Император Юстиниан I, середина VI века н.э. Мозаика в церкви Сан-Витале, Ровенна, Италия. Фото: npavda.com
Императрица Феодора, середина VI века н.э. Мозаика в церкви Сан-Витале, Ровенна, Италия. Фото: Liveinternet.ru
Юстиниан и Феодора, император и императрица исчезнувшей Византийской империи, были, пожалуй, самыми знаменитыми и интересными фигурами в длинной череде византийских правителей. Если с Юстинианом мог поспорить Константин Багрянородный, то Феодора, бесспорно, была самой выдающейся правительницей в византийской истории, вызывая восхищение одних и бурное негодование других.
Начнём с Юстиниана (483-565г. н.э.), с которого начался «Золотой век» Византии. Юстиниан Великий (годы правления 527-565 г. н.э.) происходил из бедных крестьян Иллирии (современной Македонии). Императором он стал благодаря своему дяде, тоже личности неординарной. Его дядя, будущий император Юстин (годы правления 518 -527), родился в 450 году. Чтобы избавится от беспросветной нужды, он в возрасте 20 лет с двумя братьями пешком отправился в Константинополь, не имея ничего, кроме козьего тулупа и сухарей. Благодаря своему большому росту братья поступили на военную службу в придворную стражу при дворе императора Льва.
Юстину везло. Служил он честно, участвовал в подавлении Исаврийского восстания, командовал войсками на ирано-византийской войне, и благодаря воинским талантам и крестьянской хитрости уже при императоре Анастасии сделал головокружительную карьеру — был поставлен во главе придворной стражи.
Императором он стал несколько неожиданно для себя. Когда умер император Анастасий, Амантий, скопец и высокопоставленный придворный, вознамерился сделать императором своего племянника Феокрита. Для этого он выдал Юстину значительную сумму денег, чтобы тот роздал её народу, дабы снискать его расположение к Феокриту. Хитрый Юстин деньги роздал, но от своего имени. На его стороне оказался сенат, недовольный политикой Амантия, и народ. Войско также высказалось за Юстина, и он благополучно занял трон, быстренько казнив и Амантия, и Феокрита.
Став императором почти в 68 лет, Юстин вернул в Константинополь популярного полководца Виталиана, которого очень опасался из-за его силы и влияния, объявил его начальником войска, назначил консулом, а когда Виталин пришёл во дворец, был тут же коварно убит. Теперь Юстин мог никого не опасаться, и занялся внутренней политикой, в основном, религиозной. Юстин стал решительно насаждать православие (в то время в столице была масса всевозможных религиозных сект и учений на любой вкус — полная демократия) и гонять всех, кто поддерживал прочие еретические учения, так как понимал, что единая церковь под управлением императора — залог прочной государственной власти, сами учения его не больно-то интересовали.
Юстин не особенно мудрствовал во внутренней и внешней политике, так как был чужд всякой учёности и даже не знал алфавита, не умел складно говорить и был несколько мужиковат. Все дела вершил некий квестор Прокл по своему усмотрению, а Юстин только подписывал по трафарету подаваемые ему документы. Вероятно из-за того, что сам был неграмотный, Юстин очень ценил образование и образованных людей, и дал Юстиниану прекрасное образование, его обучали самые выдающиеся учителя той эпохи.
Зато в личной жизни Юстин был образцом для своих подданных, хотя они это и не ценили. Всю жизнь, с молодости и почти до смерти, Юстин прожил с рабыней, женщиной по имени Луппикина, которую когда-то выкупил у хозяина как наложницу. Став императором, он остался верен ей, дал ей титул августы и сделал её императрицей под именем Евфимия. Она и на троне оставалась простой здравомыслящей православной женщиной, не лезла в политику и поддерживала своего супруга.
Своих детей у этой пары не было, но зато у Юстина было много племянников, детей его двух сестёр. Одна сестра родила своему мужу, имя которого до нас не дошло, несколько детей, одним из них был Герман, прославившийся в своё время как полководец. Вторая сестра была замужем за Савватием и имела от него сына Петра и дочь Вигиланцию. Петра Юстин вызвал из деревни, определил его в отряд схолариев, а потом и усыновил. При усыновлении молодой человек получил новое имя, образованное от имени приёмного отца, и стал зваться Юстинианом.
Около 525 года Византия пострадала от сильнейшего землетрясения, многие города почти полностью были разрушены, в том числе и Антиохия — один из крупнейших центров Востока. Юстин выделил немалые средства на их восстановление, как свои, так и государственные, больше он ничего не мог сделать для своих подданных, так как в начале апреля 525 года он тяжело заболел, ослабел умом и не мог уже управлять государством. Тогда молодой и энергичный Юстиниан начал полностью править империей. В 527 году Юстин назначил Юстиниана своим соправителем с титулом августа. Император Юстин умер 1 августа 527 года, власть наследовал его племянник Юстиниан.
Незадолго до смерти дяди 40-летний Юстиниан познакомился с прекрасной Феодорой, по уши в неё влюбился и спустя некоторое время с согласия дяди на ней женился. Брак этот вызвал большое волнение в тогдашнем светском обществе именно из-за неоднозначности личности Феодоры. Чем же не угодила будущая императрица своему народу? А тем, что была, пусть и раскаявшейся, но падшей женщиной.
Сложен и тернист был путь Феодоры к трону, но расскажем всё по порядку. Родилась она в 501 году на Кипре в семье простолюдина, оттуда семья перебралась в Константинополь, где отец Феодоры Акациус получил место сторожа при зверинце на ипподроме. В семье было три девочки, старшую сестру Феодоры звали Комита, младшую – Анастасия. Около 511 года Акациус умер, и семья осталась совершенно без средств. Вдова сошлась с помощником сторожа в надежде, что ему дадут должность умершего мужа, что со временем и произошло, а малолетние дочери начали выступать в цирке.
Красавица Комита стала танцовщицей, участвуя в пантомимах и живых картинах не совсем нравственного содержания, а Феодора носила табурет, на котором Комита отдыхала во время антрактов, а вечером прислуживала дома гостям Камиты, одновременно набираясь печального опыта. Затем Феодора начала выступать сама, она была ловкой акробаткой и остроумным и находчивым мимом и скоро завоевала большую популярность как участница непристойных пантомим.
В 15 лет Феодора стала настоящей красавицей. Она была небольшого роста, тонкая, изящная, грациозная, с огромными чёрными глазами, полными огня и страсти, и роскошной волной длинных чёрных волос, при этом остроумная и весёлая. Кто мог устоять перед такой женщиной, тем более, легко доступной? Некто Прокопий Кесарийский, современник Феодоры, в своей «Тайной истории» не уставал обличать её за позорные грехи молодости, говоря, что «чары её сделались всеобщим достоянием, и что бесчисленные любовные похождения её… превзошли…подвиги Мессалины», хотя, скорее всего, он слегка преувеличивал. Да и могло ли быть иначе в развращённом Константинополе, да ещё в такой сложной среде, в которой она воспитывалась, если это можно назвать воспитанием. Но это не главное, главное — что она осознавала порочность своей жизни и стремилась вырваться из этой среды.
Случай свел её с префектом какой-то провинции Эсеболом, который, потеряв голову от её красоты, увёз девушку к себе домой. Но он так увлекся её ласками, что забыл о своих обязанностях, из-за чего лишился должности и выгнал Феодору на улицу, так как не имел больше средств на её содержание. Она была вынуждена сама зарабатывать себе на жизнь, став бродячей актрисой и дешёвой куртизанкой, скитаясь по разным городам Востока.
Случай привел её в Александрию, которая в то время была оплотом христианской религиозности, где велись диспуты, споры и спасалось в пустыне много подвижников. Там Феодора познакомилась с монахом Севиром, любившим проповедовать падшим женщинам. Вероятно, проповеди Севира сильно подействовали на Феодору, полностью изменив её жизненную позицию. Так или иначе, но в Константинополь из Александрии возвратилась уже совсем другая Феодора.
Феодора поселилась в предместье у старухи-ворожеи, которая предсказала ей блестящую судьбу, но советовала Феодоре честным трудом искупить ошибки молодости. Феодора стала вести жизнь сдержанную и целомудренную, старалась приобрести знание и лоск, что ей вполне удалось благодаря природному уму, а на жизнь зарабатывала тем, что ткала холсты (вполне вероятно, что Севир дал ей кое-какие рекомендательные письма к своим друзьям в Константинополе для начала праведной жизни).
Ольга СУДНИКОВИЧ. Великая Эпоха (The Epoch Times)
Император Юстиниан со свитой, приносящий дары храму. Мозаика в церкви Сан-Витале, Ровенна, Италия, 547 год. Фото: mirasky.hi.ru
История умалчивает о том, где и как Юстиниан познакомился с Феодорой, но это случилось, и он «погиб». Удивительно, но эта встреча не только принесла счастье им обоим, но и способствовала расцвету Византии, но это потом, а сейчас безумно влюбленный наследник сразу задумал жениться.
Но не тут-то было. Хотя Юстиниан и дал ей звание патрикии, но законы империи запрещали гражданам, заседавшим в Сенате, вступать в брак с комедиантами, их дочерями и прочими женщинами низшего класса. Да и суровая Евфимия, блюдя честь императорского звания, запретила ему жениться на бывшей куртизанке. Судьба, однако, сопутствовала влюбленным. В 523 году умерла императрица Евфимия, а добрый император Юстин по просьбе племянника отменил пресловутый закон (вот и первый шаг к демократии).
Теперь ничего не мешало женитьбе, и влюбленные поженились. В Великий четверг 527 года, чувствуя приближение смерти, император Юстин призвал супругов и в присутствии сената пожаловал Юстиниану и Феодоре титул августейших. В день Святой Пасхи патриарх Епифан короновал в базилике Святой Софии императора Юстиниана I и императрицу Феодору. В августе император Юстин умер.
Началось правление Юстиниана. Он собрал вокруг себя умных и способных людей, а Феодора, решительная и умная, во всех делах мужа сразу начала проявлять деятельное участие и была ему опорой. Она была верной женой Юстиниану и держала себя с достоинством императрицы. Юстиниан не скрывал, что во всех делах он советовался с Феодорой, называя её в манифестах «благочестивейшей супругой, ниспосланной нам Господом Богом». (Имя Феодора переводится с греческого как Дар божий). Юстиниан ни в чём ей не отказывал и не противостоял её желаниям.
Конечно, её далеко нельзя было назвать идеальной правительницей, она была очень властной, коварной и мстительной женщиной. Она очень ценила придворные почести и требовала строжайшего выполнения правил этикета, руководствовалась симпатиями и антипатиями, помогала друзьям, ненавидела врагов: могущественные сановники, которые причиняли ей обиду, испытывали на себе её гнев. Иоан Каппадокийский, которому Юстиниан полностью доверял, не признавал авторитет императрицы, а она сплела сложную интригу, в результате которой он пал с позором. Личный секретарь Юстиниана Приск Пафлогонийский относился к Феодоре только как к супруге императора, тогда она приказала ночью схватить его и отправить в Африку. Юстиниан не захотел вмешаться.
Прокопий писал, что в жестокости она не знала меры, но мы не знаем, насколько он был объективен. Всё же один случай даёт этому подтверждение. В молодости у Феодоры родился ребёнок, его отец увёз мальчика в Аравию и воспитал. Когда ребёнок вырос, а Феодору уже стала императрицей, он приехал в Константинополь познакомиться с матерью. Юноша был послушником монастыря, не претендуя ни на какую светскую власть, но был умерщвлён по приказу матери. Что двигало этой женщиной?
Если в государственных делах и в любви у этой пары была полная гармония, то в личной жизни они были полной противоположностью друг другу. Феодора очень заботилась о своей красоте, для этого она в прямом смысле день и ночь спала, днём — до сумерек, ночью — до рассвета, любила хорошо покушать. Её обслуживал огромный штат парикмахеров, косметологов и т. д. Зато Юстиниан был правителем-аскетом, постоянно постился, почти не ел и не пил, веля унести кушанья, к которым едва прикоснулся, очень мало спал, всё, что касалось жизненных потребностей, казалось ему ничтожным. Юстиниан всегда был в движении, постоянно занимаясь государственными делами.
