Две свободы
«История может считаться наукой лишь в той степени, в которой она объясняет мир», – сказал знаменитый социолог Эмиль Дюркгейм. Хотя некоторые современные историки предпочитают не говорить о законах истории, никто из них не отрицает наличия в историческом процессе причинно-следственных связей. Отрицание причинной обусловленности событий прошлого отняло бы у истории право называться наукой» (1). Человеческая история, это история взаимоотношений мировых цивилизаций, которые приходят одна на смену другой, или существуют параллельно. До недавнего времени по причине отсутствия глобальных средств коммуникаций, цивилизации могли совершенно спокойно существовать бок обок, практически не пересекаясь взаимными интересами, и особо не влияя друг на друга. Сегодня борьба цивилизаций очевидна. Мир уменьшился так, что помещается на ладони и очевидно, что он не в состоянии выдержать два и более центра тяжести.
©
Также совершенно очевидно, что мировым гегемоном, покорившим почти все государства на нашей планете, являются, Соединённые Штаты и в меньшей степени Европа или обобществляя – Западный мир. В сферу политического, экономического, культурного и главное идеологического влияния включены в большей или меньшей степени все. Взаимоотношения Западного и Русского мира хотим мы или нет, являются для нас ключевыми.
Казалось бы, о чем здесь рассуждать? Написано множество книг по философии, истории, социальным концепциям, идеологии, культуре, демографическим доктринам, геополитике. Но по сути дела в той точке, куда мы пришли, очевидно, мы не имеем понятия, в чём заключается наша индивидуальность, какова русская идея, в чём особенность и характерность русского дискурса и что и как делать дальше вообще. Поиск национальной идеологии за последние двадцать с лишним лет, так и не привёл ни к каким серьёзным результатам. Причина неудачи скорей всего кроется в том, что мы смотрим на себя через призму, взятую на Западе. Мы оцениваем себя их системой ценностей, их критериями ущербности, их же категориями и способом мышления.
Всё это началось не вчера, а ещё в 19-ом веке, когда самые выдающиеся умы России того времени, т.н. «Славянофилы» поставили вопрос о самобытности русского народа. Но пусть меня простят поклонники Киреевского, Аксакова, Леонтьева и пр., они получив чисто западное образование, живя по многу лет в Европейских столицах, непосредственно общаясь с властителями умов того времени (Гегелем, Шеллингом…) классифицировали Русский мир по западным шаблонам. Практически вся русская философия это рефлексия, либо увлеченность либо преодоление, но всё вокруг и через западное миропонимание. Славянофилы генерировали не самобытную философию, но воспроизвели всё ту же немецкую мысль, совершенно не меняя контент. Чаще всего просто изменяя знак «плюс» на «минус».
Запад рационален, значит Россия эмоциональна, Запад объективен, значит Россия субъективна, Запад механистичен, значит Россия человечна, Запад опирается на науку и технику, значит Россия опирается на веру, смекалку и традицию. Но ведь не правильно противопоставлять разум вере, а интеллект чувствам, это разные аспекты жизни. Вот и вышел «русский мужик» Ванька-болван, балалайка, лапти, водка, вечный неудачник со смекалкой и широкой душой. Такое нелепое понимание сущности русского этноса вот уже третий век продуцируется в умах русского народа. Наша собственная недооценка реальный факт, очевидный для всего остального человечества.
Нелепо ставить клеймо «не прагматичности» и отсутствие рационального образа мышления народу, который научился выживать в суровейшей климатической зоне, да ещё так, что покорил одну шестую всей планеты, народу, побеждавшему в самых страшных войнах, создавшему первую в мире АЭС, первому, полетевшему в космос. На одном энтузиазме в космос не полетишь. Для всего этого необходим серьёзный интеллектуальный уровень, на порядок выше среднего, необходима мощная духовная идеология, прагматический расчёт, владение стратегией и тактикой, опыт поколений, уникальный творческий потенциал, высокий культурно-нравственный слой и самое главное консолидация всех этих факторов в единый интенсивный структурный поток.
«Хотя, по мнению многих историков, Русская цивилизация берёт своё начало за полторы – две тысячи лет до Рождества Христова, на самом деле более правильно говорить о Русской цивилизации, как о полноценной культурной единице, только после принятия Православия»(2). Православная Русь это та цивилизация, которая развиваясь, не меняясь в своей сущности, заняла тысячелетнюю эпоху, вплоть до наших дней, Советский период включительно.
Европа. Что она дала миру относительно науки, культуры и техники, в тот период, когда Русская цивилизация начала свой стартап в мировой истории. Говорить о Европе в средние века трудно, её ещё не существовало. Да Константинополь ещё блистал, медленно разрушаясь, под весом нравственного разложения, и оставался фактическим центром Западного мира до четвёртого крестового похода (1204г.), но после его исчезновения в Западном мире и вовсе наступает сплошной мрак. Лишь спустя три столетия начнёт зарождаться то, что сегодня мы называем наукой. «Раньше других дисциплин на Западе стала развиваться только астрономия – став «побочным продуктом» астрологии. Сами отцы – создатели науки Сервет, Везалий, Коперник, Кеплер, Галилей постоянно рисковали попасть на костёр. Лишь в середине семнадцатого века произошёл научный рывок, когда богатые аристократы стали спонсировать учёных для собственных развлечений. Во время строительства фонтанов Торричелли и Паскаль открыли законы гидравлики. Развитие анатомии стимулировалось отнюдь не жаждой знаний, а извращённостью высшего света. Кавалеры и дамы посещали анатомические театры, получая новые острые ощущения от лицезрения трупов и их препарирования»(3). Вот поводов для развития медицины на Западе было действительно куда больше, чем на Руси. Отсутствие повсеместно во всей Европе городской канализации и водопроводов порождали непрекращающиеся эпидемии чумы, холеры и других инфекционных заболеваний, практически не известных на чистоплотной Руси. «По всей, уже просвещённой Европе, гастролировало невероятное количество алхимиков и различных шарлатанов, продающих философский камень, эликсир вечной молодости и прочие продукты передовой науки »(4). Повсеместно шла охота на ведьм. «Последняя официальная казнь ведьмы в Европе прошла в 1793г.»(5)!
Что же касается политического устройств то, например Германия в семнадцатом веке представляла собой неустойчивый конгломерат из трёхсот(!) мелких независимых княжеств, гордо именуя себя Великой Римской империей. Италия представляла собой подобное лоскутное одеяло даже в девятнадцатом веке. Что же относительно прав и свобод, то светоч демократии США, официально отменили рабство на два года позже отмены крепостного права в России. История развития Европы зачастую чрезмерно приукрашивается. На самом деле наличие рационального, научного подхода наблюдается как на Западе, так и на Востоке.
Особенно научный образ мысли проявился в русском народе не столько в эпоху просвещения, сколько в последующий Советский период. Первая в мире атомная станция, первый в мире атомный ледокол, первый искусственный спутник Земли, первый полёт человека в космос. Причём колоссальный потенциал русского народа проявлялся не только в конструкторских бюро научными специалистами, но и во всех слоях общества, через кружки, молодёжные организации и прочее. Феномен «утечки мозгов» в после перестроечный период, ещё больше подтверждает ценность русского интеллекта. Если при Советском Союзе, четверть века назад мы уверенно соперничали с США, то после катастрофы девяносто первого года ни о каком лидерстве в технике и нано – технологиях, к сожалению, речь не идёт, разве что только в космической программе и частично в вооружении. Можно с уверенностью сказать, что не будь поражения в холодной войне то сегодня «Эппл» и «Ай – фон» тупо копировали бы самый современный «Электрон». Но история, к сожалению сослагательного наклонения не имеет.
Из всего выше сказанного следует один единственный вывод – любой великий народ, занимающий в истории цивилизаций свою нишу, помимо духовного начала, имеет в своём потенциале и рационально-техническую составляющую, без которой он не смог бы, строить здание своей самобытности. Это не является эксклюзивной принадлежностью Запада, но неотъемлемой компонентой всех цивилизаций, начиная от Египта, Вавилона и пр., вплоть до наших дней. И Россия здесь не является исключением.
Так же, неправильно обвинять Западный мир в без духовности и потребительстве. Нельзя судить о Западе категориями, которые ими стали культивироваться несколько последних десятилетий, жвачка, кола, Голливудские боевики и прочие. Запад, хотим мы этого или нет, в геополитической жизни нашей планеты, является нашим соперником. Это данность, а отнюдь не наша злая воля или агрессивность. Нельзя недооценивать противника, его история насчитывает вдвое больше нашей, а количество носителей в четыре-пять раз (Золотой миллиард).
Когда появился «Запад»? Запад родился задолго до рождества Христова в античной Греции. Когда триста спартанцев противостали несметному войску персов, они шли на смерть, но в этот момент греки вывели на мировую идеологическую платформу нечто новое, нечто неподвластное логике и прагматизму, родился новый дух. Триста воинов из Спарты мужественно не дрогнув погибли в сражении с самой сильной армией мира. Персы выиграли очередную битву, но они проиграли войну, духовную войну. В тот день родился «Запад», родилась цивилизация с новой идеологией и целеустремленностью, с новым мировоззрением, родилось всё то, что в будущем покорит человечество. Именно этот дух вёл Александра Македонского и через него распространялся на всю тогдашнюю ойкумену. Греческая философия была образцом для римлян. Именно наследниками эллинского мира и Рима видела себя Византия, а сегодня современная Европа.
