В эти дни, когда статуи по всей Америке, да и за ее пределами, оскверняются и уничтожаются активистами протестного движения Black Lives Matter, самое время задуматься о том, кто те герои, что достойны быть увековеченными в мраморе и бронзе. Больше того, пора спросить себя: а нужны ли нам вообще в XXI веке какие-то изваяния? Почему практически каждая страна на планете заботится о том, чтобы публичное пространство использовалось для светского культа поклонения мертвым политическим и военным деятелям? Для какой цели вообще служат памятники?
Что касается героев, совершенно очевидно, что за последние десятилетия новые поколения американцев забыли исторических героев и предпочитают им фантастических персонажей. Трудно вообразить, что в современной Америке дети будут рисовать цветными карандашами Пола Ревира (американский ремесленник, серебряных дел мастер, ставший одним из самых известных героев Американской революции, прим. mixednews) верхом на лошади, в то время как каждая консервная банка, рюкзак или мультфильм навязывают им образы вымышленных супергероев, обладающих магической силой.
На самом деле, у русских на эту тему даже есть мем, который звучит отвратительно для моего американского уха, особенно если слышишь его каждый день: «Америка создала супергероев, потому что у нее нет героев настоящих».
Мой обычный ответ на это неизбежное расхожее утверждение: «У Америки были герои, просто их заменили и забыли». На самом деле, это произошло вовсе не так уж давно, в те времена, когда еще не было интернета, но телевизоры уже были в каждом американском доме. Тогда в телевизионных программах и кинофильмах показывали настоящих, живых американских героев. Больше того, они даже становились прообразами для детских игрушек. Для поколения моего отца героями были такие люди как Дэниел Бун, Энни Оукли, Дикий Билли и все те, кто погиб в миссии Аламо, незадолго до того, как Техас стал частью Америки.
Отцы-основатели в то время повсеместно считались настоящими героями и людьми исключительного благородства, к которому всем нам следует стремиться. Каждый американский мальчик твердо знал, что маленький Джордж Вашингтон готов был подвергнуться телесному наказанию за то, что срубил подаренным топориком дорогое сердцу отца вишневое дерево, потому что будущий президент Соединенных Штатов «был неспособен лгать». А еще была какая-то очень занятная история о том, как Бенджамин Франклин в качестве научного эксперимента запускал воздушного змея в грозовую тучу, чтобы в него ударила молния.
Здесь ключевым моментом является то, что даже в пору юности поколения бэби-бумеров Америка имела вполне твердое представление о том, кто были ее герои. Больше того, несмотря на то, что говорят русские, они в большинстве своем были реальными людьми, за исключением кино-ковбоев Джона Уэйна и тех персонажей, чья историческая достоверность вызывает сомнения, вроде героини Войны за независимость Молли Питчер.
Теперь у Америки «нет ни одного героя», старше «Человека-паука» или «Бэтмэна», потому что общество расколото, и не существует ни живых, ни мертвых американцев, которые подходили бы в качестве героев для современных Соединенных Штатов так же хорошо как «Железный человек». Сегодня, когда пишутся эти строки, крупнейшие мемориальные комплексы Америки, памятники Отцам-основателям и даже Аврааму Линкольну приходится охранять от нападений вандалов.
Из всех исторических фигур Америки, именно его, человека, спасшего Союз, казалось бы, могли признать в качестве национального героя все, за исключением разве что горстки людей, которые верят, что «Юг возродится снова». Основной целью Линкольна не было прекращение рабства, но факт заключается в том, что именно в годы его президентства оно было отменено. Если бы Юг победил в гражданской войне, Соединенные Штаты, разделенные враждой, никогда не стали бы сверхдержавой.
Казалось бы, «честный Эйб» – тот самый парень, вокруг которого могло бы сплотиться все американское общество. Но увы, нет, его памятник находится под такой же угрозой, как монументы Колумба и героев Конфедерации потому что буржуазные либералы всей душой болеют за чернокожих американцев, которых они никогда не пустили бы в свои дома.
На первый взгляд, эта проблема не кажется такой уж важной. В конце концов, как на нас могут влиять стационарные объекты из металла или бетона, верно? В прямом смысле слова они и не влияют, поскольку это неодушевленные предметы, однако они являются отражением чего-то неосязаемого, что мы каким-то загадочным образом чувствуем каждый день в своей жизни – политической власти. Чтобы проиллюстрировать это утверждение, предлагаю взглянуть на историю страны, где памятники, а также названия улиц и городов менялись много раз.
В России, где в царскую эпоху церкви, казалось, стояли через каждые двести метров, с приходом советской власти они были уничтожены и заменены вездесущими памятниками Ленину и кое-где – Марксу. После Второй мировой войны, когда СССР получил исключительное влияние на всей территории Восточной Европы, эти изваяния появились в огромном количестве и там. Однако, как только Советский Союз начал распадаться, та же участь постигла и советские памятники, как в самой стране, так и в Восточной Европе. Некоторые из них были быстро заменены новыми «демократическими» монументами, которые отражали «ужасы российской оккупации». Если Соединенные Штаты в какой-то момент окончательно впадут в немилость, мы, возможно, увидим, как русские поставят многочисленные памятники жертвам плана Маршалла или американского ига.
По всему миру можно найти множество церквей, превратившихся в мечети, и наоборот, а также много статуй, которые пали вместе с режимами, которые они символизировали. Например, памятник Саддаму Хуссейну, который обрушился вместе с режимом Багдада. Интересно, что многие из людей, которые его разрушили, теперь жалеют об этом. Короче говоря, исторически изменяющиеся памятники – обычное явление, отражающее политические перемены, и оно характерно для многих стран.
Таким образом, памятники в некотором роде являются воплощением политической и идеологической власти, и если вы способны распространить свои монументы на чужой территории, предварительно разрушив монументы врага, а затем не позволить взорвать ваши в ответ, это, в сущности, и является признаком доминирования. Подобно тому, как геополитические собаки «метят» свою территорию, превалирующие идеологии должны оставлять свою печать везде, где это возможно.
Это не значит, что статуя Ленина в Сиэтле делает определенное количество квадратных метров штата Вашингтон частью какого-то нового коммунистического государственного образования, но это означает, что у него достаточно идеологической поддержки, чтобы оставаться на своем месте, и с этим, безусловно, следует считаться. Если бы эта статуя была установлена где-нибудь в середине «библейского пояса» (районы на юге и среднем западе США), я ни секунды не сомневаюсь, что Вова Ленин стал бы как минимум жертвой вандализма, если не был бы полностью разрушен.
Но можно ли в таком случае устанавливать статую генерала армии конфедератов Роберта Ли в Сиэтле? Нет, ни в коем случае, имея в виду, что в Сиэтле Ленин является более авторитетной фигурой, чем Ли. А это означает, что идеология, которую отражает статуя Ленина, значительно более сильна, чем та, которую символизирует статуя джентльмена-генерала, одного из главных полководцев Юга.
Из того, что уничтожение памятников конфедератам и Колумбу практически нигде не встречает сопротивления, и даже над отцами-основателями висит угроза вандализма, можно сделать вывод, что старая американская идеология явно терпит крах, и ее дни, похоже, сочтены. Но здесь интересно другое: у протестующих в Америке нет реальных замен этим «устаревшим героям».
Даже у украинских нацистов есть свой Степа Бандера, которого они готовы поставить вместо Ленина, маршала Жукова и Пушкина. Пусть даже у него не было никаких достижений, но он, по крайней мере, пытался, или что-то вроде того. В этом и заключается истинный дух украинского Майдана – создать ощущение, что ты чего-то достигаешь, что победа близка. Ну, разумеется, плюс «русофобия превыше всего».
Итак, поскольку статуи и памятники по всей Америке и за ее пределами падают, пусть даже те, кто их разрушает, не понимают, что они творят, мы сейчас наблюдаем войну за идеологическую территорию. Каждый уничтоженный Колумб или один из отцов-основателей Америки – это маленькая победа организаторов, стоящих за протестным движением. Хотя до сих пор ни один «новый герой» не заменил сваленные с постаментов статуи, можно не сомневаться, что со временем это произойдет.
Главное – уничтожить врага, а уж потом можно заняться оккупированной территорией. Утверждения либералов о том, что статуи не имеют ничего общего с наследием, совершенно справедливы. Дело не в истории или почитании предков, и не в национальной гордости, а в том, что бы распространить мощь своей идеологии на врагов.
А россиянам, которые сейчас это читают, я хочу сказать, что вымышленные американские герои в ярких костюмах будут по-прежнему доминировать в их стране до тех пор, пока значительное большинство народа не сможет договориться о том, кто «хорошие парни», а кто – враги. Как уже было сказано выше, в Америке есть герои, только о них все забыли, и вот теперь они официально стираются из истории.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 820
Рейтинг поста:
Боюсь, тем, кто стоит за спинами разрушителей легенд эти цветные герои тоже не подходят. Их идеология - жрите-тупейте-пашите. Ваши герои - наделенные полубожественными силами герои комиксов. Вам такое не светит. Не нужна супер-честность, не нужна отвага. Все заменяют сверх-способности, недостижимые для простых смертных. И потому новые герои Америки никого не выводят на свет из тьмы дикости. Они просто светят сверху. Как отверстие колодца освещает его дно.
--------------------
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 1138
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 28
комментариев 2387
Рейтинг поста:
Кому выгодно чтобы "град на холме" перестал существовать, как пуританский, модернистский проект?
--------------------