В XXIвеке о Китае заговорили в самых разных странах мира. Заговорили с завистью и с опаской: «Как он быстро набирает мощь ! Как бы не подмял нас под себя в своем резком рывке к первому месту в мировой табели о рангах !!!». Причем чаще всего о Китае говорили как о выскочке, неизвестно почему претендующем на лидерство в мире. Забывая при этом, что «в тени» Китай, по историческим меркам, был совсем немного – последние лет 200. А до этого почти постоянно (в течение многих сотен лет) имел все основания смотреть на страны большие и малые - в том числе и на те, что сейчас ходят в мировых лидерах – с чувством явного превосходства. Лишь на самого большого нынешнего лидера так не смотрел – того просто и на свете-то тогда не было.
Отличная страна. От других
Выражение, конечно, уже сильно затертое, но что делать, если к Китаю оно применимо, как, пожалуй, ни к одной другой стране. Начать можно со времени зарождения этой страны: начало Китаю, как цельному государству, было положено при династии Цинь, то есть, в 221 – 207 годах до нашей эры. Именно тогда появился «пост» императора, обладающего верховной властью политического и религиозного лидера. С того же периода в Китае стала создаваться и укрепляться бюрократическая машина, призванная помогать императору в управлении страной. В 206 году до нашей эры на смену «первооткрывательницы» императорского способа правления пришла династия Хань, правившая по 220 год нашей эры. И пошло, поехало. Причем так солидно поехало, что несмотря на многочисленные войны – как междоусобные, так и с соседями близкими и дальними - счет жителей страны пошел сперва на сотни тысяч, потом на миллионы, а теперь вот и до полутора миллиардов рукой подать. А институт императорской власти исчез лишь в 1912 году после создания Республики Китай. То есть, просуществовал он (этот институт) две с лишним тысячи лет !
Мало какая другая страна может похвалиться столь солидным списком изобретений и открытий. Китай это один из ранних центров человеческой цивилизации. Китайская цивилизация была одной из немногих, сумевших изобрести письмо (такое удалось лишь шумерам, индусам и народу майя). Китайские иероглифы до сих пор используются не только в Китае, но и в Японии, а также – в меньшей мере – в Корее.
Китайцами изобретены компас, печатное дело, бумага, азиатские счеты, порох, , стремя, лак, доменная печь, зонт, виски (для использования в медицине/хирургии), руль, сухой док, сейсмограф, шелк, фарфор (на английском один из вариантов этого термина звучит и пишется так же, как и название страны - China), бумажные деньги (и необходимые монетарные институты), планер, воздушный шар, фейерверк и, парашют, нефтяная скважина, часы, спички, рыболовный крючок, туалетная бумага, воздушный змей, бронза, обои. Еще в конце 4-го века Пи (π) был рассчитан в Китае до седьмого знака. Десятичная система использовалась в Китае еще в 14 веке нашей эры. Глубоки познания китайцев в медицине, в лекарственных травах, в акупунктуре, древние манускрипты по которым остаются актуальными по сей день, тщательно изучаются и используются китайскими медиками.
Преимущество над своими противниками Китай получал за счет военных изобретений, включающих арбалет, прицел с перекрестием, отравляющий газ (дым от горящей сухой горчицы), слезоточивый газ (из порошка лайма – разновидности лимона), макеты местности для планирования сражений, «пилотируемые» воздушные змеи, ракету на твердом топливе, воспламеняющиеся вещества на основе пороха, пороховые гранаты, различные боеприпасы для ружей, пушку…
По-другому в Китае делится время (часы в сутках), в ходу даже не один, а несколько календарей. Вдаваться в эти вопросы не будем, в них и многие китайцы современные уже путаться начинают, а лишь напомним китайские знаки зодиака. И сделаем это через легенду, рассказывающую о том, как в древние времена вели между собой борьбу за места в цикле лет в календаре.
Все животные выстроились на берегу реки, через которую должны были переплыть для определения порядка их расположения в календарной иерархии. Стоя на берегу, некоторые животные делились своими друг с другом своими опасениями. Кошка не знала, как сможет достичь другого берега, так как она боится воды. А вол опасался, что не увидит противоположного берега из-за своего плохого зрения. Хитрая крыса предложила кошке прыгнуть на спину вола, чтобы и самим переплыть реку и волу помочь выдерживать верное направление. Так они и сделали, но на середине реки крыса столкнула ничего не подозревавшую кошку в реку, а когда вол достиг берега, крыса соскочила с вола и оказалась на первом месте. Ленивая свинья пришла на двенадцатом месте. А бедная кошка в первые двенадцать мест не попала и поклялась быть вечным заклятым врагом крысы.
Весь перечень – в соответствии с занятыми местами - выглядит так: крыса, вол, кролик, дракон, змея, лошадь, овца (или козел), обезьяна, петух, собака и свинья.
По заслугам да воздастся
Богата и продолжительна история китайской литературы, отчасти из-за развития печатного дела. Манускрипты классиков и религиозные тексты, вначале в письменном, а затем и в печатном виде, широко распространялись по стране. Спонсируемые империей ученые регулярно собирались для обсуждения этих текстов. Нередко в этих дискуссиях принимали участие и члены императорской семьи. В настоящее время в Китае существуют десятки тысяч древних рукописей, список которых постоянно пополняется новыми находками.
В течение столетий многие китайцы получали возможность продвижения по социальной и экономической лестницам благодаря системе «всеимперских» экзаменов. Получил на этих экзаменах высокие оценки и марш-марш по лестнице, ведущей вверх.
Конечно, полного равенства возможностей не было, так как в этих экзаменах не могли принимать участия женщины (их просто не допускали) и бедняки (не способные заплатить образованному человеку, который помог бы им должным образом подготовиться к экзаменам). Тем не менее, такая система резко отличалась от системы европейской, в рамках которой знатность и статус человека определялись его происхождением. В ходе китайских экзаменов требовалось написать эссе и продемонстрировать знание и понимание конфуцианской классики. Получившие на экзаменах самые высокие оценки китайцы вливались в ряды социальной и экономической элиты страны. Китайские философы, писатели и поэты были, по большей части, высокоуважаемыми членами общества, играющими ключевую роль в сохранении и продвижении культуры империи…
Китай действительно уникальная страна: такая древняя, такая огромная и такая – в течение продолжительного времени - незаметная. В стародавние времена ее скрывали от большинства других землян большие расстояния. Первые российские посланники, например, добирались до этой страны не один месяц, и послание китайского императора долго перевести не могли. Что тогда говорить о других странах, расположенных от Китая намного дальше.
Об истории с географией. С примесью ботаники, экономики и политики
Хотя, конечно, немного о Китае знали еще во времена Римской империи, на рубеже нашей эры. Уже тогда достигали товары из далекого Китая европейского континента. Римляне называли эту далекую стране «Серес» - так в древнем Китае назывался шелк (сир).
Марк Аврелий Антоний
В римских и китайских хрониках упоминается о послах императора (Марка Аврелия Антония – 161 – 180 г н.э.), направленных им с дарами владыке далекой страны Серес. Никаких бы даров, наверное, не посылал римлянин, если бы знал, как этот самый Серес повлияет на судьбу Римской империи. Или, наоборот, даров послал бы еще больше, чтобы поделились с ним китайцы секретами защиты от варваров.
Великий пинг-понг с Великой Стеной
В Китае этого времени правила династия Мин. Таинственная и невидимая почти никому страна в то же время влияла на судьбы многих народов. Большую часть времени она осталась призрачным миражом, но иногда обретала плоть и тогда происходили великие потрясения и с теми, кто на нее натыкался, и с самой страной,. Долгие годы строилась и перестраивалась в Китае Великая стена, начало строительству которой положил первый император династии, пришедший к власти в 246 году до н.э.
Цинь Ши Хуан, основатель династии Цинь и первый император объединённого Китая. Первоначально носи имя Ин Чжэн, родился в 259 году до н.э. В 246 году до н.э. ещё мальчиком он вступает на престол царства Цинь, одного из семи без конца воюющих между собой царств, на которые тогда был разделён Китай.
В его время Стена была еще не такой, какой мы ее видим сейчас на отреставрированных участках,
а представляла из себя отдельные участки укрепленных валов со сторожевыми вышками.
О структуре/начинке Стены дают представление вот такие сохранившиеся ее элементы.
На возведение этого титанического сооружения, общая протяженность которого сейчас составляет более 6000 км, было брошено огромное количество людей. Их эмоции, естественно, отличались от восторженных эмоций нынешних туристов. Чтобы придать стене мистическую прочность, в нее, как говорят, частенько замуровывали живьем преступников и дезертиров. В песнях тех времен отражается незавидность судьбы человека, рожденного в те времена мужчиной:
«Приход ликующей весны,
и пестрые фонарики у входа…
в моем же доме скорбь царит –
мой муж строит Большую Стену»
или:
«Родятся сыновья – нет смысла их растить.
