Как русские моряки открыли Антарктиду
28 января 1820 года с бортов шлюпов «Восток» и «Мирный» люди впервые увидели антарктические берега
После кругосветного плавания знаменитого английского исследователя
Джеймса Кука вопрос о существовании «неизвестного Южного материка» —
Terra Australia incognita — считался не просто закрытым, а неприличным.
Кук, отправившийся в свое путешествие горячим сторонником существования
материка южнее 50 параллели, вернулся из него столь же горячим
противником этой идеи. И на основании его исследований и выводов и
английские, и французские ученые постановили, что никаких материков в
районе Южного полюса нет и быть не может.
Однако множество явлений довольно ясно свидетельствовали об обратном. К
тому же, как ни высок был авторитет Кука, но в начале XIX столетия он
уже подвергался серьезной критике. И нет ничего удивительного в том, что
русские моряки, для которых этот период стал временем выхода на
просторы Мирового океана, замахнулись и на исследование южных полярных
морей. В активе русского флота уже были первая в его истории
кругосветная экспедиция Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского,
предпринятая в 1803-1806 годах, и кругосветное путешествие Василия
Головнина на шлюпе «Диана» в 1807-1809 годах, и кругосветка Отто Коцебу
на бриге «Рюрик», растянувшаяся с 1815 по 1818 год. И все результаты
этих путешествий говорили о том, что южный полярный материк должен
существовать.
Чтобы доказать это предположение, требовалась отдельная экспедиция,
задача которой была бы исключительно узкой и сводилась бы к поиску
южного материка. Именно так и сформулировал свою идею командир первой
русской кругосветной экспедиции Иван Крузенштерн, направивший 31 марта
1819 года морскому министру России маркизу Ивану де Траверсе письмо о
необходимости исследования полярных вод. Крузенштерн предлагал
организовать сразу две экспедиции — к Северному и к Южному полюсу, и в
каждую включить по два судна. Соответственно, эти пары получили названия
«Южная дивизия» и «Северная дивизия». Командиром «Южной дивизии» по
предложению Крузенштерна стал капитан второго ранга Фаддей
Беллинсгаузен, которого вдохновитель экспедиции хорошо знал как
подчиненного в своем первом кругосветном путешествии. Под
непосредственное командование Беллинсгаузену передали шлюп «Восток»
британской постройки, а командиром второго корабля — шлюпа «Мирный»,
построенного по проекту русских инженеров Колодкина и Курепанова, был
лейтенант Михаил Лазарев. Примечательно, что его младший брат Алексей
Лазарев вскоре тоже ушел в полярный поход: лейтенантом на шлюпе
«Благонамеренный» в составе «Северной дивизии».
Шлюпы «Южной дивизии», экипажи которых были полностью укомплектованы
добровольцами — и надо заметить, что недостатка в желающих не было,
скорее наоборот! — вышли в свое историческое плавание из Кронштадта 16
июля 1819 года. В документах экспедиции ее цель была сформулирована
кратко и довольно расплывчато: открытия «в возможной близости
Антарктического полюса». В этой расплывчатости крылся свой смысл:
предугадать результаты исследований не взялся бы ни один ученый того
времени, а под «возможной близостью» скрывались все южные воды как
Тихого и Атлантического, так и Индийского океанов — воды, которые
интересовали русский флот как область возможной экспансии.
Первой остановкой на далеком пути «Южной дивизии» стал английский
Портсмут, где корабли задержались на месяц, дозакупаясь необходимым
оборудованием и снаряжением. От берегов Британии «Восток» и «Мирный»
двинулись в сторону Бразилии, сделав короткую остановку на острове
Тенерифе, а потом добравшись до Рио-де-Жанейро. Этот путь русским
морякам уже был знаком по прежним кругосветным плаваниям. А вот после
Бразилии, по мере того, как шлюпы спускались все дальше на юг,
начинались области совершенно новые.
27 января (по новому стилю) 1820 года русские шлюпы впервые в истории
отечественного флота пересекли Южный полярный круг. А на следующий день
«Восток» и «Мирный» подошли вплотную к ледяному барьеру Антарктического
материка. В своем экспедиционном дневнике командующий «Южной дивизии»
описал это событие так: «Продолжая путь на юг, в полдень на широте
9°21'28" и долготе 2°14'50" мы встретили льды, которые представлялись
нам сквозь шедший снег в виде белых облаков». А командир шлюпа «Мирный»
лейтенант Михаил Лазарев позднее в письме своему другу и однокашнику по
Морскому корпусу Алексею Шестакову нашел более эмоциональные слова: «16
января достигли мы широты 69°23' S, где встретили матерый лед
чрезвычайной высоты, и в прекрасный тогда вечер, смотря на салингу,
простирался оный так далеко, как могло только достигать зрение… Отсюда
продолжали мы свой путь к осту, покушаясь при всякой возможности к
зюйду, но всегда встречали льдяной материк, не доходя 70°… Открылась,
наконец, та матерая на юге земля, которую так долго искали и
существование коей сидевшие филозофы в кабинетах своих полагали
необходимым для равновесия земного шара».
Но русские моряки не ограничились одним лишь первым знакомством с новым
материком. Продолжая двигаться на восток и не оставляя попыток вновь и
вновь продвинуться дальше на юг, они каждый раз натыкались на «матерый
лед», убеждаясь, что имеют дело с материковым берегом, а не островами. В
конце концов в начале февраля корабли развернулись на север и вскоре
пришли в австралийский Сидней. Пополнив запасы и подправив рангоут и
такелаж, шлюпы в мае на три месяца вышли в тропические воды Тихого
океана, а затем, вновь вернувшись ненадолго в Сидней, 31 октября опять
двинулись в сторону новооткрытой земли. Не оставляя попыток продвинуться
как можно южнее, «Восток» и «Мирный» в конце концов обошли Антарктиду
вокруг, окончательно доказав не только существование нового материка, но
и то, что он, вопреки идеям некоторых географов, никак не соединяется с
Южной Америкой. Во время второй фазы антарктического плавания были
открыты остров Петра I (22 января 1821 года) и Земля Александра I (29
января 1821 года) — крупнейший остров Антарктики.
Домой, на Балтику первооткрыватели Антарктиды вернулись 5 августа 1821
года. В этот день шлюпы «Восток» и «Мирный» вошли на рейд Кронштадта и
вскоре встали на якоря на тех же местах, с которых снялись 751 день
назад. За кормой у них были 49 720 морских миль — два с четвертью
экватора, или почти 100 000 километров! Помимо Антарктиды, в ходе
экспедиции «Южной дивизии» были открыты 29 островов и один коралловый
риф, многие из которых получили имена русских моряков — участников
уникального плавания. Но все-таки в истории и русского флота, и мировой
науки все, кто был на борту шлюпов «Восток» и «Мирный», навсегда
останутся как люди, совершившие крупнейшее географическое открытие после
начала XIX века — открытие шестого материка, «неизвестной Южной земли»,
открытие Антарктиды.
Автор Сергей Антонов Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|