Зачем итальянцы приезжали в Крым в последние 800 летИтальянские бизнесмены, которые потянулись этой весной в Крым осваивать виноградники, далеко не первыми из своих соотечественников заинтересовались работой на этой земле. В Средневековье итальянцы выкупали Крым хитростью и воевали за него, во времена Екатерины Великой отстраивали его и возвращали на него христианство после османского владычества. «Русская планета» узнала историю жизни выходцев с Апеннинского полуострова на полуострове Крымском и разыскала потомственную крымскую итальянку.
— Итальянцы появились в Крыму во второй половине XIII века в качестве агентов и колонистов морских торговых республик: Пизы, Венеции, Генуи, — рассказывает «Русской планете» крымский историк и писатель Александр Пилипенко, который уже несколько лет готовит к изданию книгу «Три века Каффы» об итальянской колонизации полуострова. — Многие из первых поселенцев были в прошлом крестоносцами — отчаянными и на все готовыми людьми. Пользуясь слабостью Византийской империи и ее наследников, итальянцы получали от слабых правителей права на торговлю и освоение Крыма. При этом Венеция и Генуя веками враждовали за Причерноморье, вели кровопролитные войны между собой. В итоге все-таки победила Генуя, республика, пользовавшаяся сомнительной славой: ее жители слыли людьми коварными. Великий Данте, современник событий, писал о них в таком духе: «О генуэзцы, род без всяких правил! Род полный лжи, предательский и злой, — Когда б Господь наш мир от вас избавил!».
В легенде об основании Каффы (нынешняя Феодосия) говорится, что первые генуэзские поселенцы попросили у местного половецкого князя лишь столько земли, сколько сможет занять одна бычья шкура. И заплатили за эту шкуру золотом. Наивный князь купился. А генуэзцы разрезали шкуру на мелкие ремешки и огородили ею все подступы к бухте.
Намного позже, когда генуэзскому владычеству уже пришел конец, среди крымских татар и турок продолжали ходить легенды о коварных и опасных джиновезах (в фольклоре их часто путали с джиннами). Зеленые глаза — отличительный признак итальянцев — считались «дурным глазом» и сулили несчастье; джиновезам приписывали особую магию, с помощью которой они прорывали гигантские туннели в горах, строили пещерные города, сооружали оживающие каменные статуи, варили замысловатые яды.
— Итальянцы — венецианцы, пизанцы и вытеснившие их всех генуэзцы — укреплялись в крупных городах (Каффа, Солдайя) и оттуда распространяли свои колонии по всему Крыму. Им было интересно буквально все побережье: от скалистых горных бухт до спокойных пустынных пляжей и полупресных берегов Азова, потому что они умели эксплуатировать прибрежную местность, как никто другой. Это и рыбацкий промысел, и работорговля, и пиратство, и купля-перепродажа, и военный эскорт. Современное побережье Крыма усеяно полусотней итальянских топонимов, к нашему времени уже полностью забытых, — говорит Александр Пилипенко.
От воинов до рабочихВ те же времена в Восточном Крыму обосновались армяне: их колония Морская Армения со временем слилась с генуэзской Газарией, названной так в честь давно исчезнувших хазар. При этом крымские армяне имели особый статус как в торговых и политических делах, так и в языковых и религиозных вопросах; однако генуэзцы и папские миссионеры постоянно стремились обратить их в католичество, как и всех представителей христианских народов Крыма.
— Сильными соперниками итальянцев стали крымские татары — тогда это были полукочевые племена, происходившие большей частью от половцев, но знать их вела свой род от монгольских чингизидов. В мировые скрижали вписана битва при Кастадзоне под Старым Крымом, в которой войска из 9 тыс. итальянцев и наемников во главе с адмиралом Ломеллини были разгромлены 5-тысячным отрядом хана Хаджи-Герая. Убив 2 тыс. генуэзцев, татары сложили две башни из их отрубленных голов. Не менее легендарной стала осада генуэзской Каффы золотоордынским ханом Джанибеком. Не в силах взять крепость приступом, Джанибек велел забрасывать катапультой трупы за городскую стену. Итальянцы, не знакомые еще с опасностью заражения, вскоре заболели чумой. Поддавшись панике и плохо понимая, что происходит, они сели на свои корабли и попытались спастись в Средиземном море. В результате крымские генуэзцы завезли в Европу «Черную смерть» — штамм чумы, которая выкосила половину тогдашних династий и миллионы простых людей.
Но итальянцы все равно держались в Крыму три столетия, пока им не бросил вызов самый могущественный противник той эпохи — падишах только что окрепшей и заявившей права на весь Восток Османской империи. И фактически уничтожил их. Те, кто спасся, оставили потомков смешанной крови — блондинов-татар, русых людей с зелеными и серыми глазами.
— Потомки средневековых итальянцев, те из них, кому удалось избежать турецкого рабства, влились в ряды формирующегося крымско-татарского этноса, в основном в его горный (татлы) и южнобережный (ялыбойлю) субэтносы, — говорит историк.
Спустя 100 лет после свержения генуэзского владычества потомков итальянцев в Крыму было еще так много, что указом султана их стали селить компактно в горных селениях. Самым знаменитым из них является Фоти-Сала, переименованная в советское время в Голубинку. Там сохранилось погребение Френк-Мезарлык (кладбище франков, то есть католиков), в котором захоронены несколько поколений итальянцев. Последнее захоронение датировано 1685 годом.
По-видимому, после этой даты потомки генуэзцев стали окончательно растворяться в крымско-татарском народе, приняв ислам и постепенно отойдя от семейных традиций своих предков-крестоносцев.
В 1840-х годах в Крыму объявился знаменитый герой Италии Джузеппе Гарибальди, он путешествовал со своим двоюродным братом-тезкой. Побывав в Феодосии, братья разделились: герой отправился в Турцию и затем на родину, а Джузеппе-кузен остался.
— Он поступил капитаном на судно Леонардо Дуранте и женился на колонистке Бауэр, стал называться Осип Гарибальди и поселился в Герценберге. Их потомки носили итальянскую фамилию, но по образованию были немцами. В 1930-х против разросшегося семейства Гарибальди были начаты процессы: НКВД обвинял их в шпионаже в пользу Италии. Итальянцев, как и немцев, частично депортировали в 1941-м и окончательно в 1944 году, — уточняет Пилипенко.
Массово населять Крым итальянцами стала Екатерина II — ей нужны были рабочие руки для освоения полуострова, доставшегося России после второй Русско-турецкой войны, необходимо было развивать торговлю на Черном и Средиземном морях. Приезжали и учителя, врачи, художники, архитекторы, музыканты. По проектам архитектора Алессандро Дигби были распланированы центр Керчи, Митридатская лестница, уездное училище, здание римско-католической церкви, колокольня церкви Иоанна Предтечи.
Римско-католическая церковь в Керчи. Архитектор Алессандро Дигби. Фото предоставлено Галиной Сколярино
Местная газета «Керченский рабочий» и в раннее советское время регулярно публиковала статьи на итальянском языке. По данным всероссийской переписи 1897 года, 1,8% населения Kерченскогo уезда были итальянцами, а в 1921-м около 3 тыс. человек, или 2%, имели итальянское происхождение.
«Собирайтесь»Семья потомственной итальянки Галины Сколярино, президента Ассоциации итальянцев в Крыму, перебралась в Керчь в начале XIX века, в ходе того же переселения после войны с турками.
— Мой прадедушка по материнской линии, Доминик Порчелли, с семьей приплыл из Апулии (это район в Италии) в Крым на собственном корабле «Святая Мария». Другой прадед, Доминик Коланджелло, тоже был капитаном. Предки по отцовской линии были садоводами, занимались выращиванием бахчевых культур. Предки по линии матери были потомственными моряками, судовладельцами. Приехав в Крым, они сразу стали строиться, — рассказывает РП Сколярино.
С 1932 года итальянцев тоже коснулись сталинские репрессии. Была закрыта церковь, в 1934 году ликвидирован колхоз, закрыта школа. Арестовали председателя колхоза Марка Симонэ, секретаря Паоло Коланджелло и целую группу руководителей гражданского комитета.
— Моей маме в этом году исполнилось 90 лет, — рассказывает Галина Сколярино. — В годы переселений и депортации она вела дневник, и поэтому о лишениях и жизни крымских итальянцев я знаю как по ее, так и по бабушкиным рассказам. В 1937 году началась вторая волна репрессий, для ареста достаточно было итальянского происхождения. Многие были расстреляны, судьба некоторых так и осталась неизвестной, других депортировали.
29 января 1942 года началась депортация итальянского населения из города Керчи.
— Об этом печальном событии всегда в нашей семье говорили на пониженных тонах, — вспоминает итальянка. — Столько раз еще девочкой я слышала рассказ о том, как в холодный январский вечер 1942 года к нам домой ворвались трое военных, приказали срочно собираться. Вооруженные сотрудники НКВД входили в дома и, направив автоматы на мирных жителей, бросали отрывистую фразу: «Собирайтесь». Никто никому ничего не объяснял, времени на сборы не давали, люди в панике хватали детей, документы, кое-что из вещей и уходили, оставляя дома, квартиры и все нажитое имущество.
Родители Сколярино ехали к месту высылки два месяца в товарном вагоне.
— Нашу семью Северный Казахстан встретил 40-градусным морозом, — продолжает она. — Основным местом высылки стали Вишневский, Есильский, Калининский и другие районы Акмолинской области. Из райцентров людей развозили на санях по колхозам Красное озеро, Свет, Ерофеевка, где расселяли по домам местных жителей, которые не очень радовались неожиданному «пополнению».
Ее мама, бабушка и тетки трудились в колхозе. Голод и болезни делали свое дело: люди умирали. Началась борьба за жизнь. Женщины меняли одежду, белье, рукоделие, украшения на еду и более теплые вещи — ведь все приехали налегке, по-крымски. В итоге распродали практически все семейные богатства.
— Судьба продолжала преподносить «сюрпризы» — в ноябре 1942 года всех мужчин старше 16 лет забрали в трудовую армию. Моего дядю и других родственников тоже туда забрали. В Челябинской области они работали на строительстве коксохимического завода, содержались под стражей за колючей проволокой, как заключенные. Пережить все лишения, унижения, несправедливость удалось немногим, но те, кто наперекор ударам жестокой судьбы выжил, после смерти Сталина начали делать робкие попытки вернуться в родной город.
Ее отцу-фронтовику, прошедшему всю войну, разрешили вернуться с семьей в Керчь уже при Хрущеве, в 1954 году. Людям, лишенным всего, пришлось вновь все восстанавливать.
«Нас так и не признали репрессированным народом»
— Наши семьи были большими: 6–10 детей. Главой был отец, а мать всегда была душой семьи. Родителей почитали, в старых семьях к родителям обращались на «вы».
Итальянские семьи всегда были большими, в них чтили традиции и оказывали особое уважение старшим. Фото предоставлено Галиной Сколярино
Вечерами бабушки собирались у радиоприемника, чтобы послушать оперу или оперетту, с крючком или спицами в руках. Самой любимой оперой была «Травиата» Джузеппе Верди. Все очень красиво пели, а мы, дети, с удовольствием слушали городские романсы в их исполнении и ждали, чем закончится роман морячки и королевича. Мне очень было жалко раненую чайку, летевшую утром над озером, — говорит Сколярино.
— Какие итальянские обычаи дожили до наших дней? Какие блюда вы сегодня готовите дома?
— В наших итальянских семьях к рождественскому столу обязательно готовятся традиционные лакомства — carteddati и pezzеtti. Carteddati на диалекте означает «изогнутый», pezzеtti — испеченные кусочки теста с орехами, покрытые шоколадной глазурью. Рождественский ужин у нас длится долго, все общаются друг с другом, а затем взрослые дарят друг другу подарки. А дети заранее пишут письмо Баббо Натале — итальянскому Санта-Клаусу — и ждут подарки с утра под елкой.
Семья Галины Сколярино готовит carteddati и pezzеtti. Фото предоставила Галина Сколярино
— Изменилось ли отношение к крымским итальянцам после вхождения Крыма в состав России?
— Оно осталось таким же, как и было при Украине. Крымских итальянцев осталось очень мало, поэтому нас так и не признали репрессированным народом. Сегодня наша единственная задача — сохранить и передать нашим детям культурное наследие. В моей семье сохранились различные реликвии, в том числе есть даже дипломы, подписанные еще императрицей Марией Федоровной.