Трясина «альтернативной истории» — 4
И вот теперь, после предыдущей части,
сюда отлично и логично пристыковывается часть работы Клейна, которую я
ранее публиковал. Не постесняюсь, и опубликую это еще раз :)
Ниже
представлена часть выступления Клейна Л.С. на третьей публичной
дискуссии по "норманнской проблеме" (первые две состоялись на 100 и 200
лет ранее). Именно эта дискуссия состоялась в конце 1965 года. Основные
материалы дискуссии могут быть интересны тем, кто интересуется историей
нашего государства. Им могу только порекомендовать прочитать книгу
Клейна "Спор о варягах. История противостояния и аргументы сторон", где
достаточно подробно изложены все три публичные дискуссии. Впрочем, я
отвлекся.
Заинтересовала меня лишь небольшая часть из всего
выступления. Причем эта часть мало относилась именно к истории, а больше
относилась к политической составляющей. (Какая наука в те времена могла
быть оторванной от политики партии?) Если учесть, что Клейн шел против
принятых партией взглядов, то его трудно обвинить в подтасовке данных
именно по этому вопросу - они слишком легко были бы проверены
компетентными органами тех времен. Поэтому не доверять мнению Льва
Самуиловича в было бы странно.
Еще раз. Дискуссия состоялась в конце 1965, значит материалы для нее подбирались за предыдущие периоды.
А теперь отрывок:
=======
Обратимся
теперь к западным антинорманистам. Хоть их и мало, но среди них тоже
есть разные люди, а ведущими оказываются прелюбопытнейшие фигуры.
Особые
симпатии наших историков и историографов вызывают Рязановский-младший и
А. В. Соловьев. Их часто упоминают, обильно цитируют, ссылаются на их
работы как на объективные и показательные, хвалят и радуются. Что же это
за исследователи? и главное — кто и где их поддерживает?
Это
белоэмигранты (ну, это дело старое и само по себе сейчас уже не столь
важно): В. А. Рязановский — второго поколения (сейчас профессор
Пенсильванского университета в США), А. В. Соловьев — первого поколения
(из Ростовского университета, переместился в Белградский), сейчас
проживает в Швейцарии.
Так вот где же печатают их
антинорманистские сочинения? В изданиях страны, где, как отмечает и И.
П. Шаскольский, норманистских исследований почти нет, — в Западной
Германии. Какие именно издания их печатают? [Здесь идет перечисления журналов, названия которых были исковерканы в используемом мной источнике. Прим. paulus] Но ведь это все журналы системы «Остфоршунга» — базы самого оголтелого
реваншизма! Первый из этих журналов — орган Мюнхенского института
Восточной Европы, тесно связанного с белогвардейским Институтом по
изучению истории и культуры СССР. Советский автор М. Р. Тульчинский,
упоминая в книге «Адвокаты реванша» другие издания этого Института
(например, «Настольную книгу о Советском Союзе»), отмечает: «особенно
отчетливо антисоветский характер Института проявился в издаваемом им с
1953 г. ежеквартальном историческом журнале "Ежегодник по истории
Восточной Европы"».
Кто печатает и редактирует А. В. Соловьева?
Директор института и первый редактор журнала проф. Ганс Кох — личность
хорошо известная. Он же по совместительству профессор Высшей
политической школы в Мюнхене, председатель Немецко-Украинского общества
им. Гердера, куда входят бандеровцы.
Биография его более чем
красноречива и не без значения для нашего вопроса. Офицер контрразведки
Австро-венгерской империи, руководивший расстрелами на Украине в годы
Гражданской войны, в чине капитана Генштаба австро-венгерской армии он
действовал затем в частях Петлюры. Попав в плен к красноармейцам, был
отпущен на родину по окончании Гражданской войны. Поле этого он
последовательно занимал посты директора Кенигсбергского, Бреслауского и
Венского институтов по изучению Восточной Европы, последним из них он
руководил в 1940-1945 гг. и в порядке «изучения» вместе с батальоном
«Нахтигаль», состоявшим из украинских националистов-предателей,
занимался расстрелами жителей Львова. После войны связался с разведкой
Гелена, а в последнее время был советником канцлера Аденауэра по русским
делам и сопровождал его в поездку в Москву в 1955 г. Это он, Кох,
переиздал в том же году вышедшую в военные (!) годы книгу
розенберговско-го сотрудника Гертле «Марксизм, ленинизм, сталинизм —
духовное наступление Востока», что вызвало скандал даже в Западной
Германии...