Господство Запада имеет исключительно духовное и гуманитарное основание. Всякий кто говорит о без духовности Запада, извращает дело с точностью до наоборот. Таковой будет всегда заблуждаться на счёт своих собственных возможностей и таким образом не сумеет ни поставить проблему Запада и России, ни решить её. Тогда, две с лишним тысячи лет назад в битве с персами впервые проявилось разделение на «западную свободу» и «восточное деспотическое рабство». Это разделение стало матрицей, в которую до сих пор упаковывают и политику, и идеологию, и науку, искусство в самых различных масштабах.
Осознание свободы многими индивидами породило Римское право, которое стало неким архетипом вплоть до сегодняшнего законодательства. Древнегреческая философия, западное искусство мыслить на протяжении всей истории давали интеллектуальных лидеров всему миру, начиная от Сократа и вплоть до Гегеля, Нитсше, Эйнштейна, Гейтса и прочих. Всё это с Запада, «без духовного» и «материального».
«Мы мыслим на языке Запада, всё человечество мыслит на западном языке. Нет, каждый может коммуницировать на арабском, японском или хинди, но когда начинает познавать познание, когда начинает объяснять, он переходит на категории, на понятия, на метаязык – на западный язык. Но как ты мыслишь, тобой и владеет. Запад владеет миром через дискурс, через правила и категории. Разве язык экономики во всём мире с её инвестициями, прибылями и инфляциями не западный? А язык политики с её демократиями, разделением власти, талиторизмом и феодализмом? Язык философии, права и искусства? Западные концепции и других нет. То же в каждой, хоть в гуманитарной, хоть в естественной, а сегодня очевидно и в технической дисциплине»(6).
Однако сегодня всем всё более становится, очевидно – Запад истощается, он устал. “Не знаю, в чем причина столь стремительного упадка Запада, который проявляется, прежде всего, в утрате западными лидерами уверенности в собственных силах и веры в уникальность их цивилизации, но ослаблении воли Запада к жизни на лицо»(7). Высокие цели и духовные ориентиры сменились жвачкой и попсой, соблазн идеологией сменился военным насилием. По всем признакам начинается историческая агония. Смогут ли, они справится с кризисом духа, покажет время. Вторая «Эпоха Возрождения» возможна всегда.
Теперь хочется сделать вывод из всего выше сказанного. Развитие цивилизации, что Западной, что Русской есть ни что иное как, высвобождение внутреннего самобытного потенциала силы духа и осознанной свободы, через культурно – нравственный и технический базис с дальнейшей их эскалацией вовне. Этот принцип одинаков для всех народов внутренне способных стать у руля планеты. Единственное, но может самое главное, это то каким способом достигается эта цель. Способы её достижения бывает зачастую диаметрально противоположны.
Западный мир родился в эпоху рабства и язычества. Свобода была прерогативой отдельного класса людей. Центром всегда был отдельный свободным человек. Всё мышление фокусировалось через призму своего «Я». Западная ойкумена это конгломерат отдельных, эгоцентричных Я, сплочённых общей объединяющей, но не роднящей идеей и чувством. Точка консолидации Западного человека находилась всегда внутри него самого, в его уме, душе, чувствах, восприятии, она не могла подняться над своим носителем так как, должна была опереться на что – то большее чем «Я сам». Языческая религия не могла предоставить для этого твёрдой платформы (речь идёт о носителях духа – философах, вождях нации и пр.), она (языческая религия) не выходила за рамки формализма, не могла претендовать на что – то большее чем как на примитивную идеологию для бездумной толпы. Отсюда проистекают методы, какими всю свою историю Западный мир достигает цивилизационной цели.
Принятия христианства в определённый этап своего развития не внесло особых изменений в принятую методологию, разве что на короткий срок. Да и сама система столетиями органически не принимала христианства, а после принятия начала его активную переработку для создания более – менее приемлемой формы. С начала Католицизм, потом Протестантизм, полностью согласующийся и оправдывающий способы эскалации системы. Вот причины, по которым в процессе расширения Западного мира очень быстро исчезли индейцы в Северной Америке, майя, ацтеки и инки в Южной. В Австралии исчезли коренные австралийцы, Африканский континент подвергся грандиозному опустошению человеческих, а сегодня и материальных ресурсов. Чудом уцелели, благодаря большому национально – культурному иммунитету, Индия и Китай.
