13.03.2013
В глухих джунглях на северо-востоке Индии находится штат Нагаленд. Он примечателен тем, что его населяет группа из двадцати родственных племен, объединенных общим названием – нага. Аборигены верят, что сверхъестественную силу им дают отрубленные человеческие головы, а также родство с царем зверей – тигром.
Откуда и зачем?
У ученых нет единого мнения насчет того, откуда в непроходимых индийских лесах появились эти странные люди. Одни твердят, что их предки давным-давно пришли сюда из Монголии. Другие уверяют, что нага, напротив, обитали гораздо южнее, а потом перебрались на север. В качестве доказательства специалисты приводят морские раковины, которыми нага себя украшают. Откуда они могли взять их в джунглях? Ответ напрашивается сам собой: нага добыли их, когда обитали у моря. В пользу этой версии говорит и тот факт, что в облике многих нага прослеживаются черты негроидной расы – меланезийцев и папуасов. Лингвисты же относят нага к тибето-бирманской группе. Если они правы, то нага явились в Индию с севера Бирмы или из приграничных районов Китая. Но зачем нага покинули насиженное место? Это вопрос без ответа. Впрочем, происхождение этого народа и его местонахождение в прошлом далеко не единственные загадки.
Святая обязанность
Не меньшее любопытство вызывают кровожадные обычаи нага. Чего стоит отрезание человеческой головы! Голова каждого живого существа, по их мнению, - это вместилище живой, таинственной и могучей силы плодородия. Поэтому охота за головами – святая обязанность каждого дикаря. Нага уверены, что сила обезглавленного существа сразу же переходит к охотнику. Но в последнее время нага строго-настрого запретили охотиться на людей, поэтому сейчас им приходится довольствоваться головами животных, в основном – буйволов. Честь и хвала тому нага, которому удастся с одного маха отрубить голову парнокопытному. Члены общины провозглашают своего соплеменника героем и торжественно вручают вожделенную голову на веки вечные. С тех пор его жилище украшает отрубленная голова. Но чтобы справиться с тяжелой задачей – разом отсечь башку буйвола – воину нужно как следует поколдовать над оружием – железным мечом дао. Каждый мужчина должен собственноручно изготовить себе свою «шашку», и чем острее она будет, тем больше шансов на успех. Но важно еще и уберечь свое оружие от чужих рук. Потерять дао для воина - почти то же самое, что потерять честь для юной девушки.
Дикое тату
Мужчина, заполучивший голову буйвола, обретает «магическую силу» и… специальную татуировку. Для того чтобы ее нанести, сажу и копоть соснового полена заворачивают в листья тропического растения пэги, после чего из растения выдавливают сок. Получается красящее вещество темно-синего цвета. Рисунок наносят на тело, неукоснительно соблюдая определенные правила, передаваемые из поколения в поколение. Затем берут колючку терновника, глубоко прокалывают кожу и втирают чернила. Изначально татуировка являлась знаком удачной охоты на голову себе подобного. Потом язык рисунков изменился, как изменился и предмет охоты. На груди мужчин, например, появились знаки, обозначающие мужскую силу и плодовитость. Тем самым нага словно лишний раз желали подчеркнуть: мы такие же крутые, как наши деды и прадеды, несмотря на то, что мы больше не добываем человечьи головы. Воины нага гордо носят иссиня-черные узоры на своем теле. Но и женщины от них не отстают. Только у дам наколка призвана подчеркнуть их статус. Замужнюю даму можно отличить по рисунку на предплечье, незамужнюю - по орнаменту на подбородке и на лбу.
Беспокойная территория
В недавние времена английские колонизаторы, зная о жестоких обычаях нага, даже нос не казали на подвластные им территории.
