Как утверждал древнегреческий философ Гераклит, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Но что же делать, когда нельзя, а очень хочется? Можно, конечно, наплевать на Гераклита и действовать по юмористической фразе, проброшенной в свое время в «Литературной газете»: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».
Кому ее только не приписывают! Шолому Алейхему, Михаилу Жванецкому, даже Юлиану Семенову… Да, собственно, это уже неважно, поскольку это выражение стало крылатым. Но вот ситуативные значения ему придают самые разные, вплоть до того, что называют иногда образцом «женской логики».
Ужасно, когда внешняя политика ЕС базируется не на здравом смысле, а на «женской логике» и ностальгических воспоминаниях о «золотом веке» экономического бума ― спокойного существования под каблуком американского солдата и лакированного штиблета заокеанского банкира.
Да, было тесно, морально неловко, однако экономически выгодно, а главное, тогда был ordnung ― порядок. Цели ясны, задачи определены, и никто не рыпается, жуя свой кусок пирога.
А в современной Европе всё смешалось, как в доме Облонских. Впрочем, Облонские с их семейными проблемами, можно даже сказать, отдыхают.
Новое поколение европейских политиков поражает все больше.
И недавнего министра обороны Германии Урсулу Гертруду фон дер Ляйен, и сменившую ее на этом посту Аннегрет Крамп-Карренбауэр внешне трудно назвать мужественными, но заниматься их призвали самым что ни на есть мужским делом ― обороной. В прошлом обе дамы специализировались на проблемах семьи, труда, социальных вопросах, культуре, спорте и т. п. Почему же им дали возможность рулить армией? Для этого достаточно было нескольких воинственных заявлений в адрес России типа того, что сделала Аннегрет Крамп-Карренбауэр в бытность своего короткого пребывания на посту генерального секретаря ХДС. Тогда в связи с инцидентом в Керченском проливе она предложила закрыть порты западных стран для российских кораблей из Азовского моря.
Весьма симпатичная Флоранс Парли возглавила Минобороны Франции. Ранее занималась вопросами бюджета и социального страхования.
Министр иностранных дел Германии Хайко Маас заметно уступает внешне дамам от обороны, но хватка и замашки у него скорее бундесверовские, чем дипломатические. Во всяком случае он сразу же активно занялся развалом российско-германских отношений, что явно свидетельствует о недостатке у него знаний из области истории. А не мешало бы ему знать и помнить, что самые большие проблемы у Германии были именно тогда, когда она противостояла России.
И если раньше в немецком МИДе пользовались фиговым листочком, пряча за ним зависимость немецкой дипломатии от США, то при нынешнем министре иностранных дел ФРГ этот листочек отбросили совсем, демонстрируя, что немецкое внешнеполитическое ведомство является, как это было все послевоенные годы, всего лишь … филиалом Госдепа США.
Намного более странной представляется готовность Франции вслед за Германией безропотно исполнять указания заокеанского «обкома».
Нынешний президент Франции Эмманюэль Макрон не имеет ничего общего (кроме амбиций) со своим легендарным предшественником генералом де Голлем. С уходом последнего американцы постоянно искали возможности выдвинуть своего кандидата на должность французского президента. И кажется, нашли самого «достойного». Да и чего, в принципе, можно ждать от ставленника банкирского дома Ротшильдов?
Внешне нынешняя ситуация с современным европейским политикумом напоминает то, что происходило в Верховном Совете СССР, где, как и в современной Европе, соблюдались определенные гендерные и профессиональные квоты. При СССР среди депутатов были знатные доярки, чабаны, механизаторы. У них на полном серьезе брали интервью на радио, телевидении, в центральной прессе по самым животрепещущим вопросам, в том числе и по проблемам внешней политики и обороны.
Дело только в том, что к реальной внешней и внутренней политике их и близко не подпускали. Все решалось в ЦК КПСС и политбюро.
Собственно, сегодня то же самое происходит в Европе. Специалистов по вопросам семьи, труда и социальных проблем, а также бюджета и социального страхования (своего рода «знатных доярок») к вопросам реальной политики в сфере обороны не подпускают кураторы из вашингтонского «обкома». Попробовала было госпожа Меркель поспорить с ними, но результат в конечном итоге был такой же, как если бы в спор с ЦК КПСС по вопросам обороны или внешней политики вступила знатная доярка.
Значит ли это, что политический диктат Вашингтона после некоего периода «европейской оттепели» вновь возвращается в Европу? И да и нет.
«Да» в том смысле, что у США еще остались весьма мощные рычаги влияния на три основные европейские страны: Германию, Францию, не говоря уже о Великобритании, где никакой «оттепели» не было и в помине.
После Второй мировой войны США оставили Германию под полным своим протекторатом (более всепроникающим, чем был у СССР над ГДР). Основу его составляет контроль американских ТНК над немецкой экономикой. Это не говоря уже о зависимости Германии от США в военной и политической сферах.
Лидеры ведущих политических партий ФРГ проходят обязательный отбор в США, поэтому совсем не случайно, что они являются сплошь проатлантистами.
Подбор и выдвижение на руководящие посты в ведущих партиях и в других европейских странах осуществляют США. Показательным в этом отношении является продвижение Эмманюэля Макрона на пост президента Франции. Нечто похожее наблюдается и в других западноевропейских государствах.
В странах Восточной Европы вся процедура выдвижения проамериканских деятелей на руководящие посты вообще проходит по упрощенной схеме: через «цветные революции», откровенный шантаж и подкуп. Не брезгуют и террористическими методами, как это было, например, на Украине в ходе государственного переворота 2014 года. При этом неважно, что снайперы были не американские, а грузинские.
Малые же европейские страны вынуждены услужливо ложиться под экономические и политические «локомотивы» объединенной Европы.
Но у Штатов уже нет столь желанных для европейцев пряников (в виде плана Маршалла) и других экономических подарков, способствовавших послевоенному росту экономик западноевропейских стран.
Для Европы это было время экономического бума и «тучных коров».
Никто из европейцев тогда не мог и предположить, что их откармливали, как гусей, грецкими орехами перед Рождеством.
Колоссальные барыши, полученные американцами в годы Второй мировой войны, были направлены на восстановление Западной Европы с двумя основными целями: первая ― не допустить распространения влияния СССР и вторая ― сформировать из европейского континента плацдарм и эвентуальный ТВД в грядущей ядерной войне с СССР. Это позволило бы США и в будущей войне спокойно отсидеться за океаном. А то, что такая война состоится, там никто не сомневался. Сомневались только относительно времени ее развязывания.
О новом плане Маршалла для себя больше всех мечтает, конечно, Польша и ради этого готова полностью «лечь» под янки, чем она успешно занимается все последние годы.
Похоже, что за Польшей следуют руководства Германии и Франции, раздираемые в последнее время экономическими и внутриполитическими проблемами. А главное, всё более усиливающимся ростом противоречий между странами Евросоюза. Его будущая судьба выглядит весьма проблематичной. И происходит это отнюдь не только за счет «естественных» причин. Развал ЕС активно стимулируют сами Соединенные Штаты, видя в объединенной Европе не столько союзника, сколько все более усиливающегося конкурента в области экономики и внешней политики.
Происходит это оттого, что американцам становится все труднее убеждать население и бизнес Западной Европы в необходимости сохранять крайне враждебное отношение к России, постоянно увеличивать для этого расходы на оборону и свертывать взаимовыгодные экономические связи с Москвой.
По этим причинам среди населения происходит рост популярности оппозиционных партий. А они в один прекрасный момент смогут отправить в оппозицию контролируемый США политический бомонд.
Однако «пряники» у американцев уже дано закончились, но вот «кнуты» пока еще имеются в изобилии. И называются они сегодня санкциями. Ничего, кроме санкций, США, увы, неспособны больше предоставить миру.
Ведь Америка, разваливающаяся под грузом собственных экономических и внутриполитических проблем, пока еще является если не второй, то уж точно не первой державой в мире, уступая экономически Китаю, а по стратегическим вооружениям ― России. В крайнем случае можно предположить, что она вышла с ними на паритет по этим параметрам.
Подобное мироощущение, впервые появившееся за весь послевоенный период, крайне непривычно для американских политиков. Ведь большинство из них родилось и выросло после Второй мировой войны, принесшей США ощущение экономической победы и доминирования во всем мире.
Нынешнее моральное состояние американских элит (как республиканской, так и демократической ориентации) близко к паническому. Их можно понять. Земля уходит из-под ног. И они, как раненый зверь, теряющий равновесие, делают все более резкие и агрессивные выпады: от открытой экономической войны с Китаем, судорожных дерганий по поводу газопровода СП-2 до разрыва всех договоренностей с Россией по вопросам сдерживания гонки ядерных вооружений и постоянных военных провокаций и открытых угроз в отношении России и Китая.
Общая политическая и экономическая нестабильность в мире усиливается в последнее время и из-за пандемии коронавируса. Это крайне опасно, потому что таит в себе угрозу развязывания новых военных конфликтов, могущих перерасти в третью мировую войну.
Об опасности такого развития ситуации заявляют не только склонные к сенсациям «желтые» таблоиды и скандальные блогеры.
Во всеуслышание заговорил об этом и такой признанный мэтр международной политики, как Генри Киссинджер. По его мнению, это может произойти прежде всего из-за роста противоречий и напряженности между США и КНР. Опытный политик сравнивает сложившуюся в мире ситуацию с той, что возникла перед Первой мировой войной: беспрецедентный рост политических противоречий между основными международными игроками и при этом странная уверенность всех, что эти противоречия не могут привести к мировой войне. Между тем хватило всего одной пули сербского террориста в Сараево, убившей эрцгерцога Фердинанда, и балканская пороховая бочка взорвала полмира.
К сожалению, все большее число политиков, политологов и журналистов приходит к мысли, что третья мировая война неизбежна и уже довольно близка по времени. Называют 2025–2028 годы для ее наиболее вероятного начала, если в мире сохранится нынешняя международная напряженность.
Интеллектуальный потенциал американских элит сегодня, к сожалению, крайне низок и неспособен предложить миру никакого позитивного политического сценария. С упорством, достойным лучшего применения, политики США пытаются запугать нас вероятностью такой войны. Блефуя, пытаются взять нас «на слабо», убеждая всех (а главное, самих себя), что противостояние начнется и ограничится лишь европейским ТВД. Следствия этого ― и максимальное приближение натовских войск к нашим границам, и демонстрация силы в Черном и Балтийском морях, и провокационные заходы относительно Северного морского пути и т. п.
Для большей убедительности, что воевать нам придется прежде всего на европейском континенте, США побуждают дипломатию ЕС и Великобритании занимать все более жесткие надуманные и откровенно провокационные позиции относительно нашей страны. Чего стоят обвинения по делам об отравлении бывшего сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери. И особенно в связи с недоказанным обвинением в «отравлении» Алексея Навального. Их заявления на этот счет ― верх цинизма, хамства и непрофессионализма, что недопустимо в межгосударственных отношениях уважающих себя партнеров.
«Те люди, которые отвечают за внешнюю политику на Западе и не понимают необходимости взаимоуважительного разговора, наверное, мы должны просто на какое-то время перестать с ними общаться. Тем более что председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявляет, что с нынешней российской властью геополитического партнерства не получается. Так тому и быть, если они этого хотят», — заявил по этому поводу всегда крайне выдержанный министр иностранных дел Сергей Лавров, выступая на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай». Что называется, достали!
Поступило указание из вашингтонского «обкома» ― немцы и французы взяли под козырек! Приблизили еще на шаг столь желанную для янки войну между Россией и Европой? Дудки! На сей день это всего лишь маразматические мечтания стареющих политических элит США, которым не следует забывать о нашей стратегической позиции. О том, что, как только первая натовская ракета полетит в сторону России, ответным огнем будут уничтожены все натовские центры принятия решений и в первую очередь за океаном.
Что станет с Европой в этом случае, не хочется и думать…
Ностальгические мечты европейских атлантистов о втором плане Маршалла и новой холодной войне неосуществимы, поскольку сегодня Соединенным Штатам Америки самим впору ждать от кого-нибудь экономической помощи. А новой холодной войны не будет хотя бы потому, что и старая еще не закончилась. А победу в ней уже гарантированно обеспечил себе отнюдь не Запад, а Россия!
Сергей Кузнецов, Источник: alternatio.org.
Рейтинг публикации:
|