Почему Москве стоит делать стратегическую ставку на Трампа, несмотря ни на какие тактические соображения
Сейчас, когда вопрос импичмента Трампа перестал быть чисто теоретическим упражнением, некоторые профессиональные отечественные «трамписты» всерьез задумались: а не лучше ли, и в самом деле, было бы без Трампа? Никаких ожиданий, возлагавшихся на него в России, мол, он не оправдал и, строго говоря, при нём всё стало только хуже.
Один из таких отечественных «трампистов», философ Борис Межуев грустно рассуждает, что «мы реально поверили Трампу в 2016 году и приветствовали его победу… Итогом победы Трампа, однако, стало многократное усиление санкционного режима против России, выход из иранской сделки и близкая перспектива чуть ли не прямого вооруженного конфликта с Америкой. И теперь все взоры политической элиты России обращены в сторону несгибаемого либерала Макрона, призывающего ЕС строить систему безопасности с Россией, и упрямой глобалистки Меркель, нашего партнера по строительству «Северного потока-2»».
Выглядит всё это, прямо скажем, немного забавно, как будто ребенок узнал, что Дед Мороз – это всего лишь сосед дядя Вася. Как будто они и впрямь ждали от Трампа каких-то чудесных подарков, как будто он собирался сделать великой Россию, а не Америку, как будто прямым текстом не предупреждал, что может поладить с Путиным… а, может, и нет. И теперь разочарованно вздыхают и разводят руками – как так, мол, опять не срослось.
Забавнее, однако, даже не это разочарование, а то, с каким поразительным упорством эти же люди не желают видеть тех потрясающих подарков и одолжений, которые Трамп (невольно, конечно) раз за разом делает России. Чтобы заметить эти подарки, не нужно даже особых усилий, достаточно правильно расставить акценты.
В своей последовательной политике «сделать Америку снова великой» Трамп методично разрушает глобалистские структуры, созданные его предшественниками сначала для противостояния СССР, потом – для более удобного контроля над миром. Над миром, то есть, в том числе, и над Америкой.
Трамп, выдирая Америку из-под уже почти достроенного здания глобализации, выбивает из-под него опорную балку, и вся конструкция начинает шататься и падать. НАТО, ЕС, НАФТА, ВТО – все эти могучие опорные структуры глобализма начинают сейчас трещать и прогибаться под трамповским напором, и далеко не факт, что они устоят.
Может быть, они устоят. Может быть, Трампа перемелют и выкинут, как прочих неразумных выскочек, вроде Кеннеди или де Голля. А, может, и нет. Вопрос победы в этой войне перестает быть риторическим. В любом случае, России эта война однозначно на руку, даже если она сама и не станет принимать в ней активного участия.
Во-первых, любая война, даже победоносная, ослабляет воюющие стороны. Американские националисты схватились с глобалистами, и это для России идеальная ситуация – два её противника воюют друг с другом. Любая сильная Америка, претендующая на мировое лидерство, априори является противником России, а глобализм вообще противник всех национальных и суверенных государств, тут и думать нечего. В интересах России, чтобы схватка эта длилась как можно дольше, выматывая обоих противников. Что и происходит сейчас – перспективы скорой однозначной победы не просматривается.
Во-вторых, с лихостью и гиканьем ввязавшись в войну, Трамп не подумал об интересах союзников, щедро оттоптавшись по всем их больным мозолям, и те начали тихо отползать, посматривая по сторонам. Глобалисты умели держать союзников и вассалов под присмотром Америки, и, честно говоря, России было весьма неприятно иметь перед собой единый западный фронт с единой позицией и политикой, определенно враждебной.
Сейчас таким единством и не пахнет, и даже союзники по НАТО заговорили вразнобой, и прежние друзья открыто начали дерзить друг другу. Турция, с мучительными сомнениями и колебаниями, всё-таки начала отползать в сторону от Америки. Германия – стоит на своём и упрямо готовит «Северный поток-2», невзирая на шантаж и угрозы. Франция устами Макрона заговорила о возможном новом общеевропейском союзе – без Америки, но с Россией и Турцией. Всё это открывает перед российской дипломатией отличные возможности, потому что…
Потому что, и это, в-третьих, возвращение от «дипломатии ценностей» к «дипломатии национальных интересов» - процесс, в котором Россия заинтересована просто по объективным причинам. Будем честны, в «дипломатию ценностей» мы играть не умели и так и не научились. Сначала в качестве ценностей продвигали коммунизм. Потом, проиграв, отказались вообще, если не от ценностей, то от их продвижения. Вот тут-то нас и обложили, как подушками, всякими «общечеловеческими ценностями», под прикрытием которых использовали в собственных интересах.
Не умея ещё возразить, за провалом гуманитарной мысли, мы лишь послушно кивали, выворачивали карманы и соглашались, что гуманитарные бомбардировки и расчленение страны во благо самим же сербам, что свержение тирана есть общечеловеческий долг, а подряды своим компаниям в разбомбленной и оккупированной стране – это лишь поощрение частного предпринимательства. И разве вы против гуманизма, частной инициативы и международного сотрудничества? Конечно же, нет. Ну, а раз так, извольте принять у себя наши фонды, которые будут работать с вашими гражданами и политиками, скупая на корню всех, кто представляет собой хоть какой-то интерес.
Мы не умели работать в этой парадигме ценностей, и так и не научились. Мы слишком поздно стартовали в этом забеге, мы только лишь начали работать над своей новой собственной системой ценностей, когда Америка с Европой свои уже давно продвинули по всему миру и внедрили на уровне подростковой матрицы. Сражаться с этой обволакивающей субстанцией политкорректности и толерантности, за которыми, однако, стоят железная воля и колоссальные капиталы, было бы для России делом безнадёжным. Мы бы проиграли. Мы, собственно, и проиграли.
Трамп даёт нам второй шанс. Он возвращает в публичную риторику и практическую политику не только «реал политики» в самом широком смысле этого понятия, но и в узком – национальные интересы. И это та сфера и то поле битвы, на котором Россия как многовековая Империя чувствует себя вполне уверенно и комфортно. Здесь понятно, что делать и как реагировать, здесь ясны цели и конкретны задачи, здесь знакомы приёмы и привычны методы, здесь можно жить, с этим можно работать.
Война или переговоры с противником, вербовка и перевербовка союзников, силовое давление и дипломатические интриги, сколачивание союзов и разрушение коалиций, простой и старый как мир торг – ты мне, я тебе – эти принципы России близки, на этих принципах она может победить. Национальные интересы – это то, что нам понятно, с этим мы умеем работать, и как же приятно, наконец, что Запад сам начал переходить на понятный нам язык.
Исходя из «общечеловеческих ценностей» Франции и Германии нужно быть в союзе с Америкой и вражде с Россией. Исходя из национальных интересов – сотрудничество с Россией может рассматриваться как один из возможных и не худших вариантов. Даже если придётся в чем-то уступить, это всё равно более приемлемый вариант, чем вражда с Россией.
Исходя из ценностей глобализма, рыночной экономики и свободы торговли Китаю с Америкой нужно дружить и сотрудничать как можно теснее. Исходя из национальных интересов, кому-то в какой-то момент эта дружба может показаться чересчур накладной. То, что первому так показалось Дональду Трампу – чистая случайность, могло случиться и наоборот. И вместо союза Китая с Америкой, который оказался бы для России смертельной ловушкой, мы сейчас имеем торговую (пока) войну между двумя крупнейшими экономиками мира и возможность маневрировать между ними, выбирая союзника и противника.
Происходит возвращение к старой дореволюционной политике союзов и коалиций по интересам, происходит возвращение к старым добрым принципам Вестфальского мира, где каждый сам за себя, а все союзы носят временный и условный характер. В игре один на один Россия сильна, в этой игре нам практически нет равных, особенно когда включается силовой режим противостояния. У нас и народ, и элиты заточены на игру в экстремальных условиях, только в такой игре у нас есть шансы на победу.
Если бы победила Клинтон, Америка не стала бы ссориться с союзниками, глобалисты удержали бы единый фронт, и, возможно, дожали бы Россию. У нас просто не оставалось бы приемлемых вариантов действий. Сейчас они у нас есть. Благодаря Дональду Трампу.
Источник:ИА REX
БОЛЬШАЯ ИГРА: РОССИЯ, США, КИТАЙ, ГЕРМАНИЯ. КТО С КЕМ И КТО ПРОТИВ КОГО?
Зачем России Новый шелковый путь, если он пойдет не по ее территории?
Аrguendi
Кримсон пишет о неизбежности ракетного удара Вашингтона по Сирии - внутриамериканскими раскладами Трамп поставлен в такие условия, что иного выхода у него нет.
Вполне может быть. Хочу только напомнить, что это будет уже третий ракетный удар. Первые два, как известно, на ситуацию не повлияли никак. Дональд красиво порисовался в твиттере и показал себя перед электоратом крутым мужиком со стальными яйцами. Хохлы в интернете несколько дней пошутили про ржавые С-400 и скорый конец клятой рашки. Ну а сирийская армия невозмутимо продолжила зачистку страны от бармалеев. И вот теперь остался один Идлиб. Нет никаких оснований полагать, что если "Томагавки" снова пустят в дело, последствия будут иными, и США вдруг ввяжутся в серьезный военный конфликт и конфронтацию с Россией.
Зачем им это?
По-моему мнению, ситуация по-прежнему развивается в выгодном для нас ключе, опираясь на ранее достигнутые глобальные договоренности. Конечно, не без трудностей, ну а как без них? На примере одной статьи вполне заслуженного эксперта попробую продемонстрировать, почему я так думаю.
"...Больше всего оснований для недовольства нынешним курсом Соединенных Штатов сегодня у двух стран - Германии и Китая. ФРГ и КНР подвергаются особенно жесткому нажиму со стороны Дональда Трампа; их текущие, а тем более потенциальные потери от американского протекционизма намного превышают потери всех остальных торговых партнеров США, вместе взятых... Здравый смысл подсказывает, что канцлеру Ангеле Меркель и председателю Си Цзиньпину лучше бы держаться ближе друг к другу - единым фронтом противостоять американскому давлению все же легче, чем поодиночке.
Учитывая огромный совокупный потенциал двух стран, трансконтинентальная ось «Берлин - Пекин» стала бы достойным стратегическим ответом беспрецедентно сильному и грубому давлению США. Особенно если на эту ось удастся нанизать еще несколько не самых последних столиц на обширном пространстве между Бранденбургскими воротами и площадью Тяньаньмэнь. Включая, разумеется, и фрондирующую Москву".
Для начала посмотрим на глобус. Путь из Китая в Европу и назад лежит через Россию. Есть, конечно, и другие маршруты, в обход. Но там уже на ключевых логистических узлах и цепочках сидят американцы. Если сильно прижмет, Штаты в любой момент могут перекрыть кислород (причем сразу двум своим главным экономическим конкурентам), поставив, например, звездно-полосатый авианосец посреди Малаккского пролива.
Другое дело - если транспортно-торговая магистраль, связывающая Китай и ЕС, проходит через Россию. Здесь уже никаким авианосцем ничего не перекрыть. Можно только в ООН возмущаться. Однако и магистрали этой не видно. Разговоров о ней было много, но воз пока и ныне там. Очевидно, Китаю не очень хочется давать столь мощные козыри в руки своего северного конкурента (по большому счету, какая ему разница, кто его держит за горло - Вашингтон или Москва).
Теперь вопрос: можно ли американцам в условиях торговой войны с Китаем и ЕС ссориться еще и с Россией? Очевидно, что нет. Это не просто глупо, а даже самоубийственно. Ибо тогда союз главных континентальных держав неизбежно оформляется. Это будет непобедимый альянс. Номер один на планете. Звучит неплохо, особенно для нашего патриотического уха, в значительной мере придавленного стереотипами прошлого, в частности противостоянием США-СССР.
Но в реальности для России такой расклад вовсе не сулит радостей, об этом ниже. Сейчас же просто отметим, что у США в текущий исторический момент нет никаких реальных (экономических) причин враждовать с Россией. Куда выгоднее для янки заключить с русскими сделку и не допустить оформления большого евразийского союза.
Игнорировать данные очевидные вещи при анализе международной обстановки невозможно. Поэтому нет ничего логичнее, чем предположить наличие Большой сделки между Москвой и Вашингтоном, особенно если к указанной фундаментальной причине прикрепить кучу реальных геополитических фактов, накопившихся за время президентства Трампа. Тем не менее, экспертное сообщество предпочитает эти выводы игнорировать. Законопроекты недавно умершего сенатора или заявления какой-нибудь Ники Хейли в Совбезе кажутся им более значимыми. Ну ок.
Можно было бы возразить в том ключе, что Трампы приходят и уходят, а евроатлантическая солидарность (как и единство демократического Запада против угрозы авторитарной России) остается. Однако, этот довод на сегодня неактуален. Уже даже Европа берет курс на обособление от заокеанского соседа, причем во всех сферах. Да и надо понимать, что действия Трампа - не блажь взбалмошного старика, а четко выверенная стратегия стоящих за ним элит, которых мы можем условно назвать "национальным американским капиталом".
Именно экономика диктует такую политику, а точнее нынешняя глобалистская экономическая модель, которая привела к кризису американской промышленности и инфраструктуры, обогащая главным образом ту часть элит, которую условно можно назвать "глобальными финансистами". Не случайно Дональд на днях заявил, что соглашение о создании ВТО (один из столпов данной модели) "было единственной худшей торговой сделкой, когда-либо сделанной". Поэтому трампизм в США - это теперь надолго.
Идем дальше:
"В той новой игре, которая начинает разворачиваться на широких просторах Евразии, Россия, к сожалению, не имеет оснований уверенно претендовать на главные роли. Слишком ограничен ее экономический потенциал, слишком скромное место она занимает в системе складывающейся евразийской взаимозависимости".
