Саакашвили присвоил звание героя Грузии первому президенту страны
В студии "Голоса России" работает обозреватель Михаил Шейнкман.
Михаил Саакашвили все никак не угомонится. Ему бы и о душе подумать, а он все норовит протиснуться в информационное пространство, где самые интересные места уже заняты его сменщиками.
Тем не менее, пока именно он президент, а значит ничего президентское ему не чуждо. Он может миловать и награждать. Этим и увлекся. Недавно посмертно присвоил первому президенту страны Звиаду Гамсахурдии и его соратнику Мерабу Коставе звания героев.
По мнению Саакашвили, "Гамсахурдия мог о себе говорить, что он и есть Грузия". Не уточнил, правда, что недолго и не вся. Гамсахурдия продержался на посту лишь два года. В 1992-м его свергли в результате переворота. Он возглавил в Западной Грузии так называемое "правительство в изгнании", это ввергло страну в кровавое гражданское противостояние.
В итоге беглый президент был разгромлен, скрывался, в конце 1993-го погиб при невыясненных обстоятельствах. Это, кстати, именно при нем Тбилиси впервые попытался взять Южную Осетию силой.
В Грузии еще остались "звиадисты", но их не так много, чтобы Саакашвили мог надеяться прославлением их кумира разбередить старые обиды и заставить стучать в сердце "пепел Клааса". Репутация у Гамсахурдии в стране, мягко говоря, неоднозначная. Считается, что он был хорошим диссидентом, но оказался плохим президентом. По сути это с него пошли нынешние проблемы Грузии - развал по национальному признаку, экономическое угасание. Каждый следующий президент продолжал начатое.
Саакашвили в этом смысле лишь очередной. Но назвать его родственной душой язык не повернется хотя бы потому, что это по его команде за решеткой оказался один из сыновей Гамсахурдии. Его обвинили чуть ли не в измене родине за активное участие в оппозиционной деятельности.
Кстати, именно родственники погибшего должны получать награду за него. Любопытно, как это будет выглядеть, если за ней придет сын. Не исключено, впрочем, что он от нее откажется. Но для Саакашвили это уже не имеет значения. Ему важно не вручить, а прозвучать. 10 лет власти ему не хватило, чтобы оценить "подвиги" Гамсахурдии, и только под занавес своей карьеры он решил, что об ушедших "либо хорошо". Скорее всего, имея в виду именно себя.
Саакашвили хочет запомниться хотя бы под другим именем. Возможно, полагает, что награждением героя становится с ним в один ряд. Его украинский кум Ющенко тоже так думал, кода давал звание героя Бандере и Шухевичу. Это не помогло ни ему, ни им. Он получил статистическую погрешность на выборах, а главарей УПА все равно развенчали.
Гамсахурдию, возможно, звания не лишат. Все-таки, в отличие от Украины, здесь это не мировоззренческий вопрос идеологической идентификации. Но Саакашвили, наверное, надеется, что когда-нибудь и его тоже наградят. Причем не обязательно посмертно.
Наивный. Ведь, как минимум, для этого должен прийти новый Саакашвили. А это, насколько можно судить, в обозримом будущем исключено.