Представляем вашему вниманию фрагмент главы «Петровская историческая трансформация России» из монографии «История России. Учебник для учителя».
Традиционная модель Московского царства, которую наследовал Пётр I от своих предшественников, практически пошла на слом под напором петровского модернизационного процесса, оставив, пожалуй, только свою прежнюю базисную основу - крепостническую модель хозяйствования. Пётр I, однако, основательно укрепил её и парадоксальным образом соединил с элементами буржуазных отношений. Противоречия, возникшие в ходе этого процесса, существенно снижали государственную стабильность, усиливая опасность большой гражданской войны. Харизматическая личность Петра I, его пассионарный характер абсолютного монарха сочетались с жесткими, автосубъектными методами разрешения этих противоречий.
Петровские реформы затронули практически все сферы жизни государства и социума: хозяйственную систему, систему управления, социальные отношения, культуру. Пётр I, идя на радикальный разрыв с традициями прошлого (с русским духовным православным космосом), однозначно определил для России направление её развития по пути вестернизации, выбрав в качестве объекта для подражания страны европейского протестантского круга, совершенно не утруждая себя при этом поисками новой духовной опоры своим революционным преобразованиям. Его идеологическая парадигма была по сути дела сколком с западноевропейских идей естественного права (Гуго Гроций, Гоббс, Пуффендорф).
Но главное, что сделал Пётр I, заключалось в абсолютизации государственной власти, освобождении её от всех религиозно-нравственных норм.
Целью такого государства становится достижение на земле «всеобщего блага». Политизированная властью эта идея, появившаяся в идеологии русского абсолютизма, была заимствована Петром I из лютеранства. Этому должна подчиняться и церковь как часть государственного идеологического аппарата. На деле это была попытка внедрить в России протестантскую систему абсолютного государства, которая была рождена историческим процессом, совершенно противоположным отечественной истории.
Западноевропейская история указывает истоки этого процесса. Доминантой истории Западной Европы было постоянное соперничество светской и духовной власти, пап и светских государей за политическое лидерство на континенте. Этот процесс породил Реформацию и её детище – протестантизм с множеством сект, из которых, собственно и вырос политический плюрализм западноевропейского парламентаризма. Во главе реформационных движений становились в своих государственных рамках светские монархи которые , естественно, подчиняли государству церковь. Власть светская становилась абсолютной, обрастая громадным бюрократическим аппаратом. Пётр I был горячим поклонником такого механизма власти. Таким образом, в российской истории властных отношений с Петра I наступил резкий надлом.
В своё время Иосиф Волоцкий самого царя включал в систему Божьего тягла, в которой «царь подзаконен и только в пределах Закона Божьего и заповедей обладает он своей властью. А несправедливому или «строптивому» царю вовсе и не подобает повиноваться». И далее этот церковный иерарх заключал: «Царь злочестивый, не заботящийся о пастве, - не царь, но мучитель».
Напротив, западный абсолютизм, родившийся в борьбе против церкви, как раз отрицает за ней всякое право быть «совестью» государства, сжимает её в тесные рамки «обслуживания духовных». Причём сам же абсолютизм определяет и эти нужды и как их обслуживать. Георгий Флоровский назвал Петра I создателем «полицейского государства», в котором роль личности сужена до «винтика» в государственной машине, только и необходимой для удовлетворения «политико-технических задач и целей». Всё население российского государства без исключения было привлечено Петром I к государственному «тяглу». «Новизна Петровской реформы, - считает Г.Флоровский,- не в западничестве, но в секуляризации. Именно в этом реформа Петра была не только поворотом, но и переворотом», при этом «изменяется самочувствие и самоопределение власти.
Государственная власть самоутверждается в своём самодавлении, утверждает свою суверенную самодостаточность».
Не случайно Николай Бердяев сравнивал Петра I с Лениным, переворот петровский с переворотом большевистским: «Та же грубость, насилие, навязанность сверху народу известных принципов, та же прерывность органического развития, отрицание традиций, тот же этатизм, гипертрофия государства, то же создание привилегированного бюрократического слоя, тот же централизм, то же резко и радикально изменить тип цивилизации».
Характерной в этой связи является церковная реформа Петра I. В 1700г. после смерти патриарха Адриана были запрещены выборы нового патриарха (патриаршим местоблюстителем стал митрополит Стефан Яворский), а в 1721г. патриаршество было ликвидировано. Синодальная реформа 1721г. стала решающим шагом на пути победы государства над церковью. Было ликвидировано патриаршество с Поместными соборами.
Вместо этого создан Священный Синод, учреждённый по принципу коллегий, членство в котором не было постоянным (членов Синода назначал и увольнял император); для надзора за решениями Синода была введена должность Обер-прокурора из светских лиц (как правило, первоначально это были гвардейские офицеры); хотя Синод был официально признан равным патриарху (что было подтверждено всеми вселенскими патриархами), реально он выступал орудием имперского управления церковными делами (как Сенат-светскими); собственных полномочий Синод не имел, дела на рассмотрение ему поручал император. Члены Синода давали клятву императору, который считался верховным судьёй. Эта формула была отменена только в 1901 г. В «Духовном регламенте», изданном Петром I, разъяснялись политико-идеологические причины церковной реформы.
Вслед за рассуждениями о преимуществах «соборного духовного правления» перед властью «единого высочайшего пастыря» недвусмысленно говорилось о том, что власть подобного «пастыря» чревата для самодержавного монарха, как это уже не раз бывало в истории, начиная с юстинианских времён в Византийской империи и кончая совсем недавними «и у нас бывшими замахами», весьма сходными с теократическими претензиями римских пап. Автор «Духовного регламента» архиепископ Ф.Прокопович прямо заявил в Регламенте, что наличие наряду с царём «правителя духовного» даёт повод последнему «помышлять», будто он «есть то второй государь, самодержцу равносильный», даже «больший». Но такое мнение опасно вдвойне: во-первых, им могут воспользоваться «коварные» люди, в том числе и духовные, и, во-вторых, оно якобы может породить в народе надежду на «помощь к бунтам своим» от духовного чина.
В эту схему хорошо укладываются мероприятия, направленные на разрушение канонической церковной иерархии. Устранение представителей церкви от участия в государственных делах, в том числе исключение патриарха из Царской думы; прекращение прав «печалования» патриарха, то есть права вступаться за опальных и обиженных; вмешательство царя в дела патриарха (прежде всего в церковные назначения), подрыв авторитета церкви (создание «всешутейшего сумасброднейшего и пьянейшего собора») и лишение её части собственности.
Тем не менее, период правления Петра I стал временем судьбоносных для России геополитических территориальных приращений.
Наконец то, что после многих десятилетий неудачных войн за выход к Балтийскому побережью Россия, благодаря победоносному итогу Северной войны (военные действия против Швеции продолжались 21 год), получила вожделенный выход к Балтийскому морю, включив в свой состав Прибалтику. Геополитическое влияние России в мире после победы в Северной войне резко возросло. Россия становится империей со статусом мировой державы.
Россия в петровское время выстроила новую модель организации своих вооружённых сил. Основным организационным нововведением явилось создание регулярной армии и военно-морского флота. Хозяйственно - инфраструктурное обустройство российской территории определяло, как об этом было сказано выше, сохранение и укрепление крепостного строя. Мощным фактором этого процесса было тотальное государственное вмешательство во все сферы жизни социума, что привело к усилению централизации власти и бюрократизации всей системы управления.
Государственные преобразования системы управления российским государством начались ещё до Северной войны. Ещё в 1694г. прекратилось пожалование в думские чины, а в 1699г. была создана Ближняя канцелярия. По мере усиления абсолютизма Боярская дума, как узко сословный орган, утрачивала своё значение. Сведения об её заседаниях обрываются в 1704г. Функции Думы на первых порах стала выполнять Консилия министров-совет начальников важнейших правительственных ведомств. А в 1711г. Консилию сменил Сенат, при котором были введены должности обер-фискала и фискалов в целях негласного надзора за деятельностью госаппарата. Как высший орган управленияСенат сосредоточил в своих руках судебные, административные, законосовещательные функции, а также ведение дел коллегий и губерний.
В основе реформы государственных органов лежали принципы камерализма – учения о бюрократическом управлении, предполагавшем функциональность и коллегиальность управления, чёткую регламентацию обязанностей чиновников и специализацию канцелярского труда, единообразие штатов и жалования. В 1717-1721гг. произошла постепенная замена 44 приказов 11 коллегиями во главе с президентами. В 1718г. был принят «Реестр коллегиям», определивший их штатные расписания. На правах коллегий действовали созданный в 1720г. Главный магистрат и образованный в 1721г. Священный Синод. Порядок рассмотрения дел в коллегиях был разработан Генеральным регламентом коллегий 1720г., согласно которому каждая коллегия состояла из президента, вице-президента, четырёх-пяти советников и четырёх асессоров. При Сенате была введенадолжность генерал-прокурора (П.И. Ягужинский), а в коллегиях – должности прокуроров для гласного надзора за деятельностью последних.
Областная реформа 1708-1710гг. образовала институт генерал-губернаторов и губернаторов.
Было создано 8 губерний и губернаторы заменили упразднённые областные приказы. К 1719г. структура областной администрации изменилась. Вместо губернии основной единицей административного управления стала провинция (50 провинций во главе с воеводами). Губернии сохранялись, но во власти губернатора оставалось только управление губернским городом и командование войсками, а по остальным вопросам воеводы сносились непосредственно с коллегиями и Сенатом.
Проведённая в 1699-1700гг. реформа городского управления привела к введению постов бургомистров, а в Москве – к созданию Ратуши (Бурмистерской палаты), выполнявшей функции казначейства. Городское самоуправление, не подчиняющееся воеводам на местах и приказам в центре, оплачивалось двойным окладным сбором (на местах земские избы). Из-за сопротивления городов двойному обложению правительство отказалось от этой меры, но объявило реформу обязательной в целях сбора налогов без затрат со стороны центра. В ходе второй городской реформы были созданы городские магистраты.
Особое место в государственном аппарате занимал Преображенский приказ, созданный ещё в конце XVII вв. для управления хозяйственными делами царской резиденции и получивший права политического сыска (просуществовал до 1729г). В 1717г. были образованы Майорские розыскные канцелярии, члены которых по Указу 1721г. менялись ежемесячно и подчинялись лично царю. На основе этих органов в ходе следствия по делу царевича Алексея в I7I8г. была учреждена Тайная канцелярия, которая при Екатерине II передала эстафету Тайной экспедиции Сената.
Необходимо в итоге подчеркнуть тот факт, что вся новая, созданная Петром I система госаппарата, была им полностью скопирована со шведских и прусских образцов. Иначе и быть не могло. С одной стороны, в условиях длительной тяжёлой войны у царя не было иного выбора, как воспользоваться готовой западноевропейской моделью государственного управления, которая, по его мнению, идеально работала в странах европейского протестантского ареала, и которая, как ему казалась, будучи внедрённой в совершенно иное ментальное пространство России, позволила дать достойный «ответ» на «вызов» Европы (выиграть Северную войну). С другой стороны, менталитет самого Петра I был изначально из-за совокупности различных обстоятельств, с самого его детства ориентирован на приверженность западноевропейским ценностям и игнорирование русских духовных православных традиций, которым были так верны его предшественники, его отец Алексей Михайлович и его брат Фёдор Алексеевич.
Трудно в этой связи согласиться с тем, что петровские реформы – это был единственный возможный путь исторического движения страны и антитеза отсталости.
Одним из соображений является то, что созданный императором госаппарат, по меньшей мере, нуждался в серьёзной реконструкции, свидетельствовали размеры коррупции, как ржавчина разъедавшая тело государственного управления. Действительно, коррупция среди высших чинов достигла таких размеров, что Пётр I был вынужден пойти на крайние меры. Пытан и публично бит кнутом вице-губернатор Петербурга Я.Н.Римский – Корсаков, казнён за казнокрадство сибирский губернатор князь М.П.Гагарин, умер во время следствия архангельский вице-губернатор А.А.Курбатов, подвергнуты пытке сенаторы князь Г.И.Волконский (управляющий Тульским оружейным заводом) и В.А. Апухтин (управляющий Монетным двором). Изобличающие материалы были собраны на генерал-адмирала Ф.М.Апраксина, князя Я.П.Долгорукова, комиссара над санкт-петербургскими строениями У.А. Синявина. Был дан ход и делу А.Д.Меньшикова, но он был прощён благодаря заступничеству Екатерины Алексеевны.
Таким образом, административная модель развивалась при Петре I в направлении её унификации. Применительно к разным слоям российского народонаселения это подразумевало жёсткую регламентацию, например, ликвидацию стрелецкой и казацкой вольницы, регламентацию ясачных отношений с малыми народностями российских окраин и т. д. Это привело к резкой поляризации социальных страт. На фоне окончательного закрепощения крестьянского населения, громадного строительства и длительной Северной войны происходит ухудшение демографических показателей. Традиционная модель естественного воспроизводства населения, характеризуемая в прошлом высокой степенью рождаемости, в петровское время начала сдавать сбои из-за большой убыли мужского населения. Однако позднее положение выправилось. По 1-ой ревизии 1722г. население российского государства насчитывало 14 млн. По второй ревизии в 1742г. было уже 16млн.
Основные нововведения в модели госуправления заключались в появлении новых структур высшей и местной власти. Еще одно направление институциональных изменений увязывалось с церковной и судебной реформами. В итоге административных реформ в России было завершено создание абсолютной монархии. Именно при Петре I произошло создание огромного дорогостоящего государственного аппарата: в 1704г. военные расходы составляли 40%, дворцовые - 4,4%, дипломатические - 2,1%, церковные - 0,8%, на просвещение, медицину и почту-0,5%, а затраты на госаппарат - 37,2%. Можно считать, что в это время период «служилой бюрократии» сменился временем «дворянской бюрократии». В 1721г. Пётр I принял титул императора с наименованием «Великий», а в 1722г. был опубликован Указ о престолонаследии, который обосновал право царствующей особы назначать наследника по своему усмотрению. В 1724 короны официально удостоили сорокалетнюю супругу Петра I Екатерину.
Источник: polismi.
Рейтинг публикации:
|