9 мая военный парад в России в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне пройдет в несколько необычном формате – исключительно в воздушном. Почти 600 вертолетов и самолетов поднимутся в небо. Это уникальное и крайне сложное с точки зрения организации мероприятие. Почему?
История воздушных парадов (официально это называется «воздушный показ авиатехники») в России уходит в далекое прошлое – с развитием авиации демонстрация новых самолетов стала регулярной. В 1911 году в России прошла Первая международная авиационная выставка – в Михайловском манеже Санкт-Петербурга. Тогда было продемонстрировано 19 аэропланов мировых и отечественных производителей.
А вот собственно история отечественных авиашоу началась 1 мая 1918 года, когда на Ходынском поле прошел первый военный и авиационный парад новой Советской республики. Участвовало в нем несколько десятков самолетов, среди которых самым значимым оказался биплан «Ньюпор ХХI». Далее, с 18 августа 1933 года, когда было объявлено о праздновании Дня Воздушного флота СССР, воздушные парады проводились регулярно, вначале на Ходынском поле, а затем и над Красной площадью.
Одним из самых массовых стал авиапарад в 1939 году – тогда в небе над Москвой пролетело около 200 самолетов. Они проводились не регулярно, но, как правило, три раза в году, в честь праздников. Во время Великой Отечественной войны их не было, возобновились позднее.
Самым неудачным оказался воздушный парад 1 мая 1952 года, которым руководил сын Иосифа Сталина – генерал-майор авиации Василий Сталин. Тогда были потеряны два новейших на ту пору реактивных бомбардировщика Ил-28. Полеты над Москвой временно прекратили, но возобновили уже в 1957 году, чтобы продемонстрировать развивающуюся мощь отечественной авиации.
Уже в истории современной России воздушные парады также стали обязательным атрибутом военных парадов 9 мая в честь Дня Победы. Отменяли их из-за погоды, как, например, в 2019 году, когда небо над столицей полностью заволокло облаками.
В нынешнем, 2020-м, году, когда из-за коронавируса SARS-CoV2 большая часть торжественных мероприятий, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, в том числе и намечавшийся парад Победы на Красной площади в Москве, были перенесены, на первое место вышел именно воздушный парад. Он обещает стать самым масштабным в современной истории, когда в небо по всей стране поднимутся 600 вертолетов и самолетов. Из них 75 пролетят над столицей.
Можно не сомневаться, что зрелище будет потрясающим и эффектным – воздушный парад и раньше привлекал внимание многих горожан. А вот что стоит за этой красотой, знают далеко не все. Подобная операция требует тщательной подготовки и особого мастерства пилотов. Это не учебный полет по кругу, с банальным отрывом от земли и последующей посадкой, а задание, которое требует особого мастерства. И не только мастерства – при всей кажущейся простоте все участники пролетов, особенно летчики, находящиеся за штурвалами, испытывают колоссальные психофизиологические нагрузки. Ведь на их плечах лежит огромная ответственность – десятки миллионов по телевидению будут смотреть на них в прямом эфире. И в таком случае цена любой ошибки крайне высока – особенно при полете над крупными городами.
В том числе поэтому Вооруженные силы готовятся к проведению подобных парадов не день, не два и даже не месяц. Это долговременная, тщательная, порой изматывающая подготовка, крайне сложная и даже отвлекающая части ВВС от других задач, в том числе заранее составленных планов учений и тренировок. Все ради того, чтобы обычные граждане смогли испытать чувство гордости за свою страну, увидев в воздухе в парадном строю всю мощь отечественной боевой авиации.
«С земли все видится просто – вот пролетели вертолеты, за ними тяжелые самолеты, потом истребители, с финалом, где штурмовики расцвечивают небо дымами в цвет российского флага, – рассказал газете ВЗГЛЯД экс-командир Центра показа авиационной техники, в прошлом командир пилотажной группы «Русские витязи» полковник Анатолий Омельченко. – На самом деле это очень сложный механизм, в котором задействованы как сами пилоты, так и штабные, навигационные, метеорологические и прочие службы.
Представьте, вертолеты взлетают из Торжка, «стратеги» Ту-160 и Ту-95МС – из Энгельса, самолет-разведчик А-50 и военно-транспортные Ил-76 – из Рязанской области, часть истребителей из состава пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи» – из Подмосковья. Всего 17 авиационных групп (вернее, 16, так как 13-й номер исключен из авиационного суеверия). И вот всю эту воздушную армаду, где разная скорость, подлетное время, возможности для маневра, нужно соединить в единый строй, чтобы четко по графику, который должен уложиться в пятиминутный интервал, провести над Красной площадью Москвы».
В других 46 городах России, где 9 мая также состоится воздушный парад, задача для летчиков будет ничуть не проще, чем в Москве. В Санкт-Петербурге будет задействовано 30 единиц воздушной техники, в целом по Западному военному округу в параде примут участие 215 самолетов и вертолетов, в Центральном ВО – 74, в Южном ВО – 189, в Восточном ВО – 90, на Северном флоте – 17 единиц. Еще 46 воздушных машин будут парадно кружить в воздухе над авиабазой Хмеймим в Сирии, российскими военными базами в Армении, Киргизии, Таджикистане.
Группировка в почти 600 самолетов и вертолетов различного предназначения, поднятая в небо в один день в условиях реальных боевых действий, может представлять собой реальную силу. А здесь даже не учебно-боевой вылет, а праздничный парадный пролет. Не подорвет ли он, пусть даже на короткое время, боеспособность Российской армии?
«Смешное рассуждение, – говорит летчик-истребитель Анатолий Омельченко. – Могу сказать, что в парадном пролете будет задействовано лишь «достаточное количество» всей имеющейся в наличии авиатехники Российской армии. Не будем оперировать точными цифрами, они входят в разряд военной тайны. В открытых данных фигурирует та авиационная техника, которая полноценно выполняет каждодневные задачи, остальная находится в «закрытом режиме», но это не ржавый металл, а те самолеты и вертолеты, которые способны в любой момент встать в строй и подняться в воздух для решения боевых задач. У нас достаточно и для парадов, и для повседневного боевого дежурства».
Нынешний парад Победы в воздушной его части блистать новинками вряд ли будет. Исключение составят разве что четверка истребителей МиГ-31К с гиперзвуковым авиационным ракетным комплексом «Кинжал» и четыре самолета пятого поколения Су-57. Впрочем, их явили миру раньше, на прежних парадах. Вероятно, что более современное авиационное вооружение приберегут до «открытых» парадов – будет чем удивить. Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 3020
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикаций 2390
комментариев 5410
Рейтинг поста:
Не позволим стереть память героизму наших предков. Благодаря их подвигу, мы можем радоваться с вами жизнью и видеть мирное небо над головой. У каждого кто-то в семье был причастен к этим событиям. Не забывайте их. А всех, кто говорит вам о "победобесии", шлите на три буквы. И много не пейте, это праздник не об этом. С Днем Победы!
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикаций 17
комментария 3532
Рейтинг поста:
Наши деды заплатили страшную цену, прошли через такие испытания,
которые сегодня нам сложно даже представить.
Но они вырвали эту Победу для нас, они подарили нам жизнь.
От нас теперь требуется совсем не много - помнить и гордиться.
--------------------
Генри Джон Темпл Палмерстон, английский государственный деятель, 1848 г.
"Если поднимается свист и гам по поводу властолюбия и завоевательной похоти России, знайте, что какая-либо западноевропейская держава готовит безсовестнейший захват чьей-либо чужой земли ."
Иван Сергеевич Аксаков, 1876 г.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 102
Рейтинг поста:
С Праздником Великий Победы!
Вечная Слава павшим воинам в борьбе с фашистскими захватчиками!
Статус: |
Группа: Эксперт
публикации 3
комментария 602
Рейтинг поста:
Красиво прошли, только трансляция смазала су-57, на видео с репетиции их подробнее показали. И кстати, что было с камерой на русских витязях? Как она могла отъехать из кабины наружу и в бок?