Государственный переворот в Киргизии можно считать уже традиционным событием для этой страны. А можно посмотреть с некоторого отдаления и спросить себя: кому выгодно, что страны Евразийского экономического союза, то есть ближайшие союзники России, одна за другой втягиваются в войны и кризисы?
В Бишкеке, столице Киргизии, в ночь на 6 октября произошёл государственный переворот. Конечно, участники событий так их не называют, однако это, видимо, наиболее точное определение. Толпа граждан, недовольных итогами парламентских выборов (состав партий, прошедших в парламент на них, полностью сменился), взяла штурмом Белый дом, освободила бывшего президента страны Алмазбека Атамбаева (был недавно осуждён на 11 лет). Центризбирком страны, подумав, большинством голосов итоги выборов отменил. Придется назначать новые.
Кто сейчас правит Киргизией, понять невозможно. Весьма вероятно, что будут объявлены новые парламентские выборы, но, как говорят в этих наших интернетах, «это неточно». Весьма вероятно, что действующий президент Сооронбай Жээнбеков в ближайшее время будет вынужден уйти в отставку (президентом он стал в качестве соратника Атамбаева, которого затем предал и отправил в тюрьму), но это, конечно, тоже не точно. Всё происходящее – для Киргизии уже привычный вариант развития событий и смены власти. Собственно, это уже четвёртая революция в XXI веке в этой маленькой стране, в изгнании (в Москве и в Минске) живут два бывших президента.
По мнению экспертов, происходящее сегодня в Бишкеке – следствие, в первую очередь, тяжелого финансово-экономического положения большинства населения, высокого уровня безработицы, негативных явлений в экономике, связанных с кризисом, вызванным эпидемией ковида. Не в меньшей степени события связаны с постоянной борьбой и соперничеством двух кланов или общин, или территориальных общностей, на которые разделена страна: северного и южного. На выборах в парламент побеждал юг. Революция приводит к власти север.
Янки. Просто янки
На иной взгляд, события в Киргизии подозрительно похожи на происходящее в Белоруссии. Известный белорусский эксперт Алексей Дзермант сегодня утром так оценил положение дел в своей стране и в Киргизии:
«Различия белорусской и киргизской ситуации существенные. В Белоруссии имеем мятеж новой буржуазии, городского креативного класса вкупе с мощным внешним влиянием. В Киргизии – межэлитную борьбу и разборку кланов, часть которых чувствует себя несправедливо обделёнными, обиженными в результате расправы над бывшим президентом Атамбаевым…
Ситуации разные, участие внешнего фактора тоже, но в итоге всё это должно зажечь дугу нестабильности в Евразии. Просто где-то используются внутренние слабости и расколы, а где-то необходимо сильное внешнее воздействие.
…Это значит, нам нужно изо всех сил держаться. Прежде всего, в России, Белоруссии, Казахстане помогать нашим союзникам. На кону очень многое, если сорвёмся, пожалуй, это похоронит наши шансы на будущее. Нужно держать строй, держаться государства, нейтрализовывать внутренних врагов и агентов влияния».
Мнение Алексея Дзерманта – не единственное и не уникальное. Примерно то же в интервью РИА «Новости» сказал глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович: «Что касается внешнего фактора, без всякого сомнения, внешние игроки сделали максимум для такого развития ситуации. В частности, известно, что американские дипломаты встречались в предвыборный период с лидерами оппозиции, призывали их объединяться и не сдаваться… Безусловно, США заинтересованы в смещении действующего президента Сооронбая Жээнбекова, который считается там слишком пророссийским».
Итак, янки поджигают Киргизию, как до того Украину. Цель этого действа – не Киргизия как таковая. Цель всегда одна – Россия. Чем сильнее пожары по нашим границам, чем их больше – тем янки веселей. Ну, точнее, тем больше они уверены, что у России не всё так хорошо, пока у них самих неспокойно.
Государство – это высшая ценность. Или его не существует
Конечно, как и в случае любых других революций, иностранного вмешательства недостаточно, чтобы разжечь пожар. Должны быть серьёзные причины для того, чтобы лодка государства опрокинулась. Зададимся вопросом: почему в Киргизии в одну ночь получилось то, что в Белоруссии не могут сделать уже два месяца?
В чём разница между Киргизией и Белоруссией? В Белоруссии есть государство. Государство располагает, прежде всего, спасибо марксизму-ленинизму, аппаратом подавления. Этот аппарат подавления состоит из людей, достаточно преданных не «режиму» или отдельному политическому лидеру, а именно самому государству, – достаточно преданных, чтобы в случае мятежа, бунта, революции продолжать выполнять свой долг, не задавая вопросов – «ради чего?» Киргизские силовики вряд ли трусливее, чем белорусские. Но они, как выясняется, не служат государству, точнее сказать, оно не является для них высшей ценностью. Эксперты практически в один голос говорят: то, что произошло в Киргизии, – следствие борьбы кланов. Страна жёстко разделена на север и юг, в предыдущем цикле победа была за югом, север потерял своего президента, его лидеры оказались оттеснены от власти. Однако силовики в Бишкеке – в основном представители севера и просеверный мятеж воспринимали как свой, а не как чужой. Результат налицо.
Но что это за результат? С каждым циклом государственных переворотов от государства как такового остается всё меньше. Власть, которую можно взять и потерять за одну ночь, теряет всякий авторитет. Новые люди приходят в начальственные кабинеты, чтобы через некоторое время обнаружить, что они не могут ничего изменить – даже в угоду своим сторонникам и при их безусловной поддержке.
Киргизия – очень бедная страна. ВВП на душу населения там в десять раз (!) ниже, чем в России. Киргизия – страна с очень маленькими, практически ничтожными возможностями государственного бюджета в плане социальной поддержки и поддержки собственной экономики в условиях экономического кризиса. При населении страны в 6,3 миллиона человека 650 тысяч киргизов (четверть трудоспособного населения, притом, видимо, лучшая четверть!) живут и работают в России.
Все эти обстоятельства делают эту страну куда более неустойчивой и куда более подверженной всякого рода потрясениям, чем Россия. Конечно, говорить о том, что происходящее сейчас в Бишкеке может запросто повториться в Москве, не приходится – трудно себе представить, чтобы мы до такой степени ослабли. Но это всё с одной стороны. С другой, не надо забывать, что Киргизия в недалёком прошлом – часть Российской Империи и Советского Союза, то есть той же империи под другим названием. Не надо высокомерно кривить лица: старшее поколение и люди среднего возраста там учились в тех же и таких же школах, что и мы с вами. И Бишкек – на наш взгляд, бедный, но всё-таки современный город. И то, что там случилось (и, видимо, продолжит случаться), как в русской сказке: намёк и добрым молодцам урок. Не только на тему «вот до чего могут дойти очень бедные люди», но и на тему «вот до чего могут дойти люди, которые не ценят своё государство».
«Противостояние между кланами»: к каким последствиям могут привести события в Киргизии.
В Киргизии продолжаются протестные выступления. Часть оппозиции выступила против выдвижения бывшего чиновника Садыра Жапарова на пост премьер-министра. Ранее Жапаров по требованию протестующих был освобождён из заключения наряду с экс-президентом страны Алмазбеком Атамбаевым. По мнению экспертов, в основе волнений, охвативших Киргизию, лежит межклановая конкуренция. При этом последние события не угрожают стабильности киргизско-российских отношений, уверены политологи.
Число пострадавших во время беспорядков в столице Киргизии превысило 900 человек. Такую информацию представил местный Минздрав.
«По последним данным, в общей сложности за медицинской помощью обратились 911 человек», — сообщение ведомства.
Ранее в Министерстве здравоохранения Киргизии уточнили, что в результате беспорядков было госпитализировано 218 человек, из которых семь находятся в реанимации. Один погиб от ушиба головного мозга.
При этом в Киргизской Республике 7 октября продолжаются беспорядки. Как стало известно утром, атаке неизвестных подвергся офис крупнейшей золотодобывающей компании «Кумтор». Предприятие, занятое разработкой золоторудного месторождения в Иссык-Кульской области, является ключевым налогоплательщиком республики.
Также группой людей была предпринята попытка захвата офиса угольной компании «Кыргызкомур». Об этом сообщают местные СМИ со ссылкой на пресс-службу предприятия.
На фоне последних событий Национальный банк Киргизии рекомендовал коммерческим банкам республики временно приостановить свою деятельность «в целях обеспечения безопасности финансово-банковского сектора страны и сохранности активов».
В республике продолжаются протестные выступления граждан. 7 октября перед Домом правительства снова собрались митингующие. При этом мнения протестующих разделились: часть людей поддерживает кандидатуру Садыра Жапарова на пост нового главы кабмина, другие демонстранты оспаривают эту инициативу.
В то же время действующий президент республики Сооронбай Жээнбеков не стал вводить режим чрезвычайного положения. Политик объяснил это решение желанием не усугублять ситуацию.
Комментируя последние события в республике, киргизский лидер назвал их «незаконным захватом власти».
«Как показывают вчерашние события, цель тех, кто вышел на митинг и акцию протеста, — не только отмена результатов выборов, а дестабилизация ситуации в стране. Это видно», — заявил Жээнбеков.
По мнению Сооронбая Жээнбекова, есть риск, что страна «станет жертвой не только внутренних сил, но и внешних».
Впрочем, эксперты разделяют эти оценки только частично. Как отметил главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Российского института стратегических исследований Аждар Куртов, президент Киргизии пытается таким образом оправдаться за собственные ошибки.
«В частности, он грубо нарушил баланс между кланами, что и привело в итоге к этим событиям. Тот факт, что ушедший по своей воле Атамбаев потом подвергся уголовному преследованию, стал, судя по всему, нарушением существовавших внутри элиты договорённостей. И это не могло не повлиять на хрупкий баланс сил, который существовал в стране», — пояснил эксперт.
В то же время крупные общественные события, подобные тем, которые сейчас происходят в Киргизии, неизбежно сопровождаются дестабилизацией, добавил эксперт.
«Цель восставших — смена власти и перераспределение ресурсов, потому что занятие государственных должностей в стране всегда сопровождалось подтягиванием своих родственников, земляков, раздачей им соответствующих постов», — считает эксперт.
Как считает эксперт по Среднему Востоку и Центральной Азии, доктор исторических наук, действительный член Русского географического общества Александр Князев, нынешние события в Киргизии не связаны с внешним влиянием.
«Во время первой революции 2005 года внешний фактор действительно играл большую роль в лице прозападных неправительственных организаций и партий, которые тогда поддерживали элиту юга Киргизии. В нынешних событиях внешний фактор практически отсутствует, среди протестующих есть небольшой компонент представителей прозападных НКО, но он небольшой и не играет важной роли», — пояснил эксперт.
«Раскол в среде оппозиции»
Напомним, 4 октября в Киргизии прошли выборы в парламент страны Жогорку Кенеш. Согласно предварительным результатам, преодолеть 7%-ный барьер смогли четыре партии. Проправительственные «Единство» и «Родной Кыргызстан» набрали 24,52% и 23,89% соответственно. Две центристские партии «Кыргызстан» и «Единый Кыргызстан» смогли получить 8,73% и 7,11% голосов.
Уже вечером 5 октября в центре Бишкека начались уличные акции недовольных итогами выборов. Протестующие потребовали провести перевыборы, выступления быстро переросли в беспорядки. Участники протестов начали штурмовать Белый дом, в котором работают администрация президента и парламент. В итоге митингующим удалось захватить здание, протаранив его ворота грузовиком.
Кроме того, оппозиция направилась к зданию Государственного комитета национальной безопасности, где выдвинула требование освободить экс-президента Киргизии Алмазбека Атамбаева. Этот ультиматум был выполнен. Также на свободе оказались бывший премьер-министр Сапар Исаков, экс-глава администрации президента Фарид Ниязов, отбывавшие наказание по коррупционным статьям, и ряд бывших депутатов парламента, в частности Садыр Жапаров, который с 2017 года отбывал срок в колонии за захват в заложники полпреда правительства Эмильбека Каптагаева в ходе акции протеста в 2013 году.
В тот же день Центральная избирательная комиссия республики аннулировала итоги голосования, состоявшегося 5 октября. Эту информацию подтвердила глава ЦИК Гульнара Джурабаева. Она добавила, что Центризбирком также обсуждал вопрос о самороспуске.
На фоне массовых протестов в отставку ушли спикер парламента Дастан Джумабеков и премьер-министр страны Кубатбек Боронов.
Одновременно в Жогорку Кенеше выдвинули на пост главы правительства кандидатуру Садыра Жапарова. Теперь политик должен предложить свой состав кабмина, после этого его кандидатура может быть утверждена парламентом.
Также партии, принимавшие участие в выборах, объявили во вторник о формировании Народного координационного совета. Решение объясняется необходимостью в «кратчайшие сроки восстановить общественно-политическую стабильность в стране» и вернуться в правовое поле.
В заявлении совета говорится, что он открыт для присоединения новых партий и движений. Отмечается, что в состав структуры вошли бывшие премьер-министры Темир Сариев и Омурбек Бабанов.
Однако вскоре оппозиционные партии, среди которых были такие организации, как «Мекен Ынтымагы» («Национальная солидарность»), «Реформы», «Ордо» («Центр») и «Ыйман нуру» («Огонь веры»), объявили о создании нового координационного совета.
Политики сообщили, что не признают кандидатуру Садыра Жапарова на пост премьер-министра и выдвинут нового претендента.
«Мы ранее встречались с Садыром Жапаровым и Камчыбеком Ташиевым (экс-депутатом парламента). Они тоже подписали заявление о создании Народного координационного совета. Но потом Садыр Жапаров пошёл к депутатам Жогорку Кенеша шестого созыва, чтобы они утвердили его кандидатуру. Мы ему сказали, что надо было сначала с нами посоветоваться. Мы не признаём премьерства Садыра Жапарова», — сказал лидер партии «Чон казат», входящий в новый совет Максат Мамытканов.
Отметим, что смена власти в результате протестных выступлений оппозиции — нередкое явление для Киргизии.
Так, в 2005 году в стане произошла «тюльпановая революция», итогом которой стала досрочная отставка первого президента независимой Киргизской Республики Аскара Акаева.
Однако и занявший кресло президента по итогам революции 2005 года Курманбек Бакиев был свернут в 2010 году. Он бежал из республики вместе с членами семьи. На родине против него было открыто уголовное производство.
На досрочных президентских выборах тогда победу одержал Алмазбек Атамбаев. В 2017 году политик объявил о добровольной отставке и передал дела ближайшему соратнику по партии Сооронбаю Жээнбекову. Последний одержал победу на президентских выборах, состоявшихся после отставки Атамбаева.
А в 2019 году Атамбаев был задержан правоохранительными органами по обвинению в коррупции и других преступлениях. В июне 2020 года экс-президент был приговорён к 11 годам тюрьмы и двум месяцам тюремного заключения.
Как отмечают эксперты, причиной столь частых переворотов в Киргизии стала географическая и политическая специфика республики. По словам Александра Князева, киргизское общество отличает достаточно выраженное противостояние между родами и кланами, особенно между севером и югом.
«Фактически нынешний протест — попытка северной киргизской политической элиты силовым путём взять реванш. Но подобные события приводят к дальнейшему подрыву государственности. А молодёжь, которая сегодня участвует в этих протестах, росла в таких условиях, когда не работали государственные институты, законы и существует тотальная безответственность. Силовые перевороты стали уже традиционной формой смены власти в стране», — подчеркнул эксперт.
При этом на киргизско-российские отношения эти события не повлияют, поскольку большинство политических партий Киргизии привержены двусторонним отношениям с Россией и членству в ЕАЭС, считает Князев.
Похожей точки зрения придерживается и Аджар Куртов. По его мнению, последние события могут негативно сказаться на внутриполитической жизни Киргизии, но не повлияют на её внешний курс.
«Эти протесты усилят внутренние противостояние между кланами и не будут способствовать решению острых проблем, которые стоят перед республикой в политической и экономической областях», — заявил эксперт.
По словам эксперта, среди политических движений Киргизии есть небольшая прослойка сил, получающих подпитку со стороны Запада и выступающих против сближения страны с ЕАЭС и Россией.
«Их приход к власти мог бы нанести ущерб киргизско-российским отношениям, но пока что нет оснований считать, что это произойдёт. А в целом можно сказать, что причиной череды политических кризисов в Киргизии стал псевдодемократический уклад, который не привёл в итоге к формированию стабильного общества», — подытожил эксперт.
Будь в курсе актуальных событий: vk.com/geopoliticsrussia
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 37
Рейтинг поста: