В ремарках министра обороны США Марка Эспера в Брюсселе в кулуарах встречи министров обороны стран НАТО 25 октября и на подробном брифинге для прессы в Пентагоне 28 октября о намерениях США было озвучено многое (здесь и здесь). Вскрываются новые схемы действий. В подходах США просматриваются три основных направления.
Во-первых, в Вашингтоне зондируют мнение западных союзников. По словам Эспера:
«Я обсудил с нашими союзниками (по НАТО) ситуацию в Сирии. Я ... призвал другие страны, многое поставивших на карту, предложить свою поддержку, чтобы помочь смягчить продолжающийся кризис в области безопасности ... Ряд союзников выразили желание помочь в создании зоны безопасности вдоль сирийско-турецкой границы».
Очевидно, что эти идеи существуют в набросках, особенно германский план по северной Сирии, и 14 ноября в Вашингтоне состоится встреча представителей возглавляемой США коалиции для обсуждения ситуации в Сирии.
Москва предостерегла от любого вмешательства НАТО в сирийские события, и маловероятно, что ЕС будет действовать без какого-либо формального мандата ООН, на что потребуется согласие России. Но поскольку для Евросоюза зона безопасности имеет огромное значение в свете проблемы беженцев, в европейских столицах могут попытаться найти какие-то рычаги воздействия на неё.
Второе направление переориентации политики США связано с развёртыванием военного персонала. Хотя США вывели «менее 50 военнослужащих или около того из непосредственной зоны (турецкой) атаки», в прежнем составе остался контингент на базе Эт-Танф в южной Сирии, на границе с Ираком и Иорданией (через которую проходит стратегически важная трасса М2 Багдад-Дамаск.).
Американский гарнизон в Эт-Танфе осуществляет оперативный контроль зоны деэскалации на стыке границ трёх стран на юге Сирии.
Вашингтон проигнорировал неоднократные российские протесты по поводу базы Эт-Танф и оценивает её как средство противодействия остаточному влиянию коалиции России, Сирии и Ирана в этом районе.
В любом случае, есть третье направление подхода США, которое, похоже, откроет ящик Пандоры — решение Трампа завладеть нефтяными месторождениями в мухафазе Дейр-эз-Зор вблизи сирийско-иракской границы и вдоль реки Евфрат.
Эспер подтвердил, что некоторое количество американских солдат и боевой техники отправлено для охраны нефтяных месторождений, в настоящее время находящихся под контролем отрядов курдского ополчения. Он указал на размещение «дополнительных сил и средств в окрестностях Дейр-эз-Зора», включая механизированные подразделения и «подразделения других типов», и добавил, что пополнение живой силой и техникой «будет продолжаться, пока мы не убедимся в том, что у нас достаточно возможностей».
Эспер особенно предостерёг, что США «ответят ошеломляющим военным ударом любой группировке, угрожающей безопасности наших войск, дислоцированных в этом районе ... Кроме прочего, эти нефтяные месторождения — важный источник финансирования отрядов Сирийских демократических сил (SDF), позволяющий им действовать успешно».
Не выраженное явно предупреждение Москве и стремление Соединённых Штатов поддерживать альянс с курдами, подкрепляя его финансовыми ресурсами и военным потенциалом, и оставаясь гарантом безопасности на их родных землях на востоке Евфрата — всё это ведёт к разнонаправленному обострению противоречий. Что привело уже Россию, Иран и Турцию к одинаковому пониманию ситуации.
Нефтяные месторождения жизненно важны для Дамаска, и большая часть нефти поступает с месторождений на северо-востоке страны. Наоборот, США полны решимости блокировать любые шансы на заключение соглашения (под наблюдением России) между действующими в этом районе курдскими формированиями и режимом Асада о возвращении нефтяных месторождений под контроль Дамаска.
В общем и целом борьба за контроль над восточными нефтяными месторождениями Сирии не имеет ничего общего с борьбой с терроризмом, но является важным этапом геополитической схватки.
Вне всякого сомнения, США укрепляют отношения с курдами и стараются перевести альянс с ними на самофинансирование. Но разве Москва и Дамаск смогут смириться с тем, что США контролируют около 30 процентов территории Сирии?
Равно и Турция расценивает угрозу того, что получит импульс движения спонсируемая США консолидация курдских анклавов всего в 30 километрах от её границы с Сирией. И Трамп, и Эспер отвели курдам роль героев американского фольклора.
Соединённые Штаты нашли в сирийских курдах нечто редкое для Ближнего Востока — союзников, энергичных бойцов, а также хороших друзей Израиля. Понятно, что США не собираются отклоняться от намерения создать в Сирии автономный Курдистан, будущую основу американо-израильских региональных стратегий.
А вот это Турция будет рассматривать как угрозу своему суверенитету и территориальной безопасности, считая сирийскую курдскую милицию (YPG) по сути франшизой РПК. Анкара решительно выступает против любых предложений принять в Вашингтоне главу YPG генерала Мазлума Кобане.
Достаточно сказать, что планы Трампа относительно богатого нефтью бассейна Евфрата способны серьёзно подорвать возможности для любого существенного турецко-американского сближения. Турция может ещё больше склониться к позиции России и Ирана по вопросу устройства послевоенной Сирии.
Известный ученый и автор трудов по России и Евразии Майкл А. Рейнольдс из Принстонского университета недавно завершил чрезвычайно увлекательное эссе, озаглавленное «Турция и Россия: поразительное сближение»:
«Неспособность или нежелание американских политиканов искусно следовать политике, учитывающей фундаментальные проблемы безопасности и чувствительность страны, на протяжении десятилетий являющейся ключевым партнёром Соединённых Штатов на Ближнем Востоке, Балканах, Чёрном море, Кавказе и Евразии, должны быть центром любого объяснения нынешнего поворота в турецко-российских отношениях. Взаимная готовность Вашингтона и Анкары восстановить свои связи будет ключевым фактором, определяющим будущее турецко-российских отношений