Твит Трампа делит пополам сюрреалистический спектакль, когда Турция атакует 120-километровый участок сирийской территории к востоку от Ефрата, чтобы по сути изгнать сирийских курдов. Даже после того, как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган прояснил Трампу смысл названной по оруэлловски операции «Источник мира», Анкара рискует столкнуться с опасностью американских экономических санкций.
Доминирующий на Западе подход ставит в заслугу Сирийским Демократическим Силам, главным образом курдским, борьбу и победу над Исламским Государством*, также известным а Даиш. СДС — по сути своей сборище наемников, действующих против Дамаска в интересах Пентагона. Но многие сирийские граждане утверждают, что на самом деле ИГИЛ* потерпел поражение от Сирийской Арабской Армии, российского воздушного и технического мастерства при поддержке советников и силы специального назначения Ирана и Хезболлы.
Поскольку Анара может считать курдские YPG — «народные силы самообороны» — и PKK просто «террористами» (PKK к тому же связаны с Вашингтоном), то операция «Источник мира» в принципе не имеет ничего общего с избиением курдов.
Реальные факты покажут, включены ли этнические чистки в план турецкого наступления. Столетие тому назад в той части жило немного курдов, она была населена по большей части арабами, армянами и ассирийцами. Так что это нельзя считать этнической чисткой земель предков. Но если город Африн представляет собой нечто, что можно взять за пример, то последствия могут быть жёсткими.
И в эту головокружительную смесь вливается возможно, неудобный умиротворитель — Россия. Ранее Москва поощряла сирийских курдов вести переговоры с Дамаском, чтобы предотвратить турецкую кампанию — безрезультатно. Но министр иностранных дел Сергей Лавров никогда не сдаётся. Теперь он говорит: «Москва попросит начать переговоры между Дамаском и Анкарой». Дипломатические отношения между Сирией и Турцией уже семь лет как разорваны.
При том, что «Источник мира» катится фактически без противодействия, курдский генерал Мазлоум Кобани Абди поднял ставки, заявив американцам, что ему придётся заключить сделку с Москвой о бесполетной зоне с целью защиты курдских городов и селений от ударов турецких вооружённых сил. Русские дипломаты неофициально говорят, что этого не произойдёт. Москва считает «Источник мира» «правом Турции обеспечить свою безопасность», по словам пресс-секретаря кремля Дмитрия Пескова. До тех пор, пока это не превратится в гуманитарное бедствие.
Нет независимому Курдистану
С точки зрения Вашингтона все, происходящее в меняющемся спектре Иран-Ирак-Сирия-Турция подчиняется двум императивам: 1) геополитически расколоть то, что в регионе считается осью сопротивления: Иран, Ирак, Сирию и Хезболлу; и 2) геостратегически не дать китайской Инициативе «Пояса и Пути» интегрироваться в Ирак и Сирию, не говоря уж о Турции.
Когда Эрдоган заметил, что прошедший в прошлом месяце в Анкаре трёхсторонний саммит был «продуктивным», он по сути сказал, что курдский вопрос был разрешён договорённостями между Россией, Турцией и Ираном.
Дипломаты подтвердили, что Сирийский Конституционный Комитет будет упорно работать в направлении воплощения федерации — подразумевая, что курдам придётся вернуться под власть Дамаска. Тегеран может даже сыграть свою роль, смягчив их положение, поскольку иранские курды тоже весьма активны в командовании YPG.
В итоге: не будет никакого независимого Курдистана — как показано на карте, ранее опубликованной агентством новостей «Анадолу».
С точки зрения Анкары цель, которую преследует операция «Источник мира», это то, что Эрдоган уже объявил парламенту Турции — то есть организация репатриации не менее двух миллионов сирийских беженцев в селения и города, расположенные в 30-километровой зоны безопасности, контролируемой турецкой армией.
Но не было сказано ни слова о том, что произойдёт с другими беженцами, численностью предположительно 1,6 миллиона, тоже находящимися в Турции.
Курдские угрозы снять контроль над 50 тюрьмами, где содержатся, по меньшей мере, 11 000 джихадистов ИГИЛ/Даиш, касаются именно этого. И то же самое применимо к лагерю содержания аль-Хол, где находятся ошеломляющие 80 000 членов семей боевиков ИГИЛ. Если их выпустить, эти джихадисты в мгновение ока начнут преследовать курдов.
Ветеран, военный корреспондент и риск-аналитик Элайя Магниер представил превосходный обзор курдского «принятия желаемого за действительное», сравнивая приоритеты Дамаска, Тегерана и Москвы.
Курды попросили Дамаск в присутствии русских и иранских посредников позволить им сохранить контроль над очень богатыми нефтью и газом месторождениями, которые они захватили на чуть менее чем четверти сирийской территории. Более того, курды попросили, чтобы им дали полный контроль над энклавом на границе с Турцией без присутствия или действий сирийской армии. Дамаск не хочет действовать как пограничная охрана и хотел бы вернуть контроль над всей сирийской территорией. Сирийское правительство намерено покончить с расквартированием войск, которое курды предлагают США и Израилю, подобно тому что произошло с курдами Ирака.
Выбор для курдских YPG тяжёл. Они медленно осознают, что Пентагон их использовал как наёмников. Они либо становятся частью сирийской федерации, отказываясь от некой автономии и свои сверх-националистических мечтаний, либо им придётся делить регион, в котором они живут с по меньшей мере двумя миллионами арабских беженцев-суннитов, перемещённых под защитой турецкой армии.
Конец мечты близок. В воскресенье Москва посредничала в переговорах, по итогам которых ключевые пограничные города с курдским населением Манбидж и Кобани возвращаются под контроль Дамаска. Так что турецким войскам придётся отойти, иначе они столкнутся непосредственно с Сирийской Арабской Армией. Меняющий всю игру договор следует интерпретировать как первый шаг в направлении возвращения всего северо-востока Сирии под государственный контроль.
Геополитический итог демонстрирует серьёзный раскол в договорённостях в Анкаре. Тегеран и Москва — не говоря уж о Дамаске — не приемлют турецкой оккупации почти четверти суверенной богатой энергоресурсами территории Сирии взамен де-факто американской оккупации. Дипломаты подтверждают то, что Путин постоянно подчёркивал Эрдогану — важна территориальная целостность Сирии. Сирийское агентство новостей SANA представило «Источник мира» «актом агрессии».
И это ведёт нас к Идлибу. Идлиб — бедная сельская провинция, переполненная ультра-фанатичными джихадистами-салафитами — по большей части на мириадах уровней с успешными реинкарнациями Джабхат-аль-Нусра или сирийской ветви аль-Каиды. В итоге Дамаск при поддержке российской воздушной мощи вычистит то, что называется «идлибским котлом», создав дополнительную волну беженцев. Столь многое, что Эрдоган вкладывает в свою зону безопасности в сирийском Курдистане, является попыткой предотвратить дополнительный исход потенциально 3,5 миллионов по большей части фанатичных суннитов в Турцию.
Турецкий историк Кам Эримтан сказал мне, как он утверждает в этом эссе, что всё дело в столкновении пост-марксистского «либертарианского муниципализма» турецко-сирийской оси PKK/PYD/YPG/YPJ и ветви ислама, которую отстаивает партия АКР Эрдогана: «Пьянящее слияние исламизма с турецким национализмом, ставшей отличительной чертой партии АКР и разменной монетой в Новой Турции, что привело тому, что как социальная группа курды в Сирии теперь повсеместно воспринимаются как враги ислама». Таким образом, добавляет Эримтан «курды» заняли место «Асада» как безбожного врага, которому необходимо нанести поражение».
Геополитически основным моментом остается то, что Эрдоган не может себе позволить отчуждать Москву по ряду стратегических и экономических причин, начиная с газопровода «Турецкий поток» и до интереса Анкары в активном участии в Инициативе «Пояса и Пути», равно как и в Евразийском Экономическом Союзе и в стремлении стать полным членом ШОС; и всё это идет в направлении евразийской интеграции.
«Беспроигрышно»
А пока Сирия кипит, Ирак успокаивается.
Иракский Курдистан живёт сам по себе и не затронут иракскими протестами, которые мотивированы истинными обидами на болото коррумпированных до мозга костей политиков Багдада. Последующий бандитизм ради особой геополитической программы был неизбежен. Правительство говорит, что иракские силы безопасности не стреляли в протестующих. Это была работа снайперов.
Стрелки в балаклавах напали на офисы многих телестанций в Багдаде, уничтожив оборудование и устройства вещания. Кроме того, иракские источники сказали мне, что вооружённые группы сделали мишенью жизненно важную инфраструктуру, например энергосистему и заводы, особенно на юге в провинции Дивания. Это погрузило весь южный Ирак во тьму, что вызвало ещё больше протестов.
Пакистанский аналитик Хассан Аббас провёл 12 дней в Багдаде, Наджафе и Карбале. Он рассказал, как до зубов вооружённая полиция рассправлялась с протестующими, «избирая использование силы, начиная со слова «пошли» — дурная стратегия». Он добавил: «В Багдаде 11 различных правоохранительных сил в различной форме — координация между ними и в нормальных условия крайне плоха».
Но более всего, подчеркнул Аббас:
«Многие люди, с которыми я говорил в Карбале, считают, что это американская реакция на иракский поворот в сторону Китая».
Это полностью соответствует вот этому всеобъемлющему анализу.
Ирак не последовал за санкциями администрации Трампа — противозаконными — против Ирана. На самом деле он продолжает покупать у Ирана электричество. Багдад наконец-то открыл важнейший пограничный пост на ирако-сирийской границе аль-Квам. Премьер-министр Адель Абдель Махди хочет купить у России ракетные системы С-400.
Он также недвусмысленно объявил Израиль ответственным за бомбёжки пяти складов, принадлежащих народным мобилизационным подразделениям Хашд аль-Шааби. И он не только отверг «сделку века» администрации Трампа между Израилем и Палестиной, но и пытается стать посредником между Ираном и Саудовской Аравией.
А ещё есть — что ж ещё? — Китай. Во время государственного визита в Пекин 23 сентября Махди заключил что называется беспроигрышную сделку: масса поставок нефтепродуктов за вложения в восстановление инфраструктуры. И Ирак будет гарантированно узлом «Пояса и Пути», причём президент Си Цзинпинь расхваливает новое «китайско-иракское стратегическое партнёрство». Китай к тому же стремится вести восстановительные работы в Сирии, чтобы сделать её ключевым узлом Новых Шёлковых Путей.
Ещё не вечер для заключения сделок. В то же время Эрдоган всегда может спеть об отправке 3,6 миллионов беженцев в Европу.
Что происходит, так это четырёхсторонний выигрыш. Уходя, США сохраняют лицо, что Трамп может продать как избежание конфликта с союзником НАТО Турцией. Турция получает гарантии — от русских — что сирийская армия будет контролировать турецко-сирийскую границу. Россия предотвращает эскалацию войны и поддерживает продолжение мирного процесса Россия-Иран-Турция. А Сирия в итоге возвращает контроль над своими нефтяными месторождениями и над всем северо-востоком.
Примечание:
* — организация, запрещённая в РФ.