Как видите, рабы
восставали в Риме так часто, что пальцев не хватит, чтобы перечислить
все их выступления, да это и неудивительно. Критическая масса рабов все
росла и росла, и рано или поздно, но что-то подобное восстанию Спартака
должно было случиться обязательно. Да, но кто он был, этот Спартак, и
откуда он взялся? Как это часто бывает, в историю здесь замешалась
мифология, которая сообщает нам, что некогда в Беотию прибыл некий Кадм и
построил главный город Фивы. Там он встретил дракона, который сторожил
источник воды, посвященный богу Аресу, и убил его, а зубы по совету
богини Афины посеял. И вот из этих-то зубов и выросли силачи, получившие
название «спарты», что по-гречески означает «посеянные». Сила спартов,
согласно мифу, была так велика, что Кадм вынужден был вести с ними
упорную борьбу. Причем род Кадма даже породнился со спартами, но… они же
и Кадма, и весь его род выгнали из Фив – вот такие между ними были
странные родственные отношения.
«Умирающий гладиатор» Ф.А. Юронников (1856).
И
таких легенд существует несколько, и во всех фигурирует некое туземное
племя, выросшее из драконьих зубов. По легенде, это племя жило на севере
Греции и боролось с Кадмом, пытавшимся захватить их земли. Эту легенду
передали такие историки, как Павсаний и Аммиан Марцеллин, а греческий
историк Фукидид сообщал даже о существовании города в Македонии,
называвшегося Спартол, на полуострове Халкидике. Стефан Византийский
назвал ещё и такой город, как Спартакос во Фракии, как раз на родине
Спартака. Так что, можно допустить, что под этим сказанием о спартах
скрывается какой-то реальный исторический факт. Возможно, существовал
народ спарты (не путать со спартанцами), и что такие города, как Спартол
и Спартакос были связаны с его самоназванием, и что сам Спартак получил
свое имя (или прозвище?) в честь города либо народа.
Реконструкция поединка гладиаторов в Ниме.
Теперь
немного о том, каким образом Спартак, родом из Фракии, оказался в Риме?
Историк Аппиан в своих «Гражданских войнах» пишет об этом так: «Спартак
воевал с римлянами, но потом попал к ним в плен».
«Римские гладиаторы». Рис. Ангуса МакБрайда.
А
те тут же его продали в рабство, и вот так он и попал в Рим, откуда за
его необычайную силу Спартака отправили в школу гладиаторов в Капуе.
Заметим, что рабов в Риме использовали не только в качестве дешевой
рабочей силы, но и набирали из них гладиаторов – «людей меча», которые
сражались сначала в ритуальных целях на похоронах, а потом уже и просто
ради увеселения римской публики, традиционно желавшей «хлеба и зрелищ».
По преданию, их римляне позаимствовали все у тех же этрусков. Впервые
такой бой организовали в 264 г. до н. э. знатные римляне Марк и Деций
Бруты после торжественных похорон своего отца. Ну, а потом их стали
устраивать все чаще и чаще. Вначале сражалось лишь несколько пар
гладиаторов. В 216 г. был устроен поединок 22 пар, в 200 г. – 25, в 183
г. – 60 пар, а вот Юлий Цезарь решил затмить всех своих
предшественников, и организовал бой, в котором участвовало целых 320 пар
гладиаторов. Римляне очень любили бои гладиаторов, особенно в тех
случаях, если они умело и храбро сражались, и убивали друг друга
«красиво». Объявления о выступлениях гладиаторов писали краской на
стенах домов и даже на надгробных памятниках. Так что появились даже
такие надгробные памятники, что содержали краткие обращения к таким вот
«рекламистам» с просьбой не писать на этом надгробии сообщений о
зрелищах.
Надгробный памятник гладиатору, обнаруженный в Эфесе. Эфесский музей. Турция.
В
большом количестве рекламные объявления о боях в цирке обнаружены в
древних Помпеях. Вот одно из таких объявлений: «Гладиаторы эдила А.
Светтия Церия будут биться в Помпеях 31 мая. Будет бой зверей и будет
сделан навес». Публике могли пообещать «поливку водой» арены для
уменьшения пыли и жары. Кроме того, что римляне «просто смотрели» на
поединки гладиаторов, они еще и делали на них ставки, то есть
тотализатор существовал уже тогда. И некоторые на них неплохо
зарабатывали, так что это было не только «интересно», но и очень
выгодно!
Наплечный щиток гладиатора из Помпей. Британский музей. Лондон.
Владельцем
школы был Лентул Батиат, и условия содержания в ней были очень
тяжелыми, но Спартак имел хорошую военную подготовку и в гладиаторской
школе научился всему, что требовалось от гладиатора. А потом, в одну
темную ночь он вместе со своими товарищами совершили побег и укрылись на
горе Везувий. При этом у Спартака сразу же оказалось два верных
помощника – Крикс и Эномай, вместе с которыми он сколотил небольшой
отряд и занялся тем, что начал совершать набеги на имения рабовладельцев
и освобождать принадлежавших им рабов. Аппиан говорит, что войско его
состояло из беглых гладиаторов, рабов и даже «свободных граждан с
итальянских полей». Флор, автор II в., сообщает, что у Спартака
набралось в итоге до 10 тысяч человек, и вся Кампания теперь была от них
в опасности. Оружие они достали у отряда, который вез военное
снаряжение для одной из гладиаторских школ. Так что хотя бы какая-то
часть воинов у Спартака была экипирована, хотя и несколько
специфическим, но вполне качественным и современным по тому времени
оружием, а что-то они могли делать и сами.
«Ваза из Колчестера», ок.175 г. н.э. Музей замка Колчестер, Англия.
Изображение
сражающихся гладиаторов на колчестерской вазе крупным планом. Как
видите, гладиатор-ретиарий потерял свой трезубец и сеть, и теперь
находится в полной власти мурмиллона, который нападает на него с мечом.
Очень хорошо видны все детали их снаряжения, и даже свастика на щите у
мурмиллона.
Первым командиром, который во главе трехтысячного
отряда направили против Спартака, Плутарх называет претора Клавдия; Флор
сообщает о некоем Клавдии Глабре, называются и другие имена. В
общем-то, кто начал первым, неизвестно, и ясно почему. Великий Рим
просто считал ниже своего достоинства уделять много внимания каким-то
мятежным рабам. Отряд Клавдия, равный трем четвертям численности легиона
– это было уже серьезно. Хотя… это были не легионеры, а что-то вроде
ополчения. Причем отмечается, что действовал Клавдий смело и решительно,
и вскоре окружил Спартака на вершине Везувия. Спартак, однако, сумел
выбраться из этой ловушки: рабы сплели лестницы из лоз дикого винограда и
ночью спустились с горы там, где этого никто не ожидал, а затем
неожиданно с тыла напали на римлян. Только один из рабов сорвался и
разбился при спуске. Клавдий же был разбит наголову, а затем такая же
участь постигла и двух квесторов полководца Публия Вариния, а сам он
едва не попался в плен.
Гладиатор-фракиец. Современная реконструкция. Парк Карнунт. Австрия.
Гладиатор-фракиец сражается с гладиатором мурмиллоном. Парк Карнунт. Австрия.
О
спуске по лестницам из лозы упоминают многие римские историки, так что
он, видимо, действительно имел место, причем смелость рабов и военный
талант Спартака произвели на современников сильное впечатление. Историк
Саллюстий отмечает, что после этого римские войска не желали сражаться
со Спартаком. А Аппиан и вовсе говорит о том, что среди легионеров были
даже перебежчики в армию Спартака. Хотя Спартак был осторожен и далеко
не всех принимал в свое войско. В результате Рим вынужден был направить
против него обоих консулов. Причем оба они были разбиты! Интересно, что
Спартак старался не допускать насилие со стороны своих воинов над мирным
населением и даже приказал достойно похоронить римскую матрону,
подвергшуюся насилию и покончившую с горя с собой. Причем ее похороны
ознаменовались грандиозным гладиаторским боем с участием 400
военнопленных, устроенным Спартаком, который на тот момент истории
оказался самым массовым, так как никто до того не выставлял одновременно
200 пар гладиаторов. Так что его участники могли собой «гордиться» …
Керамический сосуд с гладиаторами из музея в Сарагосе.
Интересно,
что Спартак сразу же после победы над Клодием реорганизовал свою
«армию» по римскому образцу: завел конницу и разделил воинов на тяжело- и
легковооруженных. Поскольку среди рабов были кузнецы, было начато
производство оружия и доспехов, в частности, щитов. Очень интересно было
бы представить, каким именно оружием вооружалась армия рабов, помимо
трофейного и гладиаторского. Несомненно, что если рабы выделывали
доспехи, то они должны были быть максимально упрощены.
Гладиаторский шлем из Британского музея.
Бронзовый шлем гладиатора-мурмиллона. «Новый музей», Берлин.
«Шлем с перьями». Реконструкция. Музей и парк Калкрайз. Германия.
Например,
шлемы могли иметь вид простой полусферы с двумя козырьками. Доспехи для
торса (если рабы их делали) могли представлять собой две антропоморфные
пластины на грудь и на спину, связанные по бокам ремешками, а сверху
соединявшиеся при помощи полукруглых наплечников с завязками на спине и
на груди. Кольчуги могли применяться, но только трофейные. Возможно, что
выделывались панцири из кожи опять-таки по типу греческих тораксов.
Щиты могли быть круглые, плетеные и прямоугольные – тоже плетеные, а
также склеенные из дранки и тоже обтянутые кожей. Так было бы проще и
надежнее! Собственно, гладиаторское снаряжение было слишком уж
специфично и, возможно, несколько переделывалось. Например, шлемы
гладиаторов были слишком уж закрытыми, что неудобно в реальном бою, к
тому же в них было ничего не слышно. Вряд ли использовались поножи
«фракийцев». В таких поножах неудобно бегать.
Фигурка гладиатора-самнита из музея в Арле. Франция.
А
вот дальше, как это всегда бывает между людьми, между Спартаком и
Криксом начались разногласия. Спартак предлагал идти к Альпам и, перейдя
их, вернуть рабов на родину. Крикс же требовал похода на Рим и
уничтожения всех римских рабовладельцев как таковых. Поскольку
численность восставших достигла 120 тысяч человек, нужно было решаться
либо на то, либо на другое. В итоге Крикс с отрядом германцев отделился
от войск Спартака, который пошел на север, и остался на юге, где был
разбит консулом Люцием Геллием у Гарганской горы. Спартак, между тем,
миновал Рим и двигался к Альпам. Эномай (как именно он погиб,
неизвестно) также отделился от основных сил и тоже был разбит.
Гладиатор-эквит. Современная реконструкция. Парк Карнунт. Австрия.
Гладиаторы-провокаторы. Парк Карнунт. Австрия.
Однако
Спартак прочему-то опять пошел на юг и договорился с киликийскими
пиратами перевезти его войско в Сицилию. Однако они его обманули, и
тогда рабы, как это описывает Саллюстий, начали строить плоты, чтобы
форсировать неширокий Мессенский пролив. Однако и в этом им не повезло.
Разыгралась буря и унесла плоты в море. Тем временем оказалось, что
войско рабов блокировано римлянами под командованием Марка Лициния
Красса. Кстати, он начал с того, что подверг свои войска, дотоле
проигравшие рабам ряд сражений, децимации – то есть казни каждого
десятого по жребию. Всего, по сообщению Аппиана, таким образом казнили
4000 человек, что очень подняло дух легионеров. Те вырыли глубокий ров,
длиной более 55 километров, поперек Регийского полуострова, где
находилась армия Спартака, и укрепили его валами и частоколом. Но рабы
сумели прорвать эти укрепления: ров заполнили деревьями, хворостом и
телами пленных, и трупами лошадей; и разбили отряды Красса. Теперь
Спартак направился в Брундизий – крупный морской порт, чтобы через него
вывезти рабов в Грецию, так как от Брундизия до нее было очень недалеко,
и сделать это было возможно. Но… оказалось, что взять город ему не по
силам. К тому же от Спартака опять откололись два отряда – Ганника и
Каста и были разбиты римлянами, а, кроме того, на помощь Крассу в Италии
высадился с войсками Гней Помпей.
Спартак
в бою. Как видите, многие из сражающихся рабов изображены в
реконструированном защитном вооружении и с самодельными плетеными
щитами. Рис. Дж. Рава.
В этих условиях Спартак был вынужден
вступить в решающее сражение с Крассом, в котором он сам и погиб (тело
его так и не было найдено), а его армия потерпела сокрушительное
поражение. Пленных рабов распяли вдоль дороги от Капуи до Рима на
крестах. Затем и Красс, и Помпей еще некоторое время добивали остатки
армии Спартака на Юге Италии, так что восстание, можно сказать,
продолжалось еще и какое-то время после смерти самого Спартака. Есть
сразу несколько героических описаний его гибели, но как все случилось,
точно никто не знает.
Гладиаторский бой: ретиарий против секутора. Мозаика из виллы Боргезе. Рим.
Есть
изображение на стене дома в Помпеях, изображающее момент, когда конный
римский воин ранит Спартака в бедро. В книге известного советского
историка А.В. Мишулина на стр. 100 есть реконструкция этого события.
Однако ей вряд ли можно доверять, учитывая то обстоятельство, что
римские всадники пользовались метательными копьями, а не ударными!
Интересно, что у него же есть и другое изображение этого момента на
заставке на странице 93.
Феликс из Помпей ранит Спартака в бедро. (См. стр. 100. А.В. Мишулин. Спартак. М.: 1950 г.)
Тоже
изображение, более реалистическое, если учитывать наши знания о римском
войске этого периода. (См. стр. 93. А.В. Мишулин. Спартак. М.: 1950 г.)
И
вот оно куда более достоверно и уместно. Впрочем, если мы ему поверим,
то придется признать, что римский всадник каким-то образом оказался в
бою позади Спартака, а это не вполне вяжется с описаниями последнего боя
вождя армии рабов. Как бы там ни было, но эта фреска с надписью
«Спартак» есть единственное его изображение! Над головой второго
всадника помещена надпись: «Феликс из Помпей», хотя разбирается она с
трудом. Интересно, что она сделана на древнеокском языке, а затем эту
фреску во времена Империи еще раз покрыли штукатуркой, и открыли лишь в
1927 году. Отсюда можно сделать вывод, что сделан этот рисунок был самим
Феликсом (или кем-то по его заказу) в память об увековечении столь
знаменательного события, каким была его победа над столь прославленным и
опасным противником! Кстати, Плутарх сообщает, что в походах Спартака
сопровождала его жена, фракийка, обладавшая даром предсказания и
поклонница культа бога Диониса. Но где и когда он сумел ее заиметь,
неизвестно, и потом другие историки о ее существовании не упоминают.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 137
Рейтинг поста:
https://www.youtube.com watch?v=XLQBaHp0q0E