царско-сельской радиостанцией. В 20-х годах, в лаборатории профессора Йоффе изобрел эфиротон, позднее названный «терменвоксом», что означает «голос Термена». С разведывательной миссией Термен перебрался в США, где основал лабораторию, в которой, помимо терменвоксов, разрабатывал по контракту охранные системы – например, для небезызвестной тюрьмы Алькатрас. Пиком его славы было выступление в Карнеги Холле, где он руководил концертом из десяти терменвоксов. Термен стал миллионером, давал концерты по всему миру, играл вместе с Альбертом Эйнштейном, принимал у себя в гостях Чарли Чаплина. Изобретал все новые и новые вещи: системы дальновидения, автоматически открывающиеся двери, музыкальные ритм-машины, электронные виолончели без струн. По невыясненной причине вернулся в Союз (самовольно или по воле КГБ), где попал в тюрьму по обвинению в убийстве Кирова. Ученого отправили на Колыму, где он изобрел монорельсовую тележку, облегчившую работу тысячам заключенных. Затем Термен работал с Туполевым и Королевым. Созданная им аппаратура подслушивания на десятилетия опередила аналогичные американские приборы. Тот самый «жучок», который встроили в герб США таким образом, что его не смогли обнаружить лучшие эксперты (о нем писала «Смена» № 11 за 2008 г.), придумал Термен.
Ленин играл на терменвоксе «Жаворонка» Глинки. Он дал изобретателю напутствие вступить в партию и показывать новый инструмент народу.
Hollywood, ballet & fantasy
Луис Барт Майер (1884-1957) - основатель киностудии Metro-Goldwyn-Mayer (MGM), создатель премии «Оскар», а также Американской Академии кинематографических искусств и наук, которая эту церемонию проводит.
При рождении мальчику дали имя Лазарь. Родители вывезли двухлетнего Лазаря сначала в Канаду, потом – в Бостон. Поработав в кинотеатре, Майер решил открыть собственный зал, для чего взял в аренду одно из массачусетских зданий. Вскоре у него уже было пять кинотеатров. Позже Майер преуспел в продюсерской и производственной деятельности: умело презентуя свои бизнес-планы инвесторам, он основал киностудию Metro Pictures, а впоследствии – еще ряд компаний. В 1924 году киномагнат Маркус Лоу выкупил и слил воедино активы трех успешных кинокомпаний – Metro Pictures, Goldwyn Pictures и Mayer Pictures – в корпорацию «Метро-Голдвин-Майер» (MGM). Майер стал вице-президентом империи по вопросам производства. Под его управлением бизнес был настолько успешным, что акционерам дивиденды выплачивались даже во время Великой депрессии. Майер делал упор на семейные ценности и патриотизм, вмешивался в режиссуру, был деспотичен до омерзения и предпочитал то, что сейчас определяют как «массмаркет» и «попса». В фильмах MGM снимались Кэтрин Хепберн, Джуди Гарланд, Грета Гарбо, Спенсер Трейси и Кларк Гейбл.
Михаил Чехов (1891-1955) - по праву считается родоначальником голливудской актерской школы, так называемой «кузницы театральных талантов». Через нее прошли многие голливудские звезды.
Племянник Антона Павловича Чехова. Талантливый актер, взявший лучшее из системы Станиславского. Эмигрировал в Европу, а затем и в США, где создал свою школу. Михаил Чехов работал в кино, в частности, снимался в фильме Альфреда Хичкока «Завороженный», в котором сыграл роль профессора. За нее же номинировался на «Оскара» как «Лучший актер второго плана». Написал книгу «О технике актера», которая имела успех в США.
Джордж Бэлэнчайн (1904-1983) – один из самых значительных балетмейстеров в истории балета.
Он получил образование в Петербурге, жил в России, остался в Европе в 1925 году во время гастролей. Там начал сотрудничать с Сергеем Дягилевым, а позже основал свою собственную труппу. А еще позже – перебрался в Америку. Джордж всегда отличался передовыми взглядами, и одним из первых сделал балет обязательным элементом оперы, музыкальных постановок. К 1948 году его американское Общество Балета стало Балетом Нью-Йорка. Под руководством Бэлэнчайна труппа стала одной из самых известных в мире. Репертуар Балета до сих пор состоит из произведений Бэлэнчайна: Джордж ставил балеты на музыку Гершвина и Прокофьева, Стравинского и Роджерса.
Владимир Набоков (1899-1977) – писатель, поэт, энтомолог.
Родился в аристократической семье, получил хорошее образование. В 1917 году Набоковы всей семьей эмигрировали в Германию. Владимир окончил Кембридж, работал в берлинских газетах и издательствах. Первый роман написал в 1927 году, затем издал еще восемь произведений, которые стали популярными в среде эмигрантов, а ныне считаются шедеврами русской (именно русской!) литературы. Перед началом Второй мировой писатель вместе с женой-еврейкой уезжает в Америку. В своем творчестве ему пришлось перейти на английский язык. Он пишет романы и преподает литературу в университете. Первые англоязычные произведения писателя не пользовались популярностью, но «Лолиту» ждало признание и коммерческий успех. Он перевел «Евгения Онегина» и «Слово о полку Игореве» на английский язык и сделал ряд открытий в области энтомологии. О себе Набоков говорил так: «Я – американский писатель, рожденный в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию. …Моя голова разговаривает по-английски, мое сердце – по-русски, и мое ухо – по-французски».
Набоков известен не только легендарной «Лолитой» – он создал собственный литературный стиль, включающий неявные цитаты из других произведений и прочие лингвостилистические игры.
Айзек Азимов (1920-1992) - стал выдающимся американским фантастом, автором 500 (!) книг, включая научно-популярные работы.
В англо-американской литературной традиции Азимова вместе с Артуром Кларком и Робертом Хайнлайном относят к «Большой Тройке» писателей-фантастов. Исаак Озимов родился в Могилевской губернии, а через несколько лет его родители эмигрировали в Штаты, где открыли кондитерский магазин. Он получил магистерскую степень по химии, но доктором наук так и не стал – помешала война. В 1942 году работал на верви Филадельфии, где трудился и Роберт Хайнлайн. После войны Азимов сделал серьезную научную карьеру, но более известен как писатель. Первый успех ему принес рассказ «Приход ночи».
«Я, робот» входит в число наиболее известных работ Айзимова. Именно Айзек разработал этический кодекс роботов и Три закона роботехники.
Михаил Барышников – балетмейстер, артист балета.
Родился в Риге в 1948 году, танцевал в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова до 1974-го, когда стал «невозвращенцем» в ходе гастролей театра по Канаде. Далее работал в труппе «Американский театр балета», в том числе в качестве солиста и директора. Оказал существенное влияние на американскую и мировую хореографию, снимался в кино, участвовал в бродвейских постановках.
Анна Веклич, Мария Семенова, Анна Шеркунова, Александр Назаровский, Ольга Займенцева, Алена Максимова, Ольга Иванова| Источник: "Смена".
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Творчество Н.К.Рериха своеобразно, самобытно, необычно и производит совершенно особое впечатление на сознание, вызывая порой целый поток мыслей. Одно из его замечательнейших полотен – это картина «Настасья Микулична». Ее надо смотреть из самого дальнего угла комнаты, а еще лучше из коридора, и тогда красоты ее оживают и начинают сиять и светиться. И чем больше покоится глаз на этой картине, тем больше мыслей рождает она в сознании. И кажется, что это не просто картина, но великое будущее нашей Родины, запечатленное на полотне. Ведь она написана в 1943 году, когда гитлеровские орды, оснащенные продукцией техники всей Европы, еще угрожали нашей Стране и вторая Отечественная война была в самом разгаре. И в это трудное для нашей Страны время Рерих уже предвидел конечную победу над врагом, над нашими врагами и недоброжелателями. Настасья Микулична – это символ непобедимой мощи Нашей великой Родины. Мощная фигура женщины, мощный конь на фоне пылающей зари Нового Мира, когда Родина Наша, отразив всех врагов, выходит как победительница на мировую авансцену. Заря Нового Мира, освобождающегося от темного наследия прошлого, от войн, крови, насилий, колониального рабства и всех видов угнетения и порабощения человека человеком, победно горит над планетой. И ведущей весь мир за собою страной, все народы земли, является Родина Наша, воплощенная в образе могучей фигуры Настасьи Микуличны, на крепком и сильном коне. Она в доспехе, но не вооружена, она не бряцает оружием, она никому не угрожает. Она несет Миру мир и в длани ее – поддерживаемые ею фигурки людей, словно символ малых народов или всего человечества в целом, на охрану мира, счастья и интересов которого мощно выходит Она в пылающих красках зари Нового Мира. Она еще в броне и доспехе, чтобы предательская вражья рука не могла нанести внезапно удар из-за спины. Но такой силой уверенности и несокрушимости веет от этого образа, и конь столь твердо ступает вперед в это сияющее победой и счастьем будущее, что невольно возникает вопрос: каким глубоким чувством предвидения обладал Рерих, чтобы так жизненно изобразить его на полотне? Он словно видел эту победную поступь нашей Родины и ее ведущую роль на мировой сцене. Да, она никому не угрожает, да, она несет миру мир, да, она является защитницей малых народов и всех угнетенных, да, к ней с надеждой и верой устремлены ныне миллионы глаз во всех уголках планеты, да, она возглавляет борьбу со старым, обреченным, уходящим и разлагающимся миром и ведет за собою народы и эту победную мощь. Конь поднимается на возвышенность, он еще на нее не ступил, а когда ступит, рассеются последние тучи мрака и Наша великая Страна предстанет перед народами мира во всей своей непобедимой мощи, утверждающей мир всему миру, и счастье для всех народов земли, и полную окончательную победу Нового Мира над старым, когда войны, насилия и рабство во всех его видах будут лишь в прошлом.