Ганс Кох умер в 1959 г., и Рязановского-младшего
издавал уже новый директор и редактор Г. Штадтмюллер — бывший сотрудник
Бреслауского института, ныне видный член чисто политической организации —
Западной академии в Мюнхене. В числе его коллег по руководству академий
— Отто фон Габсбург, Хассо фон Мантейфель, фон Брентано, Оберлендер, а
официальная цель академии — возродить «священную империю германской
нации».
Вот кто поддерживает в руках Рязановского и Соловьева знамя антинорманизма!
С
чего бы это такие люди — и вдруг утратили политическое чутье и
бдительность? А они и не утратили! Их журналы: каждый номер — это
обойма, каждая статья — пуля, там нет пустых патронов! (Я читал эти
журналы, хоть добраться до них нелегко: они же в спецхране, вместе с
фашистской литературой.)
Это чрезвычайно опытные политики,
достаточно умные, чтобы понимать, что лозунг нового варяжского
завоевания устарел и не способен увлечь ни народные массы Западной
Европы, ни, конечно, самих славян (а ведь это тоже было бы важно!).
Россия — не та, что в 20-е гг. — нет ни разрухи, ни голода, ни
беспорядков. И Европа не та — не тот запал!
И они сменили оружие.
Теперь
главное в их пропаганде — не идея бессилия славянства и его вечной
зависимости от Запада, а попытки противопоставить славянский мир как
жуткую азиатскую угрозу всей остальной Европе и попытки сыграть на
противоречиях между народами Восточной Европы. Это выражается в попытках разжигать национализм различных народов Восточной Европы, каждого по отдельности, с намерением раздуть шовинизм, направить против других, вызвать взаимное раздражение и озлобление. В попытках противопоставить националистические традиции («посконную самобытность») «европейским чуждым влияниям» от варяжского до петровского и от
робеспьеровского до марксистского — все это, де, чуждо Востоку, не
воспринимается, не оставляет следа, ибо оно ненормально для Востока... Это
выражается также в попытках противопоставить исторические пути и судьбы
западно- и центральноевропейских народов путям и судьбам народов
Восточной Европы. Там, на Западе, в культуре до сих пор чувствуется
могучая база римской цивилизации, а здесь — совсем иная история,
иные-традиции, чуждые, азиатские, опасные для Европы.
...
Тот
же Ганс Кох пугал европейцев угрозой с Востока: «Сильнейшая военная
сухопутная держава в истории, объединившись с наиболее населенным
государством земного шара, представляет собой физическую угрозу для
остального мира».
Это концепция раскола, концепция изоляции славянства, концепция «отпора извечной агрессии с Востока».
К
этой новой концепции норманнская теория, которая воспевает агрессию в
противоположном направлении и, главное, слишком уподобляет историю
Восточной Европы истории Западной Европы, уже плохо подходит. Вот почему
они сделали ставку на антинорманизм. Конечно, и норманизм сохранился в
их арсенале, но его значение идет на убыль. Он еще по инерции
пропагандируется в популярных книгах и учебниках, но творческие поиски и
усилия направляются в противоположную сторону.
Немалую роль,
возможно, играет и желание остфоршеров помешать укреплению культурных
связей СССР со скандинавскими странами, которое весьма беспокоит
западногерманских политиков. Антинорманизм привлекает их как своим
полным отрицанием древних влияний и родственных традиций у народов
Скандинавии и Восточной Европы, так и возможностью играть на конфликтах
научных взглядов, на провоцировании национальных противоречий в науке и
культурной жизни. Поэтому, как можно заметить, их особенно привлекает
возможность стимулировать антинорманизм в работах русских авторов (хотя
бы и эмигрантов) при поддержке норманизма в работах скандинавов.
В
этом свете понятно, что когда сотрудничавший с фашистскими оккупантами
профессор биологии Харьковского университета Парамонов, бежавший с
гитлеровскими войсками, а теперь вынырнувший в Австралии, издал под
именем Сергея Лесного «Историю "русов" в неизвращенном виде» (1954), то
эта «неизвращенная» под пером гитлеровского недобитка история оказалась
антинорманистской. Именно поэтому, если религиозная фанатичка Наталья
Ильина издает в Париже книгу «Изгнание норманнов. Очередная задача
русской исторической науки» (1955), то надо трижды подумать, прежде чем
бросаться со всех ног выполнять эту задачу. (Я, конечно, не имею в виду,
что на наших исследователей повлияла Н. Ильина — это был бы абсурд так
думать, — но осмотреться надо было бы!)
(После этих слов проф. И. В. Степанов, М. Н. Кузьмин и другие члены партбюро потянулись к выходу в коридор, чтобы посовещаться.) Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|