Родятся дочери – расти их благоговейно :
Они не будут строить Великую Стену,
Где трупы громоздятся и белеют кости…»
После смерти Цинь Шихуанди в 210 году до н.э., все работники со Стены убежали.
Тем не менее, основное дело к тому времени было сделано: именно об эту стену, как поток воды о запруду, разбились в свое время гунны. Которые, в результате, двинулись в поход на Запад, вызвав так называемое Великое переселение народов.
Модэ, или Маодунь, Моду (234-174 до н. э.) - основатель империи Хунну и её правитель (шаньюй) с 209 по 174 гг. до н. э.
Кроме луков и мечей грозным оружием в руках хуннов были арканы.
Несколько строк об этом переселении из «Энциклопедического словаря»:
«Передвижение в 4-7 веках н.э. германцев, славян, сарматских и других племен на территорию рабовладельческой Римской империи; способствовало ее крушению. …Гунны – кочевой народ, сложился во 2-4 веках в Приуралье из тюркоязычных хунну и местных угров и сарматов. Массовое передвижение гуннов на Запад (с 70-х годов 4 века) дало толчок так называемому Великому переселению народов. Подчинив ряд германских и других племен, гунны возглавили мощный союз племен, предпринявший опустошительные набеги во многие страны (в Восточную Римскую империю в 443, 447-48 гг., в Северную Италию в 452 г).
Аттила - предводитель гуннов.
Наибольшего могущества гунны достигли при Аттиле (с 434 года). В июне 451 года на Каталуанских полях, в Северо-Восточной Франции, к западу от города Труа, гуннов и их союзников (остготов, гепидов и т.д.) разгромили войска Западной Римской империи в союзе с франками, вестготами, бургундами, аланами и другими племенами. После смерти Аттилы (453 год) союз племен распался».
Однако и Западная Римская империя, ослабленная своим гедонизмом, а потому неспособная эффективно противодействовать набегам Аттилы и его воинов, прекратила свое существование в 476 году, когда вождем германских наемников Одоакром был низложен последний император этой империи Ромул Августул.
А началось все – напомним - с того, что гунны не смогли с наскоку овладеть Китаем и, отлетев от зарождающейся Великой стены, двинулись, как мощный поток воды, в том направлении, где подобных препятствий не было.
Восточная Римская империя под названием Византия, куда этот поток не дошел, просуществовала еще 1000 лет.
Зарождение и развитие нации
Раз уж находимся мы в конце одной династии, то нельзя не сказать о династии, пришедшей ей на смену. Дело в том, что именно в период правления династии Хань (с 202 года до н.э. по 220 год н.э.) началось формирование национального самосознания китайцев, которые с тех пор называют себя – хань (или, как дают еще в русских источниках, ханьцы). Именно при первом императоре этой династии была отменена, например, привилегия богачей на посты имперских служащих – с этих пор каждый мог, сдав соответствующий экзамен, занять пост мандарина-чиновника…
Естественно, что знали о Китае соседи. В степях Азии как бы из ничего возникали новые племена, и новые волны кочевников саранчой катились на Китай. В 1206 году монгольский князь Темуджин объединил кочевые племена, сам стал Чингиз-ханом. Вскоре его империя простиралась от Тихого океана до Руси. Китай, ослабленный и раздробленный набегами монголо-татар, был их же ханом Гублаем – внуком Чингиз-хана – снова объединен. С 1279 по 1368 год на императорском троне Китая восседали монгольские ханы.
Период с 1368 года по 1644 год это время императоров династии Мин, когда Великая Стена обретает тот вид, какой имеет сегодня – система обветшавших укрепительных валов пыла превращена в непрерывную ленту каменной стены. Конечно, сделана она не целиком из камня: кирпич и камень это только облицовка, а внутри – щебень вперемежку с сучьями и землей.
За этот короткий период оживилась торговля Китая со странами Запада, знаменитый «шелковый путь» переживал вторую молодость. В самом Китае происходит расцвет наук и искусств. И медицина переживает процесс развития. Именно тогда был написан первый, специально одному растению посвященный, фундаментальный медицинский труд.
По иронии судьбы династию Мин в 1644 году сменила другая династия, образовавшаяся на самом краю Сибирской земли, на Дальнем Востоке, в немалой степени благодаря растению, описанному в только что упомянутом медицинском трактате. Речь идет о женьшене, которым торговали маньчжуры, наряду с мехами, пантами и другими дарами тайги, и на котором мы через некоторое время остановимся более подробно.
На деньги, полученные от торговли женьшенем и прочими дарами природы, маньчжуры сколотили мобильную армию, способную разбить любого врага. Состояла она из маньчжур, монголов, корейцев и китайцев, не боялась ни жары, ни холода, ни любого врага. В 1627 году эта армия под руководством хана Абахая пошла на Корею, за женьшенем, золотом и мехами. А в 1644 году маньчжурский император Шунь Чжи сел на трон в Китае. Эта династия – Цин – правила до 1912 года (почти 300 лет) и оказалась последней императорской династией Китая.
Именно в 1644 году на Амуре появились казачьи струги Василия Пояркова. Весной 1645 года вышли они в открытое море (в Амурский лиман Охотского моря и стали первыми европейцами, кто в этих водах шел под парусом…
Великий и могучий
Но об отношениях России и Китая мы подробно поговорим попозже, а пока остановимся на только что упомянутом наилучшем и самом дорогом женьшене, во многом благодаря которому маньчжуры императорский трон в Китае оседлать смогли.
Есть такое реликтовое, то есть, древнее, семейство растений, называемое семейством аралиевых - Araliaceae, включающее в себя 65 родов, разбитых в свою очередь, на виды, которых около 800. Один из этих родов называется Panax (всеисцеляющий), и состоит он из 7 видов. А один из этих семи видов называется Ginseng. По сложившейся практике растениям зачастую наряду с названием рода и вида присваивается и имя описавшего его ботаника. Так и PanaxGinseng имеет дополнение, поясняющее, кто этот вид описал - Карл Антон Майер (в русских источниках часто пишется Мейер, но по-немецки, конечно, звучит Майер); в полном виде - PanaxginsengC.A. Meyer. Этот вид и есть, собственно, женьшень. Карл Антон Майер (20 03 1795 – 13 02 1855), директор Ботанического сада его императорского величества в Санкт-Петербурге.
Остальные 6 видов, хоть и принадлежат к тому же роду Панакс, и также, по большей части, используются в народной медицине, тем не менее не являются женьшенем как таковым. В литературе часто упоминают китайский, корейский, японский, маньчжурский, уссурийский, татарский, сибирский, американский, гималайский, ложный, пятилистный, и даже женский женьшень, благодаря чему создается впечатление, что женьшеней много. Но он ОДИН. Именно тот, что называется PanaxginsengC.A. Meyer. Остальные подделываются под «царя лекарств» и в чисто коммерческих целях – для более легкого сбыта на рынке.
Все виды рода Панакс, в особенности женьшень настоящий, находятся на грани исчезновения в естественных условиях. Женьшень выращивается в культуре на огромных площадях, что, однако, не дает повода считать его охрану в природных условиях излишней. Не секрет, что дикорастущий женьшень содержит значительно большее количество биологически активных веществ, чем культивируемый, а часть их в культивируемом просто-напросто отсутствует. Мирно пасущиеся на лугу буренки – потомки буйного тура, некогда обитавшего по всей Европе. Но это не тур. Так и выращиваемый на плантациях женьшень с давних времен называется в Китае Лу-Пу, а в Корее – Лобо, что означает «редька». Разница между этими видами женьшеня очень большая.
«Из всех восточных растений гинзенг (женьшень) является драгоценнейшим. Есть разные виды, однако лучший растет в провинции Лаотун. Корень обладает желтоватым цветом, гладкий, с изящными корневыми мочками, как волосы. Полагают, что эти корни подобны образу человека - по этой причине носят они именно это имя, ибо «гин» означает по-китайски «человек», а «зенг» означает «корень», и, в то же время «убивать» - смотря по тому, как это произносится, ибо корень действует совсем противоположным эффектом, если его не в сезон выкопать и есть… Китайцы не копают никогда корень весной, а постоянно осенью, так как этот корень, выкопанный весной, только десятую часть стоимости имеет».
Это пишет где-то в 1685 году француз, член миссии иезуитов, среди которых был Жан Гербийон, через 4 года после этого принимавший активное участие в составлении Нерчинского договора между Россией и Китаем.
Направил же миссию на Восток молодой король Людовик XIV, заинтересовавшийся находящимся на пути в Китай Сиамом (сейчас – Таиланд). Интересно, что родился этот Людовик в 1638 году, как и Шунь-Чжи, и почти в один год ним – в 1643 году – пришел на престол, формально. Полностью же королевские полномочия стал исполнять в год смерти Шунь-Чжи (от оспы) - в 1661 году. При таких совпадениях не заинтересоваться Людовику Китаем было, видимо, просто невозможно.
Французские миссионеры имели особый статус в Ордене иезуитов, представляя в первую очередь интересы Франции, а уж потом – церковные. Этого Людовик XIV добился под угрозой запрета иезуитов во Франции. Преследуя в Китае далеко идущие планы, он даже выделил для миссии новейшие по тому времени инструменты и довольно солидные финансовые средства.
В 1708-1709 годах французский миссионер-иезуит Пьер Жарту участвует в экспедиции китайских картографов, которым император Кан Хи поручил составить карту своих северных владений – Маньчжурии. В 1709 году картографы были посланы императором и в Корею для копирования карт из архивов корейцев. На основании этих исследований, а также карт Кореи и Китая, сделанных китайцами и иезуитами, в 1718 году немецким миссионером П. Гаубли был составлен так называемый «атлас иезуитов». Несмотря на строжайший запрет императора, не желавшего, чтобы карта Китая попала в руки «иноземных чертей», иезуиты в 1718 году ее тайно переправили в Европу через Россию. А вот самим иезуитам, включая Пьера Жарту, не удалось последовать за картой на родину: им пришлось послушаться императора и остаться в Китае до самой смерти.
Во время экспедиции 1708 года Жарту, видимо первый из европейцев, срисовал женьшень со всех сторон («как можно лучше»), предположил, что он может произрастать и в Канаде (где схожи условия – горы и почва,), а также на себе испытал действие женьшеня:
«Час спустя после приема половины сырого корня значительно усилился мой пульс. У меня повысился аппетит и я почувствовал себя значительно окрепшим. Подвижность моя была существенно лучше после приема корня…. Знаменитейшие китайские врачи написали трактаты о применении и действии этого растения. Они добавляют гинзенг почти ко всем медикаментам, которые предназначаются важным китайцам, но он слишком дорог для бедняков. Применяют гинзенг как все превосходящее лекарство против состояния изнурения вследствие чрезмерных физических и умственных напряжений. Он действует как средство, отделяющее слизь, лечит слабость легких и бронх, действует против рвоты, укрепляет желудок и возбуждает аппетит, сбивает повышенное давление, продуцирует лимфу крови, устраняет общее недомогание и продлевает жизнь старых людей. Если бы гинзенг этими свойствами не обладал, китайцы и татары никогда бы ему такой высокой чести не оказывали. Также и здоровые люди принимают гинзенг, чтобы свое здоровье укрепить».
После находки американского вида гинзенга еще одним иезуитом в Канаде близ Монреаля (в 1718 году сообщение о находке дошло до Парижа), там началась настоящая гинзенгово-женьшеневая лихорадка. Ранее эти растения никому не нужны были, поэтому поначалу на одном месте выкапывали порой до 50 кг корня. Искатели корня стали активно – через Францию – отправлять его в Китай. «Сливки» в результате хищнического сбора сняли быстро и заявки на гинзенг стало выполнять все труднее. В 1752 году канадцы и французы вообще схалтурили: копали корень и летом, и не только гинзенг, но и все хоть как-то на него похожее, наспех сушили, паковали, грузили на корабль и отправляли в Китай, куда груз пришел в состоянии ужасном – гнилые, заплесневелые корни. И без того в Китае ценимый намного ниже женьшеня настоящего, поставкой этой партии дискредитировал себя пятилистный панакс из Канады окончательно. И десятилетия спустя китайцы даже слушать не хотели, когда речь заходила о поставках «женьшеня из Канады». Тем более, что такой «подарок» из Канады китайцы получили в год, который в их календаре назывался «Год Женьшеня».
=======================
Использованные источники:
- http://www.ginseng.zeitung-heimat.de/index.files/Page318.htm
- http://www.ginseng.zeitung-heimat.de/index.files/image34561.jpg
- http://relax.ru/post/45409/velikaya-kitajskaya-stena-32-foto.html
- http://ukhtoma.ru/gunny2.htm
- http://mr-ginseng.com/wp-content/uploads/2012/01/Ginseng.jpg
- Гевайлер, Анатолий, «Дао императора или история женьшеня», изд-во Феникс, 2006 г.