Битва при Фарсале
Предыстория битвы при Фарсале
Война Цезаря с Помпеем на Балканах первоначально шла неудачно для первого. Данная в том же 48 г. битва при Диррахии была неудачной для Гая Юлия. Оптиматы-республиканцы торжествовали; мысленно они уже делили имущество противников. Но радость была преждевременна: во время отступления от Диррахию в Аполлонию Цезарь уже показал, что поражение при Диррахии, вызванное не столько превосходством сил врага, сколько изменой и случайностью, не отняло у него бодрости; не упали духом и его воины. Цезарь отступал в таком порядке, что Помпей на четвертый день нашел бесполезным преследование. Разместив раненых и больных в Аполлонии, Цезарь пошел через суровые Эпирские горы в Фессалию. Там у истоков реки Пенея к нему присоединились два легиона, с которыми он посылал Домиция Кальвина задержать шедшего из Азии к Помпею Метелла Сципиона. Цезарь взял и отдал на разграбление войску город Гомфы, куда не хотели впустить его граждане; этим он так запугал фессалийцев, что все, другие города покорялись ему. Он нашел в них много провианта, и воины его могли вознаградить себя за страдания голода.
Географическое местоположение битв при Диррахии и Фарсале (48 г. до Р. Х.)
Но Помпей не дал им отдыхать долго. На военном совете в Диррахии был поднят вопрос, не следует ли теперь перенести войну в Италию, но Помпей сказал, что нельзя оставлять на гибель легионы Метелла Сципиона, не должно отдавать на произвол мщения Цезаря народы и царей Востока и сенаторов, находившихся в Фессалонике (Салониках). Это мнение возобладало; было решено, что надо прежде уничтожить войско Цезаря, а потом вернуться в Италию. Победа при Диррахии внушила Помпею отвагу; а фанатики, окружавшие его, требовали, чтобы он спешил истребить разбитого врага. Помпей отбросил прежнюю осторожность, решил действовать быстро. Безрассудство оптиматов, желавших как можно скорее кончить войну, вовлекло его в преждевременную решительную битву.
Бюст Гая Юлия Цезаря в военной форме
Оставив Катона с отрядом войска в Диррахии охранять прибрежье, Помпей перешел хребет Пинд, соединился у Лариссы с легионами своего тестя Метелла Сципиона и летом пришел к холмам Киноскефалам, где за сто лет с лишним лет до этого была решена в битве судьба Македонии. Между этою грядой холмов и отрисским хребтом лежит равнина, перерезанная речкою, которая называлась тогда Энипеем; по соседству стоял город Фарсал. Войска сошлись на этой равнине, расположились станом одно на одном, другое на другом берегу мелководной речки, и простояли так несколько дней. Позиция Помпея у Фарсала была выгодна: он стоял на высокой местности и получал изобильный подвоз провианта. Он отлагал битву, справедливо рассчитывая, что неприятель, не имеющий подвоза хлеба, скоро окажется в таком же трудном положении, как при Диррахии. Но вельможи, находившиеся в стане, нетерпеливо желали разделить между собою имущество врагов и снова стать правителями государства. Они упрекали Помпея в том, что он медлит дать решительную битву лишь по желанию дольше играть роль Агамемнона, повелевать знатнейшими людьми государства.
Гней Помпей
Ход битвы при Фарсале
Помпей решил тогда дать у Фарсала битву противнику (6 июня 48 г.). Цезарь уже думал об отступлении, когда передовая стража донесла ему, что приближается неприятель. Он воскликнул; «Прекрасно, наше желание исполняется, пришел день, когда мы будем бороться не с голодом, а с людьми». Все выгоды битвы при Фарсале были на стороне Помпея; у него было 45,000 человек пехоты, у Цезаря вдвое меньше, у первого было 5000 человек конницы, у Цезаря в шесть раз меньше. И однако же Цезарь одержал при Фарсале блистательную победу, благодаря храбрости своих ветеранов и своему гению.
