И скандинавы, и мусульмане, бывавшие на Руси, высоко отзывались как раз о тех качествах русских, которых, по их мнению, самим скандинавам порой сильно недостает. Во всех эпических сказаниях скальдов русские выступают людьми очень честными и надежными, которым можно верить на слово, доверять большие суммы и которые умеют вести дела с размахом, принимая во внимание интересы всех участников сделки.
Ганза монополизировала торговлю с Новгородом. Только члены Ганзы имели право учить русский язык, торговать с русскими, а самое главное - давать русским ссуды деньгами или товаром. Почему?! Оказывается, русские - очень надежные партнеры, они всегда отдают долги и со всеми процентами. Ссудить русскому купцу денег считалось выгодным дельцем.
В XVII веке правительство старалось помогать купцам. В случае госнужды купцы могли ссудить государству или его отдельным сановникам совершенно фантастические суммы - тысячи и десятки тысяч рублей. Дойная корова в середине XVII века стоила рубль, изба - два или три рубля, так что эти тысячи рублей - деньги неправдоподобные, громадные.
Дела вели и сделки заключали... в трактирах.
Только не надо начинать песни об «извечном русском пьянстве», мол, без стакана купцы договориться не могли. В трактире ВООБЩЕ по большей части нашей истории спиртным не торговали. Наливали в другом заведении, кое называлось кабак. Трактир же - место для еды и неспешного ЧАЕпития.
Так что манера договариваться «за чашкой чая» у русских и западных предпринимателей как раз была одна. А разница в другом - в уровне взаимного доверия. Вот европейцы как-то друг другу верят мало... Им нужны нотариат, письменное подтверждение сделки, адвокат.
А русским купцам все это сомнительное счастье казалось необязательно: они доверяют друг другу, проклятые дикари.
Главы из книги читайте здесь
ЭКОНОМИКА МУЖИКА ПОСОШКОВА
Иван Тихонович Посошков происходил из оброчных крестьян села Покровское близ Москвы, которые работали в мастерских Оружейной палаты государева двора. Иван был грамотен. За несколько месяцев до кончины Петра I Посошков адресует ему рукопись своей книги «О скудости и богатстве».
Сегодня многие убеждены, что бизнес и мораль - явления совершенно несовместимые. «Бизнес вне морали», - вот основной девиз всех российских «прихватизаторов» да, увы, и большинства политиков.
Для Посошкова бизнес основывается на нравственности... Купцы и ремесленники да будут соединены в единую корпорацию, которую организует и которой управляет государство. Торговлю надо регулировать, ограничивая ввоз иностранных товаров. Зачем ввозить то, что можно производить в России? Он советовал Петру также развивать отечественную крупную промышленность: сначала строить казенные заводы по переработке сырья, а затем передавать их в частные руки со взысканием за них оброка. «Дабы люди богатились, а царская казна множилась».
Россия должна торговать готовыми изделиями, а не сырьем, считал Посошков. «Чем им лен да пенку продавать, лутче нам продавать им готовые полотна парусные и канаты, и камордки, и рубки...» Не надо кланяться Западу, не надо везти с Запада каждую мелочь, надо делать самим. Когда у нас разовьется самостоятельное производство товаров и механизмов, иностранцы сами к нам изменятся, станут «ласковее, прежнюю свою гордость всю отложат и за нами станут гоняться».
Но книга до Петра не дошла. В 1725 году Посошкова арестовали по «важной криминальной вине» и заключили в Петропавловскую крепость.
КАК АМЕРИКА ПОКУПАЛА У РОССИИ АЛЯСКУ
Далеко не все в США понимали, насколько выгодно купить Аляску. В прессе ее называли и «морозильником», и «моржеруссией». Конгресс Америки пришлось активно уговаривать купить Аляску, а то господа законодатели очень этого первоначально не хотели. Пришлось их убеждать... Оказалось, «лоббирование идеи продажи Аляски в конгрессе обошлось в 165 000 долларов. Сегодня это называется откатом.
Российская империя продала богатейшие земли, стоимость которых просто невозможно оценить, и получила за это 7,2 миллиона долларов, отдав в виде «отката» 165 тысяч.
Интересно, но не отмечено ни одного случая, чтобы в Российской империи получили «откат», присоединяя территорию к империи. В этом безобразии виновен конгресс «светоча демократии» США.
О СТРАННЫХ ЦАРЯХ
Русские дворяне, в том числе и самые высокопоставленные, не могли быть «исконно» вороваты уже потому, что берегли фамильную честь. Да, они не были бескорыстны, они работали на результат, в том числе и на получение чинов, имений, пожалований, наград.
С точки зрения знаменитого французского дипломата Талейрана, русские придворные были «странными». В том числе и потому, что «не брали».
Впрочем, у нас и цари тоже странные. Скажем, государственный бюджет Франции в 1720 году составлял 5 миллионов ливров.
Состояние же родственника короля - герцога Орлеанского оценивалось в 114 миллионов ливров, а его
долги - в 74 миллиона ливров. Легендарные алмазные подвески, подаренные королем супруге, стоили порядка 800 тысяч ливров.
Бюджет Российской империи в 1899 году достиг астрономической цифры: 1,5 миллиарда рублей. А стоимость имущества царской семьи - по максимальному подсчету - 125 миллионов рублей. Тоже не по-детски - 8%... Но с французами не сравнить.
