«Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»;
но это было уже в веках, бывших прежде нас»
(Книга Екклезиаста 1:10)
О том, как жили люди в средние века, во что одевались, чем питались, как сражались, историкам помогают самые различные источники информации. Это и археологические находки, и тексты различных манускриптов, и памятники в церквях и соборах. Но особую ценность представляют для нас цветные, раскрашенные от руки миниатюры, которые есть в старинных книгах той далекой эпохи. Ведь они с большой точностью передают окружавший художника мир, а значит, становятся для нас своего рода «машиной времени». Причем в европейских библиотеках, музеях и частных собраниях хранятся тысячи подобных манускриптов. И в большинстве своем они проиллюстрированы цветными рисунками, так как люди той эпохи любили изображения и яркие цвета. Некоторые из этих манускриптов содержат по несколько сотен таких вот изображений, и каждая из них рассказывает какую-нибудь свою историю: показывает людей за работой, на празднике, за обеденным столом или на поле брани. При этом что-то они объясняют, а вот что-то так и остается тайной, объяснить которую они нам не в состоянии. Так что о многом, глядя на них, нам по-прежнему остается лишь гадать. Вот, например, знаменитая «Библия Мациевского», наполненная множеством просто прекрасных цветных миниатюр. Однако достаточно внимательно их рассмотреть, чтобы найти их в них немало интересного и… даже таинственного!
На этой миниатюре из «Библии Мациевского» показан воин (в данном случае это ни кто иной, как великан Голиаф!) в шлеме «шапель де фер» (или «шапе»), сюрко, надетом поверх кольчуги, стеганых наколенниках и пластинчатых поножах, с завязками на икрах.
Рассказ о ней начнем с того, что эта богато иллюстрированная книга хранится в Нью-Йоркской Библиотеке Пирпонта Моргана (шифр по каталогу – Ms M. 638), вот почему ее за рубежом часто называют «Библией Моргана». В нашей стране она фигурирует под названием «Библия Мациевского» – ведь она находилась в собрании Бернарда Мациевского, епископа Краковского и кардинала Польского до 1608 года. Но ее также называют и Библией Людовика IX или «Библией Крестоносца». Это связано с тем, что манускрипт был создан по заказу короля Франции Людовика IX Святого, вошедший в историю как организатор и руководитель сразу двух крестовых походов – Седьмого и Восьмого. Само создание этой книги относится к 1240 – 1250 гг.
Но в чем заключается ее такая уж большая ценность? А в том, что она наполнена прекрасными красочными миниатюрами, демонстрирующими нам быт современников той эпохи. Так что именно этот манускрипт считается одним из основных изобразительных источников в области исторической реконструкции средневековья, и в первую очередь его оружия и костюмов. Однако давайте посмотрим: события в ней описываются библейские? Да, безусловно, причем многие из них случились «задолго до Потопа»! Но вот все люди на ее иллюстрациях изображены в одеждах ХIII века! Художник, который их рисовал, не обладал историческим мышлением, то есть о том, что раньше все могло быть несколько иначе, он не имел ни малейшего понятия! И это нужно помнить всем, кто рассматривает средневековые миниатюры. Истории в развитии на них просто нет и быть не может! То, что они изображают – это фотокопия того, что окружало их создателя даже тогда, когда он хотел бы проиллюстрировать предшествующее ему время удаленное от него на многие века!
Впрочем, для нас ничего плохого в этом нет, напротив. Тем более что при минимальном количестве текста этот великолепный кодекс содержит целых 283 иллюстрации к первым книгам Библии, начиная от Творения и до царствования Давида, то есть до Первой Книги Царств. Композиционно на странице обычно располагаются четыре прямоугольника с различными сценами из Библии. Первоначально текста в книге не было вообще, но позднее, примерно через 100 лет (в середине XIV века), на полях добавили краткие описания происходящего на латыни. Принято считать, что это было сделано в Неаполе по инициативе Карла Анжуйского.
В 1604 году кардинал Мациевский передал манускрипт папской делегации, направлявшейся с визитом к персидскому шаху Аббасу I, который и получил драгоценную книгу в подарок. Шах заказал персидский перевод большинства латинских пояснительных надписей. Так в этой книге появился еще и персидский текст. Однако шах, будучи истинный тираном, приказал три листа из книги удалить. А все потому, что иллюстрации на них показывали, как Авессалом поднял восстание против своего отца Давида. Ну, и, конечно, шах счел подобный пример для своих сыновей совсем неподходящим. Более того впоследствии он и вовсе приказал их ослепить и убить, опасаясь, что они станут любимцами народа и свергнут его с трона! Но правду говорят те, кто утверждает, что рукописи не горят! Все три эти удаленные страницы, к счастью, пережили все невзгоды времени и находятся сегодня в Париже.
Позднее сюда же добавились еще и иудео-персидские (выполненные на персидском языке еврейским алфавитом) надписи. Ну, а в итоге некий Томас Филипс купил ее у грека по имени Ионас Атанасий, а уж его потомки продали ее Джону Пирпонту Моргану, известному американскому миллиардеру и собирателю древностей. Вот ведь какие приключения пришлось ей пережить ради того, чтобы донести до нас всю свою красочность и… всю свою назидательность!
Как известно Библия книга весьма двусмысленная, недаром католическая церковь долгое время запрещала читать ее рядовым верующим. Впрочем, коронованных особ это не касалось и даже более того, Библию для них можно было… переписать так, как этого, видимо, хотелось заказчику! Например, в циклах миниатюр «Библии Мациевского» почему-то особо выделена жизнь царей Саула и Давида. Уникально для списков Ветхого Завета V – XIII вв. и то, что в «Библии Моргана» содержится 21 большая батальная сцена, выписанная во всех своих жестоких подробностях! Мы видим рассекаемые мечами и топорами шлемы и кольчуги, всадников, вонзающих кинжалы в глаз врагу, отрубленные и кровоточащие части тел. Наверное, Людовик Святой, когда он рассматривал эти миниатюры, видел все это перед глазами и… может быть вспоминал о том, как командовал своим крестовым походом. Кто знает? Однако самое главное, что тот, кто все это рисовал, рисовал со знаем дела. Кроме того, следует отметить, что при всем своем натурализме, сцены в «Библии Мациевского» размещены так, чтобы выделить причину и следствие праведных и неправедных поступков, то есть работал над ней человек умный и начитанный. Например: вначале мы видим Каина, убивающего Авеля, и Ламеха, который убивает Каина, после чего поворот страницы ведет нас к Ною, который построил ковчег и тем спас свою семью от потопа. Ну, а Авраам, готовящийся опустить меч на Исаака, показан еще до того, как он победил эламитов и спас семью Лота.
Подобные отклонения от хронологии повествования Ветхого Завета могли быть продиктованы только одним обстоятельством, а именно: желанием автора усилить дидактическую, то есть назидательную, направленность текста. Так, если в нижнем правом углу страницы изображены мрачные и угрюмые содомиты, то в верхнем левом углу показано, что их грех привел к разрушению Содома. И здесь же мы видим жену Лота, превратившуюся в соленой столб. А вот изображения, рассказывающего о том, как Авраам просил для Содома божьего милосердия здесь нет. И это позволяет сделать вывод, что подобная толерантность в отношении содомского греха автору манускрипта была явно недоступна.
Также и изображение Авимелеха, который убивает своих братьев, помещено напротив изображения Ифтаха, приносящего в жертву свою дочь. То есть, очевидно, что подобное расположение сцен должно было помочь зрителю понять большую разницу между праведным и неправедным убийством и наставить их на путь истинный.
Ну, а теперь давайте внимательно рассмотрим хотя бы некоторые из ее иллюстраций, потому, что тогда мы сможем увидеть просто уникальные исторические подробности, изображенные очень и очень достоверно, ведь рисовал эти иллюстрации человек того времени. Прежде всего, сами сцены – ведь в них чего только нет. Тут и пахота, и строительство стен при помощи примитивного крана с подъемным механизмом типа «беличье колесо», картины охоты и даже «постельная сцена». Однако первое, что бросается в глаза – сюрко, которые рыцари того времени надевали поверх кольчуги, здесь чаще всего совсем не белые, а красного, оранжевого, синего, зеленого, серого и коричневого цветов. И цвет попон на лошадях у всадников с цветом сюрко практически никогда не совпадает! Вот, например, сцена, где израильтяне преследуют мадианитян, и на которой слева видны четыре всадника-трубача. На них нет шлемов, только хауберки с приплетенными к рукавам перчатками, облекающие их кольчугой с головы до ног. Так вот обратите внимание: у первого сюрко синего цвета, но с красным подбоем, конская попона белая, а ее подбой почему-то синего цвета. На двух других трубачах сюрко вообще нет, тогда как у последнего в этой четверке сюрко сверху красный, а внутри зеленый, а попоны на лошади нет вообще!
Зато на одной из миниатюр у воина одетого в хауберк, сюрко без рукавов оранжевого цвета, но зато из-под него выглядывает кафтан синего цвета с широкими рукавами до локтей. То есть получается, что некоторые тогда носили сразу по два сюрко или по две котты одна под другой?
Крестьяне, как и положено, все в чепцах, словно современные младенцы, широких нижних штанах брэ и узких верхних штанах-чулках – шоссах. На одном из рыцарей на голове явно виден чепец, поверх которого надет металлический шлем сервильер, а вот кольчужный капюшон у него откинут на спину! Точно такой же сервильер синего цвета мы видим и на голове у коленопреклоненного Авраама, которого благословляет Мелхиседек, и кольчужный капюшон у него точно также откинут на спину! Конические шлемы обычно просто раскрашены и все. А вот раскраска шлемов «шапель де фер» выглядит весьма оригинальной: на миниатюрах из «Библии Мациевского» у них раскрашен только купол, а вот поля и поперечная металлическая полоса, соединяющей части купола, имеют цвет металла. На шлемах типа топхельм у многих персонажей мы видим золотые короны, обозначающие их ранг, а сами шлемы у кого-то позолочены, а у кого-то просто раскрашены. И почему-то кроме корон на них нет никаких других нашлемных украшений.
Интересно, что некоторых рыцарей щиты почему-то круглые (возможно так художник обозначил врагов христианства – сарацин, хотя шлему у всех одинаковые) тогда как у большинства других они, как правило, имеют форму утюга. Гербовые изображения на них есть, но их поразительно мало, хотя по идее их должно быть значительно больше. Впрочем, на некоторых щитах у всадников виднеются кресты, есть явно геральдический лев, у одного из мадианитян на щите орел или ворон, а вот у пехотинцев на щитах узоры!
Доспехи многих пехотинцев явно стеганые – то есть те самые акетоны и гамбизоны, при этом они имеют фестончатый подол и часто такие же рукава . Кольчуги воины надевают через голову, при этом капюшоны у них явно присоединены к кольчугам. Шлемы пехотинцев самые простые и раскрашены целиком, причем в достаточно контрастные цвета. Например, у одного воина в красном стеганом доспехе шлем синего цвета! Здесь поневоле вспоминается исторический советский кинофильм 1938 года «Александр Невский», где рыцари-крестоносцы отличаются просто потрясающими воображение нашлемными украшениями и где дело происходит как раз в 1242 году!
Первый, кто обращает на себя внимание на этой миниатюре – всадник в коричневом сюрко, и на коне в белой попоне. Он держит двумя руками некое странное оружие с лезвием в форме «косы», более походящее на алебарду-коуз (или на короткую глефу) с укороченным древком, с помощью которого разрубает отступающего противника буквально пополам. Реализма этому рисунку не занимать, хотя композиционно он ужасен: воин на коне в белой попоне ближе к зрителю, чем тот, что скачет на вороном коне. И, тем не менее, ему каким-то образом удается нанести удар этому воину справа, хотя, судя по его положению в пространстве, он должен находиться от него слева!
А вот на этой миниатюре из «Библии Мациевского» мы видим сразу два приема употребления копья: куширование, то есть когда копье зажимается под мышкой, и древний способ, при котором воин держит копье двумя руками.
Израильтяне преследуют мадианитян (миниатюра из «Библии Мациевского»).
Поединок Кнута Великого и Эдмунда Железнобокого, после которого они заключили мир, а Эдмунд был предательски убит. Миниатюра из «Библии Исповедника» Матвея Парижского. Около 1250 г. (Библиотека Паркера, колледж «Тело Христово», Кэмбридж)
[/center]
Высадка армии Харальда Хардрада и разгром армии Нортумберленда. Миниатюра из «Жизни св. Эдуарда Исповедника» Матвея Парижского. Около 1250 г. (Библиотека Паркера, колледж «Тело Христово», Кэмбридж)
Увеличенный фрагмент из миниатюры из «Жизни св. Эдуарда Исповедника».