Между хаосом и прогрессом: Арабская весна и февраль 1917-го
В сознании большинства людей, получивших образование в Советском Союзе, революции представляются как явление априори прогрессивное. «Революции – локомотивы истории», – эта фраза Карла Маркса глубоко засела в подсознание каждого из нас.
И, на первый взгляд, с этим трудно спорить. Ведь вся история человечества – это чередование периодов стабильного развития и революционных скачков. Причем прогресс связан именно со вторыми. Наиболее важным событием, которое произошло с человечеством за всю его историю, является Неолитическая революция – переход от собирательства и охоты к производству продуктов (земледелию и скотоводству). Таким образом, человек перестал быть «дитем природы» и жить за ее счет, а стал ее хозяином, пусть и не всегда мудрым.
Другой важнейшей революцией, изменившей жизнь миллионов людей, стала научно-техническая. Она принесла с собой невиданный технический прогресс и подарила человечеству уникальные возможности. О другой революции – «зеленой» – у нас вспоминают редко. Но именно она помогла преодолеть проблему голода на большей части планеты. Зато, кто не слышал о революции сексуальной?
Правда, при слове «революция» у большинства людей возникает ассоциация, в первую очередь, с революциями политическими. Мало кто сегодня может отрицать огромнейшее влияние на мировую историю Английской, Великой французской революций, «Весны народов» 1848–1849 гг., Октябрьской революции 1917 г., или «Красный май» 1968 г. Порожденные ними тектонические сдвиги в общественной жизни и общественном сознании и сегодня определяют социально-экономическое развитие, политический строй, моральные ценности общества.
Однако следует помнить, что смена власти насильственным или не совсем законным путем (политическая революция) еще не является революцией в полном смысле этого слова, так как не гарантирует прогресса. А иногда может нести в себе настолько мощный разрушительный потенциал, что отбрасывает общество на поколения назад. Ярчайшим примером здесь выступает политическая революция в Риме 476 года, когда следствием свержения последнего римского императора стал развал не только самой империи, но и цивилизованного уклада жизни. В упадок пришли архитектура, градостроительство, дороги, канализация, расцвела антисанитария. Из благоустроенных городов центр общественной жизни переместился в деревню.
«Революция» в 476-ом году в столице Западной Римской империи привела к упадку культуры и морали на столетия
2334843 08.12.2013 Участники акции разбивают памятник Ленину, сброшенный с пьедестала на Бессарабской площади в Киеве. Андрей Стенин/РИА Новости
Одно из племён варваров, которое захватило Рим, навечно дало имя разрушителям памятников. Поначалу вандалы — древнегерманский союз, близкий к готам.
На фото: снос памятников в Риме времён падения, снос памятника Ленина немецкими оккупантами в 40-х годах прошлого столетия на Украине
Политические революции в современном мире
В современном мире количество политических революций значительно возросло. Но все чаще, начинаясь под демократическими прогрессивными лозунгами, они заканчиваются либо хаосом и гражданской войной, как правило, с иностранным вмешательством, либо установлением еще более жестких режимов, чем до революции.
Сразу же после начала финансового кризиса 2008 года практически весь мир охватили массовые протесты, бунты и восстания, вызвавшие к жизни такие феномены как «Арабская весна». Народные выступления в арабском мире против коррумпированных диктаторских режимов, господствовавших десятилетиями и казавшихся нерушимыми, были порождены тотальной бедностью, в условиях которой живет большинство мусульман планеты.
Однако смещение режимов в Египте, Ливии, Йемене, не приблизило эти страны к демократии. Попытки демократических изменений в регионе привели к разрушению механизмов обеспечения безопасности, радикализации «мусульманской улицы» и, в итоге, к бесконтрольному разгулу террористических и экстремистских группировок. В освобожденные автократами политические ниши устремились мракобесы всех мастей: «Аль-Каида», «Исламское государство», «Рассвет Ливии», йеменские хуситы и пр. На свободу вырвались самые ужасные политические практики – линчевание, отрезание языков, бичевание, побивание камнями. Сложно поверить, что все это происходит в ХХІ веке. Даже там, где прошли действительно свободные выборы (едва ли не впервые в истории этого региона), победу чаще всего одерживали исламисты. А за кого еще могло голосовать малограмотное, зомбированное клерикализмом и милитаризмом население?
В Египте ситуацию удалось стабилизировать путем военного переворота и возврата к авторитарному правлению. В Сирии, где режим Башара Асада оказался более устойчивым, разразилась ужасная гражданская война, унесшая жизни свыше 200 тысяч человек. На территории Ирака, Сирии, Ливии, Йемена возникли длительные военные конфликты, не имеющие перспектив быстрого урегулирования, и самопровозглашенные экстремистские квазигосударственные структуры. Большая часть Междуречья Тигра и Евфрата сейчас в руках «Исламского государства», которое представляет собой мрачную карикатуру на экстремистскую форму радикального ислама. П. Кокберн, ближневосточный корреспондент «Independent» и один из наиболее осведомленных об ИГ аналитиков, описывает его как «ужасную и во многих отношениях фашистскую организацию, крайне сектантскую, убивающую каждого, кто не верит именно в их весьма строгую форму ислама». Общая площадь контролируемой непризнанным квазигосударством территории по состоянию на 2014 год оценивалась в 40–90 тысяч квадратных километров, а количество проживающего на ней населения – в 8 миллионов человек.