Только безумец мог отправиться в эти края. Экспедиция ученых в 1937 году, отважившихся посетить вотчину аборигенов, закончилась трагически. Ни один человек не вернулся живым. С тех пор на землю загадочного племени, снискавшего славу охотников за головами, долго не ступала нога ни одного чужака. Кстати, сей варварский ритуал роднит наших героев с коренным населением Папуа-Новой Гвинеи и близких к ней территорий. Так что вполне вероятно, дурного они набрались именно там. Ведь жители Индии отродясь не занимались подобными делами.
С недавних пор правительство Индии строго-настрого запретило нага охотиться на людей. После провозглашения в 1956 году Республики Нагаленд Индия ввела на территорию, населенную нага, свои войска. Нага не остались в долгу: они сопротивлялись до тех пор, пока в 1963 году их требования не были частично удовлетворены и не был создан отдельный штат Нагаленд в составе Индии. Однако правительство штата еще долго противилось введению индийских вооруженных сил. В 1975 году были подписаны Шиллонгские соглашения о Нагаленде. Но нага все равно до конца не смирились, и в 1995 году штат официально был объявлен «беспокойной территорией», туда были введены войска. Кроме того, нага время от времени конфликтует и с правительственными войсками Мьянмы, территорию которого тоже частично занимает. В общем, свободолюбивое племя не готово склонить голову. Это и неудивительно: нага мнят себя дальними родственниками царя зверей - тигра.
Царь зверей
Почему полосатые животные сникали у представителей племени такое уважение, догадаться не трудно. Тигр не знает себе равных во время охоты, а не этого ли добивается испокон веков каждый мужчина из племени нага?! Восторг и поклонение дошли у нага до того, что однажды они решили: тигр – их настоящий прародитель. Легенды нага гласят: в прежние времена человек и тигр были родными братьями. Но когда умерла их мать, они начали враждовать. Брат-тигр победил брата-человека, с тех пор смерть от клыков тигра считается унизительной для воина нага. Все воспитание мальчиков в племени направлено на то, чтобы к тому моменту, когда он станет мужчиной, он стал таким же бесстрашным, ловким и смелым, как тигр. Это нужно для того, чтобы в предполагаемой схватке с царем джунглей человек в очередной раз не спасовал перед ним. Нага верят, что когда-нибудь в будущем тигр и человек снова породнятся, и от этого союза появится сверхчеловек.
По раз и навсегда заведенному порядку
«Каменные джунгли» все решительнее наступают на джунгли природные. Но нага стойко держат оборону. Природа дает аборигенам все, что нужно для жизни. Они редко покидают свои деревни, только по большим праздникам вроде новогоднего ритуала плодородия, который некоторые племена отмечают вместе. Совершают обряд отсечения головы жертвенного животного и радостно танцуют потом под звуки тамтамов и странную музыку, напоминающую крики птиц и шум дождя.
Женщины наравне с мужчинами работают в поле, приносят воду, собирают хворост, варят рис, делают всю работу по дому. Мужчины изготавливают оружие и посуду, плетут корзины и циновки, разводят скот, рыбачат, охотятся, собирают дикорастущие плоды в джунглях. В общем, не гнушаются никакой работой, но все-таки мужчина традиционно считается в семье главным.
Своих мертвецов нага погребают около хижин. Дома у аборигенов имеют одну или две комнаты. Свиньи, куры, женщины и дети помещаются вместе, тут же хранится и зерновой хлеб. У мужчин – своя территория: комната или отдельный угол. Но так – у женатиков. Холостяки до женитьбы размещаются в особом большом строении под наблюдением надзирателя. В аналогичных условиях живут и девушки до замужества. Парни и юные красотки едят со своими родными, работают с ними днем, но к ночи удаляются в собственные покои. Днем молодежь может свободно общаться друг с другом, ночью – ни-ни! Юноши и девушки сами выбирают себе пару, но вступают в брак с избранником только в том случае, если родители дают добро. Убийство и прелюбодеяние караются смертью.
Влад ДРУГОВ Источник: oracle-today.ru.
Рейтинг публикации:
|