Вопрос: Какие темы Вы намерены затронуть в ходе своего выступления на Средиземноморском форуме?
С.В.Лавров: Рад возможности вновь принять участие в третьей международной конференции «Средиземноморье: римский диалог», проводимой Министерством иностранных дел и международного сотрудничества Италии и итальянским Институтом международных политических исследований.
Благодаря энергичной работе организаторов форум за непродолжительный период времени утвердился в качестве авторитетной и востребованной экспертной площадки для обсуждения актуальных проблем международной повестки в преломлении к средиземноморскому региону.
В ходе двух предыдущих встреч обсуждались темы, связанные с обеспечением безопасности в Средиземноморье, урегулированием кризисов и конфликтов на Ближнем Востоке и Севере Африки, противодействием международному терроризму. Дискуссии были интересными и содержательными, нацеленными на поиск эффективных решений широкого спектра вопросов.
Сегодня регион продолжает сталкиваться с многочисленными вызовами. В частности, имею в виду сохраняющуюся политическую и социально-экономическую нестабильность в целом ряде его стран, террористическую угрозу, радикализацию общественных настроений, неконтролируемый рост миграционных потоков.
Этим проблемам, а также российским подходам к их преодолению планирую уделить особое внимание. Намерен подчеркнуть, что Россия готова к конструктивному взаимодействию со всеми ответственными игроками в интересах обеспечения мира, стабильности и безопасности в Средиземноморье. Только объединяя усилия, мы сможем этого добиться.
Вопрос: В недавнем интервью нашему изданию Посол России в Италии С.С.Разов подчеркнул большой ущерб, который антироссийские санкции наносят экономикам Италии и ЕС. Когда, по Вашему мнению, Брюссель отменит самоубийственные рестрикции?
С.В.Лавров: Действительно, санкции наносят ущерб сотрудничеству России с Евросоюзом и его государствами-членами. Кстати, насколько мне известно, на это обращал внимание и Посол Италии в России Ч.Рагальини в интервью газете «Коррьере делла сера» в июле нынешнего года.
Сегодня очевидно, что раскрученные брюссельскими бюрократами по указанию из Вашингтона санкции бумерангом ударили по национальным европейским производителям. Они потеряли часть своих позиций на российском рынке и продолжают нести значительные убытки. Америка же ущерба не претерпела, поскольку наш товарооборот с ней мизерный. Получается, свои антироссийские задачи в американском истеблишменте хотят решать за счет европейцев и руками европейцев. Предлагаю над этим задуматься. Недавно у меня была возможность пообщаться с представителями европейских компаний, работающих в нашей стране. Их позиция однозначна – рестрикции и вмешательство политиков в деловую жизнь не нужны бизнесу.
Что касается судьбы санкций, то этот вопрос, разумеется, надо адресовать не Москве, а Брюсселю. Надеемся, что в структурах Евросоюза найдут в себе силы отказаться от выстраивания российской политики по принципу «наименьшего общего знаменателя» – перестанут идти на поводу у немногочисленной, но крайне агрессивной группы русофобов внутри ЕС. Со своей стороны будем развивать взаимодействие такими темпами, к которым готовы европейские партнеры.
Вопрос: Удалось бы Западу разгромить ИГИЛ в Сирии без помощи российских ВКС?
С.В.Лавров: Из Вашего вопроса у читателя может сложиться неверное впечатление, будто исключительно Запад борется с ИГИЛ, а Россия как бы в этом помогает. Ситуация иная. Ведомая США т.н. «антиигиловская» коалиция создана в обход Совета Безопасности ООН и действует в Сирии без координации с законным правительством этой страны, что, по сути, является нарушением международного права.
Что касается эффективности ее действий, то к середине 2015 г. стало ясно, что она не справилась со взятой на себя задачей по борьбе с ИГИЛ. Игиловцы расширяли свой «халифат», создавали квазигосударственные структуры, начали выпускать собственную валюту. Под их властью оказалось почти 70% территории Сирии. Несмотря на громкие заявления о «победах» из штаба коалиции, ИГИЛ продолжал активно распространять свою человеконенавистническую идеологию, совершать кровавые акции устрашения как в регионе БВСА, так и за его пределами.
Осознавая, к чему может привести усиление этой и подобных ей террористических структур, Россия приняла решение оказать помощь правительству САР в противодействии распространению терроризма в любых формах вне зависимости от национальной и религиозной окраски.
