К 750-летию со дня преставления святого благоверного князя
Удивительное ощущение охватывает, когда оказываешься неподалеку от древнего (более 850 лет!) белостенного Преображенского храма на Красной площади в Переславле-Залесском. Площадь, с ее державным знакомым названием, «красна», тремя лепыми храмами, приземистый храм Преображения Господня увенчан зеленым шеломом, с которым визуально перекликается шлем великого князя Александра Ярославича на памятнике, установленном в центре площади. Это тот храм, в котором крестили княжича Александра и многих переславских князей.
Заложен он был Юрием Долгоруким в 1152 г., достроен через пять лет, уже при святом благоверном князе Андрее Боголюбском. Это тот храм, в котором столетия спустя появится знаменитая икона «Преображение Господне», Феофана Грека.
2 сентября 1945 г., то есть почти сразу по окончании Великой Отечественной войны, в храме был открыт Музей Александра Невского.
Свидетель времени основания города и всех последующих событий Преображенский собор является самым ранним из сохранившихся архитектурных памятников Северо-Восточной Руси, Владимиро-Суздальской школы зодчества (как и церковь Бориса и Глеба в Кидекше). Он был главным храмом города и усыпальницей переславских князей.
…И совсем неожиданное, щемящее чувство возникает, если ступить несколько шагов от Красной площади Переяславля-Залесского вдоль древнего земляного вала — в слободку, где в мае не то 1220-го, не то 1221-го года родился князь Александр, где и теперь стоят деревянные домики меж берез — столь высоких и столь плакучих, что, кажется, помнящих события восьмивековой давности…
В городе Переяславле (до XIV века он звался через букву Я) великий Александр Ярославич, внук Всеволода Большое Гнездо и правнук основателя Москвы Юрия Долгорукого, был рожден и воспитывался, тут была его вотчина.
Высока мера признания святого благоверного князя Александра Невского гражданами России! По опросу телевизионного канала «Россия» князь был назван «символом России». Удивительное признание, если учесть сонм выдающихся и святых людей, которых родила русская земля.
Стояние за веру Православную, а также патриотизм и доблесть поставили имя и образ князя Александра Ярославича во главе общенародного почитания и спустя семь с половиной веков после его кончины.
Конечно же Александр Невский для всякого русского человека, прежде всего, символ героического ратного стояния за Родину. 14 ноября с. г. исполнилась необыденная дата — 750-лет со дня преставления святого благоверного князя Александра, именно так наша Церковь почитает великого князя. Но не все помнят, что князь Александр был еще и мудрейшим державником, прагматичным и весьма одаренным политиком, способным в тяжелейших геополитических условиях идти на компромиссы, в частности, с Золотой Ордой, тем самым сохраняя русскую государственность в условиях, когда сохранить ее было почти невозможно. 42 или 43 года прожил князь на земле, но и этого хватило, чтобы остаться навсегда в благодарной памяти Отечества.
Помним, что князь Александр поставил ярлу Биргеру, правителю Швеции и основателю Стокгольма, своим мечом печать на лбу, «чтобы тому не изменяла историческая память». К сожалению, Запад нередко забывал об этой «печати князя Александра». Не помнит, увы, и сейчас.
Уместно вспомнить и о таком неслучайном факте. Именно в морозный день 1941-го, 6 декабря, когда православные почитают память святого благоверного князя Александра, началось историческое освободительное контрнаступление советских войск под Москвой. Замечено также, что в 1942 г. день Ледового побоища, 5 апреля, совпал с Пасхой Христовой.
В годы Великой Отечественной войны имя Александра Невского носила воздушная эскадрилья, созданная на денежные средства Русской православной церкви.
Не забудем и о том, что 29 июля 1942 г., в очень тяжелый период войны, указом Президиума Верховного Совета СССР одновременно с орденами Суворова и Кутузова был учрежден орден Александра Невского — для награждения командного состава Красной Армии.Сохраненный, кстати, и в наградной системе современной России. Существовал такой орден до 1917-го года и в Российской империи. Лучший эскиз советского ордена предложил старший архитектор института «Центрвоенпроект» И.С. Телятников, использовавший профильное изображение князя, созданного актером ленинградского Театра драмы им. Пушкина Николаем Черкасовым в известном фильме С. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938).
Великий князь Александр присутствует и в сегодняшнем дне отечественных Вооруженных сил.
8 ноября 2013 г. ВМФ России получил (завершились государственные испытания) вторую стратегическую атомную подводную лодку Тихоокеанского флота с именем «Александр Невский» (проект 955 «Борей»).