Вельможи, начальствовавшие войсками Помпея, гордо говорили, что одной конницы будет достаточно для того, чтобы обратить в бегство изнуренных противников, и на обоих флангах повели конницу в атаку. Но Цезарь, хорошо зная, что его кельтская и германская конница не выдержит натиска врагов, поставил на поддержку ей несколько поодаль в засаде 2000 человек самых храбрых пехотных воинов. Конница Помпея, опрокинув неприятельскую и погнавшись за нею, вдруг увидела перед собою копья тяжеловооруженной пехоты. Копья эти по инструкции Цезаря были приподняты так, что направлялись прямо в лицо молодых щеголей, как называл Цезарь богатую молодежь, из которой состояла конница Помпея. Эти изящные всадники смутились, повернули лошадей и поскакали прочь.
Битва при Фарсале
Их бегство открыло левый фланг их пехоты; отборные воины Цезаря атаковали его; в то же время центр пехоты Цезаря стремительно атаковал пехоту Помпея с фронта. Бегство конницы смутило ее и самого Помпея, потому что он надеялся всего больше именно на свою конницу. Битва при Фарсале еще шла упорно, когда он, совершенно расстроенный мыслями, повернул коня и поехал в стан, оставив свое войско на произвол судьбы. После ожесточенного боя, оно было прогнано за реку в полном беспорядке.
Положение дел на стороне Помпея было теперь такое же, в каком был Цезарь после поражения при Диррахии. Если бы Помпей сохранил бодрость, можно было бы поправить результаты неудачной битвы. Но он, пользовавшийся всю свою жизнь благосклонностью счастья, упал духом, когда оно изменило ему, не нашел в себе той твердости, которая одолевает неудачи. Когда отступающие толпы приблизились к стану, Помпей снял с себя эмблемы сана главнокомандующего и поскакал ближайшей дорогой через Лариссу к морю. Главнокомандующим остался его тесть, Метелл Сципион, которого он, по желанию вельмож, назначил перед битвой при Фарсале своим помощником. Метелл не мог привести в порядок расстроенное войско; вытесненное неприятелем из окопов стана, оно ушло разрозненными отрядами в горы окрестностей Скотуссы и Краннона. Эти отряды хотели пройти горами в Лариссу к Помпею; но Цезарь, сделав усиленный переход по равнине, зашел вперед них, отрезал их от Лариссы, а поздним вечером успел вырыть окопы, которыми отрезал их и от реки Энипея; жажда принудила их на следующее утро положить оружие. Перед началом битвы Цезарь велел своим воинам щадить римских граждан, потому побежденные не колебались отдаться в плен.
Битва при Фарсале 48 г. до н. э. План
Так кончилась битва при Фарсале. Поле сражения покрывали 15.000 неприятельских тел, а Цезарь потерял, как он сам утверждает, только 200 воинов и 30 центурионов. Число сдавшихся в плен было больше 34.000. Победители взяли 9 орлов и 180 мелких знамен. Лишь несколько небольших республиканских отрядов успели уйти горами; с ними ушли от плена многие из вельмож, начальствовавших разбитым войском.
Итоги и последствия битвы при Фарсале
Цезарь и теперь остался верен своей системе кротости, не захотел подражать свирепостям полководцев сенатской партии, Бибула и Лабиена. Правда, он казнил нескольких сенаторов и всадников, выказавших себя особенно упорными врагами его или попадавшихся ему в плен прежде, освобожденных им, возвратившихся к Помпею и взятых теперь в плен во второй раз. Правда, он объявил имущества этих казненных конфискованными. Но он пощадил восточных царей, пришедших на помощь Помпею, своему прежнему покровителю, а из римских вельмож он пощадил всех положивших оружие и давших обещание повиноваться ему. Воинов и второстепенных начальников он не подверг никакому наказанию и принял всех их в ряды своего войска. Бумаги Помпея, попавшие в его руки, он уничтожил, не читая.
Битва при Фарсале нанесла смертельную рану республиканской партии, развязка её была переходом от республиканской формы правления к монархической. Правда, главные вожди республиканцев еще оставались живы; республиканский флот, эскадры которого стояли в гаванях Диррахия, Керкиры, Брундизия, Мессаны, владычествовал на море. В большей части римских провинций еще оставались войска, верные Помпею. Но республиканцам недоставало единства управления, согласия в действиях; у большинства из них не было надежды на победу, веры в то, что республиканская форма правления уцелеет.