Приведу некоторые цифры, свидетельствующие о том, что в практическом плане было сделано для разгрома ИГИЛ. За два года операции ВКС России ликвидировано более 900 тренировочных лагерей, свыше 660 мастерских по производству боеприпасов и 1,5 тыс. единиц военной техники террористов. Освобождено порядка 1000 городов и населенных пунктов.
К настоящему моменту от ИГИЛ очищено более 95% территории САР. Начат процесс восстановления мирной жизни – в свои дома вернулись 1,12 млн. человек из числа беженцев и ВПЛ, причем только за 2017 г. число таких людей составило 660 тыс. При этом хотел бы особо отметить, что в своих шагах на сирийском направлении мы строго придерживаемся принципов международного права.
В 2015 г. Президент В.В.Путин выступил с инициативой о формировании широкой международной коалиции под эгидой ООН. Наши призывы к совместной борьбе с ИГИЛ, к сожалению, не были вовремя услышаны. Только относительно недавно у западных партнеров стало укрепляться понимание того, что с террористами надо бороться, как говорится, всем миром. Важным политическим событием стало заявление Президентов России и США по Сирии, сделанное «на полях» саммита АТЭС в Дананге 11 ноября. В нем зафиксирована совместная нацеленность довести до конца борьбу с ИГИЛ на востоке САР. Перспективы налаживания взаимодействия на антитеррористическом направлении обсуждались в ходе телефонного разговора В.В.Путина и Д.Трампа 21 ноября.
Вопрос: Россия продолжает надеяться на улучшение отношений с США, несмотря на «Рашагейт» и недружественные шаги администрации Д.Трампа?
С.В.Лавров: Ситуация в двустороннем взаимодействии остается крайне непростой. Вашингтонский истеблишмент захлестнула волна русофобских настроений, спровоцированная определенными политическими силами, не желающими смириться с итогами прошлогодних выборов президента США.
Пока трудно однозначно спрогнозировать последствия нынешнего сложного этапа. Поляризация мнений в США достигла беспрецедентного для последних десятилетий уровня – она распространяется не только на политическую и экономическую сферу, но затрагивает весь спектр вопросов общественной жизни.
Судя по всему, в Белом доме еще не выработали внятного подхода на российском направлении. Сам Президент Д.Трамп, как и в период избирательной кампании, продолжает заверять, что хотел бы добиться нормализации связей, наладить взаимодействие по актуальным международным темам. Он не раз говорил об этом Президенту В.В.Путину по телефону и при личном общении, в том числе на ноябрьском саммите АТЭС в Дананге.
На практике же, к сожалению, многие конкретные действия команды Д.Трампа носят инерционный характер, по сути мало чем отличаясь от курса Б.Обамы. Более того, с подачи антироссийского лобби в Вашингтоне предпринимаются все новые недружественные шаги в различных областях, включая расширение односторонних рестрикций, реализацию глобальных противоракетных планов, наращивание американского и натовского военного присутствия у наших границ, усилия по дискредитации внешней политики России.
На волне русофобской истерии в США принят направленный против нас закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций». Беспрецедентным выпадом стало закрытие американскими властями Генконсульства России в Сан-Франциско и захват пяти дипломатических объектов, являющихся нашей государственной собственностью.
Так что пока нам сложно ожидать каких-либо положительных шагов со стороны Вашингтона. Из-за разгула русофобии за океаном потенциал сотрудничества в мировых и двусторонних делах в значительной части остается незадействованным. Закрепление же в США на законодательном уровне России как «противника» – глупость и безответственность. По крайней мере, мы, из России, не смотрим на США через аналогичную оптику. Напротив, всегда относились с уважением к американскому народу и его достижениям.
Иными словами, продолжим действовать прагматично, не стремясь к конфронтации. Исходим из того, что в общих интересах России и США – добиваться сопряжения усилий в борьбе с терроризмом, вместе противостоять наркотрафику, распространению ОМУ, организованной преступности. Всегда востребована координация в урегулировании острых региональных кризисов. Как не раз подчеркивал Президент В.В.Путин, Россия открыта к конструктивной совместной работе с США по всем вопросам, готова пройти свою часть пути для стабилизации и оздоровления отношений, деградировавших в последние годы не по нашей вине. Надеемся, что здравый смысл в обозримом будущем все-таки вернется в вашингтонские коридоры власти.
При этом, разумеется, будем и впредь отвечать на любые недружественные шаги в соответствии с принципом взаимности.
Вопрос: Россия успешно решила проблемы, связанные с миграцией из бывших советских республик. Что должны сделать ЕС и страны-члены, чтобы остановить наплыв мигрантов из североафриканских стран, поддерживаемый международной организованной преступностью?
