Династия Романовых и технический прогресс
"Пока я живу в Ливадии, автомобили не должны появляться в Крыму", — заявил Николай II. Использование автомобилей на полуострове было запрещено. Но в 1903-м, во время визита к родственникам в Гессен, брат императора Эрнст Людвиг Гессенский покатал Николая "на моторе". После этого царь кардинально изменил свое мнение и велел завести для себя "авто".
Террористические акты революционеров против Александра II и Александра III привели к тому, что любые передвижения царя стали событиями государственной важности, на обеспечение которых привлекались сотни, а иной раз и тысячи людей. Так, для передвижения царя по железной дороге был специально сформирован 1-й железнодорожный полк.
В 1890–1893 годах для Александра III были построены два поезда — царский и свитский, на 10-11 вагонов каждый. В поездах имелась автономная электростанция. Вагоны имели паровое отопление и первые и единственные в России "кондиционеры", именовавшиеся тогда "ветродуй — холодильниками". Воздух через вентиляционные отверстия попадал в трубы ледника (лед соленый) и, охладившись, поступал в вагон. Позже были построены еще четыре царских поезда.
В первом и последнем вагонах размещалась охрана. Как только поезд останавливался, часовые бегом оцепляли вагоны "Их величеств". Два железнодорожных состава-близнеца (царский и свитский) постоянно меняли местами на маршруте движения. Так, в ноябре 1879 года террористы подорвали свитский поезд, приняв его за царский.
Железнодорожные вокзалы строились так, что царь и его родственники минимальное время находились на открытом воздухе при переходе с поезда на другой вид транспорта. Так, в Севастополе железнодорожный вокзал устроен в нескольких метрах от причала Южной бухты. Царь, приехав, проходил всего несколько метров от вагона до ожидавшей его яхты.
Охрана царских поездов при Николае II была организована на высочайшем уровне, и царю рекомендовалось во время коротких поездок на празднования в городах империи ночевать в поезде. Так, во время поездки в 1913 году в ходе торжеств по случаю 300-летия династии Романовых царь и его семейство ночевали только в поезде или на яхте "Межень".
В июне 1909 года Николай II должен был приехать на место Полтавской баталии на торжество, связанное с ее 200-летием. По такому случаю от Полтавы до царской ставки на месте сражения была проложена специальная железнодорожная ветка. Царь приехал на своем поезде и в нем же ночевал. Точно также летом 1912 года для празднования 100-летия Бородинского сражения от железнодорожной станции Бородино для царского поезда проложили специальную ветку в две версты. На месте сражения Николай II также жил в своем поезде.
Ряд историков и питерских краеведов утверждают, что для царя Николая было даже построено… метро. Ну, конечно, не полноценное метро, а подземный ход из Александровского дворца с электрической повозкой. На взгляд автора, подобная версия имеет право на существование. В ее пользу говорит то, что Александра Федоровна часто по много месяцев передвигалась только в коляске, да и малолетним детям было трудно добраться пешком по подземному ходу. Замечу, что раскрытию тайн Александровского дворца долгое время мешало наличие там какой-то сверхсекретной конторы. Однако в конце 1990-х годов выделили под музей половину дворца, но другая половина и подвалы контора занимала, как минимум, до 2010 года.
В первые годы царствования Николай II неприязненно относился к "самодвижущимся экипажам". "Пока я живу в Ливадии, автомобили не должны появляться в Крыму", — заявил царь, и действительно, до 1903 года использование автомобилей на полуострове было запрещено. Но в 1903 во время визита к родственникам в Гессен, брат императора Эрнст великий герцог Гессенский после изрядной попойки покатал Николая "на моторе". После этого царь кардинально изменил свое мнение и велел завести для себя "авто". Весной 1909 году в Ореанде (рядом с Ливадией) был заложен первый гараж на два царских автомобиля, а через год в Ливадии построили просторный гараж уже на 25 автомобилей. Сейчас там гараж Ялтинского таксопарка. Всего к 1914 году в царском гараже имелось около полсотни автомобилей — больше, чем у любого другого монарха мира.
При поездках императора по стране его автомобили перевозили первоначально на обычных открытых железнодорожных платформах. Но в 1914 построили два специальных вагона-гаража.По территории царских резиденций Николай II предпочитал ездить в открытых автомобилях, а вне их — в закрытых.
Во время путешествий царя по железной дороге вдоль всего железнодорожного пути через каждые несколько десятков метров стояли часовые. Они без предупреждения открывали огонь по всем приблизившимся к железнодорожному полотну. Беспощадно расстреливались лодки и плоты, проходящие под железнодорожными мостами. Редкая поездка царя проходила без убийств ни в чем не повинных людей.
Аналогично охранялись и шоссейные дороги при проезде царских автомобилей. Так, к примеру, в Ярославской губернии в мае 1913 планировался проезд царя по дороге в 14 верст. Для охраны их губернатор Дмитрий Татищев требовал "наряда двух классных чинов, трех урядников, 116 конных и 312 пеших стражников".
В 1911 году при следовании Николая II из Киева в Овруч на протяжении 43 км вдоль дороги через каждые пять метров в шахматном порядке были расставлены солдаты и конная стража. Охрана тщательно обследовала на пути движения царя все дома, проверяя их обитателей. Только солдат во время спецоперации было задействовано 4135 человек.
При проезде царского автомобиля в городах все движение перекрывалось как по основной магистрали, так и по переулкам. Прохожим запрещалось переходить улицу. Нарушителя давили автомобили охраны. Полный список всех инцидентов отсутствует. Но вот, например, 22 июня 1915 на шоссе Пружаны — Беловеж автомобиль охраны на полном ходу сбил насмерть крестьянина Илью Сахарчука.
Маршрут движения царского "мотора" не знал никто. Заранее полиция изучала несколько вариантов. Часто автомобили свиты шли по основному маршруту, а царский с автомобилем охраны двигался окольным путем.
Сохранились документы, как Николай II с женой и дочерьми ездил в июле 1903 года на поклонение мощам Серафима Саровского в Саровскую пустынь Тамбовской губернии.
Подготовка к поездке заняла несколько месяцев. Заранее были специально сделаны сверхточные карты пути царского кортежа. Земствам было предложено исправить дороги и мосты, исправить и уширить проселочные дороги и поставить столбы. В пособие земствам было отпущено 15 тысяч рублей. На пути остановки царского поезда у станции Арзамас были построены платформы и павильон. Перед каждым селом и деревней на пути проезда были выстроены арки (шириной не менее трех саженей).
На охрану царя были брошены десятки тысяч человек — солдат, полицейских и добровольных охранников. Отбор крестьян в "Добровольную охрану" производили особые комитеты. Всего охранников было набрано свыше 37 тысяч. На проезд к месту назначения и на продовольствие было отпущено 30 тысяч рублей. Источник: pravda.
Рейтинг публикации:
|