Ориентиром для нефтяных цен является стоимость нефти сортов WTI, Light Sweet и Brent. Российский финансовый кризис 1998 г. развивался на фоне сравнительно низкой цены – $13,2 за баррель Light Sweet. В конце 1999 г. началось повышение, и в 2000 г. была превышена психологическая отметка в $30, однако в 2001 г. произошло падение. 2002 г. стал годом восстановления показателей 2000 г., в 2004 г. цена неоднократно превышала $50, в 2005 г. – $60, в 2006 г. – $70. В 2008 г. был установлен рекорд – свыше $145, но в конце года цена упала ниже $40.
Цена на нефть перевалила отметку в $90, и это уже близко к тому, что было в начале 2008 года, т. е. до мирового финансового кризиса. Означает ли, что трудные времена остались позади, и глобальная экономика уже восстановилась после двухлетней лихорадки? По мнению некоторых экспертов, столь радужные оценки пока преждевременны. Не исключено, что рост цены на нефть носит спекулятивный характер, и перед нами – очередной «пузырь», со своим неотъемлемым свойством лопаться.
Для России это особенно важно, поскольку зависимость наших доходов от сырьевого экспорта давно стала притчей во языцех, и самое обидное, что за два кризисных года ситуация принципиально не изменилась. Впрочем, два года – слишком небольшой срок, чтобы успеть поправить диспропорции в нашей промышленности, которые накапливались десятилетиями. Поэтому, надеясь на лучшее, необходимо готовиться и к худшему, т. е. иметь план действий на случай резкого падения нефтегазовых доходов.
Действительно ли на сырьевом рынке надувается нефтяной «пузырь»? Если это так, то когда он лопнет, и каковы будут последствия? Что делается в мире для выхода из кризиса? На эти темы рассуждает ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Владимир Иванович Филатов:
– Следует отметить, что для быстрого роста цен на нефть нет фундаментальных причин, и, тем не менее, она повысилась. Нельзя считать, что спрос на нефть вызван ростом экономики. Наверное, есть основания для заключения, что это подорожание носит спекулятивный характер. Такая же ситуация была и накануне кризиса. Тогда был скачок цен не только на нефть, но и на другие сырьевые товары, металлы, продовольствие.
Когда лопнет этот «пузырь», сказать сложно, и вряд ли последствия «схлопывания пузыря» будут копией событий 2008 года. Но понятно, что он не может долго разбухать. Тем не менее, если падение цен на нефть и будет, то оно окажется не столь глубоким, как в 2008 году. Стоимость черного золота может скользнуть вниз, но ненадолго, а потом начнет колебаться вокруг $70-80 за баррель, т. е. уровня, обусловленного естественным спросом.
Также объяснимо, почему нефть стала объектом спекуляций. Дело в том, что американская программа финансовой стабилизации буксует, и лишние деньги ищут себе новые ниши, а кроме бумаг есть нефть, золото и прочее сырье. Кстати, золото сейчас тоже дорожает. Кроме того, долг США растет, и ведутся разговоры об увеличении денежной эмиссии. Возможно, инвесторы начинают сомневаться в долларовых бумагах и ищут другие объекты для вложений. Я говорю сейчас о биржевых спекулянтах, которых надо отличать от инвесторов в реальный сектор.
Кризис оказался системным. Грохнулась модель, и ее надо менять. Спрос на товары должен определяться не финансовыми «пузырями». Необходимо открывать новые товарные рынки, а пока появляются спекулятивные рынки. Но все-таки, если посмотреть европейские и американские программы стабилизации, то везде заложены структурные изменения. Будущее – именно за такими преобразованиями, и они уже начинаются. Провозглашено повышение энергоэффективности, и соответствующие технологии уже на подходе.
Энергосбережение – это одно из важнейших направлений модернизации всех развитых экономик. Поэтому если говорить о нефти, то долгосрочный и даже среднесрочный тренд заключается в уменьшении ее стоимости. Наклевываются и новые рынки в реальном секторе экономики, например, электрические и гибридные автомобили. Гибрид дает снижение потребления бензина на 40%, и китайцы усиленно занимаются этим вопросом – хотят выйти в лидеры по производству таких автомобилей. Это повлечет обновление парка в Европе и Америке.
Конечно, основная часть спроса на энергоносители обеспечивается не автомобилями, а энергетикой, но и здесь есть новые заделы (пример тому – сланцевый газ). Т. е. для России конъюнктура, если смотреть в среднесрочной и долгосрочной перспективе, складывается неблагоприятная. Таким образом, вопрос российской модернизации будет все более и более обостряться.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 856
Рейтинг поста:
Действительно тема сланцевого газа это уже просто не камильфо обсуждать, т.к. рентабельность не просто снизилась , а мягно говоря скважины стали просто убыточными, по этому поводу много материала в интернете.
На рынке нефти и золота конечно пузырь, конечно он связан с QE2 и продолжается раздуваться в надежде на QE3. К сожалению, отказаться от нефти в обозримом будущем просто невозможно по крайней мере при существующих технологиях, гибриды принципиально ничего не изменят, перейти на гибридные автомобили массово врядли получиться , как можно будет быстро заменить бензиновые автомобили когда их в мире почти 99 процентов.(Хотя конечно это возможно при цене на безнзин 150-200 руб. за литр.)
Хотя нас это успокаивать не должно, модернизироваться надо. По этому поводу есть знаменитое выражение, не помню кто сказал: "Каменный век кончился не потому что кончились камни".
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 2348
Рейтинг поста:
насколько я помню, сланцевый газ показывает себя в США далеко не с самой лучшей стороны - рентабельность скважин достаточно сильно снизилась за те 10 лет, что его добывают.
ну и когда иксперд говорит, что "нет объективных причин" для чего бы то ни было - значит он просто не понимает, какие прогнозы можно давать даже на ближайшее будущее. что расстраивает...
--------------------