Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Новогодние блюда имеют древний сакральный смысл

Новогодние блюда имеют древний сакральный смысл


2-01-2010, 19:20 | Открываем историю / Размышления о истории | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (5 306)

Любимые новогодние и рождественские блюда часто несут в себе сакральный смысл. Infox.ru предлагает внимательнее посмотреть на праздничный стол и понять, чего вы нажелали себе в новом году.

 

Рождественская трапеза на Руси

У славян существуют свои традиционные блюда и обычаи праздничной трапезы. Перед Рождеством, как известно, христиане обязательно соблюдали Филиппов пост. В отличие от Великого поста он был нестрогим. В течение недели, кроме среды и пятницы, разрешалось есть рыбу. В сочельник вообще не ели до появления на небе первой звезды. Только потом можно было разговляться, хотя блюда и не отличались особым разнообразием. Самым главным праздничным кушаньем была кутья (славяне также считали это блюдо поминальным) — каша, которая варилась из зерен пшеницы или из других злаков (сегодня обычно используют рис). С появлением первой звезды, возвещающей рождение Христа, на стол подавалась «бедная кутья». А в «богатую кутью», которую готовили уже к Новому году, добавляли мед или сахар, изюм, орехи, а иногда — варенье.

 

На рождественский стол обязательно ставили выпеченные из пшеничного теста фигурки животных — быков, коров, овец — и пастухов. Их помещали либо на окно, либо на стол, часто посылали в подарок родным. Например, в Подмосковье в первый день Рождества пекли несколько маленьких фигурок коров, одну большую фигурку коровы и две больших фигурки овец. Их не ели, а хранили до Крещения, когда выпечку размачивали в святой воде и потом давали съесть скоту.

 

В некоторых русских губерниях существовало поверье, что во время рождественской трапезы нельзя пить воду. Объяснялся такой запрет по-разному. В Новгородской губернии полагали, что если пить воду на Рождество, то потом часто будет хотеться пить на сенокосе. А в Тамбовской губернии крестьяне были уверены, что если соблюдать этот обычай, то человеку не захочется пить в ситуациях, когда воды взять неоткуда, например в дороге или в поле.

Новогодние обычаи славян

Литература

Библиография
Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1991.
Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. СПб.: Азбука-классика, 2007.
Славянские древности. Этнолингвистический словарь. Под ред. Н. И. Толстого. Т. 3. М.: Международные отношения, 2004.

Особое значение славяне придавали семейной ритуальной трапезе в канун Нового года. В отличие от Рождества угощение было намного обильнее.

 

На стол подавалось множество мясных блюд: запеченный поросенок, вареная свиная голова, студень. Дата Нового года также совпадала с днем святого Василия, который считался покровителем свиней — иногда Новый год даже называли «свиным праздником». Именно поэтому на праздничных столах чаще всего появлялась вареная или запеченная свинина. В северо-восточной Сербии, например, перед началом приготовления новогодней трапезы хозяин дома разрубал на пороге свиную голову, чтобы и в новом году счастье осталось в доме. Домашняя птица подавалась не всегда. В некоторых местах считали, что иначе «счастье улетит из дома». Еще готовили «богатую кутью», которую заправляли жиром и толченым маком. Блюд на столе должно было быть много — это предвещало изобилие в следующем году.

 

К праздничной трапезе также обязательно выпекали обрядовый новогодний хлеб. Это могли быть фигурки животных (чтобы скот хорошо размножался), блины (чтобы скот был «гладким»), калачи, булочки (чтобы был хороший урожай). Словаки обязательно делали чечевицу и мак, ассоциирующиеся с деньгами и богатством. В Черногории пекли каравай, а его верхнюю корочку отдавали скоту. В Болгарии и Македонии в хлеб запекали монету и щепочки кизила (они означали «дом» и «скот»): в зависимости от того, что кому попадалось, пытались определить судьбу человека.

Молодые традиции

Есть в России и менее древние, но тоже ставшие традиционными блюда. Правда, всего за сотню лет они порой менялись до неузнаваемости, что не мешает им до сих пор украшать почти каждый новогодний стол.

 

Редакция Infox.ru желает своим читателям приятного аппетита!



Источник: infox.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (1) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #1 написал: VP (2 января 2010 19:27)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Всемiрная история елочныхъ игрушекъ


    Традиционный символ Нового года в России и странах бывшего СССР — наряженная елка. Еще за месяц до новогодней ночи на площадях, в витринах магазинов, в общественных учреждениях начинают наряжать вечнозеленое дерево. Ближе к празднику оно постепенно проникает в частные квартиры и дома. Однако в Европе елка — символ не Нового года, а Рождества. Именно оттуда в Россию и пришла традиция украшать рождественское, а потом и новогоднее дерево.


    Деревья в мифологии и религиях

    Деревья всегда играли особую роль в мифах и религиях. Часто они наделялись душой, в них жили божества или духи. В разных странах на протяжении всей истории особым почетом пользовались разные породы деревьев: в Древней Греции — дуб и олива, в Вавилоне и Египте — дуб и лавр, у китайцев — персик, шелковица и слива, у скандинавов — ясень, у славян — дуб, береза и липа и т. д. Но все эти деревья имели одну общую черту: они объединяли небо, землю и подземный мир, здесь соприкасалось обыденное и сакральное.

     

    Но почему мы украшаем на Новый год именно елки или сосны? С древних времен вечнозеленые деревья символизировали бессмертие, вечную жизнь. В Западной Европе считалось, что ель может защитить от ведьм и прочей нечисти. У древних германцев существовала традиция подвешивать ель к потолку корнями вверх. Такое странное по современным меркам положение имело определенный сакральный смысл: перевернутое «вверх корнями» дерево означало, что земное — это лишь отражение небесного.

     

    В христианской традиции существует легенда, согласно которой ель укрыла Богородицу во время бегства в Египет, за что была благословлена и стала вечнозеленой и молодой. А когда родился Христос, все несли ему свои подарки. Только ель опечалилась: ей нечего было подарить, и она боялась уколоть Младенца своими иголками. Тогда ангелы слетели вниз и украсили ель звездами, а Господь пообещал на свой день рождения одаривать скромное дерево подарками.

     

    У славян ель издревле считалась колючим, пахучим, «женским», но бесплодным деревом. Она использовалась во многих обрядах, в том числе и в похоронно-поминальных ритуалах. А обычай рождественского деревца пришел к славянам из Германии. Срубленным деревом или отдельными еловыми ветками украшали церкви от Рождества до Крещения, а дома ставили елку на стол или лавку в красном углу. После Святок ветки не выбрасывали: считалось, что они будут охранять дом от грозы.

     

     

    Появление современной новогодней елки

    Современная традиция наряжать елку восходит к обычаям древних германцев, которые ель почитали и посвящали ее своему верховному богу Водану. После принятия христианства ель не утратила своего значения.

     

    Первые письменные свидетельства о рождественских елках относятся к началу XVI века. В 1521 году власти города Селеста в Эльзасе приказали леснику перед Рождеством срубить для них елку. Через несколько десятков лет этот обычай вошел в моду — елки стали появляться в частных домах, так что в 1555 году городскому совету Селесты пришлось ввести штраф за порубку леса.

     

     

    В XVII веке в Страсбурге рождественские деревья украшали облатками (символ спасения), яблоками (символ плодородия, грехопадения и изгнания из рая), бумажными розами и сластями. В 1737 году на дерево повесили обрезки бумаги и мишуры, в 1775−м — позолоченные и посеребренные картофелины. Свечи впервые попали на елку в 1815 году, а с середины XIX века стали появляться и стеклянные игрушки. Считается, что новая мода связана с неурожаем: в 1850 году было собрано слишком мало яблок и орехов, поэтому их пришлось заменить искусственными.

     

    В начале XIX века рождественские елки начали свой победный марш по всей Европе. Во Францию традицию привезла невестка короля Луи Филиппа. В Англии первую елку во дворце поставила королева Виктория и принц Альберт.

     

     

    Новогодняя елка в России XIX века

    Часто встречается утверждение, что новогоднюю елку в России ввел Петр I. Однако это не так. 15 декабря 1699 года он издал указ, по которому начало года устанавливалось на 1 января. Царь приказал украшать дома ветками елки, сосны, можжевельника, то есть всеми видами вечнозеленых растений. Однако это еще было не рождественское дерево. После смерти императора об этом предписании забыли все, кроме питейных заведений. Недаром появилось, например, такое выражение: «идти под елку», то есть в кабак.

     

    Рождественская елка в современном понимании появилась в России только в начале XIX века, в то же время, когда эта традиция широко распространилась и в Европе. Этим мы во многом обязаны русским императрицам немецкого происхождения. Кроме того, в 1820−х годах в Санкт-Петербурге жило много приезжих немцев, через которых традиция рождественской елки быстро перешла и в русское высшее общество. Елки стоили недешево, но и украшения были непростыми: на ветвях развешивали китайские фонарики, гирлянды, венки, барельефные украшения и картонные игрушки — маленькие и точно выполненные модели.

     

     

    Особую радость доставляли елки, конечно, детям. После праздника свечи на ветках тушили, а ребятне разрешали «сорвать» с елки все лакомства — пряники, конфеты, яблоки. А если елка была слишком большой, то ее клали на пол, чтобы даже самые маленькие могли дотянуться до вожделенного подарка. Электрические гирлянды появились уже ближе к концу XIX века. В 1882 году американец Э. Джонсон предложил эту идею, которая быстро вошла в моду по всему миру.

     

    Однако в крестьянских семьях елки и елочные игрушки начали распространяться только в конце XIX века. Но тут наступили неспокойные времена, и все эти новогодние традиции оказались под запретом.

     

     

    Советские елочные игрушки

    После революции большевики отменили все религиозные праздники. Они попытались придать елке новое значение: развешивали на ней проткнутые куклы Колчака, Деникина, Махно и других врагов народа. Но в основном все традиционные елочные игрушки были спрятаны до лучших времен.

     

    литература
    Библиография
    Иванов И. И. Новый год и Рождество в открытках. СПб.: Искусство, 2000.
    Некрасова М. «Сколько на елочке шариков цветных…». Старинный промысел елочных украшений // Юный художник. 2002. № 1. С. 6−9.
    Славянские древности. Этнолингвистический словарь под общей редакцией Н. И. Толстого. Т. 2. М.: Международные отношения, 1999.



    И только позднее елка была вновь разрешена. 28 декабря 1935 года второй секретарь ЦК КП Украины Павел Постышев опубликовал в «Правде» статью с предложением устроить новогоднюю елку для советских ребят. С тех пор и установилась традиция ставить и украшать елку именно на Новый год. В советское время в большом количестве изготовлялись игрушки с советской символикой, цель которых было показать активное развитие нашей страны: космические ракеты, самолеты, поезда и другие игрушечные достижения техники.

     

    Сегодня традиции рождественского дерева отчасти возродились: на шариках изображают сцены, связанные с Рождеством Христовым, делают фигурки волхвов, девы Марии. Однако наравне с ними современные мастера могут изобразить на игрушках и героев популярных мультфильмов, и государственную символику, и животных китайского календаря. А покупателям лишь остается выбирать понравившееся новогоднее украшение.



    Ритуальный смысл новогодних открыток формировался веками

    Обычай отправлять открытки на Новый год и Рождество широко распространен по всему миру. Сейчас многие уже не ходят на почту, а отправляют поздравления по интернету. Но мало кто знает, что тематика и символика как бумажных, так и виртуальных открыток формировались на протяжении более двух веков.


    Визитки — прародительницы открыток


    Истоки открытки относятся к середине XVIII века. Тогда открыток в современном понимании этого слова еще не было, зато в Париже появились визитные карточки, которые затем распространились по всему миру. Уже при Екатерине II на праздники представители высшего общества ездили по своим знакомым и оставляли им свои визитки с поздравлениями. В середине XIX века в газете «Северная пчела», которая после 1831 года ежедневно издавалась в Санкт-Петербурге, появилась такая заметка:

     

    «Первое число января каждого года похоже на самый огромный обмен суррогата правды, то есть комплиментов. Настоящая комплиментарная ярмарка!.. А комплиментов этих такая пропасть, что их развозят по городу, в день Нового года на 36 929 лошадях (столько частных лошадей было в 1840 году. — Infox.ru)!.. Пешие и конные, мужчины и женщины, юноши и дети спешат сегодня поздравить друг друга…»

     

    Кто именно придумал открытки, никто достоверно сказать не может. Однако существует несколько теорий на этот счет. По одной из них, честь изобретения поздравительных открыток принадлежит английскому государственному чиновнику Генри Коулу. Он заказал у художника рисунок к Рождеству, размножил его на литографском станке и разослал знакомым. По другой версии, в 1795 году открытку придумал художник Добсон. Так или иначе, но в XIX веке открытки и визитки существовали уже наравне друг с другом.

     

    В Россию открытки пришли из-за границы в прямом смысле этого слова. А первые отечественные открытки появились благодаря Общине святой Евгении только в 1898 году.

     

     

    Символика русских и советских открыток

    Оформление открыток базируется на ряде символов. Например, снег, Дед Мороз, елка — все это у нас ассоциируется именно с новогодними и рождественскими праздниками. За два столетия своей истории одни символы менялись, другие оставались, но их смысл забывался. Например, на дореволюционных открытках снежинки почти не встречаются. А уже в советское время их стали изображать в виде звездочек, причем с 1950−х годов такая символика встречается все чаще. А ведь шестиконечные снежинки похожи на шестиконечные звезды — один из древнейших магических символов, который встречается еще на стенах погребального храма Хатшепсут (1505−1484 годы до н. э.) в Фивах. Он означает единение человека и бога, божественного творения мира.

     

     

    Часто на открытках можно увидеть санки, лыжи и коньки. Все это были традиционные новогодние развлечения. Но раньше они имели и некое ритуальное значение. Например, в Швейцарии в XIX веке в первый день нового года девушки и парни садились попарно в санки, которые ехали одни за другими. Чем длиннее получалась вереница, тем лучше, по поверьям, должна была уродиться конопля (следует помнить, что это растение использовалось в основном не как психотропное вещество, а как прядильное, пищевое и лекарственное растение).

     

     

    Часто на новогодних и рождественских открытках появляются луна и звезды (а вот солнце изображается очень редко). Притом такие изображения больше характерны для дореволюционных открыток зарубежного производства. Первая ассоциация, которая появляется у современного человека: и Рождество, и Новый год празднуются уже ночью, отсюда и луна со звездами. Но с этими небесными светилами связаны и различные народные приметы. Например, считалось, что если в Новый год звезды не закрывают облака, то в следующем году будет много ягод и грибов. Кроме того, в течение столетий и даже тысячелетий люди верили, что звезды и расположение планет могут рассказать о судьбе человека и человечества в целом. Чем не народное гадание?

     

     

    А свечи, которые зажигаются на таком количестве открыток, — это ведь обычный предмет, который используется до сих пор для христианских обрядов. Да и елки раньше украшались именно свечами.

     

    С появлением электрических гирлянд количество изображений свечей на открытках уменьшилось, но с 1950−х годов опять начало постепенно возрастать. Свечи символизируют свет во тьме жизни и некое озарение. Ну а уж о символике огня можно написать целую энциклопедию. Он может означать тепло, любовь, страсть и многое другое.

     

     

    Персонажи открыток


    На большинстве открыток изображаются определенные персонажи. Это могут быть сказочные существа, люди и животные. На русских дореволюционных открытках чаще всего встречаются ангелы и трубочисты, а на советских — неизменный Дед Мороз, «придуманный» советской властью. Кстати, трубочист в основном фигурировал именно на иностранных открытках. В Европе существовала примета, что встретить трубочиста в первый день нового года — к счастью.

     

    Нам гораздо ближе другие персонажи, например снеговик или снежная баба. Они могут появляться и на рождественских, и на новогодних открытках. Сейчас снеговиков чаще всего лепят дети, реже развлекаются взрослые. Но даже эта невинная забава имеет свои обрядовые корни. Слово «баба» раньше означало мать-прародительницу (например каменные идолы-«бабы» в южной части России).

     

    В дореволюционные времена на Рождество лепили три бабы — две большие и одну маленькую. Самая большая баба нарекалась Колядой — около нее ставили метлу (чтобы «разгоняла снег»), колесо (символ солнца) и последний сноп с поля. Вторая баба — Зима или Маслена — получала грабли, сумку с овечьей шерстью и косу. А третья звалась Крышня. Потом снежных баб обкладывали соломой, поджигали и три раза прогоняли через огонь скот — своеобразный обряд очищения.

     

    Из животных чаще всего на открытках встречаются олени и снегири. А ведь культ «небесных» оленей и лосей существовал с незапамятных времен. Недаром в сани Санта-Клауса запряжены именно эти животные. Птицы же считаются символом ангелов. У снегирей довольно яркая окраска, поэтому легко провести аналогию между ними и райскими птицами (в Европе чаще изображают не снегиря, а малиновку).

     

     

     

    Об изображениях на открытках можно продолжать разговор долго. Но мы предлагаем вам самим выбрать открытку и присмотреться к ней повнимательнее, попытаться угадать ее смысл.


       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map