Австралия на краткий миг стала независимым государством именно в годы правления Витлама, 1972-1975. Американский комментатор писал, что ни одна страна не "разворачивала свою позицию в международных делах столь полно без внутренней революции". Витлам покончил с колониальным прислуживанием своей страны. Он уничтожил королевский патронаж, сдвинул Австралию ближе к Движению Неприсоединения, поддерживал "зоны мира" и был противником испытаний ядерного оружия.
Хотя его не считали левым в Лейбористской партии, Витлам был независимым социал-демократом с принципами, гордостью и характером. Он верил, что иностранная держава не должна контролировать ресурсы его страны и диктовать экономическую и внешнюю политику. Он предложил "выкупить фермы". При составлении первого законодательства о землях аборигенов, его правительство вызвало в памяти призрак крупнейшего захвата земель в истории человечества, британской колонизации Австралии, и поставило вопрос о том, кто владеет обширными природными ресурсами островного континента.
Латиноамериканцы поймут отвагу и опасность такого "освобождения" в стране, чьи правящие круги были связаны с великой заморской державой. Австралийцы служили во всех британских имперских предприятиях со времён подавления Боксёрского восстания в Китае. В 1960-е Австралия просилась присоединиться к США в их вторжении во Вьетнам, затем поставляла "чёрные команды", управляемые ЦРУ. Информация из американских дипломатических каналов, опубликованная в прошлом году "Викиликс", раскрывает имена ведущих фигур в обеих основных партиях, в том числе и будущего премьер-министра и министра иностранных дел, как информаторов Вашингтона в годы правления Витлама.
Витлам понимал, как рискует. В день после выборов он приказал, чтобы его сотрудников не "проверяла и не тревожила" австралийская служба безопасности, ASIO – тогда, как и сейчас, связанная с англо-американской разведкой. Когда его министры публично сокрушались о бомбёжках Вьетнама Соединёнными Штатами как "незаконных и варварских", резидент ЦРУ в Сайгоне сказал:
"Нам было сказано, что к австралийцам можно относится так же, как к северо-вьетнамским коллаборационистам".
Витлам требовал информации, существует ли и если да, то почему у ЦРУ шпионская база в Пайн-Кэп, вблизи Элис Спрингс, гигантский пылесос, который – как недавно рассказал Эдвард Сноуден, – позволял США шпионить за каждым.
"Попробуйте нажать на нас или вломиться к нам, – предупредил премьер-министр посла США, – и Пайн-Кэп станет предметом разборки".
Виктор Марчетти, офицер ЦРУ, который помогал оборудовать Пайн-Кэп, позже сказал мне:
"Такая угроза закрыть Пайн-Кэп вызвала прямо-таки апоплексический удар в Белом Доме…и, в некотором роде был осуществлён чилийский переворот".
Послания высшей степени секретности из Пайн-Кэпа были расшифрованы подрядчиком ЦРУ, TRW. Одним из расшифровщиков был Кристофер Бойс, молодой человек, встревоженный "ложью и предательством союзника". Бойс раскрыл, что ЦРУ проникло в австралийскую политическую и профсоюзную элиту и ссылалось на генерал-губернатора, сэра Джона Керра, как на "нашего человека Керра".
Керр был не только человеком королевы, у него были и давние связи с англо-американской разведкой. Он был восторженным членом Австралийской Ассоциации за Культурную Свободу, описанную Джонатаном Квинтли из Уолл-Стрит Джорнал в книге "Преступления патриотов", как "элитная группа, куда доступ возможен только по приглашениям… разоблачённой в Конгрессе, как организация, основанная, финансируемая и в целом управляемая ЦРУ". ЦРУ "платило за путешествия Керра, выстраивало его престиж … Керр продолжал сотрудничать с ЦРУ за деньги".
Когда в 1974 году Витлам был переизбран на второй срок, Белый Дом направил Маршала Грина послом в Канберру. Грин был властной, мрачной фигурой, он работал в тени американского "глубинного государства". Известный как "мастер переворотов", он играл центральную роль в перевороте 1965 года против президента Сухарто в Индонезии – что стоило миллиона жизней. Одна из его первых речей в Австралии была произнесена в австралийском Институте Директоров и описана одним из присутствующих там как "подстрекательство бизнес-лидеров страны к восстанию против правительства".
Американцы и британцы работали сообща. В 1975-м Витлам выяснил, что британская МИ-6 действовала против его правительства. "Британцы действительно декодировали секретные послания, исходящие из моего офиса иностранных дел", – сказал он позже. – Один из министров, Клайд Кэмерон, сказал мне: "Мы знаем, что МИ-6 осуществляла прослушку заседаний кабинета министров для американцев". В 1980-х высокопоставленные представители ЦРУ раскрыли, что "проблема Витлама" "в экстренном порядке" обсуждалась директором ЦРУ Уильямом Колби и главой М-И6 сэром Морисом Олдфилдом. Заместитель директора ЦРУ сказал:
"Керр сделал то, что ему было сказано".
10 ноября 1975 года Витламу показали телекс высшего уровня секретности, источником был Теодор Шекли, печально известный глава отдела Восточной Азии ЦРУ, который помогал провести переворот против Сальвадора Альенде в Чили двумя годами ранее.
Витламу прочитали послание Шекли. В нём говорилось, что премьер-министр Австралии подвергается у себя в стране риску в отношении безопасности. Днём ранее Керр нанёс визит в штаб-квартиру Управления радиотехнической обороны, австралийской службы национальной безопасности, где его проинформировали о "кризисе безопасности".
11 ноября – в день, когда Витлам должен был проинформировать парламент о тайном присутствие ЦРУ в Австралии – он был вызван Керром. Воспользовавшись архаичной вице-королевской "резервной властью", Керр сместил с поста демократически избранного премьер-министра. "Проблема Витлама" была решена, а австралийская политика так никогда и не восстановилась, как и государство не восстановило настоящую независимость.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 347
Рейтинг поста: