// О новом проекте мы беседуем с депутатом Госдумы, профессором МГИМО Владимиром Мединским
Лариса КАФТАН — 05.05.2010
Белоруссия выступила с инициативой создания единого учебника истории для школьников СНГ. Министр образования и науки России Андрей Фурсенко идею поддержал.
- Владимир Ростиславович, зачем нужен единый школьный учебник?
- Для того, чтобы мы не скатились во вражду или того хуже - в войну. При Ющенко на Украине была политика, которая могла на выходе привести к братоубийственной войне. Когда во время грузино-осетинского конфликта Украина не только дала оружие Грузии, но и была готова отправить на Кавказ своих военных, политологи принялись обсуждать: возможно ли, что русские и украинцы будут стрелять друг в друга? Все ужаснулись. Это же невозможно!
Но, увы, только до тех пор, пока солдаты и офицеры учились по одним учебникам, оканчивали одни еще советские военные училища. А кто окончил современные украинские школы? Да через одного искренне считают себя угнетенным Россией народом! У оболваненных ребят уже совсем по-другому мозги устроены. На ющенковской Украине была очень хитрая, коварная и далекоидущая политика по промыванию мозгов. Не случайно Институт национальной памяти Украины - бюджетное учреждение по переписыванию истории, как мне говорили, якобы получал большее финансирование, чем исторические институты Академии наук Украины. Там придумывают ложную историю.
- Разве не утопическая идея - единый учебник истории для СНГ, учитывая 19-летний срок жизни врозь?
- В Библии сказано: разделенный дом не устоит. У наших народов общая история на протяжении веков, а с некоторыми - и тысячелетий. Не было 200 лет назад никаких понятий «белорус» или «украинец». Было единое государство. Наши предки вместе пахали и сеяли и защищали свою землю. Еще до Великой Отечественной войны понятия «украинец» и «белорус» означали скорее место проживания, чем национальность. И нельзя это перечеркивать из-за того, что 19 лет назад мы по воле неумных людей оказались по разные стороны государственных границ.
Почему мы должны учить детей разным историям? Ведь до чего дошло: Александр Невский - имя России, а Ярослав Мудрый - имя Украины. Ярослав Мудрый, конечно, княжил в Киеве, но начинал-то с Новгорода. Он, я думаю, не раз в гробу перевернулся из-за того, что является именем неизвестной ему Украины. Почему не Канады? Там тоже много украинцев...
|
Владимир Мединский считает, что, если у стран СНГ будет одна история, война между ними окажется невозможна. |
|
- История - самая политизированная наука. В странах СНГ политика теперь вся разная, так как же можно унифицировать историю для Украины и, скажем, Киргизии, учитывая еще и разность культур? И при этом заставить соседей изучать историю России такой, какой ее видят у нас?
- В России, напомню, проживает великий многомиллионный татарский народ. Что же, писать отдельную историю Татарстана? И будет у него отличный от общероссийского учебник, где будет сказано, что татаро-монгольского ига не было, а на самом деле татаро-монголы несли свет цивилизации? Всем - и Рязани, и Киеву, и Козельску? И Козельск встречал цивилизаторов хлебом-солью, а не бился до последнего человека...
В прошлом году в столице Украины, из которой мы с вами, Лариса, родом, читаю буклетик в гостинице об истории Киева на английском языке: «Киев в 1240 году был сож-жен татарскими варварами. С той поры начались тяжелые века оккупации. По очереди Киев оккупировали «Татарс, Полс, Московайтс, Рашенс энд Совьетс». И только в 1991 году, спустя семь с половиной веков иноземной оккупации, Киев обрел свободу». Этот бред имеет какое-то отношение к истории? Это что? Это - геббельсовская пропаганда. Юные украинцы, которые начитались ющенковских учебников, искренне верят, что Степан Бандера - герой. Так их научили. Мазепа - не предатель, а национальный кумир Украины. Киево-Печерская лавра стоит на улице Мазепы.
В эстонских учебниках - про «героические батальоны «Нарва», которые боролись с советскими оккупантами. В одном из школьных учебников Казахстана описывается факт выступления казахов против советского колониализма в 50-х годах XX века. А на самом деле на строительстве металлургического комбината в Темиртау бунтовали комсомольцы, приехавшие по путевкам со всего Союза. Казахов среди зачинщиков просто не было. В грузинских учебниках сказано про русскую оккупацию. Маленькая гордая Грузия, говорят авторы учебников, успешно боролась с турками, с персами и прочими поработителями, но вот с имперскими русскими войсками не справилась. И не знают грузинские дети, что Российская империя приняла в свой состав их предков только после настойчивой - 12-й, кажется, по счету - просьбы грузинских царей. И после того, как турки и персы поставили грузинский народ на грань выживания. Нельзя делать из истории публичную девку!
Я недавно посмотрел хороший фильм «Мы из будущего-2». Главные герои - два студента питерского университета и два - львовского и киевского. Идет реконструкция одного из сражений 1944 года. Они проваливаются во времени, встречаются с настоящими эсэсовцами из украинской дивизии «Галичина». И очень быстро понимают, что они исторически вместе. И это единственный способ выжить. Победить. И все наносное проходит. Но чтобы сплотиться и задуматься об истине, неужели необходимо, чтобы напал общий внешний враг?
- В едином учебнике должны быть только факты, или еще и оценки?
- Если только факты и даты - то это будет статистический справочник. Разве его интересно читать? Учебник истории для школы - это во многом публицистическое произведение. Он должен воспитывать гордость за свой народ. Нет смысла пускаться в детализацию, расписывая социально-экономические причины феодальной раздробленности русских княжеств. Это все-таки не для школьников, а для студентов. А рассказать надо, как рязанская княжна, чтобы не стать наложницей, бросилась со стены с младенцем на руках и разбилась на глазах у Батыя. Как вассал Евпатий Коловрат, когда погиб его сюзерен - князь рязанский, не обрадовался, что теперь свободен, не отправился гулять, а поднял своих солдат и пошел в атаку - с двухтысячной дружиной на тьму Батыева войска. Любой граф (по-нашему - боярин) после смерти герцога (князя) только руки бы потирал, что освободился от клятвы. И тут же нашел бы себе более сильного хозяина. А русский сотворил такое, что и 300 спартанцев бы сочли идеалом героизма и верности присяге. Только про 300 спартанцев километры кинопленки Голливуд отснял, тонны книг выпущены, а мы - помним ли своих героев? Евпатий Коловрат - вот о ком надо снимать кино! Нам в отличие от молодых наций и государств не приходится выдумывать нашу историю, она у нас богатая, очень интересная и героическая.
|
На западе Украины молодежь упорно делают фанатами Степана Бандеры, раздавая шарфики с его портретом. Фото: ИТАР-ТАСС |
|
ДОСЛОВНО
Как учат школьников в странах бывшего СССР
ЛАТВИЯ
Пятый класс, «Родной край», автор Индулис Кениньш
Параграф 10 - «Население Латвии»: «Различают постоянных жителей государства - тех, кто живет в этой стране на протяжении многих лет, и приезжих - тех, кто приехал из других стран сравнительно недавно. Постоянные жители, в свою очередь, делятся на коренное население и людей других национальностей (пришлое население)... Коренное население Латвии - латыши и ливы».
Стр. 83 - карта: «Балты во второй половине I тысячелетия до нашей эры занимали территорию, раз в 8 большую, чем славяне».
Стр. 131: «Русские княжеские дружины часто нападали на земли латгалов», «хотели покорить и другие народы Латвии», «нередко латгальские воины совершали набеги на русские земли и отбирали награбленное».
О введении христианства: «Власть имущие начали понимать, что это учение выгодно для них, ибо призывало подвластных им людей терпеливо переносить все тяготы и не противиться господам... Однако народ отверг чужого Бога. Предкам латышей были ближе их божества и древняя вера, которая учила человека хорошо относиться не только к другим людям, но и к природе, учила уважать труд и любить свой родной край - отчизну».
«Никогда жизнь латышских крестьян не была столь тяжелой, как после присоединения Латвии к России».
Великая Отечественная война: «Многие латышские легионеры отличились в боях особой выносливостью, умением и отвагой. Пришив к этой форме как символ веры маленький красно-бело-красный щит, они, стиснув зубы, врубились в наводненную чужими войсками землю отчизны».
Эпоха СССР: «Латвия из процветающего культурного государства, которое во всей Европе могло гордиться своим чистым и прозрачным морем, ухоженными городами и сельскими усадьбами, превратилась в запущенную окраину Советского Союза». «Построенные в последние десятилетия жилые массивы на окраинах Риги очень отличаются от остального города своим однообразием и неухоженностью».
ЭСТОНИЯ
«Сто эстонцев были приданы армии киевского князя Олега и сыграли ведущую роль при штурме в 907 году Константинополя» (учебник «История Эстонии» Марта Лаара).
«17 июня 1940 года в Эстонию прибыло более ста тысяч красноармейцев. Народ глядел на марширующие войска молча. У многих в глазах стояли слезы... теперь не оставалось никаких сомнений: Эстония оккупирована чужеземной армией» (учебник истории для начальной школы).
УКРАИНА
Учебник по истории Украины для девятого класса утверждает, что лучше всего жилось украинцам под властью Австрии.
«Пакты и конституции законов и вольностей Войска Запорожского» 1710 года, разработанные генеральным писарем гетмана Мазепы Филиппом Орликом: «Краеугольные положения этого уникального документа стали фундаментом основных законов США, Великобритании, Франции и многих других развитых стран».
«Украинский язык - один из древнейших языков мира... Есть все основания полагать, что уже в начале нашего летосчисления он был межплеменным языком» (Украинский язык для начинающих. Киев, 1993 г.).
«Включение Крымского полуострова в состав Украины было попыткой переложить на ее плечи моральную ответственность за выселение татарского населения и вынудить взять на себя ответственность за восстановление хозяйственной и культурной жизни полуострова» (учебник истории для пятого класса, рекомендованный министерством образования Украины, 2005 г.). В том же учебнике: украинская повстанческая армия под руководством Степана Бандеры к 1943 году «освободила от немцев большинство городов Украины».
ГРУЗИЯ
В учебнике для 1-го класса (!) цитируется «Акт государственной независимости Грузии», который был принят 9 апреля 1991 года. «...в феврале - марте 1921 года Советская Россия путем вооруженной агрессии совершила оккупацию грузинского государства, за чем последовала ее фактическая аннексия. Весь период нахождения Грузии в составе СССР был отмечен кровавым террором и репрессиями... Скрытая война против Грузии продолжается и сейчас. Ее цель - остановить движение Грузии к свободе и демократии...» - учит грузинских первоклашек учебник истории. Источник: kp.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 1742
Рейтинг поста:
И как же переписывают историю бывшие советские республики? :)