Среди современных молодых людей во всем мире необычайно популярно изображение человека, о котором знают ничтожно мало. Его образ — скорее протест юношеского максимализма, чем реальное желание подражать. Он вовсе не их кумир, а модный раскрученный «бренд». Мне непонятна сама популяризация борца с капитализмом, ведь это дает доход только самим капиталистам и мелким торгашам. Символ революции превращен в способ заработка. Даже само фото Альберта Корда (1960) и картина ирландского художника Джима Фицпатрика (1968), ставшие культовыми, принесли их авторам бешеную популярность и, соответственно, колоссальный доход.
В то же время к образу героя привыкли настолько, что многие даже не знают его имени. Я лично встречала девушку, которая, тыча в майку с Эрнесто Че Геварой, спрашивала: «Это Усама бен Ладен?» А после того как ей назвали имя команданте, поинтересовалась: «А кто он?» А «он» — человек с большой буквы, представитель редчайшей породы людей, которые не закрывают глаза на творящийся вокруг них беспредел. Начинают действовать — самоотверженно, целеустремленно, жестко, но эффективно. Кубинская революция — яркий пример того, как можно и нужно бороться за свою свободу и отстаивать свои права!
Возьмем сложившуюся ситуацию на сегодняшний день и сравним с событиями 50-х годов на Кубе. Америка как тогда, так и сейчас, диктует свои правила (если и не всему миру, то доброй его половине), разрушает экономику стран и республик. Это ломает дух и быт обычного крестьянина, ставя на колени сильного и убивая слабого. Но Че Гевара не смог и не стал терпеть навязанные Америкой и режимом Батисты условия, он возглавил отряды освободителей и вырвал независимость Кубы (и прежде всего народа) у рабовладельческого доллара и коммунистического СССР. Вы спросите: «Как один человек смог организовать такой масштабный переворот?» Отвечаю: не один, а с помощью верных ему друзей — Фиделя и Рауля Кастро и при помощи, конечно же, любви. Че Гевара всегда говорил: «Революцией движет любовь! Любовь к человечеству, справедливости и правде! Невозможно воспитать революционера, если в нем нет этих качеств!» Все, что я напишу ниже, и будет ответом на вопрос: «Кто же такой Че Гевара и какую цель преследовал всю свою жизнь?»
Эрнесто Рафаэль Гевара де ла Серна (полное имя Че) родился в семье с аристократическими корнями в городе Росарио, Аргентина, в мае 1928 года, но датой его рождения считается 14 июня. Это было сделано для того, чтобы избежать позора рождения ребенка ранее положенного после свадьбы срока. Эрнесто был самым старшим, из пяти детей, воспитанных в этой семье. Отец, Эрнесто Рафаэль Гевара Линч — ирландского происхождения, работал инженером, по гражданской специальности. Мать, Селия де ла Серна, имела испанские корни. Поэтому в семье преобладали довольно вольнолюбивые настроения, как бывает часто у образованных людей. В библиотеке было множество прогрессивной литературы, включая Маркса, Бакунина и Кропоткина. Тэтэ (так ласково звали юного Эрнесто дома) был очень болезненным ребенком. В возрасте двух лет он заболел бронхиальной астмой. Это стало причиной того, что он пошел в школу на два года позже сверстников. Но с детства Эрнесто пытался побороть недуг. С четырнадцати лет занялся регби, с пятнадцати планеризмом. Параллельно он увлекся плаванием и даже совершил путешествие по Амазонке на плоту.
Болезнь оказала влияние и на его профессиональный выбор — Эрнесто поступает на медицинский факультет. За время учебы совершает ряд восхождений на самые крутые пики Амазонии. А в 22 года бросает учебу и с другом отправляется в путешествие на мотоцикле, который вскоре ломается и друзьям приходится пересесть на велосипед. В пути они подрабатывают докерами в порту, моют посуду, валят лес и выполняют многие другие работы. В это же время, Эрнесто пригождается знание медицины — он часто лечит нуждающихся и параллельно пишет заметки в местных газетах. Так, Гевара, по его собственному утверждению, проехал всю Латинскую Америку, за исключением Гаити и Сан-Доминго. Нищета и обреченность большинства мест, в которых побывал Эрнесто, оставили в его душе неизгладимое чувство нетерпимости к существующему положению вещей. «В силу специфики моих поездок, сначала в качестве студента, а потом и врача, я стал непосредственно сталкиваться с нищетой, голодом, болезнями, отсутствием материальных возможностей вылечить сына или дочь, отчаянием от голода и постоянных наказаний. Доходило до того, что потеря ребенка для родителей становилось обыденным происшествием, и это случалось повсюду, среди угнетенных народов нашей родной Америки. И тогда я начал понимать, что есть вещи куда более важные. Народ нуждался в другой помощи...» — так Гевара говорил позже о своем становлении революционером. Поэтому неудивительно, что при встрече в Мексике, «бородачей»: кубинских революционеров, мечтавших положить конец режиму Батисты на своей Родине, Че стал ярым приверженцем их идеологии. Суть была проста: США, при помощи своих марионеточных режимов эксплуатируют народы Америки, пользуясь всеми ресурсами и, жиреют на их нищете. Цель «повстанцев» — пресечь доминирование Штатов над народом Кубы. К этому времени Эрнесто уже не раз был арестован, за участие в студенческих волнениях и протестных действиях, так как он всегда был нетерпим к проявлениям гнетущего режима и несправедливости в целом.
Кардинально жизнь Гевары изменилась после встречи с Фиделем Кастро в Гватемале. Надо ли напоминать, что Фидель — выдающийся ритор. Его искусством вести беседу или спор восхищаются до сих пор. Кастро нашел в лице Гевары единомышленника и друга, их отношения стали настолько доверительными, что Фидель предложил Эрнесто принять участие в экспедиции яхты «Гранма» на Кубу в качестве врача. Тот с восторгом согласился.
Двадцать пятого ноября 1956 года 82 человека с оружием и провиантом погрузились на борт яхты. По пути они подверглись авианалёту армии Батисты. Лишь часть «бородачей», а, точнее, всего 12 человек, достигли берега. В это время обнаружилась еще одна проблема: яхта сбилась с курса и вместо скалистых берегов повстанцы оказались в непроходимых болотах. У Гевары участились приступы астмы. Пробиваясь с боями вперед, Че, как прозвали его кубинцы, заручился абсолютным доверием и стал авторитетом среди изначально не доверявших ему кубинцев. Ведь они рассуждали примерно так: «Ну, мы-то, понятное дело, за Родину воюем, а что, этот Че готов отдать свою жизнь за Кубу?» Междометие «че», аргентинцы употребляют для того, чтобы обратить на себя внимание того, к кому обращаются («че» сродни нашему слову «слышь»). Да и сам Гевара не упускал возможности вставить любимое «че» в своих обращениях. Но после боя 5 декабря в местечке Алегрия-дель-Пио Эрнесто стал лидером (команданте) одной из колонн, двигавшихся на Гавану. Наравне с Раулем Кастро и Камило Сьенфуэгосом, возглавлявших две другие колонны, под общим руководством Фиделя Кастро, Гевара пошел на город Санта-Клара, тем самым доказав свою значимость братьям по оружию. Во время этого партизанского похода приходилось не только вести кровопролитные бои с армией Батисты, но и учить крестьян оказывать необходимую медицинскую помощь раненным и поверженным проказой — «лепрой». Отсутствие медикаментов, еды и чистой воды заставляло повстанцев и обычных людей, прощаться с близкими и прощать друг друга. Впоследствии столь горькие потери и примирения явят фразу: «Единый дух». Об этом Гевара позже напишет книгу. Во время боев и побед, Че настолько увлекся своей новой ролью, что научился подавлять в себе даже приступы астмы. Ведь из-за своей болезни, Че не обладал громким голосом оратора, но умел в любое время быть услышанным. Крестьяне тоже, в свою очередь, помогали. Узнавая о приближении партизан, устраивали бунты и тем самым помогали движению Сопротивления. В Гавану Че вошел уже общепринятым вождем и любимцем народа.
Любимцем он был не только у народа. Неофициальные источники указывают приблизительные цифры его любовниц — 40, 60 и даже 100. А вот официальных жен, у Че было всего три. Первую свою жену он встретил в Гватемале. Перуанка Ильда Гадеа была «молодой женой с китайской кровью — в пропорциях, которые трудно подсчитать». В 1955 году, Че и Ильда поженились. Их дочь родилась в Мексике, когда Эрнесто сидел в тюрьме. В партизанские годы у команданте завязался роман с красавицей-кубинкой Алеидой Марч. После свержения Батисты в 1959 году, Че разводится с Ильдой и женится на Алеиде. Она родила ему четверых детей. Но самой известной спутницей революционера стала — Тамара Бунке Бидер, она же, партизанка «Таня» (псевдоним, который взяла себе Зоя Космодемьянская). «Таня» была не красавицей, но Че ценил ее таланты: блестящее знание немецкого и русского, виртуозная игра на фортепиано и аккордеоне, спортсменка, балерина и многие другие качества неизвестные Че, но движимые Тамарой, заставляли лидера революции трепетать и восхищаться сотрудницей «штази» (Министерство государственной безопасности ГДР). И именно она, в 1967 году, в Боливии готовила базу для подпольщиков, а после поражения движения Сопротивления бежала с Че в горы, где их и разлучила смерть, в лице Марио Терана. Но об этом позже... А сейчас вернемся к заслуженной победе над режимом Батисты.
Первого января 1959 года в городе Санта-Клара, взяв не без потерь все значимые пункты, начиная от вокзала, заканчивая линиями передач, команданте получает известие, что Батиста бежал, и его режим свергнут. США приходится признать временное правительство под руководством Кастро. Уже 16 февраля Фидель занимает должность премьер-министра. После победы революции Че поселили в одном из замков, недалеко от Гаваны, назначив его на должность командующего крепостью. Помимо вынесения смертных приговоров (а казнено было более 500 гражданских и военных представителей прежнего режима), Гевара занимается реорганизацией национальной армии. Этот период его биографии обычно замалчивают, предпочитая лепить из команданте образ эдакого добряка. Но факт остаётся фактом, который указывает на то, что Че был последовательным и беспощадным революционером! Закончив расправу над «врагом» 7 октября, Гевара получил назначение на пост директора программы «Индустриализации Кубы». Он остается в этой должности только до 26 ноября. Он умудряется утром выполнять свои чиновничьи функции, а полдня работает на производстве простым рабочим, то комбайнером на уборке сахарного тростника, то в металлопрокатном цехе. После этого его назначили президентом Национального Банка Кубы. В это время он выпускает клише с подписью, где вместо фамилии указывает революционное прозвище — Че. Американские банки возмущены этим и отказываются принимать песо, подписанные партизанской кличкой, но Гевара говорит, что деньги всё равно скоро отменят, купюры недостойны большего. Теперь такие купюры у нумизматов стоят очень дорого. Гевара сторонник быстрой индустриализации и централизации экономики, из-за чего и вступает в разногласия с другими членами правительства, вызывая политические волнения.
Двадцать третьего февраля 1961 года он назначен министром промышленности в кубинском правительстве, в должности которого продолжает защиту централизации экономики, но на этой почве, отношения Че с Кастро дают трещину. В октябре 1965 года Гевара объявляет Кастро, что оставляет все официальные посты и отказывается от кубинского гражданства. Че вступает в разногласия с советским правительством после установки на Кубе советских ракет во время Карибского кризиса, заявляя, что без разрешения кубинского народа СССР желает создать колониальный режим сродни американскому, и когда кубинское руководство принимает прокоммунистическую позицию, отказывается стать членом партии. Находясь с визитами в Советском Союзе, он подвергает критике советскую модель коммунизма, считая, что завоевания социалистической революции потеряны бюрократической системой, ставшей новой аристократией и бесправным положением народа, живущим даже по тем меркам очень скромно, мягко выражаясь. Боевой товарищ и близкий друг Фидель испытывает к Эрнесто неприятие его откровенной позиции. Да и всеобщая любовь народа к Че, видимо, пробудила своеобразную ревность у нового кубинского диктатора. По неофициальным источникам, неистовый Фидель подставлял Че, не оставляя других вариантов, кроме как искать смерть в горячих точках того времени. Вспомнив дух революции, Че с небольшим отрядом кубинцев отправляется в Конго (Леопольдвиль) — ныне Заир, поддержать конголезских повстанцев в борьбе с американо-бельгийскими империалистами. Их целью было вернуть в Киншасе социалистическое правительство методами партизанской борьбы. Но попытка организовать там широкие выступления народных масс не удалась — крестьяне попросту не поддержали его стремлений. Потерпев поражение в горах Лулабург, Че возвращается на Кубу.
Проанализировав свои ошибки, в апреле 1967 года Эрнесто с отрядом входит на территорию Боливии. Его поддерживают боливийские шахтеры вооруженными митингами. Однако местный режим жестоко подавляет всевозможные волнения, а на «неистового Че», власти призывают в помощь американские спецслужбы. США несколько раз делает запрос у правительства Кубы на предмет нахождения граждан Кубы в Боливии, но правительство Фиделя отказывается признать этот факт и заявляет, что команданте Че находится на лечении в пределах Острова Свободы. И 8 октября 1967 года в районе деревни Вальегранде отряд Че Гевары был обнаружен и окружен. Им был навязан неравный бой, и при попытке вырваться из окружения Таня с ближайшими соратниками Гевары были убиты, а сам Че был ранен и взят в плен.
На сегодняшний день бытует несколько версий убийства команданте: одни утверждают, что Гевару расстреляли и ему отрезали руки (для подтверждения факта смерти Великого Че); другие говорят, что все его тело порубили на куски и раскидали по периметру гор Ля-Игуера; третьи говорят, его жестоко пытали, а он до последнего не верил, что его убьют. По факту: 9 октября 1967 года, в 13:23 пополудни, в деревушке Хигуэра четырьмя выстрелами в грудь был расстрелян Человек-революция, Человек-Че. Страх врагов перед даже мертвым Че Геварой был настолько велик, что дом, в котором он был убит, сровняли с землей, а место так называемого захоронения сохранялось в тайне. Лишь в июне 1997 года аргентинским и кубинским ученым удалось найти и опознать останки легендарного команданте. Они были перевезены на Кубу и 17 октября 1997 года с почестями захоронены в мавзолее города Санта-Клара.
Таким образом, этот невысокий человек, ставший легендой ХХ века, включал в себя ряд противоречий. С одной стороны, постоянный поиск смерти и риска, с другой — необычайный дух жизнелюбия и наслаждений этой самой жизнью. Амбиции лидера и желание постоянно доказывать окружающим, что он не хуже их. Мятежный дух истового революционера и страстность любовника. Он, один из самых выдающихся борцов с капитализмом после смерти стал брендом, приносящим постоянный доход, героем ряда книг, публикаций и фильмов. В латиноамериканских странах существует культ команданте, на него молятся как на святого. Его жизнь стала легендой. В наши дни уже тяжело понять: что было реально, а что домыслами. При написании этого материала было очень тяжело отличить мифы от правды.