Небезынтересно узнать, что 15 сентября 2011 г. в Троице-Сергиевой лавре был освящен походный храм (иконостас) для этой грандиозной подлодки. (К слову, в декабре флоту планируется передача второй серийной подводной лодки этого проекта — «Владимир Мономах». К настоящему времени «Севмаш» построил три подлодки проекта «Борей», первая из которых — «Юрий Долгорукий» — поступила на вооружение ВМФ России 10 января текущего года.)
* * *
Напомним, что Александр, сын переяславского князя (позже Великого князя Киевского и Владимирского) Ярослава Всеволодовича, был 11-м коленом в роду Рюриковичей. Он успел побывать и князем Новгородским (1236—1251, с перерывами), и князем Тверским (1247—1252), и Великим князем Киевским (1249— 1252), и Великим князем Владимирским (1252—1263).
С ранних лет князь Александр сопровождал в походах отца. В 1235 г. был участником битвы на реке Эмайыги (в нынешней Эстонии), где войска князя Ярослава разгромили немцев. В 1236 г. Ярослав уехал в Киев, «посадив» своего сына княжить в Новгороде. Через два года Ярослав стал Великим Князем Киевским, и с этого времени началось уже самостоятельное княжение Александра в Новгороде.
В 1239 г. князь Александр женился на дочери Брячислава Полоцкого Александре. Венчались в Торопце, в храме святого Георгия. Отец, Великий князь Киевский Ярослав, благословил молодых при венчании чудотворной иконой Божией Матери «Феодоровская». Эта икона впоследствии постоянно находилась при святом Александре. Это тоже провиденциальное событие, как нынче говорят «знаковое», поскольку мы помним, что именно Феодоровской иконой был благословлен на русский престол 16-летний боярин Михаил Романов, и все 300 лет царствования династии эта святыня была при Доме Романовых семейной и державной. Помним также, что в честь нее все инославные русские царицы при крещении в Православие получали отчество Феодоровна.
Весной 1241 г. князь взял штурмом и разрушил крепость Копорье, освободил захваченный немецкими рыцарями Псков.
Князь Александр перед битвой на Неве, ему не было тогда еще 20-ти лет, долго молился в храме Святой Софии Великого Новгорода и, выйдя из храма, как свидетельствуют, укрепил воинство словами, ставшими потом крылатыми:
«Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!»
С небольшой дружиной князь Александр, не дождавшись сбора всех сил новгородцев, ни помощи от других князей и отца, не знавших еще о нападении неприятелей, напал на шведское войско и на берегах Невы нанес ему сокрушительное поражение. За ту победу, одержанную 15 июля 1240 г., народ и прозвал князя Невским.
Странно, что памятник Александру Невскому установлен в Великом Новгороде совсем недавно — в 1985 г. (скульптор Ю. Чернов, архитектор Г. Исакович), возле церкви Бориса и Глеба в Плотниках (1536).
Историки рассказывают, что князь не поладил с вече и вынужден был покинуть Новгород. Но когда ливонские рыцари оказались в 40 верстах от города, новгородское вече пригласило Александра вернуться на престол. В 1242 г. на подтаявшем льду Чудского озера состоялась знаменитая битва, вошедшая в историю под названием Ледового побоища, остановившего захват русских земель крестоносцами. Шестилетняя победоносная защита Александром северной Руси привела к тому, что немцы отказались от всех недавних завоеваний и уступили новгородцам часть Латгалии.
Гораздо сложней развивались события на Востоке. Отец Александра Невского князь Ярослав был вызван в Каракорум и отравлен там 30 сентября 1246 г.
А за десять дней до этого в Золотой Орде был убит князь Михаил Черниговский, отказавшийся пройти языческий обряд. Князь Михаил, чьи мощи теперь покоятся в Архангельском соборе Московского Кремля, будет потом канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 г., вместе с прославлением в том же лике князя Александра Невского. Мощи кн.. Михаила в Москву будут принесены из Чернигова 14 февраля 1572 г., по желанию царя Иоанна Васильевича Грозного.
Следует помнить о цивилизационном выборе князя Александра, твердо стоявшего за отчую веру. Верней будет сказать, что проблемы выбора для князя не существовало, а была проблема — как сохранить русское православное государство в сложнейших геополитических условиях, находясь словно между молотом и наковальней между латниками Запада и ордами кочевников Востока.
Специалистам известно, что князь Александр помнил о судьбе Константинополя, захваченного и разгромленного в 1204 г. крестоносцами, и собственный опыт учил его не доверять Западу.
Читаем как события сегодняшнего дня: Даниил Галицкий изменил Православию и заключил унию с Папой Римским, ничего ему не давшим. Когда же в 1248 г. послы Ватикана явились прельщать и Александра (есть сведения о двух посланиях Папы Римского Иннокентия IV Александру Невскому с предложением подчиниться римскому престолу и даже креститься в 1251 г. в католическую веру), князь написал афористичный, как всегда, ответ: «Сии все добре сведаем, а от вас учения не приемлем»(выделено мной. — С.М.).Отказ от Православия и обречение самих себя на духовную смерть был для наших стойких пращуров неприемлем.
Мало кто вдумывается, сколь велика была ответственность Александра перед Богом и историей, когда он стал единовластным великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским. Ему пришлось четырежды ездить в стан монголов, чтобы подтверждать мирные отношения Руси и Орды. Для урегулирования ситуации в 1247 г., после восстаний ряда русских земель против невыносимых ордынцев, Александр был вынужден отправиться в двухлетнюю (!) миссию — к Батыю, откуда русского князя послали к великому хану в Монголию.
Между прочим, в 1261 г. стараниями князя Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской православной церкви.
Именно на обратном пути из четвертой поездки в Орду князь занемог и, не доезжая до Владимира, в монастыре Городца (по разным версиям — в Городце волжском или Городце Мещерском) скончался 14 ноября 1263 г., приняв монашескую схиму с именем Алексий.
Летопись гласит: когда митрополит Кирилл возвестил народу во Владимире о смерти князя словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли», все с плачем воскликнули: «уже погибаем».
Передаются свидетельства, что нетленное тело князя девять дней народ нес к городу Владимиру. 23 ноября, при погребении в Рождественском монастыре, отмечали «чудо дивно и памяти достойно». После положения тела в раку эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать покойному руку для вложения напутственной духовной грамоты. Однако усопший князь, как живой, простер руку и взял грамоту из рук митрополита. «И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв, и тело было привезено издалека в зимнее время». Так прославил Бог своего угодника.
* * * Русский народ поставил немало памятников человеку, ставшему символом русской Победы (отсюда — почти всегда это образ воина). Назовем некоторые.
В 2002 г. на площади Александра Невского перед Александро-Невской Лаврой установлена конная фигура Великого князя (скульпторы В. Г. Козенюк, архитекторы В.В. Попов, Г.С. Пейчев, при участии А.С. Чаркина). Памятник открыт символично — в День Победы. Бронзовая скульптура высотой 5 м 10 см поднята на кованый 5-метровый постамент, облицованный серым гранитом. В 2005 г. на постаменте обустроены два бронзовых барельефа (скульптор А. Пальмин) с изображениями Невской битвы и доставки мощей святого князя Александра Петром I в Санкт-Петербург.
Александр Невский стал пятым конным памятником Петербурга. Пристальные наблюдатели подчеркивают, что памятник князю Александру составил скульптурно-архитектурную смысловую «рифму» со знаменитым «Медным Всадником». Оба стоят на берегу Невы. Александр Невский — у начала Невского проспекта, а Петр Великий — у конца. Один будто защищает собой Александро-Невскую Лавру, другой — Исаакиевский собор. Русские национальные водители «обращены в одну сторону, будто совершают единый поход. Кажется, князь Александр спешит на брега Невы помочь Петру. Поразительно совпадает жест рук, символизирующий единое дело державного строительства Великой Руси». Создание монумента благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Отмечают, что для питерского памятника, как и для военного ордена, был использован портрет актера Н. Черкасова.
И в Константино-Еленинском женском монастыре под Выборгомимеется свой, трогающий душу памятник святого князя, коленопреклоненно стоящего перед стелой с ликом Богоматери. Памятник работы А. Чаркина был установлен в день поминовения усопших воинов поселка Ленинское — участников войны и умерших в военное лихолетье и послевоенные годы, чьи фамилии можно прочитать на бронзовых досках по обе стороны от стелы.
И возле стен Рождественского монастыря во Владимире мы увидим памятник Александру Невскому, появившийся там к 700-летию со дня смерти князя. Дело в том, что Рождественский монастырь — место первоначального погребения Александра Невского. В Троицкий собор Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербург гробница с его останками была перевезена в 1723 г., по указу Петра I.
И сегодня князь Александр Ярославич наши города и всю Страну Русскую «ограждает молением» и православным христианам «на сопротивныя споборствует».
«Блаженне Александре, яви бо тя Христос яко некое Божественное сокровище Российстей земли», — поется в Акафисте святому благоверному князю. Источник: Столетие.
Рейтинг публикации:
|