Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Правда о танках инженера Пороховщикова

Правда о танках инженера Пороховщикова


18-07-2012, 08:26 | Открываем историю / Размышления о истории | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (4 150)

“Недавно, рассказывая о судьбе актера Александра Пороховщикова, вы опубликовали фото его деда, который, оказывается, был конструктором первого русского танка. Нельзя ли рассказать об этом человеке?»
В.Т. Минин, г. Кисловодск

 

Александр Александрович Пороховщиков (1892-1941 годы).
Александр Александрович Пороховщиков (1892-1941 годы).

От идеи до модели

Дед актера Пороховщикова, Александр Александрович, был крупным авиаконструктором, но, кроме того, он сконструировал первый русский танк. Однако не раз и не два бывало так, что сделанное человеком при жизни оценивалось только после его смерти, и далеко не всегда эта оценка была справедливой. Нередко его заслуги преуменьшались, но едва ли не столь же часто и преувеличивались по конъюнктурным соображениям. И танк Пороховщикова наглядный тому пример.
Сам А.А. Пороховщиков о том, как ему пришло в голову создать вездеходную боевую машину, написал так: «На поле шло учение новобранцев. Глядя на солдат, перебегавших цепью, я подумал: невеселая штука – бежать в атаку под пулеметами врага. А что, если послать на штурм окопов не людей, беззащитных против свинцового ливня, а машину, одетую в броню, вооруженную пулеметами… Конструктивное решение я увидел в постановке бесконечных лент или гусеничных ходов тракторного типа…»
В результате получилась одноместная машина на одной гусенице с мотором в задней части корпуса и… все! Два катка в передней части справа и слева от гусеницы играли роль рулевых колес, однако боевой она не считалась ввиду отсутствия на ней брони и вооружения.
В документах «Вездеход» – такое название дал своему детищу автор – фигурировал как «самоход» – то есть автомобиль. По признанию самого конструктора, первый образец созданного им русского танка действительно обладал рядом недостатков, но все они «стали следствием отхода от проекта». По его мнению, можно было добиться намного лучших результатов, если бы «Вездеход» имел более мощный двигатель, а сама гусеничная лента была бы рифленой.

 

«Вездеход» Пороховщикова.
«Вездеход» Пороховщикова.


Разные мнения

В советское время появилось множество книг, утверждавших, что «промышленность царской России не могла освоить такую сложную машину, как танк. Поэтому Пороховщикова постигла та же участь, что и многих других талантливых изобретателей-самородков». Однако нелепость подобного утверждения очевидна. Ведь строили же у нас и четырехмоторные бомбардировщики «Илья Муромец», и линкоры, и подводные лодки, и даже бронеавтомобили на колесно-гусеничном ходу, а танк Пороховщикова почему-то сделать не сумели. Более того, опытный образец «Вездехода» испытывался вплоть до декабря 1915 года, после чего в соответствующие инстанции было сделано донесение о том, что построенный экземпляр не выказал нужных качеств и даже не мог ходить по рыхлому снегу глубиной около 1 фута (30 см).
Поэтому от дальнейших работ по «Вездеходу» было решено отказаться, тем более что на него уже истратили 18 090 рублей. Военное ведомство обязало Пороховщикова вернуть в казну деньги, выделенные на постройку машины, а сам «Вездеход» отправить в Главное военно-техническое управление. Но конструктор с этим не спешил и даже задержал у себя на некоторое время 15 мастеровых и выделенный ему на время работы автомобиль «Форд».
На неоднократные напоминания из ГВТУ он отвечал, что «себестоимость „Вездехода“ выразилась в сумме около 18 000 рублей, причем весь перерасход покрыт из личных средств». Впрочем, представленные им документы свидетельствовали, что расходы составили 10 118 рублей 85 копеек, причем сюда Пороховщиков включил деньги на покупку двух пистолетов, семи папах и т. д., вплоть до «чаевых курьерам в Петрограде». Скорее всего, он просто остыл к своему изобретению, что с творческими людьми случается сплошь и рядом. Можно ли его за это упрекать?
Позднее он предложил «Вездеход-2», уже с пулеметным вооружением, но военные, наученные горьким опытом общения с конструктором, от него также отказались.

 


Танк? Не танк!

Между прочим, достаточно взглянуть на «Вездеход» непредвзято, чтобы убедиться, что это был далеко не танк. Танк должен был обладать определенной массой, чтобы разрывать проволочные заграждения и иметь вооружение, способное уничтожать пулеметы врага. Но… ничего такого «Вездеход» не имел! Масса его была слишком мала, а башню с вооружением поставить на него было невозможно, поскольку машина являлась одноместной, а вести ее и одновременно стрелять – невозможно. Да и гусеница у него была очень уязвима, то есть своему главному предназначению «танк» не отвечал, почему военные его и отклонили.

 

«Земной броненосец» выглядел очень странно.
«Земной броненосец» выглядел очень странно.


После пигмея – гигант!

Впрочем, уже в августе того же 1915 года Пороховщиков предложил проект «Земного броненосца» в двух вариантах – полевом и крепостном. И если «Вездеход» можно было бы условно называть «пигмеем», то в этом случае на чертежах был совершенно явный «гигант»!
Машина по эскизному проекту выглядела просто чудовищно. В варианте «Полевого броненосца» стальная мостовая ферма длиной 35 и шириной три метра опиралась на 10 ведущих бронированных барабанов диаметром 2,3 метра каждый. Внутри каждого барабана должно было находиться силовое отделение с бензиновым двигателем мощностью 160-200 лошадиных сил, коробкой передач, генератором, вентилятором, топливным баком и инструментом, а на его наружной стороне предполагались амбразуры для двух пулеметов и бомбомета! Таким образом, в 20 «барабанах» планировалось иметь 40 пулеметов и 20 бомбометов – т.е. огневая мощь «броненосца» предполагалась просто исключительной.
Однако Пороховщикову и этого показалось мало, и он в передней и задней частях фермы предусмотрел еще и установку двух броневых башен, каждая из которых несла тяжелое орудие калибра 101,6-152,4 мм и спаренное с ним орудие меньшего калибра. В центральной части возвышалась бронированная рубка с рабочими местами для командира, артиллерийского офицера, его помощника, старшего механика, телеграфиста, а сверху рубки монтировался прожектор.
Экипаж «Полевого броненосца» – 72 человека. Толщина брони – 101,6 мм. Расчетная (точнее, предполагавшаяся изобретателем) скорость должна была составлять от 4,4 до 21 км/ч. Пороховщиков утверждал, что его «броненосец» благодаря своим размерам смог бы преодолевать препятствия шириной до 11 метров. Почему-то такой важный вопрос, как поворот машины, им так и не был продуман. Зато для переброски «броненосца» по железной дороге он предложил ставить его на железнодорожный ход.
«Крепостной броненосец» имел вместо двух бронебашен палубу, на которой под защитой брони должен был находиться десант из 500 человек. Получалось подобие намного увеличенных «штурмовых машин» Средневековья, но Пороховщиков в своей фантазии намного их превзошел.
В итоге в августе 1915 года на заседании технического комитета ГВТУ было справедливо отмечено: «Даже без детальных расчетов можно уверенно сказать, что предложение неосуществимо. Было бы целесообразно для пользования в боевой обстановке распределять вооружение „броненосца“ на отдельные подвижные звенья, не связанные в одну жесткую систему».
Обычно изобретатели никакой критики своих проектов не воспринимают и идут до конца. Но предложение о «распределении по звеньям» Пороховщиков принял к сведению и к концу 1915 года представил доработанный проект «Земного броненосца», состоявшего теперь из шарнирно соединенных звеньев – бронеплощадок, «могущих отклоняться друг от друга по всем направлениям».

 

Идеи из воздуха!


Интересно, что идея колес-барабанов в те годы «носилась в воздухе», потому что некто Подольский уже в октябре все того же 1915 года предложил машину на шестиметровых катках, вот только толкать ее должен был не двигатель, а рота солдат! А для обстрела разбегающегося в испуге противника изобретатель предложил установить по краям этого странного сооружения башенки с пулеметами!
Понятно, что и этот проект, как совершенно нереализуемый, детально рассматривать не стали. Но вот что удивительно: ведь тот же Пороховщиков был инженером с законченным техническим образованием и просто не мог не понимать, насколько было неработоспособно все то, что он предлагает. Впрочем, как бы там ни было, а судьба была к нему очень немилостива. Первый танк для царской армии он так и не сделал, хотя самолеты у него получались, а в советское время он был осужден и в 1941 году расстрелян как враг народа на полигоне «Коммунарка» под Москвой.

 

Рисунки Арона ШЕПСА



Источник: tainy.info.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map