Мораль: русские цари были беднее возглавляемого ими государства. Хорошо известно, что во время первой переписи 1897 года Николай II написал в графе «род занятий»: «Хозяин земли русской». М-м-да... Сомнительно, Ваше Величество!
ПОЧЕМУ ДЕНИКИН УМЕР В НИЩЕТЕ?
Наши герои 1917 года были не фунт изюма: фанатики идеи, среди которых и кровожадные маньяки, и беспощадные убийцы.
Но по крайней мере в одном они оказались приличнее - взяток у врагов не брали да и, придя к власти, поначалу собственное «государство диктатуры пролетариата» не обворовывали.
В Казань золотой запас вывезли большевики во время февральского наступления немцев: боялись, что немцы захватят Москву и Петроград.
Абсолютное большинство тех, кто имел отношение к этим деньгам, не присвоили буквально ничего. Даже в отчаянных условиях поражения, бегства, необходимости устраиваться за границей.
В бедности умер Деникин. Иностранцы требовали допустить их к эксплуатации богатств России. Деникину не раз предлагали проекты совершенно кабальных концессий. Чтобы подписал, совали деньги и немалые. Брезгливый отказ Деникина английские дельцы отказывались понять. Они же ничего дурного не имели в виду! Вот давеча в Западной Африке...
Итак, если мы такой вороватый народ, кто мешал наживаться на Гражданской войне? И белым, и красным? А ведь наживалась разве что кучка уголовников, не сыгравших в истории совершенно никакой роли.
КОРРУПЦИЯ ПРИ БРЕЖНЕВЕ
Сколько было крику о воровстве Брежнева! А что получилось в реальности? Ну было у него несколько красивых автомобилей и ружей... Главе государства делали дорогие подарки. Причем в общем-то не подкупали его таким способом. Выражали уважение в надежде на некоторое ответное личное благорасположение, и только. Шум шумом, а кончилось-то фарсом, когда наследники Леонида Ильича вернули «присвоенные» Брежневым подарки. Не было у Брежнева ничего, кроме этих подарков.
После смерти Брежнева возникло пресловутое «дело Николая Щелокова». Сам министр внутренних дел Щелоков в 1984 году покончил с собой. Как выяснилось, он присвоил 560 тысяч рублей (это $100 000 - 150 000 по тогдашнему курсу).
...Было и «Елисеевское дело» о хищениях в Елисеевском гастрономе. Размер, правда, оказался скромнее - десятки тысяч рублей, а больше так: баночки с икрой да шпротами, финская колбаса, ветчина, дорогие конфеты. Да-а-а...
Кто без зазрения совести разворовывает «сам себя»? В первую очередь тот, кто совершенно не связывает себя ни с окружающим обществом, ни с государством, Временщик, видящий в России не Родину, но колониальную плантацию. Зрящий свое будущее не здесь, а на Лазурном Берегу или в престижном районе Лондона, готовящий своих детей к жизни не на русском Черноземье, а где-нибудь в Итоне или закрытом швейцарском пансионе.
РУССКИЕ ГЕРОИ
Василий Ключевский говаривал, что «Россия родилась на Куликовом поле, а не в скупидомном сундуке Ивана Калиты». То, что родилось на Куликовом поле, на Западе частенько называют проявлением все той же русской покорности властям, долготерпения и равнодушия к своей судьбе. Что же произошло на излюбленном куликами поле 8 сентября 1380 года? Ранним утром этого исторического и страшного дня великий князь Дмитрий Иванович снял с себя знаки княжеского отличия и велел надеть свои доспехи боярину Михаилу Бренку. Бренок сражался во главе Великокняжеского полка под великокняжеским знаменем. Он погиб, и какое-то время татары верили, что убили самого великого князя.
А великий князь Дмитрий Иванович надел одежду рядового воина и сражался в глубине своих войск, никак не отмеченный и не выделенный. После сражения его нашли без сознания, тяжело раненного, истекающего кровью. Князь разделил судьбу своего народа. Заложил основы традиции, согласно которой судьба государя и командующего войском не должна отличаться от судьбы любого другого человека. Монарх бьется в рядах войска вместе со всеми. Может, вот он, стоит совсем рядом? Власть требовала максимального самопожертвования, одновременно жертвуя и своими высшими представителями! Дмитрий Иванович потому и получил моральное право требовать героизма, что сам его проявлял. И он, и боярин Бренок...
* * *
Давно пора отринуть самую мысль о каком-то чрезмерном отличии русских от остальных народов «цивилизованного мира». Да, у нас есть определенные отличия от других...
А у кого их нет?
Мы, не побоюсь повториться, естественная, логичная, закономерная часть христианской цивилизации.
Большая часть. Славная. Уважайте нас. Бойтесь, если вам так нравится.
Мы - русские европейцы, пытающиеся стать наконец достойными славы наших дедов.
НЕ ПРОПУСТИТЕ!
О том, что русский язык был первым языком на Земле, читайте в еженедельнике «КП» 22 января.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Владимир МЕДИНСКИЙ. Родился в 1970 г. на Украине, окончил МГИМО, работал в посольстве РФ в США, в Министерстве по налогам и сборам РФ, с 2003 г. - депутат Госдумы, профессор МГИМО. Автор книг серии «Мифы о России»:
«О русском воровстве, особом пути и долготерпении»;
«О русском рабстве, грязи и «тюрьме народов»;
«О русском пьянстве, лени и жестокости»;
«Негодяи и гении PR: от Рюрика до Ивана III Грозного».