С.В.Лавров: Поразивший Европу масштабный миграционный кризис – прямое следствие порочной практики «экспорта» государственного устройства, вмешательства во внутренние дела суверенных государств, прежде всего Ближнего Востока и Севера Африки. Такие недальновидные действия привели к ослаблению или краху институтов власти, гуманитарным катастрофам, всплеску терроризма и экстремизма, что спровоцировало массовый исход граждан из региона.
Очевидно, что эффективное решение миграционных проблем Европы невозможно без устранения их первопричин. Необходимо удвоить усилия по мирному, политико-дипломатическому урегулированию кризисов и конфликтов, прежде всего в Сирии, Ливии, Ираке, Йемене. Оказать странам региона содействие в укреплении или восстановлении государственности, социально-экономической реабилитации, становлении на путь устойчивого развития. Продолжать бескомпромиссную борьбу с террористической угрозой, как это предусматривает уже упоминавшаяся мной инициатива Президента В.В.Путина по формированию широкой антитеррористической коалиции под эгидой ООН.
Сегодня важно обеспечить надлежащий контроль за миграционными потоками, в частности, исключить возможность проникновения в европейские страны террористов вместе с людьми, действительно нуждающимися в помощи. Недопустимо, чтобы беженцы становились объектом политического манипулирования со стороны сил, разжигающих этническую, религиозную и социальную ненависть, и, тем более, чтобы лагеря беженцев использовались для вербовки и подготовки боевиков. Одновременно важно противодействовать ксенофобии, расизму и нетерпимости по отношению к самим мигрантам.
Готовы к продолжению сотрудничества с ЕС в миграционной сфере, обмену опытом по решению миграционных проблем. Заинтересованы в скорейшем возобновлении контактов в рамках Диалога Россия-ЕС по миграции. Разумеется, открыты к укреплению взаимодействия с Евросоюзом в вопросах противодействия терроризму.
И последнее. Исходим из того, что страны, активно участвовавшие в дестабилизации обширных пространств БВСА, должны нести первоочередную и наибольшую ответственность за оказание помощи беженцам и вынужденным мигрантам. В этой связи рассматриваем продвижение рядом государств концепции «разделения ответственности» как попытку переложить соответствующее бремя на чужие плечи.
Вопрос: Как Вы оцениваете ситуацию на юго-востоке Украины? Останется ли Крым навсегда в составе России?
С.В.Лавров: Ситуация на юго-востоке Украины остается сложной. Из-за нежелания Киева отказаться от силового варианта решения «проблемы Донбасса» добиться устойчивого прекращения огня не удается.
«Школьное перемирие» – по случаю начала нового учебного года, – объявленное решением минской Контактной группы с 25 августа 2017 г. и поддержанное лидерами «нормандской четверки», хотя и способствовало заметному снижению градуса напряженности на линии соприкосновения, пока не привело к полному прекращению обстрелов. Доклады СММ ОБСЕ свидетельствуют о непрекращающихся нарушениях режима «тишины», виновником которых остаются Вооруженные силы Украины (ВСУ).
И в этом нет ничего удивительного. Сам президент П.Порошенко пообещал в любой момент вернуть ракетные и артиллерийские части, чтобы использовать эти запрещенные Минскими договоренностями вооружения против мирного населения Донбасса. Слова не разошлись с делами. Например, вечером 5 ноября ВСУ нанесли удар по пригородам Донецка с использованием систем «Град».
Украина не соблюдает договоренности лидеров «нормандского формата» в Берлине в октябре 2016 г. по разведению сил и средств в трех пилотных районах на линии соприкосновения.
Минские договоренности устанавливают четкую очередность шагов, увязывая военные и политические вопросы в один «пакет». В решении этих проблем важна если не синхронность, то, как минимум, четкая последовательность. А вот с этим у Киева большие сложности. Там упорно твердят о невозможности выполнения политической части «Минска-2» без обеспечения режима «полной тишины» в Донбассе. Требуют капитуляции и разоружения ополченцев. Вновь педалируют проблему контроля над границей, что является последним этапом Минских соглашений.
При этом киевские власти категорически не хотят признавать, что ключом к урегулированию остается поиск компромисса в рамках прямого диалога с Донбассом. Эта аксиома – фундамент достигнутых в Минске договоренностей, альтернативы которым нет. Необходимо решить проблемы предоставления юго-востоку страны закрепленного в Конституции особого статуса, проведения в регионе местных выборов, амнистии, осуществления реальной децентрализации. Без этого достичь устойчивого урегулирования невозможно.
На пресс-конференции по итогам саммита БРИКС в Китае в сентябре Президент В.В.Путин выдвинул инициативу об учреждении миссии ООН по содействию охране СММ ОБСЕ на юго-востоке Украины. Суть предложения – силы ООН должны обеспечивать исключительно безопасность наблюдателей СММ ОБСЕ, которые будут размещены в зоне разведения по обе стороны линии соприкосновения, а также при патрулировании других районов конфликта в соответствии со своим мандатом по выполнению Минских договоренностей. Контингент ООН будет введен в зону конфликта после разведения сил и средств сторон. Размещение ооновцев должно быть согласовано с властями как в Киеве, так и в Донецке и Луганске. При этом основой урегулирования продолжают оставаться Минские соглашения, сохраняются все существующие переговорные площадки – минская Контактная группа и «нормандский формат».
Что касается второй части Вашего вопроса, то тема закрыта раз и навсегда. Напомню, что речь идет о свободном, демократическом волеизъявлении жителей Крыма, которые сделали осознанный выбор в пользу мира и процветания. Такая форма реализации права на самоопределение была единственно возможным способом защиты жизненно важных интересов народа перед лицом разгула национал-радикальных элементов на Украине, которые пришли к власти в результате совершенного ими в феврале 2014 г. государственного переворота. Сегодня очевидно, что выраженная на референдуме воля жителей полуострова позволила им избежать ужасов гражданской войны – того, что на протяжении более трех лет киевские власти вытворяют в Донбассе.
Вопрос: Можно ли утверждать, что В.В.Путин в России создает цивилизационную модель, основанную на традиционных ценностях, христианстве и защите семьи, альтернативную глобалистской, размывающей национальную идентичность народов?
С.В.Лавров: В России, исторически построенной на основе мирного сосуществования культур, религий и этносов, уделяют большое внимание сплочению общества вокруг непреходящих духовно-нравственных ориентиров. Видим в этом важнейшую составляющую в деле обеспечения динамичного, поступательного развития страны, упрочения ее позиций в международных делах. При этом мы никому ничего не навязываем, не учим жизни других. С уважением относимся к праву народов мира самим выбирать модели политического и социально-экономического устройства.
У нас вызывает обеспокоенность проводимая рядом государств Запада линия на подмену общечеловеческих ценностей псевдолиберальными – причем не только у себя дома. Не прекращаются попытки их агрессивного экспорта, что встречает возрастающее сопротивление других народов, стремящихся сохранить свой жизненный уклад, собственную национальную идентичность.
Убеждены, что в основе солидарности мирового сообщества должны быть традиционные идеалы, общие для основных мировых религий и культур. Очевидно, что без укрепления нравственной основы международной жизни невозможно эффективно решить многочисленные проблемы современности. Будем и впредь способствовать выстраиванию межгосударственного общения на принципах честности, правды и справедливости.
Вопрос: Россия строит новый многополярный мир. В чем заключается Ваша геополитическая концепция?
С.В.Лавров: Прежде всего хотел бы отметить, что мы ничего не строим. Конфигурация международной системы определяется объективными факторами. Очевидно, что попытки выстроить или «подверстать» миропорядок под себя обречены на неудачу.
События последнего времени наглядно свидетельствуют, что усилия узкой группы государств во главе с США сколотить однополярную модель мироустройства, адаптировать институты «холодной войны» к современным реалиям потерпели фиаско. Мир не стал ни «западноцентричным», ни более безопасным и стабильным. Остаются неурегулированными старые кризисы и конфликты, появляются новые вызовы безопасности. Особую опасность по-прежнему представляет беспрецедентный всплеск международного терроризма.
Сегодня мы говорим о становлении более справедливого и демократического полицентричного или многополярного мироустройства. Это – объективный процесс, связанный с появлением и укреплением новых экономических и политических «центров силы» в АТР, Латинской Америке, Африке, стремящихся проводить самостоятельную внешнюю политику и активно участвующих в формировании международной и региональной повестки дня. Многополярность воплощает в себе разнообразие культурно-исторических традиций и политико-экономических систем, стремление народов самим определять свою судьбу.
Попытки затормозить эту тенденцию, обернуть ее вспять, удержать свои доминирующие позиции лишь чреваты усилением хаоса и нестабильности. В общих интересах – сделать процесс формирования обновленной международной архитектуры устойчивым и предсказуемым. В этих целях востребовано возвращение к сформулированным в Уставе Всемирной организации ключевым принципам международной жизни, включая суверенное равенство государств, невмешательство в их внутренние дела, мирное урегулирование споров.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 60
Рейтинг поста: