На западе Фив, вблизи Луксора, в заупокойном храме египетского фараона XVIII династии Аменхотепа III, где до разрушительного землетрясения стояли огромные статуи царя — "колоссы Мемнона" и находились сфинксы, которые впоследствии оказались на берегах Невы, археологи обнаружили при раскопках четырнадцать статуй богини войны и палящего солнца Сехмет.
Как сообщило Министерство по делам древностей Арабской Республики Египет, речь идет о двухметровых изображениях женщины с головой львицы, выполненных из черного гранита. Крошечные по сравнению с 16-метровыми "колоссами Мемнона" статуи богини Сехмет некогда украшали храм богини Мут в Карнаке, откуда скульптурные изображения богини с ликом львицы попадали во многие музейные коллекции по всему миру. В свою очередь в Карнак их перенесли из заупокойного храма Аменхотепа III в Ком эль-Хеттане.
Сехмет — в переводе "Могучая" — в египетской мифологии почиталась как богиня войны и палящего солнца. Центром ее культа был Мемфис, хотя почитали богиню на всей территории страны. В Мемфисе она считалась супругой Птаха и матерью Нефертума. В Фивах ассоциировалась с небесной богиней Мут, женой Амона-Ра. В фиванском храме Мут, на берегах ныне почти пересохшего священного озера Ишеру, при Аменхотепе III воздвигли многочисленные гранитные статуи львиноголовой богини.
В Древнем Египте богиню почитали как покровительницу фараона и его семьи. Находясь рядом с фараоном во время битвы, она повергает врагов к его стопам. Ее вид наводит на врага ужас, а пламя ее дыхания испепеляет все живое. Сехмет — дочь Ра (его грозное Око) в облике львицы, согласно текстам "Книги коровы", преследовала людей, восставших против вселенской гармонии, установленной Ра. Опьяненная священным пивом с добавлением красного минерала из Нубии диди, богиня возвратилась из далекой африканской страны Бугем, куда удалилась в гневе и приняла облик милостивой небесной коровы — богини Хатхор, чтобы поднять солнце на небеса.
В более поздних вариантах мифа говорится о том, как удалившаяся в землю Бугем в облике львицы богиня вскармливала своими сосцами священных львят. Шу и Тот в облике павианов отправляются за ней и уговаривают вернуться в Египет. Проходя мимо первого порога и Филе, священного острова Исиды, Сехмет окунулась в воды священного озера соседнего острова Биге, "запретного", места погребения Осириса. Из воды богиня вышла в облике умиротворенной кошки Бастет.
Слуги богини, Семь Стрел Сехмет, были предвестниками бед и несчастий, чаще всего болезней. "Богиня вызывает волны жары, хамсин, удушливое лето. Ее пагубная сила (аб) поднимает температуру, распространяет эпидемии и эпизоотии, отравляет пищу и заражает паводок Нила. Каждый страшится того, что его могут настичь ее стрелы или удары сопровождающих ее посланников (шемсу), загадочные "посланники" (ипутиу), "убийцы", "странствующие", "змеи-стрелы — шесеру".
На исходе года два павиана, воплощающие лунного бога Хонсу, выверяли Книги конца года, в которых были списки тех, кому было суждено жить или умереть. Специальное заклинание, называвшееся "Книга последнего дня года", зачитывалось над особой тканью, которой оборачивали горло для того чтобы защититься от Сехмет и ее вестников. Во время празднования Нового года египтяне обменивались амулетами, изображающими Сехмет с ликом львицы или ее более милостивую ипостась — кошку Бастет. Талисманы были призваны умилостивить богиню. Несколько дней в году, "когда становятся ужасными глаза Сехмет", считались особенно несчастливыми. Вместе с тем Сехмет почиталась богиней-целительницей. Она покровительствовала врачам, считавшихся ее жрецами.
Вопреки мнению одних египтологов, некоторые их коллеги полагают, что многочисленные статуи Сехмет были связаны не столько с надеждой фараона исцелиться от некой болезни, сколько с эпидемией чумы, способствующей спешному переезду царского двора в Мемфис. Этим и обусловлено дорогостоящее изготовление статуй богини Сехмет, которую призывали "всеми ее именами и всеми ее местами".
Аменхотеп III взошел на трон в возрасте 12-ти лет. Он правил примерно с 1379 по 1340 до н. э. И на протяжении всех лет царствования всячески содействовал укреплению культа бога солнца Атона. Позже его сын Эхнатон сделает Атона едва ли не единственным богом Египта. Дедушка Тутанхамона, Аменхотеп III, превзошел всех своих предшественников, оставив после себя огромное количество памятников. Однако египтологи не перестают удивляться "любви" царя к изображениям Сехмет. И ранее насчитывалось примерно семь сотен гранитных статуй и на этих четырнадцати дело, скорее всего, тоже не закончится.
В надписи на одном из сфинксов Аменхотепа III в Санкт-Петербурге, царь упомянут как "тот, кто создает памятники у границ неба, подобно четырем опорам небес". Последние штудии, касающиеся культа богини Сехмет, выявили взаимосвязь сотен ее статуй со звездными деканами и с "положительными" и "отрицательными" богинями ежедневного ритуального календаря.
В статье "Аменхотеп III и мемфисская теология" Бетси М. Брайан (Betsy M. Bryan) пишет: "Заупокойный храм и его скульптурные памятники могут быть названы монументальной космологической моделью с воспроизведением Места Творения и астрономической картой вечной дороги царя в небесном пространстве".