США – Китай: холодная война двух сверхдержав неизбежна?
Борьба за влияние США и Китая в развивающихся странах обостряется
Более ста лет назад В. Ленин в работе «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916 г.), раскрывая причины Первой мировой войны, углубил традиционное определение империализма. Он обратил внимание на то, что империалистические устремления крупных государств (США, Великобритании, Германии, Франции и др.) на рубеже XIX-XX вв. резко обострились. Началось перерастание капитализма свободной конкуренции в монополистический капитализм. Крупнейшим монополиям стало нестерпимо тесно в рамках национальных рынков. Усиливалась борьба за мировые товарные рынки, источники сырья, сферы приложения капитала. Территориальный раздел мира к началу ХХ века был завершён, начиналась борьба за его передел, возможный только военными средствами. Так началась Первая мировая война.
Сегодня мы видим некоторое сходство с тем временем. В начале ХХ века велась жёсткая конкурентная борьба между монополиями США и других стран Запада, сегодня мы видим не менее жёсткую конкуренцию между США и Китаем. В начале ХХ века Китай был страной, за обладание которой боролись британский, американский, японский империализмы. Сегодня Китай сам стал крупной империалистической державой. Хотя китайское партийно-государственное руководство заявляет, что в стране строится «социализм с китайской спецификой», во многом это выглядит идеологическим прикрытием. В стране сложился капитализм с китайской спецификой, которому давно тесно в национальных границах Китая.
Сегодня мы чувствуем, что выяснение отношений между США и Китаем торговой войной могут не ограничиться. Китай подошёл к такой точке развития, когда в его внешнеэкономической экспансии на первое место вышел вывоз капитала (по Ленину – третий экономический признак империализма). В последнее время вывоз китайского капитала устойчиво превышает импорт. Правда, значительную часть вывоза Китай вынужден квалифицировать как «нежелательный» отток капитала, но китайским руководством предпринимаются большие усилия к тому, чтобы стихийный отток капитала превратить в организованный экспорт капитала, способствующий укреплению международных позиций страны.
Организовать вывоз капитала из Китая должен проект «Один пояс – один путь», призванный сделать Китай сверхдержавой, контролирующей с помощью экономических методов большую часть стран мира. Суть проекта в том, чтобы создать мощную транспортную и логистическую инфраструктуру, пронизывающую планету. Такая инфраструктура должна стать каналом продвижения китайских товаров, идей и культуры и объединять все страны, примыкающие к транспортным маршрутам. Китайские СМИ оценивают возможные инвестиции в рамках этого проекта от 4 до 8 трлн долл., и, если верить СМИ, своё согласие на участие в проекте дали около шести десятков стран. Инициаторы проекта рассчитывают, что «Пояс и путь» охватит страны с населением, составляющим 60% населения планеты. К настоящему времени, согласно китайским источникам, вложения Поднебесной в проект превысили 300 млрд долл.
Вашингтон с напряжением следит за инвестиционно-финансовой экспансией Пекина. Многие американские чиновники, озабоченные положением дел, ссылаются на исследование лаборатории AidData в Колледже Вильгельма и Марии в США, проведенное совместно со специалистами американского Гарварда и Гейдельбергского университета в Германии. Исследователи собрали и обработали данные по 4300 проектам, получившим китайское финансирование в 140 странах мира. Временные рамки исследования – 2000-2014 гг. (пятнадцать лет). Общий объём финансовых средств, предоставленных Китаем для реализации проектов за указанный период, составил 350 млрд долл. Масштабы финансирования эти годы неуклонно росли. Если в 2000 г. объём финансирования был равен 2,6 млрд долл., то в 2014 г. – 37,3 млрд долл. Максимальное значение было достигнуто в 2009 г. – 69,6 млрд долл. Объём финансовых средств, вывезенных за рубеж Соединёнными Штатами за тот же период времени, составил 394,6 млрд долл. Несколько больше, чем Китай, зато объём финансовых средств США не увеличивался так резко, как у Китая. В 2011-2014 гг. Китай уже стабильно опережал США по объёмам внешнего финансирования.
