В ночь на 29 февраля Турция обрушила на сирийские войска несколько массированных ракетно-артиллерийских атак, которые привели, по утверждениям Анкары, к значительным потерям среди сирийских военнослужащих и военной техники. 1 марта боевые действия турецкой армии против сирийской правительственной армии продолжились. Турецкие F-16 сбили два сирийских штурмовика и подвергли бомбардировке военный аэродром в Алеппо.
Ситуация приобретает новое качество. Эрдоган прилагает усилия к тому, чтобы втянуть в конфликт союзников по НАТО. По его требованию было созвано экстренное заседание Совета Безопасности ООН, на котором посол США в ООН Келли Крафт заявила о полной поддержке Вашингтоном Турции «после неправомерных налетов сирийских и российских ВВС на турецкие наблюдательные пункты в северной Сирии». С осуждением «налетов на провинцию Идлиб сирийских и российских самолетов» выступил и генсек НАТО Йенс Столтенберг. Он призвал Сирию и РФ «прекратить наступление, уважать международное право и поддержать усилия ООН по мирному урегулированию конфликта».
Однако резолюцию о поддержке Анкары силами НАТО заблокировала Греция, и альянсу пришлось ограничиться призывами «к прекращению наступления».
Это показывает, что дальше участия в информационной войне на стороне Турции НАТО не пойдёт. О подключении военных структур альянса к действиям Турции в Сирии не может быть и речи. Военное присутствие США в Сирии свёртывается, и это заметно влияет на позицию американских союзников.
«Несколько лет назад Турция была острием копья коалиции из 65 стра, – пишет Abdel Bari Atwan, шеф-редактор издаваемой в Лондоне арабской газеты Rai al-Youm. – Теперь же Эрдоган остается практически один, если не считать Катара, который продолжает поддерживать его».
Действительно, прежние сторонники Турции оставили её. Даже Саудовская Аравия смягчила свою позицию по отношению к Дамаску и заявила, что сирийская политическая оппозиция работает против интересов своей страны. Восстанавливаются дипломатические отношения Сирии с Иорданией, уже открыли свои посольства в Дамаске ОАЭ и Бахрейн. ОАЭ объявили о своей поддержке Асада в сирийском конфликте. Немаловажно и то, что Турция симпатизирует «братьям-мусульманам», которых многие арабские режимы рассматривают как угрозу себе.
Важным фактором стала резкая реакция Ирана на начало Турцией открытых военных действий против Сирии. Официальный Тегеран потребовал немедленно прекратить удары по сирийской армии, пригрозил ракетными ударами по турецким частям и их пособникам «без предупреждения» и заявил о возможности ракетного удара по турецким наблюдательным пунктам.
29 февраля Эрдоган известил о том, что он «потребовал от Путина отойти в сторону с пути Турции и дать ей встретиться лицом к лицу с Дамаском», утверждал, что «турецкие войска вошли в Сирию по приглашению сирийского народа и уйдут тогда, когда это будет нужным сирийскому народу». Москва ответила разъяснением пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, сказавшего, что российские войска находятся в Сирии по приглашению законного правительства, а все остальные – в противоречии с международными нормами. Турция не выполнила своих обязательств по сочинскому соглашению 2018 года, в результате чего террористы атаковали сирийские войска.
Вслед за этим из района сирийского Тартуса был произведён пуск 14 ракет «Калибр», поразивших объекты террористов в Идлибе. Представитель Министерства обороны России поредупредил, что «РФ не может гарантировать безопасности турецких полетов в воздушном пространстве Сирии».
После чего Эрдоган, пытаясь создать хаос, открыл КПП на границе с Грецией для беженцев. По сообщению греческих властей, более 4,000 человек пытались проникнуть на территорию Греции, и греческим пограничникам пришлось применить слезоточивый газ. Анкара подтвердила, что больше не будет держать границу закрытой для беженцев
Однако попытки Эрдогана повернуть развитие ситуации в Идлибе в свою пользу во всех отношениях оборачиваются против него.
Статья 5 Вашингтонского договора о НАТО не предусматривает помощи государству-члену блока, если оно вторглось на чужую территорию. Эрдогану придётся вести боевые действия против сирийской армии без союзников.
Россия и Иран обозначили перспективу нанесения ударов ракетами большого радиуса действия, что радикально меняет стратегическое положение турецких войск в Сирии. При этом Россия может брать под прицел формирования турецких ставленников, а Иран – непосредственно турецкие военные объекты.
Недовольство политикой Эрдогана в Турции возрастает. Более 60 турецких интеллектуалов подписали петицию к правительству, предлагая ему вывести свои войска из Сирии.
Угроза пустить в Евросоюз волну беженцев из Турции беспокоит Европу, но ЕС за последние два года укрепил свои границы так, что вполне в состоянии не допустить бесконтрольного проникновения больших масс людей.
И разваливается замысел Эрдогана аннексировать часть северной Сирии, создав там буферную зону, препятствующую трансграничной активности курдов. Независимый турецкий журналист Явуз Байдар (Yavuz Baydar) пишет: «Когда Путин понял что с ним ведут нечестную игру, он предупредил против войны с сирийской армией... Российские цели в сирийском конфликте не оставляют сомнений. Сирия станет кладбищем для вооруженных исламских террористов».
На фото: похороны турецких военнослужащих - жертв военной авантюры Эрдогана