Ольга СУДНИКОВИЧ. Великая Эпоха (The Epoch Times) |
Оазис Сивы. Фото: travel-in-time.org
|
|
Александр Македонский, античная скульптура. Фото: igr.net
|
|
Могила Александра Македонского (356-323 гг. до н. э.), несомненно, где-то существует, но где? Версий на этот счёт накопилось за века превеликое множество, одна правдоподобнее другой, но могила до сих пор так и не найдена, что оставляет широкое поле деятельности для новых искателей.
Много славных побед совершил полководец, после разгрома финикийцев он бескровно завоевал Египет — народ встречал его с радостью, как избавителя от персов. В 331 г. до н. э. он основал Александрию Египетскую, но затем совершил несколько неожиданное путешествие в отдалённый оазис Сива — 300 км по безжизненной пустыне. Воды отряду Македонского, разумеется, не хватило, но они всё же из последних сил добрались до оазиса, посреди которого возвышался древний храм, в который стремился Александр. Что нужно было Александру в древнем храме? По словам хрониста Арриана, царь хотел больше узнать о самом себе. Помогали ли боги ему одерживать победы? Станут ли они помогать ему и в дальнейших завоеваниях? Он долго беседовал со жрецами храма, о чём — неизвестно, но Арриан написал, что верховный жрец, облачённый в белые одежды, провозгласил со ступеней храма: «Благословен будь, сын Амона!» После этого Александр, окончательно уверовавший в своё божественное происхождение, отправился в Месопотамию, разбил персидского царя Дария и взял Вавилон, после чего его армия вторглась в Индию, где одержала множество лёгких побед. В Индии Александр был тяжело ранен, солдаты были измотаны бесконечными переходами и сражениями, и в 325 году до н. э. Александр возвратился в Вавилон — отдохнуть, полечиться и составить новые планы покорения мира, на этот раз Северной Африки. Но в 323 году до н. э. он неожиданно скончался в возрасте 32 лет. И вот тут начинаются загадки. По одной из версий, он выпил яд, тем самым совершив древний ритуал, по которому самые великие из людей должны умереть в зените славы, что представляется несколько сомнительным, хотя отравить его действительно могли. Римские историки обратили внимание на то, что в обратном походе из Индии до Вавилона Александр впадал в обмороки на целые сутки, страдал от физического бессилия и потери голоса, что напоминает отравление ядом медленного действия. Историки Арриан, Диодор и Плутарх писали, что великий завоеватель был насильственно убит (отравлен) по тайному приказу наместника Македонии Антипатра. Хотя, по мнению других, глубокое разочарование итогами похода в Индию, распутство и беспробудное пьянство, отягчённое малярией, довели Александра до прободения язвы желудка. Прибывшие из Египта жрецы набальзамировали тело полководца, и два года оно пролежало в дворцовых покоях Вавилона, пока его сподвижники диодохи боролись за власть. Наконец, диодох Птолемей завладел телом и получил статус главного наследника. Тело Александра повезли в Египет. Траурная процессия представляла собой невообразимое зрелище. 64 мула везли огромную колесницу, построенную греческим инженером Филиппом, с колоннами из слоновой кости и балдахином, украшенным драгоценными камнями, как звёздное небо, на колеснице покоился мраморный саркофаг с телом, на золотой крышке которого лежали оружие Александра и щит из Трои. Впереди отряды строителей прокладывали дороги, а позади колесницы шло многотысячное войско, состоявшее из конницы, пехоты и солдат на боевых слонах. Биограф Александра Македонского Кальсиниас писал, что Александр завещал похоронить себя в Египте, в оазисе Сива. Полководец Пердика обещал Александру сделать это, но решил увезти тело царя в Македонию, на родину Александра. Его замысел не удался. Птолемей, встретив колесницу в Дамаске, отвёз саркофаг в 321 г. до н .э. в свои владения в Мемфисе, а спустя два года перевёз его в Александрию, похоронив в подземной усыпальнице. Его могила стала местом массового паломничества людей. Спустя три столетия римский император Октавиан Август (43—14 гг. до н. э.) в 30 г. до н. э. захватил Александрию и «осмотрел тело Великого Александра, гроб которого вынесли из святилища: в знак преклонения он возложил на него золотой венец и усыпал тело цветами», пишет Светоний. Тело лежало в стеклянном саркофаге, а мавзолей находился на центральной площади. По словам Светония, у могилы Александра побывал и Калигула (37—41 гг. н. э.), который «иногда надевал панцирь Александра Великого, добытый из его гробницы». Наконец, солдатский император Септимий Север (193—211 гг. н. э.) повелел замуровать священную усыпальницу, и с тех пор неизвестно, где она находится. Правда, по утверждению киевского архимандрита Константина, пытавшегося в 1803 г. найти могилу Александра, до 15 столетия местоположение её было хорошо известно. В 1850 году появилось сообщение, что переводчик из русского консульства в Каире, грек Скилитсис проник в подвал мечети Наби Даниель (пророка Даниила) в Александрии. Он спустился в узкий и тёмный подземный проход и увидел деревянную, съеденную червём дверь. Заглянув в трещины досок, он увидел тело в стеклянном гробу. На голове была золотая диадема. Вокруг были рассыпаны папирусы, свитки и книги. Он попытался остаться дольше в хранилище, но был выгнан одним из монахов мечети, и, несмотря на его повторные попытки возвратиться, ему запретили посещать область склепа. Скилитсис, очевидно, сделал письменный отчёт российскому консулу и греческому патриарху Александрии. (Интересно, что история пророка Даниила очень сильно напоминает историю Александра Македонского, только немного смещена во времени). Существует также письменный отчёт Махмуда Бея эль Фалаки. Этот египетский астроном и инженер посетил склепы под Мечетью Наби Даниель спустя несколько лет после Скилитсиса. В его задачу входило составление карты древнего города по заказу Хэдайва Исмаила в 1865 г. В отчёте Махмуд Бей сообщает: «Во время моего посещения хранилищ под зданием мечети я вошёл в большую комнату с арочной крышей на уровне земли города. Из этой комнаты начинались наклонные коридоры в четырёх различных направлениях. Из-за их длины и плохого состояния я не мог рассмотреть их полностью. Большое качество камней, используемых в строительстве, и многие другие признаки подтвердили мою уверенность, что эти подземные проходы, должно быть, вели к могиле Александра Великого. Поэтому я возвратился, чтобы возобновить мои исследования, но, к сожалению, мне это было запрещено». В 1879 г. каменщики по приказу шейха мечети Ниби Даниель вели каменную кладку в подвале и достигли наклонного подземного прохода. Они прошли некоторое расстояние и уже могли различить памятники, сделанные из гранита. Когда они хотели пойти дальше, шейх приказал им возвратиться и не рассказывать об увиденном (похоже, что каменщики всё же не очень усердно хранили тайну). Профессор каирского исламского университета Абдель Азиз в 1990 году также заявил, что, по его расчётам, гроб с телом Александра скрыт под развалинами мечети Ниби Даниель в старой части Александрии. Эта мечеть находится в районе современной улицы пророка Даниила, на пересечении с авеню Гамаля Абдель Насера в центре города, спланированного ещё прославленным архитектором Динократом. Многие современные исследователи считают, что мечеть пророка Даниила построена на месте мавзолея Александра. Некоторые ранние арабские историки сообщали, что они сами посещали гробницу Александра и молились в его мечети, которой мусульмане приписывали особую святость. Итак, мечеть есть, версия о захоронении также есть, но… Мечеть уже давно находится в полуразрушенном состоянии, и для египетских мусульман она священна. Чтобы исследовать мечеть, необходимо разрешение местного духовенства, которое получить практически невозможно, так что историкам придётся подождать.
|
Озеро Искандер-куль. Фото: turizm18.ru
|
|
Александр Македонский. Фото: history-of-macedonia.com
|
|
Могилу Александра Македонского, или Искандера Двурогого, как называли его на Востоке, ищут уже многие столетия, но не могут найти. Настойчивые искатели, кроме мечети Наби Даниэля, выдвинули ещё несколько версий.
Часть древней Александрии в настоящее время ушла под воду, а в море у берегов города сейчас находят остатки древних сооружений. В 1996 г. французские археологи в маленькой бухте у мыса Абукира возле заброшенного Восточного порта на дне моря обнаружили две гранитные статуи, монеты и ювелирные украшения, возраст которых превышает 2,5 тысячи лет, всё это прекрасно сохранилось (статуи сейчас находятся в городском парке вокруг колонны Помпея). Среди всего прочего было найдено несколько саркофагов. Это позволило предположить, что главная часть царской резиденции находилась как раз в этом месте, и среди этих памятников может находиться могила Александра Македонского, но, так как для проведения раскопок необходимо осушить бухту, то эту гипотезу в обозримом будущем проверить не удастся. Биограф македонского царя Кальсиниас упомянул, что Александр говорил о желании быть похороненным в Сиве, рядом с храмом Амона-Ра. Греческий археолог из Афин Лиана Совальци решила проверить эту версию, и в 1989 года начала вести раскопки в оазисе Сива, который в древности назывался Сантарией. Спустя год под фундаментом храма Амона она обнаружила тайный ход, протянувшийся на 40 метров. После пяти лет раскопок они обнаружили помещение, напоминающее склеп размерами 30х7 метров. Но в склепе нашли только обломки алебастрового саркофага и три каменные плиты с надписями на древнегреческом языке. Расшифровав надписи, греческие археологи заявили, что надписи принадлежат самому Птолемею, и что он, якобы, перенёс сюда тело, но потом выяснилось, что перевод был не совсем точным. В любом случае, мумия Александра и золотой саркофаг не обнаружились, и, по словам Лианы, «лишь дальнейшие раскопки дадут ответ на волнующий вопрос: осталась ли мумия Александра в одном из закрытых помещений?». Но египетские чиновники запретили проводить дальнейшие раскопки. Тайна так и осталась нераскрытой. Очередная версия — македонская. Согласно македонской легенде, македонцы каким-то образом выкрали останки Александра (откуда выкрали — не сообщается), подменили их трупом греческого наёмника из Спарты, а гроб отвезли в Эги, древнюю столицу Македонии, и по обычаю сожгли труп на большом костре. Получается, что ни гроба, ни могилы и вовсе нет, убогая какая-то версия. Есть, правда, ещё и вавилонская версия на основе персидский преданий, согласно которой Покорителя Вселенной похоронили в Вавилоне, а саркофаг с искусным муляжом отвезли в Александрию. Вероятнее всего, две последние версии появились благодаря тому факту, что полководец Пердика хотел увезти тело царя в Македонию и даже бросился в погоню за саркофагом, но ему помешал Птолемей, то ли захватив подлинное тело царя в Дамаске, то ли везя в саркофаге муляж, а тело из Вавилона тайно переправив в Мемфис, а затем уже в Александрию. Эта часть истории покрыта мраком. В ХХ веке в дневниках английских путешественников начала XIX века были обнаружены индийские предания, относящиеся к походу Александра Македонского (их использовал в своей книге «Лезвие бритвы» писатель Иван Ефремов). В одном предании говорится, что индийские жрецы некоего храма предложили Александру пройти испытание. Если он выдержит испытание, его признают властелином мира. Александру необходимо было надеть на голову корону, верх которой был украшен большим прозрачным драгоценным камнем, помещающимся прямо над теменем. В полдень, когда на камень падает солнечный луч, он концентрируется, пройдя через камень, проникает в мозг и достигает эпифиза (третьего глаза, как его иногда называют), при этом у человека появляется сразу несколько сверхспособностей: озарение, ясновидение и способность войти в контакт с Божествами. Александр, естественно, согласился, но во время испытания сразу почувствовал резкую боль в голове и на несколько минут ослеп. У него началась лихорадка, и полководец умер в стенах храма. Забальзамированное тело Александра тайно отправили в предгорья Памира. В пещере его тело положили в саркофаг, вход в неё заделали толстыми листами меди и окрасили под цвет камней, там оно до сих пор и покоится. В этой легенде много сомнительных моментов. Римские историки обратили внимание на факт, что в обратном походе из Индии до Вавилона Александр терял сознание на целые сутки, страдал от физического бессилия и потери голоса. В носилках, когда его везли к Вавилону, он пытался произносить строчки из «Илиады», которую раньше знал наизусть, но теперь путался, впадал в тяжёлое забытьё. Невозможно, чтобы никто не догадался, что из Индии везут не того Александра, а настоящий где-то похоронен. Тем не менее, в Таджикистане на территории Памира много мест, связанных с Александром: Сагдийская скала и озеро Искандер-куль в 300 км от Нурека. В этом нет ничего удивительного, ведь, отправившись из Египта, войско Македонского попало в труднопроходимые Сагдийские горы. Удивительно другое — согласно таджикской легенде, Александр оставил своё войско в ущелье Великого сфинкса, а сам ушёл разговаривать с богами почему-то под землю, в царство мёртвых. Какие боги имелись в виду? Не те ли загадочные жители Шамбалы, которые сегодня будоражат воображение мистиков и путешественников ХХI века? Может быть, жрецы в оазисе Сива дали ему на этот счёт точные указания, и он хорошо знал, что ищет? Вернулся же Александр совсем другим путём — по легенде, он поднялся со дна озера Искандер-куль внутри большого прозрачного шара, и с тех пор озеро носит его имя.
Ущелье Великого сфинкса — также не вымысел, оно уничтожено совсем недавно, после строительства Нурекской ГЭС. Учёный с мировым именем, инженер-гидротехник Константин Юрьевич Севенард вспоминал, что в детстве он видел гигантское изображение Сфинкса, выбитое на одной из скал у подножья горы «Пятая ступень». В длину изображение составляло около 200 метров, а в высоту около 70 метров. У передних лап Сфинкса чернел вход в пещеру. Отец Константина Юрьевича в то время был начальником строительства Нурекской ГЭС, он отправил группу альпинистов исследовать сфинкса и пещеру. Они однозначно пришли к выводу, что и пещера, и рисунок Сфинкса искусственного происхождения. Пещера представляла собой начало стометрового ровного туннеля, который заканчивался стеной, сделанной из иного материала, чем стены. Около входа в пещеру начиналась Священная Чинаровая роща. Доложили «наверх». В конце концов, на самом высоком государственном уровне было принято решение продолжить стройку, и Сфинкс, и загадочный туннель ушли под воды водохранилища. Не в этом ли туннеле следовало искать конец индийской легенды? Источник: epochtimes.ru.
Рейтинг публикации:
|