Помпей с немногими спутниками поспешил, по равнине реки Пенея, через лавровые рощи темпейской долины, к морю, сел на одинокий корабль и поплыл по Эгейскому морю на далекий восток, искать себе спасения в странах, где он ранее прославился победами. Помощники его, Метелл Сципион, Афраний, Лабиен, с остатками разбитого войска, македонскими и иллирийскими, шли горами и ущельями к Эпирскому берегу, а другие отряды бежали в Пелопоннес. Когда в Диррахии было получено известие о битве при Фарсале, войска флота и гарнизона совершенно растерялись. Катон Младший, начальствовавший ими, увидел, что необходимо покинуть берег материка, и велел плыть в Керкиру. Воины так спешили уплыть, что сожгли несколько кораблей с хлебом, замедлявших бегство.
В Керкиру приплыли также сын Помпея, носивший одно с отцом имя – Гней – с небольшой эскадрой из Орика, Гай Кассий из Сицилии, некоторые другие военачальники. Катон Младший созвал военный совет. Но мнения были так разногласны, что по поводу того, как действовать после битвы при Фарсале, республиканцами не было принято никакого общего решения. Катон, не имевший военной опытности, неспособный повелевать как полководец, хотел по своему уважению к обычаям законного порядка передать власть главнокомандующего Цицерону, который был консулом раньше нежели он, потому занимал в сенате место выше его. За два года перед тем Цицерон был проконсулом в Киликии, сделал удачный поход против хищных горцев Аманского хребта, за победы над ними был назван императором и просил себе триумфа. Но начальствовать войсками в войне с Цезарем он не хотел. Он с испугом отверг предложение Катона и объявил, что думает возвратиться в Италию. Этим он подал лозунг перехода со стороны республиканцев к покорности Цезарю. Его робость так раздражила Гнея Помпея, что этот горячий человек схватился за меч и убил бы Цицерона, если бы его не остановил Катон. Многие из оптиматов после битвы при Фарсале решили покориться Цезарю, другие, как например Марцелл, удалиться в добровольное изгнание.
Катон, оставшись начальником флота, поплыл из Керкиры в Коринфский залив, чтобы принять на свои корабли республиканцев, бежавших от Фарсала в Патры и другие соседние города. Получив известие, что приближается легат Цезаря Квинт Фуфий Кален, он поплыл в провинцию Африку (современный Тунис). Он уже понимал тогда, что республиканская форма правления погибает, и предоставил каждому действовать сообразно собственным мыслям; он не хотел в таких трудных обстоятельствах принуждать людей поступать по его, а не по собственным убеждениям. Но сам он имел твердую решимость оставаться до конца верным погибающему делу республики. Нумидийский царь Юба, убивший Куриона, боялся мщения Цезаря, потому держался стороны оптиматов, а в Азии, Греции, на островах все прежние союзники республиканцев при известии о сражении при Фарсале покинули проигранное дело, отослали свои войска и эскадры. Потому сборным местом, последним убежищем республиканцев и сторонников Помпея была избрана Африка.
Подвластные Риму азиатские цари, помогавшие Помпею, ушли в свои владения. Ливийская колония Кирена не впустила в свои ворота республиканского командира Лабиена. Фарнак, сын знаменитого понтийского царя Митридата, покорил округа Колхиды (Грузии), которым Помпей во время своего восточного похода дал независимость, покорил и город Фанагорию на берегу Керченского пролива, отнял у малоазиатских царей Дейотара и Ариобарзана Малую Армению и Каппадокию, полученные ими от Помпея после разгрома Митридата римлянами. Битва при Фарсале, таким образом, ослабила господство Рима на восточных границах, но год спустя Цезарь победил Фарнака (знаменитое veni, vidi, vici) и вновь укрепил римское влияние в Азии.
Проигравший битву при Фарсале Цезарю Гней Помпей старший вскоре погиб в Египте. Источник Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|