Четыре года прошли спокойно, а на пятый в Константинополе начался бунт, грозивший трону и жизни императора. Обычно народ собирался на ипподроме, чтобы смотреть состязания в беге колесниц (бои гладиаторов к тому времени были запрещены по настоянию церкви), и там же, на ипподроме, часто выражал свое неудовольствие по поводу различных вопросов государственной жизни, производя незначительную смуту.
На этот раз всё было серьёзнее. Толпа на ипподроме сильно заволновалась из-за несправедливости одного чиновника. Народ, повалив из ипподрома, с криком «ника» (победа) начал громить и поджигать лучшие здания столицы и церкви, поэтому и само восстание носит название Ника. Восстание охватило всю столицу и докатилось до стен дворца. Упавший духом Юстиниан был в полной растерянности и хотел уже бежать из столицы, три дня корабль с сокровищами стоял на якоре около императорского сада.
Неизвестно, чем бы кончилось дело, но тут вмешалась Феодора, проявив большое мужество и силу воли. Она произнесла перед мужем и сановниками пламенную речь: «Если даже, в самом деле, нет другого средства, кроме бегства, я не хочу бежать. Кто раз надел диадему, тот не должен переживать её гибели, и я не увижу дня, в который меня перестанут величать императрицей. Если ты хочешь бежать, Цезарь, иди: средства в твоих руках, суда готовы, море открыто. Но я остаюсь. Я люблю старое изречение о том, что пурпур — лучший саван!
К императору вернулось присутствие духа, полководец Велизарий поднял войска и повел их к ипподрому, где бунтовщики в то время решали судьбу императора. Велизарий с войском занял ипподром и устроил там кровавую бойню, 30 000 человек было убито, бунт подавлен, и власть императора ещё более укрепилась. Феодора же заслужила место в верховном совете империи, которое раньше из любви было ей предоставлено императором. Она стала вести дипломатическую переписку с иностранными правителями и во многом определяла политику страны.
После восстания Юстиниан начал более решительно проводить свою собственную политику, направленную на усиление военной и политической мощи Византии. Считая себя преемником римских цезарей, он решил присоединить к Византии те страны, которые раньше принадлежали Римской империи: страны Западной Европы и Северной Африки (по некоторым источникам, это Феодора уговорила Юстиниана начать кампанию против готов и вандалов). Юстиниан воевал с вандалами в Северной Африке, с остготами в Италии, с вестготами в Испании. Благодаря талантам полководцев Велизария и Назареса Юстиниан покорил эти королевства, вернув большую часть своей территории. Он подчинил себе народы Балканского полуострова, территория Византии увеличилась почти вдвое.
Завоевав европейские государства, Юстиниан должен был постоянно уделять внимание военно-политическим вопросам. Самым опасным врагом Византии в VI веке являлась сильная ново-персидская держава Сасанидов на Востоке. С ней у Византии происходили постоянные пограничные столкновения. В политическом отношении Сасаниды были единственным государством в то время, которое по могуществу могло сравниться с Византией.
Императрица Феодора со свитой. Мозаика в церкви Сан-Витале, Ровенна, Италия, 547 год. Фото: bellabs.ru
Выдающийся персидский царь Хосров Ануширван (Справедливый) строил мосты, проводил каналы, был терпим к разным вероучениям — заботился о своих подданных. Чтобы воевать на Западе, Юстиниан вынужден был заключить с Хосровом унизительный «вечный мир» и платить ему ежегодную, крупную дань. Зато границы между Византией и Ираном оставались прежними, и империя включила в сферу своего влияния Армению, Крым и Аравию, утверждая там христианство.
Для всех этих завоеваний и последующего удержания завоеванных территорий требовалось много денег, и император начал преобразования внутри империи. Юстиниан стал проводить под тем или иным предлогом конфискацию помещичьих землевладений в собственность государства, тем самым ликвидируя имущественную основу возможной оппозиции. Предлогов было несколько: конфисковались земли еретиков и язычников, а также замеченных в преступлениях против нравственности — педерастов или связавшихся с монахинями. Кроме того, торговцы, ради отчисления в казну возможно большего количества налогов, получили право накидывать на продовольственные товары тройную цену. Народ возмущался, но бунтовать уже не решался.
Юстиниан не ограничивался только завоеваниями и экономикой. При нём Византия стала самым культурным государством Европы, а Константинополь превратился в художественный центр средневекового мира. На месте сожжённого во время восстания Ника собора Св. Софии был построен новый прекрасный собор Святой Софии с его громадным и лёгким куполом — чудо архитектуры, сохранившееся до наших дней, церковь Сан-Витале в Равенне (Италия) и многие другие прекрасные сооружения. Феодора и тут во всем помогала мужу, она строила церкви, приюты, ясли, больницы и знаменитый роскошный босфорский монастырь-приют для раскаявшихся грешниц.
Главным делом Юстиниана, прославившим его на века, была его законодательная деятельность. Основываясь на законах римских императоров II века н.э., он составил знаменитый «Свод гражданского права». Главное значение этого свода состоит в том, что он установил те понятия о праве, на основании которых до сих пор живут государства. Последующие правители учились у него тому, как надо управлять государством.
В «Своде» впервые законодательно была признана теория естественного права, согласно которой все люди от природы равны, а рабство несовместимо с человеческой природой. В «Своде» нашли отражение такие вопросы, как улучшение правового положения женщин, отпуск рабов на волю, разработан принцип частной собственности, права наследования, семейное право, регулирование торгово-ростовщических операций — «Свод» не утратил своего значения и для юристов нашего времени.
Феодора также оказала влияние на некоторые положения «Свода». Она много сделала для улучшения положения женщин. Под её влиянием были приняты законы, оберегавшие женщину от произвола мужа, девушку — от насилия соблазнителя, закон о разводе, закон об усыновлении незаконнорождённых, закон о наказании за похищение монахинь, закон о надзоре за своднями, закон об освобождении комедианток от рабства.
Юстиниан был прирождённым политиком, поэтому он добивался единства церковной и светской власти под верховенством императора. «Источником всех богатств церкви является щедрость императора», – сказал он и предоставил церковникам новые льготы, даровал земли и имущество, но христианство было важно для него только как инструмент укрепления государства. Юстиниан закрыл афинскую языческую школу, были у него столкновения с иудеями, несторианцами и монофизитами, но установить в империи только одну православную веру он не смог. Юстиниан присвоил себе право смещать и назначать епископов, устанавливал удобные для себя церковные законы, что также вошло в «Свод гражданского права» в разделе «Кодекс Юстиниана».
Церковь стала обслуживать потребности правителей государства, а духовная жизнь существовала сама по себе в монастырских стенах.
Тут тоже не обошлось без Феодоры. Она была очень религиозна, но наперекор политике мужа она всю жизнь защищала монофизитов, скорее, как своих друзей (монах Севир был монофизитом, перебравшимся её стараниями в Константинополь), не останавливаясь перед коварством и насилием. Папа Сильверий был низложен под её давлением, да и многие репрессии против еретиков и церковных смут были вдохновлены ею. Из-за неё Юстиниан не сумел гармонизировать духовную жизнь общества.
Влияние Феодоры на мужа продолжалось до самой её смерти. Феодора умерла от рака 29 июня 548 года, едва достигнув 47 лет. «Брак заключается и действителен одною любовью — чистою любовью», – писал Юстиниан в 74 новелле свода законов, и он действительно всю жизнь любил только одну Феодору. Память о ней для Юстиниана была священной, он был безутешен после её смерти, его энергия в государственных делах стала спадать, дух был надломлен.
Рост богатства империи, сексуальная развращённость, неограниченная власть императора, погрязшего в немыслимой роскоши, и ужасающая бедность низших слоев — всё это постепенно сказалось на нравах общества. Духовные запросы стали оскудевать, в городе процветали кабаки, пьянство и разврат. Началось это при Юстиниане, хоть и помимо его воли, продолжалось при последующих императорах, и, в конечном счёте, привело к гибели Византийской империи. Но император Юстиниан I навсегда остался для потомков самым благословенным из византийских императоров.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+