Пить, бить, гулять, холопничать: швед Петр Петрей о нравах московитов начала XVII века
Женщины содержатся как наложницы, взаперти. Мужчины пьют догола.
Простолюдины с радостью продают детей в рабство. Холопы любят, чтобы их
били и понуждали. Даже нищие дворяне никогда не станут работать, а лучше
пойдут в разбойники. «Содомский грех» распространён и не осуждаем.
Такими увидел нравы Московии начала XVII века шведский врач Петр Петрей.
Швед Петр Петрей пробыл в Московии с 1601 по 1604 год, собирая
разнообразную информацию о стране и прикрывая эту деятельность врачебной
практикой. Он оставил записки о пребывании в Московии. Мы публикуем
часть из них, посвященных нравам московитов (приводится по «Исаак Масса,
Петр Петрей, История о великом княжестве Московском. О начале войн и
смут в Московии, Фонд Сергея Дубова, 1997).
О положении женщин
В домашнем хозяйстве лучшие и знатнейшие женщины имеют мало значения:
мужья содержат их, как невольниц: они сидят взаперти в своих комнатах и
обыкновенно шьют либо вышивают на полотне ширинки золотом, серебром и
шелками; они очень искусны в этом деле и мастерицы вышивать по всякому
узору, некоторые даже до того, что перещеголяют иных швей в шитье
жемчугом, и рукоделья их вывозятся в дальние края.
Простого звания женщины, мещанки и крестьянки, исправляют большие и
трудные работы, как в домах, так и на поле: они, наравне с мужчинами,
должны прилагать руки к труду, иногда даже и больше их, потому что
обязаны исправлять в доме всё: варить, мыть, прясть и шить, также носить
дрова и воду, изготовлять и доставать всё нужное для домашнего
хозяйства, да вдобавок к тому на каждом часу быть битыми.
О винной монополии и пьянстве
Запрещается строго, под смертною казнью, чтобы никто в стране не
продавал каких бы то ни было напитков, пива, мёду или водки, кроме
одного великого князя, который во всех городах, местечках и больших
деревнях содержит общественные кружала и кабаки и получает от того
большой ежегодный доход.
В этих питейных домах, видно, бывает так много пьянства и ликованья,
что нельзя и поверить. Потому что там дозволено им кутить, напиваться
допьяна и играть в кости, сколько душа желает и может. Пропив свои
деньги, закладывают кафтаны и пьют на них, сколько нальют за это
винопродавцы и целовальники. Некоторые закладывают не только кафтаны, но
даже шапки, сапоги, рубашки и всё что ни есть за душою, да и бегут
нагишом домой.
Редко пройдёшь эти дома, не увидав множества выбегающей оттуда этой
Бахусовой братии: один в чём родила его мать, другой в рубашке,
некоторые полуодетые и часто до того пьяные, что не в состоянии идти
домой, а остаются влачить жизнь в грязи или в снегу на улице, либо
укладываются на тележки или сани, как свинья, и везутся за ногу своею
прислугой и жёнами; но это ни для кого не диво.
Часто и обыкновенно случается это в заговенье и в праздники, и не
только водится между мужчинами и простолюдьем, но и между богатыми и
знатными женщинами. Если найдут кого-нибудь пьяного на улице в такую
пору, когда никому не позволено варить и пить пиво, его берут под стражу
и допрашивают, где он напился. Узнавши же, что напился в
великокняжеском кружале, возвращают ему свободу. Когда же откроется, что
он подпил где в другом месте, тогда не только пьяного, но и того, кто
продал или поднес ему вина, секут: вдобавок к тому они должны бывают
заплатить большую денежную пеню за то, что нарушили запрещение великого
князя.
О несвободе
Русские содержатся в строгом и суровом повиновении и всегда должны
служить, работать и возиться с чем-нибудь: они любят, чтобы понуждали их
сильными ударами, и если господин не часто отрабатывает своего холопа
хорошею плетью, то не получает от него никакой и пользы: перенося
немного побоев, холоп вправе сказать, что над ним станут смеяться и
презирать его другие холопы, оттого что господин не сечёт и не колотит
его.
Бедняк и нищий продается сам за небольшие деньги во владение богатым,
на всё время своей жизни, а часто и с таким условием, что он, его жена,
дети и внуки вечно будут служить им и их потомкам, пока они живы. Если
же господин его умрёт и перед кончиною, из милости и сожаления,
освободит его со всем родом из рабства, он продаётся другому, потому что
там больше любят неволю, нежели свободу. Когда отец продаёт сына или
дочь и потом они освободятся из рабского состояния, отец имеет право
взять их и продать в третий и четвертый раз, если же и после того они
получат свободу, он уже больше не может продать их.
О празднествах
Лучшее удовольствие и развлечение у русских ездить и скакать верхом и
стрелять из лука: тот считается лучше и почётнее, кто туже всех
натягивает лук, дальше пускает стрелу и попадает в цель. Много играют в
шашки и в зёрна и выигрывают множество денег. Некоторые играют в карты,
другие забавляются бабками, свайкой и чувилем, а таких удовольствий,
как, например, карусели, турниры, танцы, фехтованье и другие рыцарские
упражнения, у них не водится.
Великий князь и другие знатные господа находят удовольствие в
звериной охоте и травле. Когда играют свадьбу, то травят собаками
больших медведей; с ними тогда бывает много музыкантов, которые поют
многие бесстыдные и похабные песни, при том играют на трубах, тромбонах,
дудках и сопелках, а иногда бьют и в барабаны: из этого выходит
удивительная и необыкновенная музыка, такая же приятная, как собачий
вой, а москвитяне очень рады и довольны, думая, что лучше и приятнее её и
на свете нет, потому что не слыхали никакой, кроме этой, меж тем как
всякого пронимает страх и дрожь, когда он её слышит.
Эти музыканты странствуют из места в место, бродят везде с большими
медведями и инструментальною музыкой из города в город и наживают много
денег медвежьей пляской, пением, воем и игрой. Москвитяне очень дивятся
тому и находят в том большое удовольствие.
О жизни дворян
Дворяне, разорившиеся от войны, пожара и других несчастных случаев и
не имеющие чем кормиться и содержать себя, считают большим срамом
работать на себя своими руками или добывать что-нибудь работою на
других. Когда это предложат кому-нибудь из них, он отвечает: «Это не
совместно с моим званием». Он дворянин и не привык работать; если хотят
иметь работника, он доставит им его, да и пойдёт прочь, ходит по миру,
прося милостыню во имя Девы Марии, св. Николая и других святых бедному
дворянину. Если же своим ханжеством он и не соберёт себе сколько нужно
на содержание, то всё же скорее умрёт и вынесет самую крайнюю нужду,
нежели станет работать, либо сделается вором и отъявленным разбойником и
убийцей: в том находит он для себя больше славы и чести, нежели в
работе.
Всякий крестьянин должен пять дней в неделю работать на барина и
получает от него не больше необходимого содержания для себя с семьею.
Пища и питье у них чрезвычайно скудные, а ходят все они в лаптях,
сплетенных из ивовых и других гибких прутьев: сколько крестьян в стране,
столько же и лапотников, потому что каждый может делать лапти себе и не
имеет надобности покупать их у другого и платить за то деньги. В таких
же сапогах ходят и бедные дворяне, которым не на что купить кожаные.
О пороках
Точно так же для русских слабы и ничтожны всякие честные законы и
уставы: у них делаются и допускаются почти все грехи и пороки, так что
честный и приличный человек ужаснётся, услышав о том.
Таков, например, этот, ещё не самый худший: когда бедные и мелкие
дворяне или граждане придут в крайность и у них не будет денег, они
бродят по всем закоулкам и смотрят, не попадется ли каких-нибудь богатых
молодчиков, и предлагают им для блуда своих жён, берут с них по два и
по три талера за раз, смотря по красивости и миловидности жены, или как
сойдутся в цене. Муж всё время ходит за дверью и сторожит, чтобы никто
не вошёл, не помешал и не потревожил их в таком бесчестном и распутном
занятии. Они, а особливо большие бояре и дворяне, делают и больше
распутства, содомские грехи, мужчины с мужчинами, да ещё и не тайно, а
часто на глазах многих лиц, считая для себя честью делать это, не
стесняясь и гласно.
Часто к ребёнку или к молодому человеку они привязываются сильнее,
нежели к своим жёнам. Но это гнусное и ужасное дело, идущее наперекор
Богу и его законам, даже наперекор природе и всему человечеству. Всего
ужаснее, однако ж, дела их с разными неразумными тварями и скотами: они
без всякого различия имеют с ними нечестивое соитие. Да ещё и не
совестятся хвастать, что делают это часто потому, что их наказывают.
Когда обвинят кого в том пред великим князем, он отвечает, что это
дело до него не касается, а потому и следует наказывать за это не ему, а
одному только Богу, который неизбежно накажет его в своё время. А
провинись-ка этот человек в чем-нибудь перед ним самим: как светский
государь, он присудит ему вдоволь мучений и казней».
http://ttolk.ru/2017/09/19/%D0...
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 1001
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 995
Рейтинг поста:
Постыдились бы давать материалы из подобных источников.
Толкователь (ttolk.ru) -
"Блог создан 6 октября 2010 года. Работает на Wordpress.
Авторы статей неизвестны, они не подписываются, возможно автор многих статей — основатель блога Павел Пряников, так как похожие материалы он иногда публикует в других местах под своим именем. Также в ЖЖ были намеки, что автор некоторых статей — блоггер _devol_.
Присутствует много копипасты, но обычно с указанием автора и источника.
В разделе контактов есть юмористическое описание:
Развлекательно-аналитическое издание «Толкователь». Создано в рамках миротворческой миссии ООН и Иностранного легиона в Буркина-Фасо и Джибути. Блог не несет ответственности за публикуемую им информацию, не является печатным СМИ и не разделяет взглядов руководства партии «Единая Россия».
Администрация блога никоим образом не связана пока с США, Израилем, британской монархией и Папуа-Новой Гвинеей."
Таким образом Редакция подписалась под "материалом", авторы которого поставить свою подпись постыдились. Даже если швед Петр Петрей писал что-нибудь подобное, то почему вы поленились найти ссылку на оригинал шведских изданий?
--------------------