Россия должна помнить невероятный подвиг Дмитрия Донского
Фото: www.kulpole.ru
21 сентября в Российской Федерации отмечается как
День воинской славы – это годовщина победы русского войска под
командованием Дмитрия Донского над Татарской Ордой хана Мамая.
Прежде всего: где была Куликовская битва?
Это
вопрос, увы, далеко не праздный. Хоть и учим мы историю в средней
школе, но даже «знатоки» в знаменитом клубе как-то раз «сели» в этом
вопросе. А между тем находится Куликово поле практически в самом центре
современной России – всего в 60 км юго-восточнее Тулы.
А уж о
том, когда произошла знаменитая битва, точно не знает практически никто –
в том числе и депутаты Государственной Думы, учредившие ее памятной
датой 21 сентября.
Да, конечно, в летописях дата сражения
указана совершенно точно – 8 сентября 6889 года. Но в то время счет лет
на Руси велся «от сотворения мира», которое, как тогда считалось,
произошло за 5508 лет до рождения Христа. И датой наступления нового
года было 1 сентября. Поэтому и пришлась битва на самое начало 6889
года. И господа депутаты,
недолго думая, прибавили к 8 сентября 13 дней (то есть современное
расхождение между юлианским и григорианским календарем). Между тем такой пересчет дат крайне некорректен. Во-первых, в 1380 (6888) году никакого григорианского календаря еще просто не было, а во-вторых,
если бы он и был, то расхождение дат в то время между «старым» и
«новым» стилем составляло бы не 13 дней, как сейчас, а только восемь.
Между
тем Куликовская битва имеет полное право на то, чтобы считаться чудом с
куда большим основанием, чем «чудо на Марне» 1914 года.
Аксиомой
военного дела в XIII–XIV веках был тезис о том, что пешему против
конного не устоять. «Царицей полей» в ту пору была тяжеловооруженная
феодальная рыцарская конница – и ее поражения в столкновениях с пешим
войском можно было буквально пересчитать по пальцам одной руки. Причем
всякий раз пешая рать побеждала в силу какого-то особо благоприятного
стечения обстоятельств. Так было, например, в Невской битве, когда
новгородские пешие полки сумели скрытно подойти к лагерю шведов и по
полной использовать момент внезапности. Так было в 1242 году,
когда рыцари плотной массой атаковали новгородское войско по сильно
подтаявшему льду Чудского озера – и утонули в нем, когда копыта коней
этот лед размолотили. Так было в 1346 году при Креси, когда
французские рыцари на уставших после долгого марша конях бросились в
атаку на англичан по раскисшему от дождя крутому склону холма – и были в
упор расстреляны английскими лучниками.
Ни одного из этих спасительных для пешего войска обстоятельств 8 сентября 1380 года не было. О внезапности и речи быть не могло, чистое и ровное поле
идеально подходило для действий татарской конницы, преимущество в оружии
дальнего боя тоже было на стороне татар, как и преимущество в
численности.
О какой-то боевой выучке русской
«черносошной рати» говорить тоже не приходилось. Русскому ратнику,
вчерашнему крестьянину, может быть, и приходилось хаживать с рогатиной
на медведя и учиться биться в строю во время «кулачной потехи». Но все
равно сравниться в бою с профессиональным воином (будь то русский
дружинник или татарский мурза) он не мог. Поэтому пешее крестьянское
войско, перешедшее 7 сентября через Дон, могло представлять собой боевую
силу только стоя плотной массой на одном месте. Но в этом качестве оно
представляло идеальную мишень для татарских стрел.
В общем, ни
единого шанса на победу у московского князя Дмитрия Ивановича (не
ставшего еще Донским) не было. Но победа была-таки одержана, а из
кровавой купели Куликова поля вышла уже новая, единая Россия.
Теперь-то
мы, конечно, знаем, каков был тактический замысел князя Дмитрия –
выставить под первый (и самый страшный) удар татарской конницы наспех
набранную «по разрубу» «черносошную» крестьянскую рать, а
немногочисленную дворянскую конницу приберечь в дубраве. До тех пор,
пока татарские кони не устанут топтать русских ратников, а татарские
сабли не затупятся о крупноячеистые (то есть способные удержать только
рубящий удар меча, но никак не колющий удар стрелы) кольчуги и
деревянные (!) щиты.
План, как мы знаем теперь, удался – хан
Мамай не разглядел засады. Он поддался соблазну решить дело одним ударом
– и не стал засыпать русскую рать стрелами, а пустил свою Орду в прямой
лобовой удар. Чем это закончилось для Орды – известно.
Но вот
известно ли нам, что переживал накануне битвы князь Дмитрий? Он
прекрасно понимал, что составленный им план заведомо обрекает
«черносошную рать» на чудовищные потери – и не мог не думать о том,
может ли он требовать от людей такого самопожертвования, оставаясь сам в
безопасности. О том, что князь думал именно об этом, можно судить по
тому совершенно беспрецедентному поступку, который он совершит следующим
утром – отдаст своего коня, плащ и шлем одному из бояр-дружиников, а
сам встанет в пеший строй как простой ратник.
Князь
Дмитрий принял накануне главное в своей жизни решение – разделить
участь тех, кого он обрек на гибель. Шансов на то, чтобы остаться в
живых, у него не было – первые ряды пешей рати должны были погибнуть
наверняка – если не от сабли или копья, то от немыслимой давки и ударов
копыт татарских коней.
Поступок князя был жестом
последней решимости – в случае победы он мог рассчитывать лишь на то,
что потомки помянут его добрым словом. А в случае поражения? Только на
то, что «мертвые сраму не имут».
И действительно, не имут.
Никто в русской рати не дрогнул, не бросил оружия, увидев с гиканьем и
свистом летящую во весь опор татарскую конницу. Никто не побежал и
тогда, когда полег уже в неравной сече весь левый фланг русского войска,
и враг стал приближаться к переправам через Дон, лишая всех остальных
последнего пути к спасительному отступлению. Что придавало тогда
последние силы ратникам? В том числе и сознание того, что битва не
проиграна, ибо где-то тут в общих рядах бьется неузнанным русский князь
Дмитрий. И даже смерть его не будет означать поражения.
Но
произошло чудо – битва не только была выиграна, но и князь Дмитрий
остался жив! Его нашли вечером среди множества тел – без сознания, но и
без серьезных ран! По тем временам иного объяснения, кроме «князя Бог
спас», быть просто не могло.
В нашей стране было много полководцев, одержавших победы не менее блестящие, чем Дмитрий Донской. Но вряд ли найдется среди них кто-то, кто поступил бы столь же свято, как князь Дмитрий Иванович Московский на Куликовом поле. Источник: politrussia.com.
Рейтинг публикации:
|