Да, все выше перечисленные культуры, не были уничтожены полностью, нет. Встречающимся нациям Запад в обмен на жизнь предлагал своё мировоззрение, свои духовные ценности и культуру, взамен же брал полное подчинение и отказ от самобытного развития. Однако предлагаемая свобода замкнулась на полную несвободу и обречённость на самоуничтожения национальной идентичности. Оставшиеся в живых «ряженые», крохи индейцев и австралийцев, остались таковыми только лишь по названию, внутренне полностью переориентированные на западный дискурс. Напротив, Русская цивилизация, благодаря тому, что её рождение шло параллельно с принятием христианства, а именно Православия, словно с чистого листа вбирала в себя идеалы, ставшие впоследствии матрицей позиционирующей русский жизненный путь, в корне отличающийся от западного мировоззрения. Самыми мощными авторитетами и ориентирами русского народа стала не столько единоличная княжеская власть, погрязшая в междоусобном конфликте и являющая скорей образец нестабильности, сколько Православная Церковь с идеологией соборности. Над всем же соборно мыслящим обществом стоял Истинный Бог. Это то, чего был лишён Запад. Вместо отдельно взятых индивидуумов сплочённых общими интересами и целями, но по сути чуждых друг другу, Русское общество нашло точку консолидации вовне, в Боге, стоящим над всем народом всецело. Здесь все одна семья, между чужими друг другу людьми генерируются родственные узы. Принцип соборности создаёт общество целое само в себе. Принцип духовного равенства рождает осознание свободы, доступной всем слоям общества, вне зависимости от внешнего статуса.
©
Вторичным фактором формирования русского мировоззрения стало отношение к окружающей повседневности. «История России – это история бесконечных войн. Безусловно, большое количество войн и набегов, пережитых Россией, воспитало огромное количество людей, которые не боятся смерти, которые готовы идти на смерть, что является основным условием свободы. Русские бесстрашны, они не дрожат за своё тело и вообще не дорожат материальным. Ведь на своём веку каждый из них не раз видел всё разрушенным, то суровой погодой, то природой, то нашествиями и войнами. Война, голод и холод – это повседневность, они не страшны, поэтому у русских нет рабского страха и вырастающей из него декадентской философии Запада»(8). Бессмысленность сущего, знакома русским, более того это факт. Отсюда приоритет духовности, приоритет свойственный любой великой цивилизации.
В определённый период истории Русский мир, осознавши свою свободу и силу, начел реализовывать свой внутренний самобытный потенциал. Нарастив культурно – нравственный и материально – технический слой Русский мир начал эскалацию своих ценностей вовне. Причём благодаря уникальности своего первоначального импульса, способ этой реализации был мирный, диаметрально противоположно западному. Мы не захватывали, а в хорошем смысле этого слова соблазняли встречающиеся народы и культуры своей свободой и силой духа.
Маленькие народности и культуры вливались в Русский мир (имея полную возможность сохранить свою самобытность), единственно из желания стать сопричастными русской силе и свободе. Любая мелкая народность, сталкиваясь с Русской цивилизацией чётко осознавала: Свобода даётся не от рождения, а приобретается личностью или обществом через культурно – нравственный, религиозный и научно – технический опыт. Отсутствие такого слоя среди малых народов порождает жизнь в субъективном, мнимом и иллюзорном мире. Так люди не умеющие читать и писать, не говорю уже о творческом потенциале (занимающем ключевое место во всех сферах жизни великих народов), может считать себя свободным и сильным, только до тех пор, пока не столкнётся с реальностью.
Реальность же такова: Основанная на соборном восприятии мира (где главенствует не «Я», а «Мы»), поставляя платформу бытия не в своём уме или чувствах, а вовне, в Боге, действуя не насилием, а привлекательностью, просто овладевая умами, обладая грандиозной внутренней свободой и силой духа, Русская цивилизация создала самую большую на планете страну. Она открыла двери в космос, дала миру множество учёных – первооткрывателей, путешественников, писателей, художников, композиторов, поэтов, полководцев, подвижников и святых. Взамен не прося ничего, лишь только разрешая всем желающим быть соучастниками наших великих достижений и возможностей, наших побед и нашего духовного господства.
СЫЛКИ: 1) Нефёдов С.А. «Война и общество. Факторный анализ исторического процесса». Москва. Изд. Территория будущего. С. 8. 2) Платонов О.А. «Русская Цивилизация» Москва 2000г. С. 15. 3) Шамбаров В.Е. «Правда варварской Руси» Москва. Изд. Алгоритм, Эксмо, 2006. (Оклеветанная Русь). С.134, 348. 4) Божков А. «Екатерина Вторая» СПб. Изд. Нева 2005. С.21. 5) Шамбаров В.Е. см.выше. С. 594. 6) Матвейчев О.А. «Суверенитет духа». Изд. Полиграфический комбинат, Эксмо. Тверь. 2009. С.42. 7) Бьюкинен Д.П. «Смерть Запада» 2002. С.75. 8) Матвейчев О.А. см. выше. С. 32. Источник: telegrafist.org.
Рейтинг публикации:
|