Не будем спорить. Многочисленные авторитетные эксперты-международники любят подчеркивать слабость России на фоне других больших игроков и ее статус региональной державы. Не будем спорить и просто согласимся, что Россия пока еще значительно слабее и Китая, и ЕС, и США. Слабее экономически. Окей. Но что же предлагает в таком случае автор?
"Успешное развитие китайско-германского сотрудничества было бы выгодным Москве хотя бы по той причине, что такое сотрудничество - единственная возможность лишить Вашингтон его нынешней монополии на определение базовых правил игры в мировой экономике. Особых надежд на восстановление отношений с Вашингтоном в обозримой перспективе у Москвы не имеется, и до тех пор, пока правила определяются Соединенными Штатами, Россию будут последовательно вытеснять на периферию мировой экономики... Поэтому легко предположить, что Москва с энтузиазмом присоединилась бы к строительству оси «Берлин - Пекин», попытавшись превратить ее в полноценный равносторонний треугольник".
А вот это уже совсем интересно. Поскольку с США у нас всё плохо и надежд изменить ситуацию "в обозримой перспективе" нет, то надо примкнуть к потенциальному союзу Германии с Китаем. Дескать, это лишит американцев их нынешнего глобального экономического диктата.
Ну, во-первых, Вашингтон буквально весь срок президентства Трампа занят именно тем, что сам и разрушает "базовые правила игры в мировой экономике". Своими руками. Ибо, как мы выше уже отметили, эти правила со временем стали причиной глубокого кризиса в самих США (и возвышения их прямого конкурента, Китая). Под ударом даже нынешняя долларовая гегемония - Трамп готов отказаться и от нее.
А, во-вторых, не кажется ли странным признавать слабость России на фоне Германии и Китая и тут же предлагать ей присоединиться к этой "большой двойке"? Не раздавит ли она нас в своих тесных объятиях?
Такой вариант развития событий автор признает, видя для России главную опасность в том, чтобы "стать «третьим лишним» в китайско-германском альянсе". Но дабы его избежать он предлагает "привнести в этот альянс свои уникальные сравнительные преимущества". Которые не могут "ограничиваться особым географическим положением России - вариантов китайско-германского транзита можно найти очень много, и не все они проходят через российскую территорию". Что же в таком случае должны мы привнести, если торгово-транспортные коридоры - не главное, и Пекин с Берлином легко могут нас обогнуть (а, значит, и обогнут, если никто не будет им мешать)? Вариантов несколько:
- трехсторонние проекты развития на Балканах, в Центральной Азии и в Афганистане;
- вопросы миграции;
- профилактика политического радикализма;
- вызовы, связанные с новыми технологиями.
Ну разве не прелесть? По сути, нас призывают выступить на стороне Китая и ЕС в их грядущем экономическом противостоянии с США. При этом наша слабость и вызванные этим риски в полной мере осознаются. Но чтобы их купировать нам предлагается... Нет, не стать главным евразийским логистическим хабом, связывающим части света и поэтому обладающим ключевой ролью даже при относительно слабой экономике.
Нет. Нам предлагается абсолютно невнятная повестка, которая однозначно поставит Россию если не на уровень "третий - лишний", то где-то рядом. Германия и Китай будут выстраивать мощнейшее экономическое и технологическое партнерство, а мы будем угасать в их тени, предлагая свою помощь в борьбе с международным терроризмом. И развивая Балканы с Центральной Азией. Зато против США!
Многим нашим (советским) патриотам такой вариант, кстати, понравится. А вот мне нет. И я обращаю ваше внимание на ключевую фразу: "вариантов китайско-германского транзита можно найти очень много, и не все они проходят через российскую территорию". Вот мы и возвращаемся к тому, с чего начали. Инициатива "Один пояс - один путь", связывающая Пекин и Берлин, может обойтись и без России. И для нас это будет стратегическое поражение, которое фактически поставит крест на глобальных претензиях Кремля, что для страны - медленная смерть, ибо в этом случае правила экономического развития нам будут диктовать наши "партнеры". Но они же не такие ужасные как США, правда? Правда-правда. И Китай, и ЕС спят и видят, как Россия встанет с ними в один экономический ряд.
На мой взгляд, нашей возрождающейся империи куда выгоднее совсем иная стратегия (и, как кажется, именно ее Москва и придерживается): ни в коем случае не вмешиваться на чьей-то стороне в битву гигантов, а спокойно наблюдать за ней в нейтральном (а иногда полунейтральном) статусе. Помогая тем, кто проигрывает, и сдерживая тех, кто выигрывает. И ни в коем случае не способствуя победе Китая над США, а значит и формированию китайско-германского экономического союза. Как минимум сейчас, нам это невыгодно. А торговый путь из Китая в Европу - только через нашу территорию. Под нашим контролем. С нашей ключевой ролью.
Источник:ЖЖ Аrguendi
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 23
Рейтинг поста: