До
недавнего времени под норманизмом понималась система взглядов,
покоящаяся на трёх столбах: первый – это скандинавское происхождение
летописных варягов, второй – Рюрик был вождем скандинавских отрядов,
причем, не то завоевателем, не то контрактником (за 200 с лишним лет
норманисты так и не договорились, кем же он был на самом деле), и третий
– это древнескандинавское происхождение имени Руси. Синонимами для
скандинавов у сторонников названной системы помимо летописных варягов
выступают норманны из западноевропейских хроник, которых отождествляют и
как викингов.
В последнее время представителям названной системы
взглядов перестало нравиться слово «норманизм». Стали раздаваться
голоса, что дескать никакого «норманизма» нет и разговор о «норманизме»,
«норманской теории», «норманистах» – это фантомы, существующие только в
воображении антинорманистов. Вот первый повод для размышления:
норманизма и норманистов нет, но антинорманисты не отменяются.
Далее,
сторонники вышеуказанной системы взглядов пытаются провозгласить ее
единственно правильным учением. Однако в течение 200 с лишним лет,
по-прежнему, идет спор о том, как следует трактовать «пришествие»
скандинавов в Восточную Европу. Одни говорят: это было завоевание,
завоевательная экспансия. Ну, да, – запальчиво возражают другие. – Что
же они так втемную завоевали, что ни в одном источнике не отметились?!
Нет, это были миграции колонистов из Средней Швеции (она же прибрежная
полоса Рослаген, она же – Упсальский лен в Свеяланде, которых не было в
IX веке).
Дело в том, что великая миссия «скандинавов» в
Восточной Европе ни в каких письменных источниках не отразилась – ни в
летописях, ни в западноевропейских хрониках. Поэтому в работах
представителей «профессиональных кругов» (сиречь норманистов – давайте
будем продолжать называть вещи своими именами независимо от того,
нравится это кому-либо или нет!) образ «скандинавов», вызываемый
исключительно силой их воображения, представлен многообразием видов.
Те, кого манят батальные сцены, пишут о «военных
отрядах скандинавов», о «викингских отрядах», о «дружинах скандинавов», о
«норманнских дружинниках», о «движении викингов» на север
Восточно-европейской равнины, а также об «экспансии викингов». В
результате этого фантомного, незамеченного ни одним летописцем или
хронистом «движения» в Восточной Европе якобы создавался «фон
скандинавского присутствия», споро оформлявшегося в «норманские каганаты
– княжества», усеявшие всю Восточную Европу, но различимые только
глазом норманиста.
Более умеренные нравом норманистские авторы
рисуют плавные спокойные сцены «миграций свободного крестьянского
населения, преимущественно, из Средней Швеции» в Восточную Европу,
сходные с картинами заселения Америки. Иногда миграции осуществляются
как «воинские и торговые путешествия викингов в Киевскую Русь» или как
«популяция норманнов, распространившаяся по восточнославянским землям».
Правда, время от времени характеристики массового присутствия
норманнов/викингов на Руси сбиваются на оговорки о том, что «популяция
норманнов… была сравнительно небольшой, но влиятельной, захватившей
власть. Она внесла свой вклад в славянскую культуру, историю и
государственность».
У суррогатной истории – суррогатные
источники: самыми неопровержимыми «доказательствами» основоположничества
скандинавов в древнерусской истории, по мнению норманистов, вполне
могут служить норманнские походы из западноевропейской истории:
«Скандинавы все завоевывали в Западной Европе! Каким наивным надо быть,
чтобы думать, что они не пошли завоевывать и Восточную Европу!».
На
мой взгляд, подобный аргумент, говоря языком юристов, недействителен,
поскольку если событие происходит в одном месте, совсем необязательно,
что аналогичное событие происходило в другом месте. Кроме того,
бросается в глаза и качественная разница между известными нам
норманнскими грабительскими походами на Западе и теми благостными
картинами действий «скандинавов» в Восточной Европе, образчики которых
хорошо известны по работам норманистов.
Эти различия, безусловно,
констатируются, но никого в смущение не приводят и парируются
заявлениями о том, что «викинги, безжалостные грабители и пираты,
наводившие ужас на всю Западную Европу внезапными набегами, на
территории Восточной Европы сыграли иную, конструктивную роль – роль
катализатора, который способствовал ускорению социальных и политических
процессов». До объяснений же того, почему «безжалостные грабители и
пираты», придя в Восточную Европу, вдруг стали выступать какими-то
«конструктивными катализаторами», «профессиональные круги» не снисходят.
