Уверен, многие, прочитав заголовок, тут же припомнили слова Пушкина:
«Как ныне сбирается вещий Олег / Отмстить неразумным хозарам…», и то, чем все это закончилось: «Как черная лента, вкруг ног обвилась, / и вскрикнул внезапно ужаленный князь». Или другая версия, у Высоцкого: «Злая гадюка кусила его, и принял он смерть от коня своего». При этом мало кто знает, что заслуга легендарного Вещего Олега перед Отечеством вовсе не в том, что он трагически скончался у костей любимого коня.
Хотите знать, в чем? Читайте дальше.
Исполняющий обязанности князя
Чтобы не сбылось пророчество волхвов, Олег решил, что больше никогда не сядет на своего любимого коня
Первым делом он пошел на Смоленск, захватил его и посадил там княжить своего человека. Затем точно так же посетил Любеч. После чего пустил свои ладьи вниз по Днепру и дошел до Киева. Но там его ожидал сюрприз.
Варяги-самозванцы
Как выяснилось, городом уже правят варяги – братья Аскольд и Дир. Более того, они когда-то состояли в одной дружине с Олегом и так же, как и он, прибыли на Русь вместе с Рюриком. Аскольд и Дир были знатными воинами, которые когда-то отпросились у Рюрика в поход на Царьград (Константинополь). Тот отпустил их, дав дружину. Когда же, двигаясь по Днепру, братья увидели возвышающийся на холме Киев, они спросили у жителей: «Чей это городок?». Те ответили: «Были три брата – Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули. А мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». И тогда Аскольд с Диром решили не возвращаться к Рюрику, а остаться в Киеве, объявив себя его князьями. По законам того времени они не имели права этого делать, так как были хоть и знатными, но не княжеского рода.
Олегу не понравилось, что Аскольд и Дир отказались присоединить киевские земли к владениям своего князя. Но он понял и то, что теперь братья так просто власть не отдадут. И тогда решил пойти на хитрость. Оставив позади большую часть своего войска, Олег на нескольких ладьях подошел к городу и отправил к самозванцам гонца – доложить, что прибыли купцы, идущие к грекам из Новгорода: «Придите к нам, к родичам своим». Ничего не подозревающие Аскольд и Дир явились на берег Днепра.
Но вместо купцов навстречу им вышел Олег с маленьким княжичем Игорем на руках. «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода, – объявил он и указал на Игоря. – А это сын Рюрика!» И братьев тут же обступили воины, которые все это время прятались в ладьях. Самозванцев не пощадили.
Мать городов русских
Олегу понравилось в Киеве, и он решил сделать его столицей вместо Новгорода.
«Да будет это мать городам русским!» – записали летописцы слова князя. Так образовалось великое древнерусское государство, получившее в истории название Киевская Русь. На новом месте Олег тоже не задержался надолго. Наказав всем подвластным ему городам везти в новую столицу дань, сам он снарядил войско для дальнейших завоеваний. Уже на следующий год князь ввязался в вооруженный конфликт с древлянами, покорил их и, обложив поборами, присоединил завоеванные земли к Руси. Еще через год русская армия двинулась на северян, которые были под властью хазар. Олег сказал им: «Я враг хазарам и вам им платить незачем». Северяне добровольно согласились войти в состав Руси, и князь потребовал с них дань намного меньшую, чем требовали кочевники. Точно так же в 885 году к русскому государству отошли территории радимичей. Узнав о том, что они платят хазарам, Олег отправил к ним посла и убедил их присоединиться. Уличи и тиверцы оказались менее сговорчивы – Олег долго воевал с ними, прежде чем их земли стали частью Киевской Руси.
Если верить венгерской хронике, лишь однажды за время правления Олега русичи потерпели крупное поражение – когда по их землям прошли кочевники-венгры, мигрирующие на запад. Те разгромили половцев и осадили Киев. О том, находился ли в этот момент в городе князь Олег, хроника умалчивает. Возможно, он с дружиной был в каком-нибудь очередном походе.
Чтобы венгры оставили Киев в покое, горожане выложили крупную сумму – 10 тысяч серебром, а также отдали тысячу лошадей. Кстати, в русских летописях нет ни слова об осаде Киева, а лишь упоминается, что венгры (угры) прошли мимо города. Так что, как считают некоторые историки, ее могло и не быть.
Во степи под парусами
В ознаменование победы князь прибил на ворота Царьграда свой щит
И вот наступили времена, когда русичи зажили, «мир имея со всеми странами».
Но варяжская кровь звала к новым подвигам, и в 907 году Олег задумал грандиозный поход – решил завоевать саму Византийскую империю. Князь собрал многочисленную армию, погрузил ее на две тысячи ладей и, оставив Игоря заправлять всем в Киеве, двинулся по Днепру в сторону Царьграда.
И тогда князь поразил греков непредсказуемым штурмом, распорядившись поставить ладьи на колеса. Поймав попутный ветер, под парусами, прямо по полю, Олег устремил флот к Царьграду. Греки были настолько поражены таким маневром, что сдались без боя. Император Лев VI отправил к Олегу парламентеров, дабы они договорились о мире, с просьбой: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь», а русским воинам вынес дары – многочисленные яства и вино. Но князь, почувствовав неладное, запретил притрагиваться к этим подаркам. И не напрасно. Оказалось, греки решили одолеть русичей если не силой, так хитростью: пища и вино были отравлены. Поняв, что русского князя так просто не провести, Лев VI сдался окончательно и согласился на любые условия победителей. В первую очередь Олег повелел грекам в качестве компенсации за поход выдать каждому из его воинов по 12 гривен. Сумма выходила огромная, если учесть, что одна ладья вмещала около 40 человек, а в русском воинстве таких плавсредств было две тысячи. Во-вторых, Византия обязалась платить дань Киевской Руси. В ознаменование победы князь прибил на ворота Царьграда свой щит и отправился в Киев с ладьями, полными византийского добра. Именно за прозорливость и смекалку, проявленные в этом походе, Олега и прозвали Вещим.
В Киеве или Ладоге?
Курган около Старой Ладоги. По одной из версий, именно здесь покоится Вещий Олег