ОКО ПЛАНЕТЫ » Первая полоса » Долетели: Вашингтон оказался в прицеле северокорейских ракет. США пригрозили Северной Корее полным уничтожением. У Трампа нет последовательной линии в вопросе КНДР
Долетели: Вашингтон оказался в прицеле северокорейских ракет. США пригрозили Северной Корее полным уничтожением. У Трампа нет последовательной линии в вопросе КНДР
«Мы движемся к войне». Именно так американский сенатор Линдси Грэм прокомментировал северокорейский ракетный запуск, состоявшийся 29 ноября. И спорить с ним сложно.
Долетает
Обычно воинственный американский президент пытается преуменьшить значение запуска 29 ноября. Трамп уверяет, что ничего нового тут не произошло, что «он разберется», но все не так просто. После этого запуска американо-северокорейский конфликт переходит на принципиальный уровень. Уровень, где принцип «чем бы дитя не тешилось» уже не работает.
Долгое время американо-северокорейские отношения могли считаться очень плохими, но все-таки стабильными. Американцы с юмором воспринимали северокорейские угрозы и если чего боялись (не сильно, но все-таки боялись), так это северокорейских ударов по Южной Корее и Японии. То есть по тем территориям, которые попадали в радиус поражения систем северокорейской армии.
Однако несколько месяцев назад ситуация начала меняться. Развитие северокорейской ракетной программы дошло до такой стадии, что ракеты стали долетать уже до американских территорий в Тихом Океане. Например, до острова Гуам. Это уже принципиально другая ситуация – под угрозой оказалась пусть и малая, но все-таки территория Соединенных Штатов. От президента требовали исполнения Конституции и своих обязанностей по защите американской территории от угрозы со стороны врага (каковым является Северная Корея). И если тогда Трамп и его генералы могли как-то отмахиваться от требований, то после 29 ноября делать это будет гораздо сложнее.
Характеристики полета испытанной ракеты серьезно превосходят все предшествующие образцы. Даже глава Пентагона Джеймс Мэттис вынужден был признать, что северокорейские МБР могут поразить территорию континентальных США. То есть не маленький Гуам, а многомиллионный Лос-Анджелес, Чикаго, Нью-Йорк или даже Вашингтон.
Таким образом, Северная Корея становится третьим (после СССР/России и Китая) враждебным государством, способным нанести по Америке ядерный удар с неприемлемыми для США последствиями. Но при этом, в отличие от первых двух, в отношении КНДР не так эффективна логика ядерного сдерживания. Американцы могут быть на 100% уверенными в том, что и Москва, и Пекин сто раз подумают прежде чем угрожать или тем более применить ядерное оружие в отношение США. Им есть что терять, и есть о чем и как договариваться с Соединенными Штатами.
КНДР же теперь будет угрожать постоянно, и обещать «превратить США в ядерную пустыню» по любому поводу, включая новые учения, американские оборонные контракты с Южной Кореей и Японией, и т. д. Не говоря уже о том, что северокорейский режим (несмотря на то, что это диктатура) куда менее устойчив, чем российский или китайский. К тому же, там сейчас идет процесс политических реформ, чреватый разбалансировкой государственных институтов.
Наконец, нет никакой гарантии того, что северокорейцы не продадут эти ракеты иранцам. Которые тоже хотят посмотреть через прицел на американские города.
На распутье
Продолжать в этой ситуации «стратегическое бездействие» (которым США занимались с 2001 года, когда Джордж Буш похоронил 7-летний переговорный процесс с КНДР и все его итоги) американцы больше не могут. Проблема требует немедленного решения. Выхода у Трампа, по сути, два. Первый – это пойти по пути, обозначенному Линдси Грэмом. Беря пример с Израиля, Дональд Трамп может попытаться ликвидировать возникшую экзистенциальную угрозу через полномасштабные или точечные военные действия. И технически у США есть возможности для нанесения по Северной Корее сокрушительного удара. Однако нет гарантий того, что этот удар сокрушит все возможности для ответного запуска ракеты по территории США или артиллерийского удара по Южной Корее. В Сеуле уже заявили, что военный вариант решения северокорейского вопроса они исключают, и любые инициативы США в этом направлении Южная Корея не поддержит.
А поддержит другой вариант – возвращение за стол переговоров. Любопытно, что сам Ким Чен Ын уже намекнул на готовность отказаться от дальнейших испытаний. По словам северокорейского лидера, его страна наконец-то «завершила историческую задачу по созданию государственных ядерных сил», а значит новые испытания уже не так нужны. К тому же Ким достиг своего – создал эффективное средство сдерживания – и теперь хочет собирать внешнеполитические дивиденды.
Согласиться на это предложение Трампу будет очень непросто. Америка готова вести разговор с КНДР только и исключительно о полном верифицируемом ракетно-ядерном разоружении, что на сегодняшний момент невозможно. Однако если президент откажется от нанесения удара (а если и бить, то именно сейчас, ведь время играет в пользу КНДР), то ему остаются только переговоры на реалистичных российско-китайских условиях: то есть, о заморозке северокорейских ракетно-ядерных испытаний в обмен на финансово-экономические уступки Запада и снятие санкций.
По всей видимости, сейчас Соединенные Штаты уже говотовят переговоры, и пытаются вовлечь туда максимальное количество уважаемых государств. Так, Washington Post посвящает целую статью вопросу о том, почему Европа так пассивно реагирует на северокорейскую угрозу. Американские журналисты напоминают, что европейские столицы теперь тоже находятся в зоне досягаемости северокорейских ракет и призывают их к большей активности. Однако очевидно, что ключевыми партнерами США на этих переговорах станут Москва и Пекин. Оба государства выступают за сохранение северокорейского режима, однако не против немного наказать строптивого Кима и преподнести ему урок вежливости и хороших манер.
Война обернется для КНДР полным уничтожением, заявила постпред США при ООН Никки Хейли.
Она заявила, что «диктатор Северной Кореи вчера сделал выбор». По словам Хейли, если дело дойдет до войны, то «северокорейский режим будет полностью разрушен и уничтожен», передает «Интерфакс».
Напомним, Совбез ООН собрался на заседание, созванное в связи с запуском КНДР межконтинентальной баллистической ракеты.
Хейли призвала лишить Северную Корею права голоса в ООН.
Россия заявила о неприемлемости претензий КНДР на статус ядерной державы, но призвала стороны «не провоцировать друг друга».
Совбез ООН начал заседание по Северной Корее
Проходит заседание Совета Безопасности ООН, созванное в связи с запуском Северной Кореей межконтинентальной баллистической ракеты.
Постпред Италии Себастьяно Карди сообщил, что пока члены СБ не подготовили каких-либо документов, включая проект заявления по ракетному пуску, передает РИА «Новости».
Замгенсека ООН по политическим вопросам Джеффри Фелтман сообщил, что встретился с представителем КНДР и подчеркнул на встрече, что «нет ничего более опасного для безопасности в мире, чем-то, что происходит сейчас на Корейском полуострове».
Постпред России при ООН Василий Небензя заявил, что «новое нарушение Пхеньяном резолюции Совета безопасности ООН вызывает глубокое сожаление». По его словам, «перспективы нормализации обстановки на Корейском полуострове по-прежнему не просматривается».
Напомним, Северная Корея запустила межконтинентальную баллистическую ракету, которая упала в пределах экономической зоны Японии в Японском море. При этом в Пхеньяне заявили, что новая ракета способна достичь любой точки США.
У Трампа нет последовательной линии в вопросе КНДР
Фёдор Лукьянов - главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» с момента его основания в 2002 году. Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике России с 2012 года. Профессор-исследователь НИУ ВШЭ. Научный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай». Выпускник филологического факультета МГУ, с 1990 года – журналист-международник.
Резюме: В начале осени у наблюдателей создалось неприятное впечатление, что конфликт вокруг ракетно-ядерной программы КНДР способен перерасти в реальную войну. Минувшие два с половиной месяца принесли некоторое успокоение, если, конечно, считать таковым продолжение словесной войны и проведение Соединенными Штатами и Южной Кореей масштабных маневров.
Пхеньян, впрочем, пуски приостановил, как полагают знающие эксперты - в ответ на идею "двойной заморозки" (КНДР и США воздерживаются от действий, способных спровоцировать эскалацию), которую официально выдвинули Россия и Китай, а неформально поддержали и американские дипломаты. Спокойствие, правда, призрачное, тем более что Вашингтон в отличие от Пхеньяна паузу не выдержал. Учения продолжаются, а это значит, что и в Северной Корее либо уже считают себя свободными от обязательств, либо вот-вот придут к такому выводу.
Тема, конечно, доминировала на Азиатской конференции Валдайского клуба, которая завершилась в Сеуле. Атмосфера в Южной Корее своеобразная. Смятение можно понять. Невесело находиться на передовой вероятного фронта и, соответственно, рисковать самыми тяжелыми потерями в случае войны, но при этом не иметь серьезной возможности повлиять на тех, кто эти боевые действия будет вести. Казалось бы, за годы раскола Кореи можно было бы привыкнуть. Так, собственно, и было, но в последнее время относительно стабильная модель сосуществования утратила баланс.
С одной стороны, многолетние усилия КНДР по созданию потенциала ядерного сдерживания увенчались успехом. Специалисты по-прежнему спорят, каковы на самом деле возможности Пхеньяна, есть скептики (они же оптимисты), которые считают, что режим сознательно раздувает собственную опасность. Но даже если это имеет место, достаточно того, что проверять ни у кого желания нет - а вдруг не блефуют? То есть политический образ ядерной державы создан, военные склонны в это верить, а технологические сомнения - удел узкого круга гурманов. Как бы то ни было, восприятие Северной Кореи в ядерном качестве создает совершенно иную ситуацию в Восточной Азии.
С другой стороны, впервые в истории Сеул, как и другие союзники США, пребывает в недоумении относительно намерений патрона. Специфика президента Трампа и сложности взаимоотношений внутри системы американского управления ведут к тому, что последовательной линии не получается, а зигзаги в столь чувствительном вопросе делают ситуацию крайне нервной. Собственно, отсутствие ответа на "жест доброй воли" Ким Чен Ына, несмотря на неформально переданное намерение поддержать "перемирие", вероятнее всего, результат вышеупомянутой несогласованности между ветвями власти в Соединенных Штатах. Как бы то ни было, внешним партнерам все менее понятно, чего ждать.
Президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин, занявший свой пост полгода назад после досрочных выборов, представляет, в отличие от двух предшественников, левый фланг южнокорейской политики, который традиционно стремится излучать "солнечное тепло" в северном направлении. В начале июля в Берлине по пути на саммит "двадцатки" он выдвинул серию инициатив по снижению напряженности, апеллируя к опыту Германии. Мол, если только Пхеньян прекратит провокации, мы готовы применить метод "Восточной политики" Вилли Брандта в конце 1960-х годов, то есть экономическое и политическое сотрудничество с КНДР (в германском случае - с ГДР) при сохранении базовых противоречий и цели объединения.
Параллель сразу прозвучала довольно странно - будь Германская Демократическая Республика ядерным государством, ее судьба, скорее всего, сложилась бы иначе. Но даже если отложить в сторону данный фактор, сама Южная Корея не имеет даже того пространства для маневра, которым обладала ФРГ в разгар "холодной войны". Западная Германия тоже являлась потенциальным полем боя внешних сил, однако пользовалась некоторым влиянием на Вашингтон, что демонстрировали все канцлеры, особенно начиная с Брандта. Постоянно подчеркивая стопроцентную лояльность американцам, западногерманские лидеры использовали это для расширения окна возможностей с СССР и ГДР.
Сеул подобным похвастаться не может, по причинам как объективного, так и субъективного характера его зависимость от политики США почти абсолютна. Упрекать за это Южную Корею, находящуюся в том военно-стратегическом положении, в котором она находится, язык не повернется, но обстоятельства не позволяют рассчитывать на ее особую роль и самостоятельность. Это чувствуется и в высказываниях многих южнокорейских собеседников, которые, мягко говоря, не исполнены оптимизма.
Валдайский клуб подготовил к заседанию три сценария развития Азии до 2037 года - от мрачной картины многостороннего ядерного соперничества ("Сражающиеся царства") до гармоничного бурного развития в условиях замораживания конфликтов ("Прекрасная эпоха"). Для России предпочтителен промежуточный вариант ("Большая удача"), который предполагает управление конфликтами (без их разрешения) и продолжение постепенного экономического роста в Азии. При таком варианте остается востребованным российский военно-дипломатический потенциал, и Россия может использовать экономический рост в Азии для своего развития. Но для этого придется поработать. "Большая удача" не приходит сама.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+