Для
того чтобы выбраться из этого сумбура, следует попытаться привести
имеющийся материал в некоторую систему. Начну с того, что перечислю, в
чем конкретно сторонникам пришествия скандинавов в Восточную Европу
видится их роль. В обобщенном виде эта роль, по убеждению норманистов,
проявилась в трёх областях:
1. В образовании Древнерусского
государства и создании древнерусского института верховной княжеской
власти. Как представляется норманистам, договор с вождем викингских
отрядов Рюриком, предположительно из Средней Швеции, обеспечил контроль
этих отрядов над водными путями от Ладоги до Волги и тем самым заложил
основы для возникновения раннегосударственных структур, в первую
очередь, – института центральной власти у летописных приильменских
словен. Согласно этим же авторам, другой скандинавский вождь Олег
захватил Киев и, таким образом, объединил восточноевропейский север с
центром в Ладоге и восточноевропейский юг с центром в Киеве, благодаря
чему и возникло Древнерусское государство, известное в науке как
Киевская Русь. Напомню попутно, что между призванием Рюрика и
вокняжением Олега в Киеве прошло всего порядка двух десятилетий!
(Горский А.А., Дворниченко А.Ю., Котляр Н.Ф., Мельникова Е.А., Пузанов
В.В., Свердлов М.Б., Стефанович П.С., Шинаков Е.А. и др.)
2.
Вкупе с вышеназванным вкладом варяго-норманно-викингов в древнерусскую
историю им приписывается установление контроля над Балтийско-Волжским
торговым путём, открытие и функционирование которого являлось, согласно
уверениям норманистов, результатом деятельности скандинавских купцов и
воинов: «…к середине IX в. выход из Приладожья и Поволховья на Волгу,
равно как и движение по Волге, были прочно освоены. Об этом
свидетельствует появление вдоль пути торгово-ремесленных поселений и
военных стоянок, где повсеместно в большем или меньшем количестве
представлен скандинавский этнический компонент». Именно благодаря этому,
по мнению норманистов, консолидируется обширная территория, на которой в
середине IX в. возникает первое раннегосударственное образование»
(Мельникова Е.А.).
3. Варяго-норманно-викинги принесли
восточноевропейским славянам само имя Русь. Норманистами-лингвистами это
формулируется так, что слово Русь можно сконструировать из др.-сканд.
слов с основой на *roþs-, типа roþsmenn со значением «гребец, участник
похода на гребных судах», что якобы связывает происхождение имени Русь
со шведской областью Рослаген и шведскими гребцами-родсами, но через
посредство финского названия Швеции Ruotsi. Именно от финнов якобы
узнали славяне название шведских гребцов-родсов, и от него образовали
имя Русь женского рода.
Вот так видится норманистам роль
скандинавов в русской истории. Следующий вопрос, на который следует
получить ответ, это вопрос о том, какими собственными объективными
предпосылками обладали выходцы из скандинавских стран для осуществления
приписываемой им миссии. «Западный фронт» действий норманнов, которых
отождествляют только с выходцами из скандинавских стран (насколько это
верно, поговорим позднее), известен достаточно хорошо – там не
требовалось участие скандинавов в политогенезе, в возведении
торгово-ремесленных поселений, существовавших и до норманнских походов и
пр.
А в Восточной Европе скандинавам приписывается
основополагающая (или существенная, как оговариваются некоторые
осторожные норманисты) роль в процессе политической эволюции и в
капиталоемких проектах по созданию сети ремесленно-торговых и
политических центров, т.е. практически – фундамента городской культуры.
Поскольку
Бертинские анналы и финское название Швеции Ruotsi накрепко привязывают
норманистов к Швеции, поэтому и рассмотрим уровень социополитической
эволюции основных областей будущей Швеции в раннесредневековый период.
Таковыми являлись области гётов и свеев – этнических групп, определяемых
часто как племена и племенные объединения на территории средневековой
Швеции.
Название Швеции происходит от имени свеев: Svea rike или
Королевство свеев. Имя гётов прослеживается в названиях таких
исторических областей как Вэстергётланд с городом Гётеборгом и
Эстергётланд с главным городом Линчёпинг. Свеи и гёты выступали
основными этносоциальными субъектами в процессе формирования государства
в Швеции. Как характеризуется этот процесс в науке?
Согласно
работам шведских медиевистов, создание шведской государственности носило
затяжной, длительный характер, признаки раннего государства выявляются
не ранее второй половины XIII – начала XIV вв. Современный исследователь
проблем шведского социо- и политогенеза Т. Линдквист, оговаривая, что
оформление государственности включает такой критерий как создание
«территории под властью единого политического руководства», отмечает,
что только со второй половины XIII в. королевская власть в Швеции стала
выступать «как форма относительно тонкой политической организации, как
государственная власть.
Именно в этот период выросли
привилегированные благородные сословия с точно определёнными правами и
обязанностями нести службу в пользу короля и общества. Кодификация и
запись законов, а также упорядочивание политических институтов – вот что
характерно для данного периода. На рубеже XIII-XIV вв. королевская
власть и молодые сословия духовной и светской знати представляли собой
государственную власть.
Конец XIII в. был завершением того
специфического и длительного исторического процесса социальных
преобразований, характерных для Швеции в тот период, который, в
соответствии с традиционной терминологией, может быть назван как
переходный от викингского периода к раннесредневековому» (Lindqvist Th.
Plundring, skatter och den feodala statens framväxt. Organisatoriska
tendenser i Sverige under övergången från vikingatid till tidig
medeltid. Uppsala,1995. S. 4-5, 10-11). Викингским в шведской истории
считается период 800-1050 гг., за которым следует Средневековый период
1050-1389 гг.
Т. Линдквист подчёркивает не только позднее
образование шведского государства, но и его вторичный характер: «…Оно
возникло позднее многих государств в Европе и даже в Скандинавии. Целый
ряд явлений и представлений носили экзогенный характер: они «вводились»
со стороны. Представления о значении и функциях королевской власти,
правила и ритуалы для носителей новой государственной власти были
привнесены со стороны», т.е. с европейского континента (Ibid.)
Эти
же взгляды развивает он и в одной из своих работ, написанной совместно с
Марией Шёберг. Опираясь на «Житие Святого Ансгара», епископа Гамбурга и
распространителя христианства в Северной Германии, Дании и Швеции,
побывавшего в 830 г. со своей миссией в Бирке и запечатлевшего некоторые
черты социальных и политических отношений у свеев, Т.Линдквист пишет,
что территория свеев состояла из целого рядя мелких владений, не имевших
определённой структуры или иерархии, властные полномочия короля были
ограничены народным собранием; какой-либо централизованной или верховной
королевской власти не существовало, в силу чего невозможно определить
степень её влияния на жизнь общества. Примерно такую же картину,
подчёркивает Т.Линдквист, рисует нам и хронист Адам Бременский в 1070 г.
по прошествии более чем 200 лет (Lindkvist Th., Sjöberg M. Det svenska
samhället. 800 – 1720. Klerkernas och adelns tid. Studentlitteratur. S.
23-33).
Итог традиционным исканиям начал шведского политогенеза подвёл историк Дик Харрисон:
«…у
Иордана, Кассиодора и Прокопия… создан образ Скандинавии, для которого
характерно наличие множества мелких политических единиц… совершенно
невозможно реконструировать политические границы областей в Вендельский
или Викингский периоды, исходя из названий, встречающихся в источниках
XIII-XIV вв. …Область, которая в шведской историографии обычно
оказывается в центре рассуждений о власти и королевстве в дохристианскую
эпоху, – это Упланд… В период великодержавности в XVII в., или в период
развития националистических тенденций в XIX в. Упланд рассматривалась
как колыбель шведской государственности, а короли из «Саги об Инглингах»
короновались как общешведские древние монархи…
Сегодня наука
отбросила эти заблуждения как анахронизм и отправила их на свалку
истории, хотя время от времени они появляются в туристических брошюрах
или в устаревших исторических обзорах.…» (Harrison D. Sveriges historia.
600-1350. Stockholm, 2009. S. 26-36).
Итак, создание
государственности в Швеции, что как минимум подразумевает сдвиг от
автономных владений или крестьянских общин в сторону надобщинной
организации и объединению территории под властью одного правителя
(короля, князя), создание института верховной власти, заняло в истории
Швеции около 300 лет, а наиболее ранние черты этого процесса проявились в
первой половине XI в. или через 200 лет после Рюрика. А в течение
многих столетий до этого, считая с IX в., территория будущей Швеции
представляла из себя конгломерат мелких владений, ни одно из которых не в
силах было выдвинуть лидера, подчинившего бы эти земли своей власти.