Революция под названием «Арабская весна» закончилась появлением ИГИЛ
Что общего между «Арабской весной» и Февральской революцией
Если поискать исторические аналогии, то можно увидеть много общих черт в развитии арабского мира после «Арабской весны» и России после Февральской революции. Здесь также был полностью дискредитировавший себя коррумпированный режим Николая ІІ. Также была тотальная бедность, неграмотность, крайне низкое качество жизни.
К тому же добавилась мировая война, в которой простые люди вынуждены были погибать за интересы самодержавия. Хлебный дефицит в Петрограде породил забастовки и демонстрации, а попытки подавить народные волнения силой оружия вылились в восстание. Солдаты перешли на сторону народа. Стихийные уличные выступления переросли в революцию.
Но так же, как и на Ближнем Востоке в наши дни, ее плодами воспользовалась группа политиков, захватившая власть и сформировавшая Временное правительство. Параллельно возник Совет рабочих и солдатских депутатов, который использовал в своей деятельности принцип «постольку – поскольку», то есть Временное правительство могло обладать властью лишь постольку, поскольку его поддерживал Совет. Так возникло двоевластие.
Слабая, напуганная революционным размахом буржуазия не решалась взять власть, а социалистические партии типа эсеров и меньшевиков плелись в хвосте революции, твердя заученные мантры, что по аналогии с Англией и Францией власть должна взять буржуазия. В результате, революция постепенно вырождалась в анархию, а двоевластие – в безвластие.
Аналогично и в арабском мире – слабая, немногочисленная буржуазия и интеллигенция, раскачав лодку, не смогли удержать власть и уступили ее уличной стихии, которую вели религиозные фанатики и криминальные элементы.
В 1917 г. возмущенный народ, подстрекаемый провокаторами и уголовниками, кинулся поджигать архивы охранки, громить суды и полицейские отделения, а также винные погреба. В результате были уничтожены многие списки сотрудников царской тайной полиции, уголовные дела.
Вместе с политическими заключенными на свободе оказались и уголовные преступники. Естественно, амнистия привела к резкому обострению криминогенной ситуации. В Одессе толпы хулиганов громили базары и магазины. В Харькове распространились квартирные кражи, часто сопряженные с убийствами хозяев. В Житомире открытие винных погребов вылилось в масштабную вакханалию, сопровождавшуюся нападениями на прохожих и изнасилованиями. И такие факты отмечались по всей стране. На окраинах власти попросту не существовало. Настоящими хозяевами многих населенных пунктов стали вооруженные головорезы.
Ненавистный царский корпус жандармов был распущен, а на его месте создавалась народная милиция с выборным начальством, которая была не в силах обеспечить правопорядок. В милиционеры шли все желающие получить оружие. В Москве начальник городской милиции только в мае догадался начать проверку документов у поступающих в милицию.
А ведь все это происходило в военное время. Солдаты, вчерашние крестьяне, теряли последние капли мотивации своего участия в Первой мировой войне. Когда грянула революция и зазвучали лозунги раздела помещичьей земли, они бросили траншеи и отправились по домам – делить землю. На 1 сентября 1917 г. из армии дезертировало около 1 млн. 865 тыс. человек.
Ситуация в России весной–летом 1917 года больше всего напоминала современные Ливию, Сирию или Йемен. Хотя кое-кто и там умудряется видеть демократию под толстым слоем мракобесия, анархии и войны всех против всех.
Свержение царя во времена Февральской революции привело к анархии и гражданской войне
Выход из гражданской войны дался большой кровью
Временное правительство, не обладавшее настоящей легитимностью, не решалось брать на себя ответственность за решение ключевых вопросов революции: о мире, политическом строе, земле, рабочем законодательстве. Все это откладывалось до созыва Учредительного собрания, который откладывался по причине войны.
Тем временем уровень жизни населения стремительно падал. Правительство продолжало выпускать бумажные деньги (в начале марта в обращении находилось 9,9 млрд. руб., в начале сентября уже 15,4 млрд. руб.). Страна все глубже увязала в пучине внешних долгов. Как вспоминал один из лидеров меньшевиков Ф. Дан: «Временное правительство, на мой взгляд, слепо шло на поводу у дипломатов Антанты и вело и армию, и революцию к катастрофе».
Само Временное правительство переживало хронический кризис и министерскую чехарду. Газета М. Горького «Новая жизнь» издевательски писала: «… наша власть чувствует себя достаточно «независимой» и «неограниченной» … в пределах Зимнего дворца».
Таким образом, ни Февраль 1917-го в России, ни «Арабская весна» не стали полноценными революциями, так как не привели к прогрессивным изменениям, а отбросили эти страны назад в своём развитии.
У автора не хватило смелости сделать вывод - никакая революция по определению не явлется прогрессом, она регресс, по функции по своей сути. В этом главный вывод. Освобождение от иллюзий революционного прогресса, залог выхода на эволюционные пути развития.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+