Тема нацистских военных экспедиций в Арктику стала одной из самых мифологизированных в истории Второй Мировой войны – от «Базы «Норд» до всего, что связано с «Анненербе». На самом деле все обстояло, мягко говоря, по-другому.
Залегендированные базы и реальный рейдер Много говорилось о якобы совместных арктических исследованиях, проводившихся Страной Советов и Третьим рейхом перед Второй Мировой и даже после ее начала. Но на самом деле сотрудничество с Германией в этой сфере (как и прочее сотрудничество с Берлином в военных и мирных областях) приходится в основном на времена демократической Веймарской республики. Тогда и в самом деле проводились совместные научные экспедиции в Арктике, например – международная экспедиция на дирижабле «Граф Цеппелин» в 1931 году (материалами которой впоследствии действительно воспользовался абвер). После прихода к власти Гитлера практически вся совместная деятельность была свернута по инициативе Берлина, однако после заключения пакта Молотова–Риббентропа отношения оживились. Так, в Мурманске в связи с началом Второй Мировой войны укрылся от британских ВМС немецкий лайнер «Бремен», а всего в Кольском заливе в разное время спасалось от англичан более 30 германских судов, что не выходило за рамки международных положений, касающихся нейтральных стран. Но больше всего мифов было вокруг проводки Севморпутем на Дальний Восток немецкого рейдера «Комет» в августе 1940 года. И в этом случае СССР также не нарушал нейтралитет, ибо рейдер по судовым документам числился торговым судном, а артиллерия была еще перед приходом в Мурманск демонтирована и спрятана в трюмы. Советское правительство получило от Германии за эту операцию 950 тыс. рейхсмарок. Эта операция, которой германское командование дало кодовое наименование «Фалль Грюн» («Зеленый случай»), получила освещение в трудах военно-морских историков США, Англии, Дании и Германии еще в 50-е годы. В 1953 году в Швейцарии даже вышла книга воспоминаний бывшего командира рейдера контр-адмирала Роберта Эйссена «На «Комете» по Северо-Восточному проходу». В СССР эта история до самой перестройки не афишировалась, хотя полностью не замалчивалась. (Кстати говоря, в ней не было ничего необычного – иностранные суда в 30-х годах ходили Северным морским путем до Игарки за лесом; обсуждалось даже его открытие для сквозного международного плавания – чему помешала война.) Наконец, о пресловутой «Базе «Норд», якобы построенной немцами с согласия СССР неподалеку от Мурманска, откуда немецкие подлодки в 1939–1940-х годах ходили топить английские суда. Так вот этой базы и даже ничего на нее похожего просто не существовало, разве что в сочинениях диссидентов-ревизионистов вроде Александра Некрича и сенсационных книжках в духе «Арктические тайны Третьего рейха». Германия действительно обращалась к СССР с такими предложениями, обещая взамен пункта базирования в Кольском заливе, поставки военно-морской техники вроде торпедных катеров, но до сколь-нибудь серьезных переговоров (даже переговоров!) дело не дошло. Несолоно хлебавший линкор Из всех флотов Советского Союза к началу Великой Отечественной Северный оказался самым слабым — из крупных кораблей на нем насчитывалось всего шесть эсминцев. Тем достойнее выглядят его результаты и то, как столь малыми силами удавалось сорвать немецкие планы. В июне 1942 года штаб ВМС Третьего рейха получил сведения о том, что около 50 советских и союзных кораблей, включая лидер «Баку» и три эсминца, в сопровождении советских ледоколов «Анастас Микоян» и «Адмирал Лазарев» и американского танкера «Лок-Батан», вышли 15 июля из Владивостока. Этот конвой и стал одной из целей операции «Вундерланд» – «Страна чудес». В ней были задействованы «карманный» линкор «Адмирал Шеер» и четыре подводные лодки. Предполагался не только разгром конвоя, но и вообще нарушение советского судоходства в Карском море путем уничтожения портов, метеостанций, кораблей. Реальные успехи оказались весьма скромными. Немцам удалось уничтожить два советских самолета полярной авиации, сжечь склады и домики полярников, потопить транспорт «Крестьянин» и ледокольный пароход «Сибиряков» – первое судно, прошедшее за одну навигацию Северным морским путем в 1934 году. 27 августа линкор приблизился к острову Диксон. Моряк ВМФ нацисткой Германии Как теперь известно, противник придавал большое значение захвату или хотя бы разрушению порта Диксон. «Адмирал Шеер» должен был внезапно высадить на остров десант числом до нескольких сот человек. Планировалось захватить руководящий состав штаба западного сектора Северного морского пути, поджечь угольные склады, уничтожить радиостанцию и прервать связь с Красноярском. Однако на пути планов оказалась неучтенная батарея из двух 152-мм гаубиц под командованием лейтенанта Николая Корнякова, обслуживали которую всего 12 артиллеристов при участии местных жителей, включая и девушек, работавших на подноске снарядов. Прямо скажем, не очень существенная сила в сравнении с шестью 280-мм орудиями главного калибра «Шеера» и восемью 150-мм стволами вспомогательной артиллерии на его борту. Дважды «Адмирал Шеер» приближался к порту, но оба раза был вынужден отойти. При этом один из советских снарядов очень удачно поджег склад с горючим для бортового самолета-разведчика, так что команде пришлось вести нешуточную борьбу за живучесть корабля. Отчитываясь о своем походе, командир «карманного» линкора капитан Меендсен-Болькен с подкупающей наивностью сообщал руководству: «К немалому удивлению, внезапно открыла огонь береговая батарея 150-мм пушек. Вследствие этого от высадки десанта пришлось отказаться». В бою враг повредил корабли «Дежнев», «Революционер» и СКР-19, сжег два деревянных дома, вывел из строя электростанцию, баню и несколько других построек. После этого «Адмирал Шеер» вынужден был покинуть Карское море. Таким образом, несмотря на полное превосходство немцев над имеющимися у СССР в этом районе силами, результаты похода «карманного» линкора были, по сути, ничтожными. Не случайно германское командование отменило следующую операцию в Карском море – «Двойной удар». В ходе ее предполагалось атаковать все советские корабли, идущие с востока, а также побережье Карского моря, включая Обскую губу. Но из-за провала операции «Страна чудес» новая военная акция так и осталась в штабных архивах. Отныне мешать советскому судоходству в этих краях было поручено подлодкам адмирала Деница, объединенным в тактическую группу «Викинг». Впрочем, и они не особо преуспели. Частичные успехи при полном крахе В 1942–1944 годах «кригсмарине» был предпринят ряд операций в советской Арктике: «Крестоносец», «Арктический волк», «Виолончелист», «Перелетные птицы». В ходе их выполнялись главным образом разведывательные миссии, самой громкой из которых стал захват советской полярной станции в 1944-м, когда, хотя и понеся потери, немцы сумели захватить часть документации и шифров. Также было организовано несколько тайных баз «кригсмарине» на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа (найдены после войны). Однако надо иметь в виду, что все базы были небольшими и тщательно замаскированными разведывательными пунктами не больше чем с двумя-тремя десятками человек персонала. Например, созданная немцами c помощью подлодок на острове Междушарский близ Новой Земли «авиабаза» (как ее назвали в 90-х журналисты) была лишь обыкновенной стоянкой с небольшим запасом горючего для гидропланов, даже без постоянного персонала. Никаких подземных укрытий для подводных лодок и бетонированных взлетно-посадочных полос, как об этом писали даже уважаемые издания в 90-е годы, на этих базах не имелось. Тем более что немцы все время испытывали серьезные проблемы с ремонтом и снабжением даже в оккупированной Норвегии. Например, в порту Киркинес «кригсмарине» имели только плавучую мастерскую, а на серьезный ремонт подлодки уходили в Берген или в Германию. Лента ВМФ нацистской Германии Последней крупной операцией немцев в советской Арктике была высадка осенью 1943 года в западной части архипелага Земля Франца-Иосифа отряда для организации радиопеленгационного пункта. Однако уже весной 1944 года людей пришлось эвакуировать – почти все они заболели трихинеллезом из-за употребления в пищу мяса белого медведя. В целом, несмотря на некоторые удачные моменты, немецкие усилия в этом направлении не принесли существенных успехов. А вскоре Петсамо-Киркинесская операция Красной Армии лишила немцев портов и баз в Северной Норвегии, и советская Арктика стала для них крайне труднодоступной, да и общая неблагоприятная обстановка вынудила рейх отказаться от полярных авантюр. Источник: istpravda.ru.
Рейтинг публикации:
|