Китай опубликовал «Белую книгу» – документ, который можно считать перспективной военной доктриной страны. В нем подчеркивается роль России как стратегического партнера Пекина. Эксперты полагают, что военно-политический союз двух стран должен перехватить инициативу у НАТО, причем не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Канцелярия по делам печати КНР во вторник опубликовала «Белую книгу по национальной обороне Китая в новую эпоху», в которой сформулирована военная стратегия Китая на ближайшие годы. В документе подчеркивается, что Китай будет всеми средствами обеспечивать свой «национальный суверенитет, единство и территориальную целостность».
Из документа также следует, что Китай готов применить вооруженные силы в отношении тех, кто выступает за независимость Тайваня.
«Китай не отказывается от использования военной силы, сохраняя право на применение любых средств в отношении вмешательства внешних сил, а также действий крайне малочисленных элементов, выступающих за «независимость Тайваня» и других раскольнических сил, однако это ни в коей мере не направлено против тайваньских соотечественников», – говорится в документе.
В случае, если же кто-то попытается оторвать Тайвань от Китая, «китайские вооруженные силы не постоят за ценой, чтобы нанести этому сокрушительное поражение», – следует из «Белой книги». В ней также указано, что Китай не намерен участвовать в гонке вооружений и выступает за полный запрет и уничтожение ядерного оружия.
Особая роль в военной стратегии Китая отведена России.
По словам официального представителя минобороны КНР У Цяня, «под стратегическим руководством лидеров государств армии двух стран продолжат развивать отношения». Он отметил, что вооруженные силы Китая и России расширили сотрудничество в области военных учений, технологий и борьбы с терроризмом, а в данный момент кооперация двух стран «обогащается всеобъемлющим стратегическим партнерством и играет значительную роль в поддержании глобальной стратегической стабильности».
У Цянь добавил, что Россия и Китай продолжат практику совместных операций по стратегическому патрулированию по аналогии с той, которая была проведена накануне в районе Японского моря, что вызвало бурную реакцию со стороны союзников США в лице Южной Кореи и Японии.
На то, что военное сотрудничество между Москвой и Пекином набирает обороты, указывают и новости, сопровождавшие публикацию «Белой книги». Например, только за последние сутки в Подмосковье прибыл эшелон с китайскими танками для участия в Армейских международных играх. В это же время Россия начала поставку Китаю второго полкового комплекта С-400, а китайский ракетный эсминец «Сиань» прибыл в Санкт-Петербург для участия в Главном военно-морском параде. И самое главное – недавняя публикация распоряжения председателя правительства РФ Дмитрия Медведева о проведении переговоров по заключению нового соглашения о военном сотрудничестве между двумя странами.
По мнению директора Центра стратегических исследований Китая РУДН Алексея Маслова, в презентованной «Белой книге»
Пекин впервые так четко обозначает свою дружественную позицию к России в области военной политики.
«Хотя ранее наши страны очень тесно взаимодействовали между собой, проведя пять совместных учений, ни в какой концепции КНР такое сотрудничество не было зафиксировано. Теперь фиксация произошла, и очевидно, что Россия и Китай движутся к военно-политическому союзу, который, может, и не будет оформлен на бумаге, но это уже зафиксировано в стратегии Китая», – пояснил Маслов, добавив, что для Москвы военное сотрудничество с Пекином выглядит куда перспективнее, чем сотрудничество в области торговли или технологий.
В то же время он подчеркнул, что для России важно не втягиваться в те конфликты, в которые может быть втянут Китай.
«Например, последний случай совместного патрулирования привел к тому, что у нас обострились отношения с Японией и Южной Кореей. У Китая с этими странами довольно сложные отношения, в то время как у нас – довольно хорошие.
Потому наша задача – поддерживать Китай в общем военно-политическом плане, но не быть втянутыми в конфликты, которые вредят нашим интересам», – заключил Маслов.
В свою очередь старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин рассказал, что «между Россией и Китаем существует мощное многолетнее сотрудничество в подготовке военных кадров, стратегические консультации между представителями генеральных штабов России и Китая, обмен оценками и информацией». По его словам, для России это сотрудничество полезно и тем, что Китай продолжает оставаться одним из крупных покупателей российской военной техники и технологий.
С Кашиным согласен и гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. «Россия занимает первое место среди иностранных экспортеров военного оборудования в Китай, то есть мы практически доминируем на китайском рынке. Это очень перспективно, особенно с учетом перехода на новый этап научно-технической кооперации, – сказал Кортунов, добавив, что это полностью соответствует интересам России.
В пользу российского экспорта вооружений говорит и то, что китайская армия переходит на качественно новый уровень подготовки, используя российские технологии, считает член комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич.
«Раньше Китай решал военные вопросы при помощи человеческого резерва, но в этом году Си Цзиньпином была поставлена задача вывести китайскую армию на новый уровень. Это говорит о том, что Китай уже сегодня получает боеспособные, оснащенные самыми современными технологиями, вооруженные силы», – сказал Клинцевич.
При этом все эксперты уверены: военное сотрудничество между Москвой и Пекином является гарантией того, что страны НАТО во главе с США не станут развязывать полномасштабные военные конфликты.
«Я убежден, что современные войны способны вести только три страны – это США, Россия и Китай. И двое из этой тройки, заключив военное соглашение, лишают США доминирования американцев в военно-технической сфере», – говорит Клинцевич.
В то же время Россия и Китай должны не только наращивать влияние и присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и в других регионах планеты, считает Кортунов.
«Москва и Пекин должны упредить Вашингтон в предложениях по международному патрулированию зон Ормузского пролива, чтобы не американские суда контролировали свободу судоходства, а наши страны», – добавил собеседник, подчеркнув благосклонное отношение к этому некоторых государств Персидского залива.
В целом же, отмечают эксперты, если с военным сотрудничеством у России и Китая все в порядке, то в сфере торговли и инвестиций обеим странам предстоит еще немало работы.
«Например, были надежды на то, что Китай заменит Запад в качестве источника кредитов, но сейчас китайские банки, особенно частные, с неохотой идут на кредитование российских компаний, опасаясь попасть под американские санкции», – напоминает Кортунов. С точки зрения инвестиционной деятельности Китая в России и России в Китае, похвастаться тоже нечем.
«Есть достижения, но есть и много нерешенных проблем. Объем торговли России с Китаем – 100 млрд долларов, но все равно это в пять раз меньше, чем торговля Китая с США, и тут России надо наращивать обороты», – подчеркнул эксперт.
Но главное в развитии военных и торгово-экономических отношений с Китаем – это осторожность.
«Конечно, все эти совместные действия могут вызывать опасения других государств. Мы должны это учитывать и аккуратно подходить к соблюдению всех договоренностей, понимая – всегда будут подозрения, что Россия и Китай попытаются ущемить интересы третьих стран. Этого допускать нельзя», – резюмировал Кортунов.
Россия и Китай создали аналог НАТО?
Россия и Китай в силу объективных причин все теснее сближаются по ряду стратегических направлений. В том числе и по направлению военному.
К примеру, сегодня прошло совестное патрулирование стратегическими бомбардировщиками России и КНР одного и маршрутов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Со стороны РФ участвовал Ту-95, со стороны Китайской Народной Республики - Н-6. И, кажется, такой формат военного взаимодействия происходит между двумя государствами впервые.
Более того, в Сети тут же появился скриншот кране интересного документа. Суть его в том, что «Правительство РФ рассмотрит вопрос о создании Российско-Китайского военного союза. И, повторимся, это было логично.
Вообще, совместные военные учения между РФ и КНР - явление не новое. В 2018 году, например, уже проходили такие мероприятия. Назывались они «Восток-2018». Тогда министр обороны РФ, Сергей Шойгу заявил, что подобные учения и маневры теперь будут проводиться на регулярной основе. При этом, Шойгу тогда подчеркнул, что военное сотрудничество будет налажено и на оперативном, и на стратегическом уровне. И это замечание кране важно потому, что патрулирование стратегическими бомбардировщиками - это и есть тот самый «стратегический уровень».
В конце апреля этого года прошли совместные морские военные учения РФ и КНР, и реакция в международных СМИ была настолько панической, что ряду китайских военных экспертов пришлось публично успокаивать западную общественность.
