За рубежом не снижается градус гнева по поводу единодушного решения народа Крыма о присоединении к России. Западные политики устроили своеобразное состязание – кто больнее уязвит Москву, придумав для неё наиболее чувствительное наказание.
Пока в этом неофициальном турнире уверенно лидируют США. Они же придумали главную «отмазку», почему ситуация в Крыму не может быть увязана с «косовским прецедентом»: мол, у албанцев было много жертв, поэтому их случай уникальный и неповторимый. Кроме того, Косово провозгласило независимость, а не вошло в состав другого государства.
Ладно, поверим американцам, раз им так хочется. Разные были ситуации в Крыму и в Косово: одна полностью отвечала интересам США, а другая им противоречила. Какая тут может быть связь? Между тем, для Крыма можно найти и другие аналогии, помимо Косово.
Например, в истории самих Соединенных Штатов есть эпизод, когда независимое и признанное мировым сообществом государство было поглощено американцами без всякого согласия его народа и соблюдения каких-либо процедур. Речь идет о Гавайских островах.Это сейчас Гавайи – штат США, известный как родина президента Обамы, гавайской пиццы, цветастых рубах и укулеле (местной разновидности гитары). Но еще в XIX веке на архипелаге существовало самостоятельное королевство, поддерживавшее дипломатические отношения с Японией, Германией, Россией, Швецией и другими странами. В отличие от других тихоокеанских и африканских квазимонархий того времени, оно считалось весьма продвинутым – имело собственную валюту, небольшую, но неплохо оснащённую армию, военный и торговый флот. В то время, как Белый дом в Вашингтоне и Букингемский дворец в Лондоне ещё освещались свечами, в королевском дворце Иолани в Гонолулу уже горели электрические лампочки и работал телефон.
При монархе функционировал парламент, существовала свобода вероисповедания, граждане считались свободными и равноправными, вне зависимости от национальности. Утвержденная королём Камеамеа III «Декларация прав людей и вождей» начиналась словами: «Бог создал все народы единокровными». Конституцию на Гавайях приняли ещё в 1840 году, значительно раньше, чем во многих европейских странах. Неизвестно, правда, как гавайские власти относились к правам сексменьшинств. Может, там и с этим было всё в порядке, хотя история не сохранила упоминаний о гей-парадах в Гонолулу. Однако проблемы королевства были связаны не с этим.
Со времен знаменитого капитана Кука, якобы закончившего свой жизненный путь в желудках аборигенов одного из островов архипелага, контроль над Гавайями пытались установить то англичане, то французы. Однако местным властям до поры до времени удавалось сохранять независимость, сталкивая лбами европейских колониальных монстров.
Всё изменилось, когда острова попали в поле зрения американцев. Янки быстро сообразили, какой колоссальный доход может приносить торговля сахаром, получаемым из местного тростника. Другим выгодным бизнесом стало разведение ананасов. Именно на Гавайях зародилась знаменитая империя «Dole», благодаря которой США и сейчас сохраняют мировое лидерство по выращиванию этого то ли фрукта, то ли ягоды. Вскоре почти вся земля на островах, пригодная для сахарных и ананасовых плантаций, была скуплена американцами. Это привело к резкому росту благосостояния выходцев из США, которое происходило на фоне обнищания местного населения.
Однако в массе равноправных граждан королевства янки составляли едва заметный процент, поэтому не были застрахованы от политических рисков. Такая угроза возникла, когда вполне демократично выбранный король Калакауа попытался ограничить сахарных и ананасных магнатов, выдвинув лозунг «Гавайи для гавайцев».
Чтобы защитить интересы своего бизнеса, США предложили местным властям передать им во «временную аренду» бухту Пёрл-Харбор (пусть, мол, там наши кораблики постоят), а также скорректировать избирательное законодательство. Когда король заупрямился, к нему во дворец явились вооруженные боевики из созданной американцами «Гавайской лиги», заставившие его под дулами винтовок подписать новый основной закон страны («необандеровцам» на Украине было с кого брать пример).
Принятая «Конституция штыка» ввела повышенный имущественный ценз для избирателей, фактически лишив аборигенов права голоса. Дальнейшее было делом техники.
После смерти короля Калакауа на престол вступила его сестра, принцесса Лилиуокалани, которая попыталась отыграть ситуацию назад, отменив дискриминационные нормы конституции. Как только она обратилась с таким предложением к правительству, на рейде Гонолулу нарисовался крейсер ВМС США «Бостон». Высадившиеся с него морские пехотинцы и ребята из «Гавайской лиги» быстро взяли под контроль все ключевые объекты столицы, объявив о низложении королевы. В результате переворота была образована Гавайская республика, которую возглавил представитель семьи ананасных магнатов Сэнфорд Доул. Попытки гавайцев протестовать были подавлены.
Едва придя к власти, новое правительство выступило с предложением включить архипелаг в состав США. Поломавшись для вида, Вашингтон ответил согласием, аннексировав острова. Так, в 1898 году Гавайи перестали быть самостоятельным государством. Причём, без всяких референдумов...
Надо отдать должное аборигенам – они не смирились. Будучи воспитанными в традициях гавайской демократии, они завалили жалобами американские судебные инстанции, требуя признать аннексию незаконной. И случилось чудо. Не прошло и ста лет, как в 1993 году конгресс США принял резолюцию с извинениями перед жителями Гавайев «за попрание их права на самоопределение». Но радость сторонников справедливости была преждевременной. В ту же резолюцию был вписан пункт, что данный документ «не может служить основанием для предъявления каких-либо претензий к США». Одним словом, да, мы погорячились; но что было, то было, а уже случившееся обмену и возврату не подлежит…
Так что в спорах вокруг Крыма нет смысла вспоминать про Косово, раз этого так не хотят американцы. Можно поговорить и о Гавайях.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментарий 2971
Рейтинг поста: