Скоро будет отмечаться много важных праздников – и День народного единства и избрание Михаила Романова)) Но перелом случился именно 11.12.1611 (или 22.12.1611)
Россия, надеюсь, никогда больше не будет в такой катастрофически сложной ситуации как в декабре 1611 года. Ни в 17-ом, ни в 41-ом, ни в 91-ом – мы не подходили так близко к краю пропасти как в 11-ом: поляки у Смоленска, поляки расквартированы в Кремле, Вор (Лжедмитрий II) под Калугой продолжает переговоры и со шведами, и с казаками, и с русской элитой, королевич Владислав уже год как коронован на русский престол. Нет такой силы, которая могла бы что-то противопоставить раздирающим страну силам – Россию все равно как-нибудь поделят, устроят протекторат внешних сил.
Тогда и произошло событие, переломившее ход истории. И дяденьки на картинке были совсем не при чем))
Лжедмитрий II по своему обыкновению отправился на заячью охоту (кстати, в первоисточниках я не увидел, что это была именно заячья охота – быть может, историки просто списывают у Нечволодова, а тот в свою очередь выхватил зайцев из другого абзаца летописи Бера)). Крещеный татарин (князь) Петр Урусов (Урак бин Джан-Арслан) пригласил Вора поохотиться на зайцев и Вор не устоял, и на заячьей охоте Урусов убил Лжедмитрия II.
Того же года 22 декабря, крещеный татарин, Петр Урусов, бывший в великой милости у того царика, рассердился на него за то, что тот приказал убить и бросить в воду его родственника, касимовского царя, которого обвинил его собственный сын. Когда Урусов осуждал за это царя, царь приказал посадить его в тюрьму и держал шесть недель. Потом, по ходатайству царицы и бояр, Урусов был выпущен и обдумывал, как бы отомстить царю за свое унижение и убийство касимовского царя. Царь имел обычай часто выезжать на прогулку и при этом Урусов с татарами бывал всегда при нем для охраны. Урусов и теперь, как прежде, был у него самым доверенным лицом, потому что царь возвратил ему прежнюю милость. Когда однажды царь по обычаю выехал из Калуги и при нем кроме Урусова и татар не было никого, — было только несколько бояр, которые стояли у него у саней — то Урусов, прискакав к саням на коне, рассек царя саблей, а младший брат его отсек царю руку. Русских они оставили в покое; те, отскочив в сторону, просили помиловать их. Другие татары сорвали с царя одежду и бросили его нагого. Потом уже приехали в орду [посланные] от царицы, отыскали тело и там же похоронили.
Татары не могли забыть своего оскорбления и целые два месяца весьма искусно таили намерение отомстить Димитрию: каждую ночь привозили в Калугу по 10 и по 12 Поляков, которых не редко хватали с постелей; привозили иногда и купцов, пойманных на дороге. Царь обыкновенно приказывал еще до рассвета засекать несчастных кнутом до смерти; тела их бросали собакам на съедение; остатки же зарывали в землю, как падалище; благородных Поляков топили в реке. Видя такое усердие Татар, Димитрий думал, что они уже забыли прежнее оскорбление и так верил им, что, отправляясь на охоту, всегда брал их с собою человек по 20 и по 30, а из придворных не более 2 или 3, да шута Петра Кошелева, неразлучного своего товарища. Вероломные Татары изъявляли царю беспредельную преданность, выжидая случая отмстить ему. За несколько дней до исполнения заговора, дали знать своим единоземцами, чтобы они, при первом выезде царя на охоту, выбрались из Калуги в Пельну и, дождавшись там князя Ерусланова, немедленно отправились восвояси. 11 декабря 1611, как обычно, царь решил отправиться погулять в хороший зимний день за городом и поохотиться на зайцев. Слуги нагрузили на сани вино, водку, закуску, ружья и порох. Сам царь тоже удобно устроился в санях. Сопровождали его несколько русских бояр и детей боярских, любимый шут Кошелев и 20 – 30 татар из охраны. Несколько раз царь приказывал остановиться, подзывал бояр, все выпивали и закусывали, потом снова мчались по снежной дороге или по снежному полю.
Потом, когда царь приказал ещё раз остановиться, к саням подъехал татарский князь Пётр Урусов (родственник того хана, которого царь приказал утопить), наставил на царя ружьё и выстрелил в грудь. Потом выхватил из ножен саблю, взмахнул и с удовольствием отрубил царю ЖИДУ голову. «Я научу тебя топить ханов и сажать в темницу князей, которые служили тебе верно, негодный обманщик». Два боярина и шут Кошелев, которые в это время были около саней, сначала остолбенели, не находя слов, а потом в ужасе развернули коней и поскакали в Калугу. Никто из татар их не преследовал. Так описал сцену казни царя ЖИДА пастор Бер в своих записках. Ему рассказали о сенсационном происшествии бояре, которые прискакали в Калугу. Бер также сообщил, что ещё около 1000 татар на конях утром в этот день выехали из города по другой дороге.
Самозванец сидел в роскошно убранных санях, уставленных баклагами с винами и медами. В других санях находились его приближенные, челядь ехала верхом, а обязанности начальника конвоя исполнял князь Урусов со своими татарами числом до трех сотен. Пышная кавалькада выехала за город и остановилась в поле. Началась охота. Загонщики поднимали зайцев и травили их собаками, а самозванец, восседая в санях, .любовался зрелищем. Сам он в охоте участия не принимал, но, когда собаки настигали очередного зайца, выпивал чарку и из собственных рук угощал толпившихся вокруг саней «ближних людей». Поскольку охота была удачная и зайцев затравили много, очень скоро все перепились, в том числе и сам «царь». Урусов только этого и дожидался. Улучив момент, он подал знак своим татарам. Те уже знали, что нужно делать, и мгновенно разделились на две части. Одна группа, большая, заняла такую позицию, чтобы не допустить к саням находившихся неподалеку казаков и загонщиков; другая окружила сани с самозванцем и оттеснила его русских спутников в сторону. Пьяный «царь» еще ничего не успел понять, как Урусов почти в упор выстрелил в него из пистолета. Налетевшие тут же татары изрубили самозванца саблями, сорвали с него шубу, богатые одежды, захватили все ценное, что находилось в «царских» санях, и ускакали.
Утром 11 декабря царь, как обычно, отправился в ближайший лес поохотиться на зайцев. С собой взял любимца Петра Урусова и небольшую охрану. Увлекшись погоней, самозванец не заметил, как оказался далеко/от сопровождающих. Рядом был только Петр. Внезапно тот выхватил ружье и выстрелил в своего господина. Когда Лжедмитрий упал с лошади, татарин подъехал и саблей отсек ему голову, приговаривая: «Я покажу тебе, как топить в реке татарских князей и угощать плеткой». Затем он снял с тела богатую одежду, захватил коня и умчался по направлению к Крым.
Подробнее о произошедшем ИОСИФ БУДИЛО «ДНЕВНИК СОБЫТИЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ К СМУТНОМУ ВРЕМЕНИ» МАРТИН БЕР «ЛЕТОПИСЬ МОСКОВСКАЯ»
Это событие изменило расклад сил, переломило ход истории. Еще долгое время все висело на липочках, балансировало на кончике иглы. Но та роковая для Лжедмитрия II охота обозначила для России хоть какую-то перспективу спасения.
Источник: vbulahtin.
Рейтинг публикации:
|