И понятно, что после новостей и о патрулировании, и о военном сотрудничестве по стратегическим направлениях в западных СМИ снова поднимется волна паники и негодования по поводу «восточной угрозы». Кстати, в российских либеральных медиа сейчас снова запоют про то, что «вся Сибирь в китайцах», и что угроза китаизации России - неизбежна. Просто потому, что этот военный союз в очередной раз подрывает гегемонию Запада вообще и США в частности.
И здесь стоит вспомнить, почему, собственно, такое сотрудничество РФ и КНР в принципе стало возможно. А потому, например, что НАТО расширяется на Восток и не собирается останавливаться. Ну и поскольку по западной границе Россия сейчас окружена в большей степени недоброжелательно относящимися к РФ государствами, на территории которых к тому же военные базы НАТО, а в некоторых случаях и ракеты размещены, то нужно было отвечать ассиметрично. То есть выходом на Восток.
В свою очередь Китай тоже обеспокоен тем, что у него под боком Япония все с теми же американскими военными базами, а авиация США устраивает регулярные облеты впритык к границам Китая, а то и нарушая их. Как минимум, речь идет о морских границах.
Иными словами, в первую очередь - это оборонительный союз. Просто потому, что и военная доктрина Китая, и такая же доктрина РФ - по своей сути в первую очередь именно оборонительные. Но контролировать собственные территории и блюсти собственную безопасность мы будем, и теперь это стало окончательно понятно и выражено на практике.
"Под усилением А-СЯС, т.е. воздушной части ядерной триады, в данном контексте понимается возможность создания пула вспомогательных ресурсов - тех же бортов ДРЛО или даже самолетов-заправщиков, что еще более актуально. Причем такой пул будет способствовать и росту эффективности противолодочной авиации. Естественно, подходы к применению ядерных сил остаются абсолютно независимыми, но для сдерживания в мирное время - вполне себе логичное и полезное дело. С другой стороны, на выходе может произойти изменение военного баланса регионального уровня, да и стратегической стабильности в целом - ну да не мы это начали",- пишут эксперты "Ватфора".
С политической же точки зрения и КНР, и Россия демонстрируют что на азиатской и центральной территории Евразии они являются, как минимум, макрорегиональными лидерами. И, в общем, это тоже будет воспринято позитивно очень многими государствами АТР, поскольку они так или иначе заинтересованы в тесном сотрудничестве с РФ и Китаем, и, более того, их тоже напрягает излишне частное и плотное присутствие НАТО и США.
Кстати, что касается Североатлантического Альянса, то здесь все тоже очень интересно с геополитической точки зрения. Потому что до сих пор НАТО было абсолютно доминирующей военно-политической силой на планете. И вот теперь из сотрудничества России и Китая может получиться равноценная альтернатива. К сожалению, конечно, альтернатива эта именно военно-политическая с ударением на слове «военно». Но, повторимся, это вынужденный ответ экспансионистской политике НАТО.
Впрочем, здесь стоит отметить, что к эскалации военного напряжения возникновение такой альтернативной точки силы не приведет. Скорее, даже напротив. Потому что здесь история, как с ядерным оружием. Его наличие у заинтересованных субъектов мировой политики охлаждает совсем уж горячие головы и переводит любую конфронтацию в дипломатическую или экономическую плоскость.
И этот российско-китайский альянс тоже, в общем-то, про политику сдерживания, и контроля вооружений и военных операций. И про сохранение реального суверенитета. Ну, и про концепцию многополярного мира тоже не следует забывать. Потому что подобного рода сотрудничество - тоже элемент геополитической многополярности с многими полюсами силы и центрами влияния.
Просто, есть мнение, что в этот альянс могут влиться и иные государства, организовав коалицию, аналогичную НАТО по силе и численности. Правда, все же с несколько иными, в первую очередь, оборонительными, защитными целями.
И понятно, почему сейчас из очень многих и вполне определенных информационных источников пойдёт кране негативная реакция по поводу военной дружбы РФ и КНР. Потому что это не только некое локальное сближение, это снова изменение глобальной расстановки сил и элемент нового миропорядка, в котором США не будут являться единственным абсолютным центром силы.