Эта статистика не на шутку тревожит Вашингтон. Забавно, но американские официальные лица используют в противостоянии Пекину ту риторику, которую в своё время использовали руководители СССР для разоблачения американского империализма. Вашингтон обвиняет Пекин в проведении «дипломатии долговой ловушки». Действительно, ряд развивающихся стран оказались в серьёзной долговой зависимости от Китая. По долгам перед китайскими кредиторами существует риск дефолта. Пока до этого дело не доходит, Китай соглашается конвертировать непосильные долги в различные активы страны-должника – землю, природные ресурсы, шахты и рудники, порты и другие объекты инфраструктуры. Обременённое долгами по китайским кредитам и займам правительство Шри-Ланки, например, было вынуждено сдать в аренду на 99 лет порт Хамбантота. Пекину принадлежит 70 процентов долга Кении. Ещё большую задолженность перед Пекином имеет небольшое африканское государство Джибути, занимающее стратегически важную позицию на Африканском Роге.
На весенней сессии МВФ и Всемирного банка глава Минфина США Стивен Мнучин назвал Китай «непрозрачным кредитором», который не согласует свои операции с МВФ и дестабилизирует международный рынок заимствований. Мнучин отметил, что такая практика создаёт проблемы при реструктуризации задолженности стран-должников. За этими рассуждениями скрывается плохо маскируемое раздражение американского чиновника по поводу того, что на мировом рынке заимствований Китай нарушает привычный стиль работы Вашингтона, долгое время управлявшего этим рынком через подконтрольный американцам Международный валютный фонд.
Вице-президент США Майкл Пенс, выступая 4 октября в Гудзоновском институте, много говорил о тех угрозах, которые исходят от Китая. Некоторые эксперты назвали выступление Пенса аналогом Фултонской речи Уинстона Черчилля, то есть прологом к холодной войне между двумя мировыми лидерами XXI века – США и Китаем. По словам вице-президента США, китайский проект «Один пояс – один путь» является китайским геоэкономическим оружием, уводящим другие страны в «долговые капканы».
Китай, однако, продолжает свою линию. Об этом говорит и грандиозный форум по китайско-африканскому сотрудничеству (FOCAC), состоявшийся в Пекине в прошлом месяце. В форуме приняли участие главы государств и правительств 51 африканской страны, это в два раза больше числа глав государств Африки, участвовавших в работе 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Всё объяснимо: Китай – главный донор Африканского континента, многие лидеры стран Африки рассчитывают на новые финансовые вливания Китая.
По данным Университета Джона Хопкинса, китайское руководство уже предоставило африканским правительствам более 143 миллиардов долларов в виде займов. Во время FOCAC председатель КНР Си Цзиньпин предложил Африке финансовую поддержку ещё в размере 60 миллиардов долларов, удвоив обязательства, взятые ранее. На этом фоне США и контролируемые ими международные финансовые институты (МВФ, Всемирный банк) отошли для африканских стран на второй, даже третий план. Такая же картина наблюдается в Азии.
Конечно, у Пекина не всё гладко. Например, минувшим летом Малайзия аннулировала инфраструктурные проекты на сумму 23 миллиарда долларов из-за их непомерной стоимости. Становится сложнее расширять круг стран, готовых участвовать в проекте «Пояс и путь». В Вашингтоне пришли к пониманию того, что антикитайской пропаганды (обвинений Китая в империализме, запугивания китайской «долговой петлёй») и усилий по дипломатической линии недостаточно, Соединённым Штатам требуется как минимум ликвидировать отставание от Китая в финансировании развивающихся стран.
Напомню, что в 1971 году в США было создано агентство, под названием Корпорации частных зарубежных инвестиций (Overseas Private Investment Corporation, OPIC), призванное содействовать экспорту американского частного капитала в развивающиеся страны. Корпорация находится в ведении Агентства международного развития США (U.S. Agency for International Development, USAID). Если на первых порах OPIC действительно была эффективным инструментом продвижения частного американского капитала в страны третьего мира, то сегодня помощь на цели развития, выделяемая Вашингтоном, выглядит намного более скромной, чем помощь ЕС и Китая. В прошлом году в Конгрессе США началась разработка законопроекта «Повышение эффективности инвестиций, способствующих развитию» (Better Utilization of Investments Leading to Development, BUILD) с целью создания вместо OPIC нового агентства с более широкими полномочиями. Называться агентство будет Корпорация США для финансирования международного развития (U.S. International Development Finance Corporation, IDFC). Финансовые ресурсы нового агентства удваиваются по сравнению с OPIC.
Примечательно, что помощь (льготные кредиты) предлагается предоставлять не только в долларах, но и в местных валютах, чтобы получатели могли избегать рисков колебаний курсов валют. IDFC станет катализатором экспорта американского капитала в развивающиеся страны. Условно говоря, 1 доллар по линии IDFC должен тянуть за собой 10 долларов частного капитала. Акцент будет сделан на проектах экономической инфраструктуры.
3 октября Конгресс США проголосовал за закон BUILD, и Дональд Трамп закон подписал. Интересно, что во время своей предвыборной кампании Трамп обещал урезать бюджетные расходы на международную помощь, но Пекин вынудил его эти обещания скорректировать. Борьба за влияние США и Китая в развивающихся странах обостряется.
ВТОРОЙ ФРОНТ: КИТАЙ ОФИЦИАЛЬНОНАЗНАЧЕН «ГЛАВНЫМ» ВРАГОМ АМЕРИКИ
Москва уступает фокус американского давления КНР
Руслан Хубиев
Гегемонизм – всегда подразумевал под собой давление на конкурентов. И чем сильнее становился конкурент, тем активнее против него велось давление. В конце двадцатого начале двадцать первого века англо-саксонское доминирование резко сменило ключевой подход. Так, если ранее, при наличие паритетного полюса все прочие восходящие страны тормозились США еще в зародыше, после распада СССР стратегия кардинально изменилась.
Концепция глобализации подразумевала под собой новый этап переустройства мира, стирание государственных границ и создание наднациональных «институтов». Роль США как государства на этот раз состояла в том, чтобы политическими, экономическими либо военными методами вскрыть суверенные страны как консервные банки, и как следствие предоставить их экономики для порабощения капиталу США – корпорациям и конгломератам.
В эпоху «конца истории», как называл это время недооценивший Россию Фукуяма, политические интересы Америки прочно уступили место экономическим интересам и планам финансовой закулисы. «Хозяева денег», как их принято называть, не отождествляли себя с США ни тогда, ни сегодня, их интересы были и остаются транснациональными, а потому политические желания Вашингтона не ставились на первый план.
Кроме того, пока конкурентов на мировой арене не существовало, устраивало это положение и внутренние силы Америки. Производственники, экспортеры и прочие крупные функционеры с радостью согласились на предложение заработать еще больше средств. Тем не менее, уникальный симбиоз просуществовал не долго. Уже к середине второго десятилетия, пока глобализация шествовала по планете, Китай успел вырасти до опасного конкурентного уровня, а Россия – возродиться из небытия. Для транснациональных элит это не было большой проблемой, а вот для США как государства – определенно да.
К моменту прошлых президентских выборов национальным элитам США окончательно стало ясно – «хозяева денег» решили спасти мировую финансовую систему и продолжить экспансию за их счет. Спохватившись, они начали оказывать серьезное сопротивление. И вскоре, из-за внешнеполитических провалов на российском направлении, падения благосостояния граждан США и внутренним проблемам иного рода, президентом Америки был выбран представитель с их стороны. Началась борьба за власть и давление в обе стороны.
Преимущество данной ситуации для нашей страны состоит в том, что конфликт «американских» элит мешает им прийти к общему консенсусу. А, кроме того, у национального лагеря абсолютно противоположные взгляды относительно России и КНР.
Транснациональные элиты (клинтониты) всеми возможными мерами желают задавить Москву, не начиная войну с Китаем. Слишком много финансовых интересов завязано на КНР. Национальные же элиты, хотят противоположного.
Для США, как для страны, именно Пекин является угрозой номер один, и для того, чтобы успешно противодействовать в битве с ним, им нужна нейтральная Россия. Этим и обусловлена двойственная политика США, а также то, почему Кремль не торопиться отвечать на взбалмошные выпады американцев.
До 2018 года планы о том, чтобы сделать Китай своим главным официальным противником всякий раз блокировались транснациональными элитами еще в Белом доме. Однако после избрания Трампа и первых успехов стоящих за ним сил, 8 октября этого года ситуация изменилась.
Вице-президент США Майк Пенс выступая в Гудзонском институте стратегических исследований произнес речь, которую без преувеличения можно назвать рубежной. Согласно сказанному, национальные элиты США предъявляют Китаю жесткий ультиматум – либо КНР принимает роль Америки в качестве финансового и геополитического лидера, либо экономическая война, запущенная Вашингтоном, дополнится полномасштабным политическим, дипломатическим и беспрецедентным военным кризисом.
«То, что делает Россия», - сказал он. «Бледнеет с тем вмешательством во внутренние дела США, которое осуществляет руководство в Пекине. КНР предпринимает беспрецедентные попытки повлиять на мнение американского общества, оказывает подрывную работу и готовится вмешаться в президентские выборы 2020 в США. Китай ведет бесчестную тарифную политику, шантажирует американские корпорации, по всему миру раздает дешевые кредиты, требуя от них в ответ политической лояльности и помощи в борьбе против нас.
Военными методами КНР пытается вытеснить США из Юго-Восточной Азии ставя под угрозу безопасность наших союзников и их границ. Их глобальная экспансия ставит под угрозу наши интересы, а следовательно, преследует целью изменить установившийся миропорядок. Мы остановим это. И если нужно, не ограничимся экономическим, политическими и дипломатическими методами».
Иными словами, национальные элиты США сумели получить достаточное превосходство во внутриэлитарном соперничестве, дабы публично и на самом высоком уровне обозначить смену своего главного геополитического противника. А вместе с тем, сделать разгорающийся американо-китайский конфликт еще на один шаг, не поддающимся дипломатическому урегулированию.
Для подтверждения факта о том, что высказанные тезисы не просто личная инициатива, а твердая позиция элит стоящих за нынешним президентом США, достаточно сравнить их со словами советника Трампа по национальной безопасности Джона Болтона. Две недели назад он заявил:
«Китай – наша главная проблема в XXI веке. Мы полны решимости. И сейчас в Пекине должны понять – времена изменились. Мы не потерпим угроз интересам США, китайское поведение было провокационным слишком долго».
Безусловно, для России эта новость довольно хороша. Поскольку смена фокуса американской вражды и расчленение ее на два фронта дает нашей стране необходимое время для решения внутренних и внешних противоречий. Располагает к дальнейшей смене региональных управленческих кадров, а также аккумуляции ресурсов для рывка в грядущей смене технологического уклада.
Что же касается КНР, то до настоящего момента времени Пекин еще ни разу не демонстрировал того, насколько стабилен и эффективен в условиях прямого противодействия. Раз за разом повторяя политику невмешательства и пользуясь протекторатом транснациональных элит, «Поднебесная» всегда избегала прямых конфликтов, теперь же – ситуация изменилась.
Учитывая, что Москва представляет для США прежде всего ограничительные угрозы (военного и политического характера) мешающие планам, но не наносящие Америке прямой урон, Китай становится для национальных элит врагом номер один на планете. Действия КНР носят атакующий характер вне зависимости от мотивов, поскольку бьют по святая-святых: гегемонии доллара, экономике США и кошельку американцев. С учетом этого, для элит, которые напрямую связаны с будущим этой страны Китай попросту опаснее.
Кроме того, для Трампа и капиталистических групп, стоящих за ним давление на Россию, не приносит никакой сиюминутной выгоды, в то время как рост уровня благосостояния американцев от давления на КНР, уже в 2020 году сможет принести на президентских выборах большие дивиденды. Для транснациональных элит (клинтонитов) все обстоит с точностью до наоборот, и именно поэтому весь срок Трампа они пытались не допустить подобной смены парадигмы, рассчитывая на поддержку Пекина, что тот и делает (например, обваливая экспорт сои из тех штатов, где поддерживают Трампа).
Окончательный поворот Америки с России на КНР будет очевиден лишь после ноябрьских выборов. Именно соотношение персоналий, выбранных в Конгресс, Сенат и прочие правящие институты будет определять расклад сил между элитами, отстаивающими разные взгляды и подходы к «партнерам» и врагам.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+