Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » «Дервиш» из Англии

«Дервиш» из Англии


27-05-2012, 00:56 | Открываем историю / Размышления о истории | разместил: poisk-istini | комментариев: (0) | просмотров: (2 088)

«Дервиш» из Англии

 

Н.М. ХАРЛАМОВ.

О ленд-лизе слышали многие, и ещё больше разного о нём говорят. Одни низводят поставки союзников до мизерных процентов в общем военном производстве нашего государства. Другие, наоборот, утверждают, что без ленд-лиза СССР якобы рухнул бы под ударами гитлеровской военной машины ещё до 1942-го. А как всё было на деле?

«Lend Lease Act» был принят конгрессом США 11 марта 1941 года для обеспечения безопасности самих США. Закон предусматривал поставку союзникам машин, различной военной техники, оружия, сырья, других предметов. Уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, они не подлежали оплате... После же войны (в случае заинтересованности американской стороны) неразрушенные и неутраченные техника и оборудование подлежали возвращению в США. Всего поставки по ленд-лизу составили около 50,1 млрд. долл. (около 630 млрд. долл. в ценах 2011 года): из них 31,4 млрд. долл. - в Великобританию; 11,3 млрд. долл. - в СССР; 3,2 млрд. долл. - во Францию и 1,6 млрд. долл. - в Китай. Возврат союзниками средств составил 7,8 млрд. долл.
У нас есть редкая в общем-то возможность узнать мнение - об отношениях с верхами английских союзников, о фактах «проталкивания» некачественной военной техники, недозагрузки и даже саботажа выхода караванов ленд-лиза из Ливерпуля и Шотландии - участника тех событий адмирала Харламова Николая Михайловича. Он с июля 1941 года (после отъезда на Родину генерала Ф.И. Голикова) был фактическим руководителем советской военной миссии в Англии, а с 1943-го стал её главой официально.
Своим наследникам он оставил уникальные воспоминания, которые, разумеется, нельзя было полностью открыть в годы его службы и жизни. Его трудная миссия в Лондоне касалась очень многих страниц в наших отношениях с союзниками и острых проблем ленд-лиза. Вот некоторые детали вопроса.
Контр-адмирал Н.М. Харламов встретил войну начальником управления боевой подготовки Главного морского штаба (ГШМ) ВМФ. С июля 1941-го находился в командировке в Англии (с военно-морским атташе при посольстве СССР), оттуда в ноябре 1944 года вернулся в аппарат ГШМ ВМФ.
В апреле 1945-го назначен заместителем начальника ГМШ, а в 1946-м - заместителем начальника Генштаба Вооружённых Сил СССР по ВМС. Командовал 8-м ВМФ (Балтика), был начальником военно-морского факультета Академии Генштаба, в 1956–1959 годах - командующий КБФ. После командировки в КНР до августа 1971 года работал в аппарате ВМФ, затем ушёл в отставку.
27 июня 1941 года в Москву прибыла английская миссия - генерал-лейтенант М. Макфарлэйн, контр-61-25-05-12адмирал Дж. Майлс и другие. Военных гостей на аэродроме встречал и расквартировывал их от имени руководства ВМФ контр-адмирал Н. Харламов совместно с сотрудниками Наркомата иностранных дел. Но этим дело не кончилось: по указанию В.М. Молотова его назначили военным экспертом на переговорах с англичанами.
Обсуждались проблемы безопасности северных морских коммуникаций, также были достигнуты соглашения о взаимной военно-технической информации по электромагнитным минам и достижениям в области радиолокации и корабельной акустики для дальнего обнаружения подводных целей противника.
Для развития сотрудничества в Лондон направилась военная миссия, основные задачи которой были сформулированы И.В. Сталиным. Упор делался на создание совместного фронта на севере Европы, срочное занятие союзниками островов Шпицберген и Медвежий - для обеспечения морских коммуникаций между СССР, Англией и США. Второй задачей миссии было добиться высадки десанта союзников на территорию Франции - «если не сейчас, то хотя бы через месяц». И третьей были боевые действия англичан на Балканах.
Заместителем руководителя этой миссии был назначен контр-адмирал Харламов. По отзывам сослуживцев и высокого начальства, он был человеком высокообразованным, тактичным, настойчивым и - представительным. Военный дипломат из него получился первоклассный.
Эффективность работы Николая Михайловича и его сотрудников по миссии была высокой, несмотря на то, что контр-адмиралу часто приходилось преодолевать сопротивление высоких должностных лиц, ответственных за советско-британское военное взаимодействие не только в Лондоне, но и в Москве. Тем не менее практически ежемесячно Харламов сообщал в Москву: «Докладываю изменения в боевом составе, дислокации и организации войск немецкой армии за прошедший месяц по данным военного министерства Великобритании...»
Адмиралу Н.М. Харламову приходилось вести невероятно сложные переговоры и добиваться полных, качественных и своевременных поставок по ленд-лизу - уже утверждённых, но не исполняемых из-за саботажа верхушки британских министерств и ведомств.
...Уже первая встреча с военным министром Великобритании Моргенсоном была не из приятных. Руки при встрече министр не подал, сесть не предложил, стоял сам и слушал Голикова и Харламова рассеянно. Он не верил в победу Красной Армии и не видел смысла в союзе с большевиками.
Военный министр имел фигуру дородную, был облачён в штатский костюм. Как и в США, в Англии военное ведомство возглавлял гражданский администратор, осуществлявший общую политику ведомства и связь с правительством. Оперативные вопросы решал начальник имперского генерального штаба генерал Дидлом.
На встрече у Дидлома присутствовали начальники штабов ВВС и ВМФ вице-маршал авиации Портал и первый морской лорд адмирал флота Паунд. Только любезность Дидлома и спокойная тактичность Портала скрадывали не очень-то маскируемую враждебность Паунда.
На совещании с заместителями начальников штабов вопрос о незамедлительном занятии английскими войсками островов Шпицберген и Медвежий, чтобы стать хозяином Северных морей, завис в воздухе. Англичан волновала только доставка горючего на Северный морской ТВД. Было достигнуто соглашение о боевых действиях на Севере двух английских подводных лодок и нескольких тральщиков с базированием в Кольском заливе.
Первый лорд Адмиралтейства (морской министр) Альберт Александер наиболее честно выполнял союзнические обязательства. Например, сразу помог получить для нашего флота несколько гидроакустических установок. Помогал он и в дальнейшем, а однажды, устроив сотрудникам советской военной миссии приглашения в клуб старых консерваторов (куда и видные молодые консерваторы попадали с трудом), сумел раскошелить врагов нашей страны на щедрые пожертвования для советского Красного Креста.
Реальную помощь СССР старался оказывать и министр авиапромышленности Уильям Бивербрук, бывший министр в правительстве Ллойд Джорджа (1916–1922), выступавший ещё тогда за наше сближение. Он настаивал на немедленной помощи СССР как единственной силе, способной покончить с гитлеризмом.
Адмирал Харламов указывает, что особенно в первое время англичане либо блокировали наши заказы в фирмах Канады (как это делал вопреки заверениям первый морской лорд Паунд), либо подсовывали нам рухлядь. Например, вместо новых «харрикейнов» дважды отгрузили партии самолётов, прошедших капитальный ремонт. Пришлось отказаться от их приёмки.
Частыми были случаи недогруза. Так, в четвёртом квартале 1941 года Великобритания обязалась поставить нам 800 самолётов, 1.000 танков и 600 танкеток. По факту же было отгружено 669 (-131) самолётов, 487 (-513) танков и 330 (-270) танкеток.
С поставками из США дело обстояло ещё хуже. С октября 1941-го по 30 июля 1942-го обещали поставить 900 бомбардировщиков, а поставили 267 – -29,7 процента; истребителей соответственно 900 и 278 – -30,6 процента; танков 1.125 и 363 средних – -32,3 процента и 420 лёгких – -37,3 процента. Вместо 85.000 и 16.502 – -19,4 процента.
Только с помощью лорда Бивербрука удалось пресечь саботаж в организации конвойной службы.
Первый конвой («Дервиш») вышел к нам из Англии в августе 1941 года, к весне 1942-го было отправлено 12 конвоев. К нам они шли под кодом «PQ» и номером - свои инициалы им присвоил офицер оперативного управления адмиралтейства капитан 3 ранга P.Q. Edwards. Возвращаясь в Англию, караваны имели обратный код - «QP». Из 103 судов этих 12 конвоев затонуло всего одно! Его потопила немецкая подлодка в Арктике.

Справка. Всего между августом 1941 года и маем 1945 года (в июле – сентябре 1942 года и в марте–ноябре 1943 года конвои не ходили) насчитывалось 78 конвоев (по другим данным, 79–42 - шедших к нам и 37 уходивших от нас). В них участвовало около 1.400 (по другим данным, 800) торгово-транспортных судов. Наши союзники потеряли примерно 90 судов, 2 крейсера, 16 эскортных кораблей, подводную лодку.

В морской пучине нашли своё последнее пристанище около 5.600 моряков-союзников.

 

*   *   *

В вопросе о роли ленд-лиза в нашей победе и качестве поставляемой для Красной Армии техники 42-25-05-12бытуют различные мнения. Оставим за рамками публикации обсуждение этого вопроса и приведём лишь три высказывания представителей наших западных союзников.
Генерал-лейтенант Мэтью Макфарлэйн: «...О какой помощи может идти речь, если прибывшие с первой партией в Архангельск танки «валлентайн» и «матильда» оказались с треснувшими блоками цилиндров, потому что перед отправкой их с арктическим конвоем... забыли слить воду из радиаторов. Танки «матильда» не годятся ещё и потому, что их компрессоры отказывают в условиях низких температур. На замечания русских по поводу соотношения мощности и веса наших танков, недостаточной ширины гусениц и абсолютного несоответствия им 42-мм пушки было трудно что-либо возразить».
Премьер-министр Эрнст Бевин: «Вся помощь, которую мы могли оказать, невелика, если сравнивать её с титаническими усилиями советтского народа. Наши внуки, сидя за своими учебниками истории, будут думать о прошлом, полные восхищения и благодарности перед героизмом великого русского народа».
Гарри Гопкинс, личный представитель президента США Ф. Рузвельта: «...Мы никогда не считали, что наша помощь по ленд-лизу является главным фактором в советской победе над Гитлером на восточном фронте. Она достигнута героизмом и кровью русской армии».

 

На снимке: истребитель «Харрикейн», пилотируемый командующим ВВС Северного флота генерал-майором авиации А.А. Кузнецовым. Самолёт был доставлен транспортным кораблём из Англии в Архангельск в августе 1941 года. 39 истребителей этого типа вошли в состав британского 151-го авиакрыла, которое базировалось на аэродроме Ваенга Мурманской области. В сентябре 1941 года началась подготовка советских лётчиков под руководством британских пилотов. После ускоренного обучения в ноябре 1941-го эти самолёты поступили на вооружение 78-го истребительного авиаполка под командованием Б.Ф. Сафонова



Источник: redstar.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится5



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map